Всевышний запретил своим рабам уподобляться тем, кто сказал: «Если бы сделали так-то так-то, все было по-другому».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите «если бы», поистине, это слово открывает двери козням Сатаны»[234]. абу Хурайра говорил, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в обоих из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: «Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!», - но говори: «Это предопределено Аллахом, и Он сделал что пожелал», - ибо, поистине, эти «если» открывают шайтану (путь к) делам его»[235].
[1] В энциклопедии арабского языка «Лисануль-араб» дается следующее толкование слов «аль-уабиль» и «ассайиб». Автор энциклопедии ибн Манзур пишет, что: ««аль-уабиль» — это сильный дождь, с особо крупными каплями. Если кто-то отличается особой щедростью, его называют именем этого дождя. «Ассайиб» — самый чистый, избранный, лучший экземпляр чего-либо».
[2] У некоторых русскоязычных переводчиков существует тенденция ослабления смысла этого слова заменой ее не слишком подходящей языковой единицей «слуга». Разница между этими двумя словами разительная, к тому же можно задать вопрос, разве можно считать чем-то зазорным рабство Всевышнему Аллаху? Он Сам отвечает нам на этот вопрос: «Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные... “(Сура «Женщины», 172 аят).
[3] Более подробную информацию насчет этой темы можно найти в книге этого же автора «Оружие терпеливых и припасы благодарящих».
[4] Здесь и далее при переводе Корана в основном использован труд И. Ю. Крачковского с незначительными поправками и изменениями. Нелишним будет заметить, что процесс перевода Корана сопряжен многими трудностями. Для ясности предлагаем вашему вниманию отрывок из книги профессора Каирского университета Ахмада Юсуфа «Исламское право»: «Благородный Коран — это слова, ниспосланные на нашего господина Мухаммада, на арабском языке для размышления (над ними) и поминания. Передается Коран большим количеством людей из поколения в поколение. Первая его сура — «Фатиха», последняя — «Нас». Из этой формулировки вытекает то, что перевод Корана собственно не считается Кораном, так как не один язык мира не в состоянии полностью охватить и передать его смысловые оттенки, намеки и пожелания. С точки зрения религии, перевод — один из разновидностей изменения и искажения. Всевышний Аллах говорил: «А когда им читаются наши знамения ясно изложенными, те, которые не страшатся встречи с нами, говорят: «Принеси нам Коран, другой, чем этот, или замени его!» Скажи: «Не быть тому, что я заменю его по своей воле. Я следую только за тем, что открывается мне. Я боюсь, если ослушаюсь Господа моего, наказание дня великого. Если бы Аллах пожелал я не читал бы его вам и не дал бы вам знания о нем. Я ведь всю жизнь провел среди вас до этого. Разве вы не разумеете?» (Сура Юнус:15-16). Община мусульман единодушна в том, что запрещено передавать текст Корана по смыслу, изменяя его художественную форму. Перевод создает вероятность множественности смысловых передач Корана, в том случае, когда люди всецело будут опираться на переводы. Профессор Рустам Алиев в послесловии к переводу Корана Крачковского пишет: «Несмотря на благозвучие этого перевода, он тоже не передает всей торжественности, фанфарной мощи звуковой инструментовки, полифонии оригинала. Творец Корана предвидел невозможность его адекватной передачи на другом языке. В 17- ой Суре (стих 88) сказано: «Если бы собрались люди и джины, чтобы сотворить подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками». О значении комментариев для верного истолкования Священной книги лучше всего сказано в ней самой: «Он от Себя послал тебе священную книгу. И в ней одни аяты несут открытый смысл, другие - скрытого значенья полны и толкованья ждут». Точнее сказать невозможно! Несмотря на титаническую работу, проделанную И. Ю. Крачковским по переводу и комментированию Корана, в нем еще скрыто много волнующих тайн, загадок, сложных и многозначных мест, которые бросают вызов пытливым исследователям».
[5] Сура «Толпы», 35 аят.
[6] Куртубий, в своих комментариях к Корану, замечает, что: «Ученые говорят: «У него нет власти над их сердцами»».
[7] Сура «Аль-Хиджр», 42 аят.
[8] Сура «Сод», 83 аят.
