Знакомство с “Сахихом” аль-Бухари
Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им, назвал свою книгу “Аль-джами‘ аль-муснад ас-сахих аль-мухтасар мин умур расули-Ллах ва сунани-хи ва айами-хи”. Что касается места этого труда, то улемы говорили, что в книге аль-Бухари впервые были собраны и классифицированы по тематическому признаку исключительно достоверные хадисы.
Кроме того, улемы были единодушны во мнении о том, что из всех сборников, составленных по такому принципу, самые достоверные хадисы включают в себя “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. В большинстве своём улемы считают, что “Сахих” аль-Бухари более достоверен и заключает в себе больше пользы, чем “Сахих” Муслима, однако Абу ‘Али ан-Найсабури говорил, что более достоверным следует считать “Сахих” Муслима. Такого мнения придерживались и улемы Магриба, но с этим согласиться нельзя, ибо на самом деле предпочтение необходимо отдать “Сахиху” аль-Бухари. Так, например, в своём сочинении под названием “Аль-Мадхаль” имам Абу Бакр аль-Исма‘или ставит “Сахих” аль-Бухари выше “Сахиха” Муслима и обосновывает свою точку зрения соответствующими доказательствами.
Имам ан-Навави сказал: «Нам передали, что имам Абу ‘Абд ар-Рахман ан-Наса’и, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: “Нет среди этих книг более хорошей, чем книга аль-Бухари”».
Знай, что достоверность обоих этих книг общепризнана, а это значит, что применение на практике того, о чём говорится в содержащихся в них хадисах, обязательно.
Теперь относительно того, что касается причины классификации хадисов “Сахиха” аль-Бухари и принципа его составления. Передают со слов Ибрахима бин Ма‘киля ан-Насафи, что Абу ‘Абдуллах аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Как-то раз, когда мы находились у Исхака бин Рахавайхи, да помилует его Аллах, некоторые наши товарищи стали говорить нам: “Было бы хорошо, если бы вы составили краткую книгу из достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”. Это запало мне в душу, после чего я и принялся за составление такой книги».
Имам ан-Навави сказал:
− Несколькими путями нам передали сообщение о том, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «В течение шестнадцати лет я работал над “Сахихом”, материал для которого был отобран мной из шестисот тысяч хадисов, и я сделал его своим оправданием пред Всемогущим и Великим Аллахом».
Имам ан-Навави сказал:
− Нам передали, что он сказал: «Однажды я увидел во сне, что стою перед пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с веером в руках и защищаю его. После этого я спросил об этом некоторых толкователей снов и все они говорили: “Ты защищаешь его от лжи”, что и побудило меня к составлению “Сахиха”».
Сообщается, что аль-Бухари сказал: «В свой “Аль-Джами‘” я включил только достоверные хадисы, но часть их я в него не включил из-за большого объёма книги».
Имам ан-Навави сказал:
− Передают со слов аль-Фирабри, что аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Я не включал в свой “Сахих” ни одного хадиса, не совершив перед этим полного омовения и молитвы в два рак’ата».
Передают со слов имама ан-Навави, что ‘Абд аль-Куддус бин Хаммам сказал: «От разных шейхов я слышал, что аль-Бухари составлял пояснения к содержанию глав “Сахиха”, находясь между могилой пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его минбаром и перед записью каждого пояснения он совершал молитву в два рак’ата».
Имам ан-Навави сказал: «Девяносто тысяч человек слышали “Сахих” из уст аль-Бухари».
Имам ан-Навави сказал:
− Дошло до нас, что праведный имам и факих Абу Зайд Мухаммад бин Ахмад бин ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Марвази, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «Однажды я увидел во сне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: “Поистине, община моя изучает фикх, но не изучает мою книгу”. Я спросил: “О посланник Аллаха, а что ты называешь твоей книгой?” − на что он сказал: «“Джами‘” Мухаммада бин Исма‘ила аль-Бухари», или же он сказал нечто подобное».
В своей книге “Тарих Найсабур” Абу ‘Абдуллах приводит слова Абу ‘Амра Исма‘ила, передававшего, что Абу ‘Абдуллах Мухаммада бин ‘Али сказал:
− Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари сказал: «Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами. Каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру, и я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословенными для мусульман».
Передают со слов Абу ‘Амра, что Абу ‘Абдуллах сказал: «И Аллах сделал их благословенными».
Имам ан-Навави сказал:
− Нам передали, что Абу-ль-Фадль Мухаммад бин Тахир аль-Макдиси сказал: «Аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в Бухаре, но говорят также, что это было в Мекке».
Он передал, что ‘Умар бин Мухаммад бин Йахйа сказал:
− Я слышал, как Абу ‘Абдуллах аль-Бухари сказал: «Я работал над составлением “Аль-Джами‘” на территории Запретной мечети и не включил в него ни одного хадиса, не испросив на то благословения Аллаха Всевышнего, не совершив молитву в два рак’ата и не убедившись в достоверности этого хадиса».
Аль-Макдиси сказал: «Я считаю, что первое соответствует действительности в большей степени».
Все эти сообщения не только можно, но и нужно согласовать между собой. Ранее мы уже указывали, что аль-Бухари работал над составлением своего “Сахиха” в течение шестнадцати лет, часть которых он провёл в Мекке, часть − в Медине, часть − в Басре и часть − в Бухаре, а Аллах знает об этом лучше.
Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал:
− Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исма‘илу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: «Доставь ко мне “Джами‘”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя». На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой».
В той версии этого сообщения, которая передаётся не через Ибн Мунира, сказано: «И эмир послал за аль-Бухари, желая, чтобы он обучал хадисам только его детей и больше никто на этих встречах не присутствовал, однако аль-Бухари отказался от этого и сказал: “Я не могу избирать для слушания одних и не допускать других”».