[9] «Не в полномочиях Иблиса принуждать людей к неверию. Его функции ограничиваются призывом (ко злу) и разукрашиванием (порочного). Под словом «власть» в данном аяте имеется в виду «сила», или же, как считают некоторые исследователи, «аргумент». То есть получается, что они безосновательно, не требуя от него никаких доказательств, последовали за ним, следуя сиюминутной похоти, предвзятости и зову страсти». Книга «Свод законов Корана» Абу Абдуллы Мухаммада ибн Ахмада Аль-Ансария Аль-Куртубий, 14 том, 177 стр..
[10] Для того чтобы воочию показать их сущность, на основе чего, потом справедливо воздать добром или же наоборот, наказать каждого из них. А что касается Божественного Знания Сокровенного, то оно, несомненно, охватывает абсолютно все мельчайшие подробности прошлого и будущего, все превратности человеческих судеб и исход каждой из них, всех без исключения.
[11] Возможна двойственная трактовка этого аята. Первая, то что «...Мы дали ему власть только для того, чтобы выявить...». Вторая, что «...Мы допустили наущения с его стороны, для создания полной картины испытания...». Вышеупомянутый источник, 14 том, 177 аят.
[12] Сура «Саба'», 20-21 аят
[13] Смотрите книгу «Спасение отчаявшихся от козней Сатаны» этого же автора.
[14] Это Абдулла ибн Мухаммад ибн Али Аль-Харауи.
[15] Книга «Ступени идущих», 1/221.
[16] Бухари (11/83, 11/111), Ахмад (4/122, 125), Тирмизи (3390 в 15 главе), Насаи (8/279).
[17] Шейх-уль-ислам ибн Таймия в своем научном трактате «Поклонение» (книга «Собрание сочинения на тему концепции единобожия», стр. 475) писал следующее: «Поклонение Аллаху, подчинение, стойкость, следование прямому пути и другие подобные требования преследуют одну единственную цель и стоят на двух основах.
Первая - обращение поклонения только к Всевышнему Аллаху.
Вторая — поклонение выполняется только так, как приказал и постановил Всевышний Аллах, без следования своим страстям, иллюзиям и нововведениям. Аллах, Достойный и Величественный, сказал: «И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не придает Ему сотоварищей». (Пещера, 110).
Он, Достойный и Величественный, сказал: «Да, кто покоряется Аллаху и творит добро, тому будет награда от Господа его: ему не будет страха, он не будет в печали». (Корова, 112).
Он, Достойный и Величественный, сказал: «Кто лучше в религии, чем тот, кто покоряется Аллаху и делает добро, и следует за Ибрахимом, поклоняющимся только Аллаху? Поистине, Аллах избрал Ибрахима себе другом». (Женщины, 125).
Праведный поступок — это выполнение религиозных постановлений наилучшим образом. Добро — это то, что любит Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и то, что было приказано или рекомендовано ими. Внесение в религию того, чего нет ни в Коране, ни в достоверной Сунне — незаконно, и неважно, кто сказал это или сделал. Поистине, Аллах и Его посланник не любят подобного модернизма в религии. Поэтому бид‘а (нововведение, модернизм) считается неправедным, плохим поступком и оно равносильно непозволительным деяниям: мерзостям и несправедливости, не имеющего ничего общего с праведными и благими делами».
[18] Сура «Нух», 13 аят.
[19] Это слова ибн Аббаса, Муджахеда и Даххака. Смотрите «Комментарий к Великому Корану», написанный ибн Касиром (4/425).
[20] Книга «Ступени идущих», 2/9.
[21] АбуДауд (796), Ахмад (4/319, 321). Цепочка передатчиков хорошая.
[22] Ахмад (5/297), Муслим (1162), АбуДауд (2425).
[23] Сура «Корова», 264 аят.
[24] Сура «Комнаты», 2 аят.
[25] Бухари (2/26), Насаи (1/236) иАхмад (5/350, 357, 360, 361).
[26] АбуБакр Сиддик.
[27] Приводится уБухари (13/239), Муслим (123).
[28] Стих принадлежит Абу Тайибу Аль-Мутанабби Ахмад ибн Аль-ХусейнуАль-Киндийу (303-354 по мусульманскому летоисчислению).
[29] Один молитвенный цикл.
[30] Привел Ахмад в «Муснаде» (4/132), Тирмизи (2381), ибн Маджа (3349), ибн Хиббан (1348), Хаким (4/121) и сказал, что хадис достоверный. Захаби согласился с ним в этом. Хадис достоверен.
[31] Произнесение слов «Аллаху Акбар»
[32] Понимание ясных и понятных текстов Корана и Сунны иносказательным, отвлеченным способом, их вольное толкование, не основывающееся на конкретных фактах.
[33] Сура «Пески», 35 аят.
[34] Сура «Вырывающие», 46 аят.
[35] Сура «Верующие», 112-114 аят.
[36] Кальби и Фара комментировали этот аят так: то есть слепыми. Азхари говорил: с глазами, посиневшими от сильной жажды (Тафсир Аль-Куртуби).
[37] То есть: «Пробыли вы в том бренном мире лишь десять дней». Также есть другой комментарий: «Пробыли вы там, в могилах, только десять ночей», то есть в промежуток в 40 лет, между двумя дуновениями трубы, когда наказание в могилах будет отсутствовать. Грешники, после того как увидят ужасы Судного Дня, посчитают время, проведенное в этом мире или же в могилах очень коротким. Это объяснение ибн Аббаса (Тафсир Аль-Куртуби).
[38] Сура «Та Ха», 102-104 аят.
[39] Привел Ахмад в «Муснаде» (2/133), Тирмизи (2192), он сказал, что хадис достоверный.
[40] Это высказывание передается от Хасана Басри.
[41] Божий пророк, современник Исы ибн Марйам. Более подробно о нем можно узнать в сурах: «Семейство Имрана» (37-41), «Скот» (85), «Марйам» (1-15 аят), «Пророки» (89-90).
[42] Мускус, ароматное восточное благовоние, имеющее душистый густой запах.
[43] Имам Навави приводит четыре самых авторитетных толкования этого понятия: 1) Отказ от выхода против правителя-мусульманина и подчинение ему, даже если его власть несправедлива. 2) Поддержание хорошего отношения с простыми, пусть даже с этническими мусульманами. 3) Даже один человек может представлять собой общество, если он стоит на Истине. 4) Также представителями мусульманского общества являются ученые.
[44] К сожалению, неправильное и однобокое понимание всего лишь одного этого термина создает огромные проблемы для человечества в целом и для мусульман в частности.
[45] Привел Ахмад (4/ 202) и Тирмизи (2867, 2868). Хадис достоверный.
[46] Сура «Женщины», 48 аят. 53
[47] Привел Ахмад (6/240), Хаким (4/575). Хадис недостоверен.
[48] Эта фраза несет в себе двоякий смысл. Ее можно понять как предупреждение о смерти. Ибн Мас'уд рассказывал, что когда ангел смерти забирает душу верующего, он говорит ему: «Твой Господь передает тебе приветствие». Или же согласно другому толкованию эти слова — радостная весть о вхождение в Рай (Тафсир аль-Куртуби).
[49] Сура «Пчелы», 32 аят.
[50] То есть одну за другой, вначале приближенных, потом праведников и так далее. Пророки будут с пророками, умершие на пути Аллаха с себе подобными, ученые с учеными (Тафсир ибн Касир)
[51] Сура «Толпы», 73 аят
[52] Сура «Добыча», 37 аят.
[53] Бухари (2\194), Ахмад 6\7, 106.
[54] Ахмад (5\364, 371), Абу Дауд (4985, 4986), Албании (7769). Хадис достоверный.
[55] Цепочка передатчиков хадиса слабая.
[56] Ибн Таймия, комментируя эти предания, писал: «Это чистейшей воды евреизм, и у него нет никакой известной цепочки передатчиков, возводимой к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Также Заркаши упоминал ученых, которые считали этот хадис ложью, придуманной еретиками».
[57] Сура «Семейство Имрана», 126 аят.
[58] Мускус, ароматное восточное благовоние, имеющее душистый, густой запах.
[59] Ахмад 2\452, 505, Бухари 2\99, 100 и 10\394
[60] Ахмад 2\373. Шейх Албании привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484.
[61] Бухари (10/310), Муслим (1151).
[62] Этот вариант приводится у Муслима (1151).
[63] Бухари (6/ 15), Муслим (1876).
[64] Тирмизи (664), ибн Хиббан (816). В цепочке хадиса есть слабый передатчик.
[65] Сура «Земной поклон», 16 аят
[66] Тирмизи (1619), Ахмад (5\ 231, 234, 235, 237), ибн Маджа (3973). Хадис достоверный.
[67] Бухари (3\ 223), Муслим (1016).
[68] Бухари (10\227, 228), Муслим (1021).
[69] Бухари (4\ 50), Муслим (1008).
[70] Сура «Взаимный обман», 16 аят.
[71] Тирмизи (1962). Этот хадис приводится у шейха Албани в «Сборнике слабых хадисов».
[72] Бухари (11\ 180, 194).
[73] Муслим (2699), Ахмад (2\202), Абу Дауд (4946). У Муслима приводится более полный вариант этого хадиса: «Того, кто избавит верующего от одной из печалей мира этого, Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, тому, кто облегчит положение несостоятельного (должника), Аллах облегчит положение его и в мире этом, и в мире ином, а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином. Аллах будет оказывать помощь рабу, пока сам раб оказывает её брату своему. Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах за это облегчит путь в Рай, а когда люди собираются водном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним, атому, кого станут задерживать дела его, происхождение его не поможет двигаться (по Мосту) быстрее».
[74] Тирмизи (2036), Албании «Тахридж-уль-Мишкати», (5044).
[75] Бухари (11\ 288), Муслим (2987). Ученые говорят, что хадис можно истолковать по разному: 1) Аллах опозорит в Судный День тех, кто показушничает перед людьми в этом мире для достижения определенных мирских выгод. 2) Аллах опозорит того, кто рассказывает недостатки людей. 3) Аллах даст ему услышать нелицеприятное. 4) Покажет человеку награду за содеянное, но не даст вкусить ее плоды. 5) Единственная польза от содеянного будет только слава людей и признание людей.
[76] «Муснад», 239\5, Байхакий, Малик в «Муатта», 211\1. Шейх Албании сказал, что хадис достоверен.
[77] Муслим 2676
[78] Абу Дауд (4855), Ахмад (2\389, 494, 515, 527), цепочка передатчиков хадиса достоверная. См. «Сборник достоверных хадисов» шейха Албани,
[79] Тирмизи (3377).
[80] Муслим 2700.
[81] Тирмизи (3372), Ахмад (4\188, 190), ибн Маджа (3793), хадис достоверный.
[82] Бухари 11\175, 176. Муслим 779.
[83] Бухари 13\325, 326. Муслим 2675.
[84] Тирмизи (3505), Ахмад (3\150). Шейх Албании сказал, что хадис слабый.
[85] Тирмизи (3575), шейх Албании сказал, чтохадис слабый.
[86] Сура «Трофеи», 45 аят.
[87] Сура «Партии», 41 аят.
[88] Сура «Партии», 35 аят.
[89] Сура «Корова», 200 аят.
[90] Бейхаки говорил, что цепочка передатчиков хадиса слабая, однако есть факторы усиливающие этот хадис.
[91] Тирмизи (2414), ибн Маджа (3974), в цепочке передатчиков есть неизвестный человек.
[92] Ибн Хиббан(2318), Табари, Ибн Абу Дунья иБаззар. Хадис хороший.
[93] Мунзири (2\395-396), цепочка передатчиков слабая.
[94] Сура «Пещера», 28
[95] Муснад 68\3, Хаким 499\1. Шейх Албании привел этот хадис в «Сборнике слабых хадисов». Слабый хадис.
[96] В переводе с арабского — поминание Аллаха
[97] Сура «Корова» , 152 аят.
[98] Хадис приводится у Бухари.
[99] Испрашивание прощения у Всевышнего.
[100] Также насчет этого пришел достоверный хадис переданный ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах: «Не забывай Аллаха, когда тебе хорошо и Он не оставит тебя, когда будет плохо». Этот хадис передал Ахмад в «Муснаде» (1/307).
[101] Указание на хадис АбуХурайры, да будет доволен им Аллах, приводимый у Муслима, о семерых, которых укроет Всевышний в своей тени. Один из них, человек, который в одиночестве, плача вспоминал Аллаха.
[102] Тирмизи (3408), Албани в своем сборнике «Достоверные хадисы»(106).
[103] Тирмизи (3460 и 3461), ибн Хиббан (2335), Албани в своем сборнике «Достоверные хадисы»(64)
[104] Бухари (11/168, 169), Муслим (2691), Малик (1/209), Тирмизи (3463) иАхмед (2/302 и 370).
[105] Муслим (2695), Тирмизи (3591).
[106] Тирмизи (3424), Хаким (1/538, 539), ибн Синний (189). Хадис хороший.
[107] Сура «Собрание», 19 аят.
[108] Сура «Та Ха», 124 - 126 аят.
[109] Барзах — это временной промежуток, простирающийся с момента смерти раба до самого Судного дня.
[110] Сура «Пчелы», 97 аят.
[111] Сура «Пчелы», 41 аят.
[112] Табари в своем комментарии писал, что Муджахед и Катада толковали определенный срок, как смерть.
[113] Сура «Худ», 3 аят.
[114] Муджахед комментировал этот аят так: «Поэтому переселяйтесь в ней, ведите на ней Джихад и будьте далеки от идолов». А'та говорил: «Бегите оттуда, где вас зовут к греху» И после этих слов читал следующие слова Всевышнего: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселятся в ней?» (Сура «Женщины», 97 аят. Взято из книги ибн Касира «Комментарий Великого Корана») .
[115] Сура «Толпы», 10 аят.
[116] Сура «Железо», 13 аят.
[117] Сура «Животные», 122 аят.
[118] Часть хадиса, переданного Муслимом (763), Ахмадом (1/373, 352, 343, 284), Насаи.
[119] Суры «Толпы», 69 аят.
[120] От ибн Аббаса и некоторых других ученых, да будет доволен ими Аллах, передаётся, что это был не огонь, а ярко пылающий свет. Будет не лишним упомянуть слова Ибн Джурейджа. Он отмечал, что: « сокрыты творения, а самого же Творца ничто нем ожет покрыть. Огонь (упомянутый в аяте) — это свет; назван он так, потому что Муса увидел ее огнем. К тому же в арабском языке эти два слова взаимозаменяемы».
[121] Про то, что это были ангелы нам сообщили ибн Аббас, Икрима, Саид ибн Джубейр, Хасан, Катада, да будет доволен ими Аллах.
[122] Сура «Муравьи», 8 аят.
[123] Сура «Животные», 103 аят.
[124] Сура «Свет», 35 аят.
[125] Сура «Победа», 29 аят.
[126] Сура «Семейство 'Имрана», 159 аят.
[127] Сура «Покаяние», 73 аят.
[128] Врожденное чувство первичной веры.
[129] Сура «Животные», 122 аят
[130] Сура «Совет», 52 аят.
[131] Сура «Корова», 17 аят.
[132] Сура «Скот», 39 аят.
[133] Сура «Корова», 171 аят. Куртуби писал: «Всевышний сравнил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), наставляющего и призывающего неверующих, с пастухом, кричащего на баранов и верблюдов, которые слышат звуки голоса, однако не понимают ее смысла. Именно таким образом этота ят комментировали Ибн Аббас, Муджахед, Икрима, Суддий, Зуджадж, Фарра и Сибауи». Такого же мнения придерживался Хасан Басрии Катада, об этом нам сообщил Ибн Касир.
[134] Сура «Корова», 18 аят.
[135] Сура «Корова», 171 аят.
[136] Стих принадлежит перу поэта Мутанабби.
[137] Сура «Корова», 19 аят.
[138] Сура «Гром», 17 аят.
[139] Фрагмент хадиса приведенного Бухари (11/216, 13/33,34), Муслимом (143), Тирмизи (2180), Ахмадом (5/383) и Ибн Маджей (4053).
[140] Бухари (1/160,161), Муслим (2282), Ахмад (4/399).
[141] Сура «Сад», 45 аят.
[142] Часть длинного хадиса приводимого у Бухари (12/217), Тирмизи (1412), Насаи (8/23), Дарими (2361) иАхмада (1/79).
[143] Сура «Корова», 60 аят.
[144] Ахмад (4/80,82), ибн Маджа (3056), Хаким (1/87), Тирмизи (2658), Абу Дауд (3660), ибн Хиббан (72). Хадис достоверный.
[145] Выводы, заключения ученого, его ответы на задаваемые ему вопросы.
[146] Сура «Собрание», 4 аят.
[147] Сура «Различение», 44 аят.
[148] Из золота и серебра.
[149] Из железа, меди и свинца. Это толкование Муджахида.
[150] Сура «Гром», 19 аят.
[151] Сура «Гром», 20 аят.
[152] Приводится у Муслима (2996), Ахмад (6/158, 168).
[153] Приводится у Ахмада в «Муснаде» (4/287, 288, 295, 296), Абу Дауд (4753), Насаи (4/101), Хаким (1/37-45).
[154] Приводится у Ахмада а «Муснаде» (2/176, 198), Тирмизи (2144), Хаким (1/31). Он сказал, что хадис достоверен, Захаби согласился с ним. Шейх Албани того же мнения насчет этого, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (1760).
[155] Сура «Милосердный», 29 аят
[156] Сура «ЙаСин», 82 аят.
[157] Совместное пребывание /с Всевышним/.
[158] Сура «Пчела», 128 аят.
[159] Сура «Корова», 249 аят.
[160] Сура «Паук», 69 аят.
[161] Сура «Покаяние», 40 аят.
[162] Бухари (13/417), Ахмад (2/540), ибн Маджа (3792), ибн Хиббан (2316), Хаким (1/496), он сказал, что хадис достоверен, Захаби согласился с ним.
[163] Доктрина, согласно которой Аллах находится везде, будучи растворенным в своих творениях. Однако Он не идентичен им.
[164] Религиозно-философское учение, отожествляющее Бога со всем мирозданием. Сторонники этого мировоззрения говорят, что все едино, все мы — часть одного итого же. Пошлость и аморальность этого очевидна, ее идеологические принципы идут вразрез с понятиями Ислама. Действительно, если все так, как они утверждают, получается, что нет абсолютно никакой разницы между чашкой чая и рюмкой шампанского, братом по Исламу и каким-нибудь заблудшим атеистом, между женой и проституткой в борделе. Все религиозные обязанности сводятся к нулю. Просим Всевышнего Аллаха, что бы Он уберег нас от подобных умственных извращений.
[165] Сура «Железо», 18-19.
[166] Сура «Преграды», 113 аят.
[167] Сура «Паломничество», 38 аят.
[168] Сура «Ибрахим», 7 аят.
[169] Сура «Сонмы», 41-43 аят.
[170] Хаким (1/494), он сказал, что хадис достоверен, Захаби не согласился с ним.
[171] Муслим (2071), Тирмизи (3376), Насаи (8/249), Ахмад (4/92).
[172] Сура «Та Ха», 14 аят.
[173] В данном абзаце пропущен перевод некоторых труднопонимаемых русскоязычным читателем грамматических тонкостей арабского языка.
[174] Смысл этого аята многолик. Есть ученые которые считают, что под молитвой здесь подразумеваются пятикратные молитвы, которые искупляют грехи, совершенные между ними. Другая группа, согласно словам ибн Умара, под молитвой здесь подразумевается Коран. То есть писание, которое читается в молитвах, удерживает от мерзости и неодобряемого.
[175] Сура «Паук», 45 аят.
[176] Сура «Корова», 152 аят.
[177] Во время боёв против татаро-монгол Ибн Теймийа всегда был на передней линии фронта, и его доблесть и храбрость во время битвы Шакхаб, 702 г.х./1304 г., стали легендой.
[178] Бухари (7/59), Муслим (2727), Тирмизи (3405), Абу Дауд (2988, 2989), Ахмад (1/96,107, 136, 146), Даримий (2688).
[179] Приводился выше.
[180] Сура «Женщины», 142 аят.
[181] Сура «Лицемеры», 9 аят.
[182] Если быть более конкретным, то это был Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах.
[183] Секта, считающая, что любой грех, совершенный человеком, выводит его из Ислама, превращая его в неверующего. Также они видят разрешенность выхода с войной против правителя-мусульманина.
[184] Сура «Землетрясение», 1-5 аят.
[185] Тирмизи (3350), Ахмад (2/374), Хаким (1/532), он сказал, что хадис достоверен. Также этот хадис приводится у ибн Мардауи и Байхаки от Анаса, да будет доволен им Аллах и у Табарани от Раби' Джураши, да будет доволен им Аллах. Хадис хороший.
[186] Привел Табарани в своей книге «аль-Кабир», Дайлами в «Муснад уль-Фирдаус» и ибн Шазан в книге «Машаиха».
[187] АбуДауд (5095), ибн Хиббан (3422), Албании в «Сборнике достоверных хадисов». Он сказал, что хадис достоверный.
[188] Бухари (11/168, 169), Муслим (2691), Малик (1/209), Тирмизи (3463) иАхмад (2/302 и 370).
[189] Ахмад (1\217, 220, 243, 283, 286), Бухари (6\240), Муслим (1434).
[190] Сура «Корова», 255 аят.
[191] Сура «Преграды», 54-57 аят.
[192] Сура «Стоящие в ряд», 1-10 аят.
[193] Сура «Милостивый», 33-34 аят.
[194] Сура «Собрание», 21-24 аят.
[195] Одна из жен посланника Аллаха.
[196] Муслим (2726), Абу Дауд (1503), Тирмизи (3550), Насаи (4/77), Ахмад (6/325, 430), ибнМаджа (3808).
[197] АбуДауд (1500), Тирмизи (3563). Хадис хороший.
[198] Часть хадиса, который передал Малик (1/84,85) и Муслим (395).
[199] Передал Ахмад в «Муснаде» (6/18), Тирмизи (3475), АбуДауд (1481), Насаи (3/44), Хаким (1/230), он сказал, что хадис достоверный, Захаби согласился с ним. Шейх Албани того же мнения обэ том хадисе, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (3387).
[200] Сура «Пророки», 87 аят.
[201] Бухари (11/123), Муслим (2730), Тирмизи (3436), ибн Маджа (3883), Ахмад (1/227, 254, 339, 356).
[202] Тирмизи (3471), Абу Дауд (1493), ибнХиббан (2383), Хаким (1/504), он сказал, что хадисдостоверный, Захаби согласился с ним. Хадис достоверен.
[203] Тирмизи (3538), АбуДауд (1495), Насаи (3/52), ибн Хиббан (2382), Хаким (1/504). Цепочка данного хадиса достоверна.
[204] Сура «Рассказы», 24 аят.
[205] Сура «Преграды», 23 аят.
[206] Бухари (2/265), Муслим (2705), Тирмизи (3528), Насаи (3/53), Ахмад (1/4-7), ибн Маджа (3835).
[207] Сура «Сонмы», 41-42 аят.
[208] Сура «Верующий», 55 аят.
[209] Сура «Каф», 39 аят.
[210] Муслим (2692), Бухари (11/173), Абу Дауд (5091), Тирмизи (60,3466), Ахмад (2/515).
[211] Муслим (2723), Абу Дауд (5071), Тирмизи (3387).
[212] АбуДауд (5082), Тирмизи (3570), Нисаи (8/250). Цепочка передатчиков данного хадиса достоверна.
[213] Тирмизи (3388), Абу Дауд (5068), ибн Маджа (3868), Ахмад (2/354, 422), ибн Хиббан (2354), Бухари в своей книге «Адабу Муфрад». Хадис достоверный
[214] Бухари (11/83, 11/111), Ахмад (4/122, 125), Тирмизи (3390 в 15 главе) иНисаи (8/279).
[215] Бухари (7/59), Муслим (2727), Тирмизи (3405), Абу Дауд (2988, 2989), Ахмад (1/96,107, 136, 146), Даримий (2688).
[216] Это значит: мы просим Тебя не допустить того, чтобы из-за трудностей пути мы утратили благочестие и богобоязненность.
[217] Здесь выражается надежда на то, что Аллах не оставит Своими заботами ни самого путника, ни его семью, пока он будет отсутствовать.
[218] Иными словами, от всего, что может доставить огорчение вернувшемуся домой.
[219] Сура «Семейство И'мрана», 83 аят.
[220] Привел ибн Сунний. Также подобные слова передаются от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах.
[221] То есть шейх-уль-ислам ибн Таймия
[222] Сура «Корова», 172 аят.
[223] Сура "Семейство Имрана", 190 — 200 аят
[224] Здесь речь идёт о еде, раздаваемой в качестве подаяния неимущим, а также о том, что следует кормить гостей и угощать соседей.
[225] Имеется в виду, что рано или поздно они пожалеют о бесцельно потраченном времени.
[226] Возможен перевод: «...таким повиновением, посредством которого Ты приведёшь нас к Твоему Раю...»
[227] Имеется в виду внутренняя убеждённость в том, что любые невзгоды являются только посылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обязательно получит награду Аллаха.
[228] То есть: сделай так, чтобы у нас никогда не возникало необходимости в обращениях за помощью к другим людям.
[229] То есть: не допусти того, чтобы мы пренебрегли хоть чем-либо из того, что Ты велел нам, или совершили хоть что-либо из того, что Ты нам запретил.
[230] То есть: упаси нас оттого, чтобы мир этот отвлекал нас от поклонения и служения Тебе.
[231] Это значит: надели нас знанием не только о том, что доступно нашему восприятию.
[232] То есть: даровал мне.
[233] Сура «Семейство Имрана», 156 аят.
[234] Ахмад (2\366), хадис достоверный и является продолжением нижеследующего.
[235] Муслим (2664), Ахмад (2\366, 371), ибнМаджа (79 и 4168).