Преосвященный Сильвестр, епископ Челябинский, первый викарий Оренбургской епархии. Статья в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Январь 1915.

Преосвященный Сильвестр, Высочайше утверждённым 13 ноября 1914 года докладом Св(ятейшего) Синода, назначенный во епископа Челябинского, родился в селе Косовке Сквирского уезда Киевской епархии, сын диакона, в мире именовался Иустин Львович Ольшевский.

Определенный в Киевское духовное училище, Иустин Ольшевский обратил на себя внимание начальства прилежанием, скромностью и доброй настроенностью и доброй настроенностью и поэтому был рекомендован в чтецы к слабому глазами знаменитому учёному богослову-догматисту, профессору и ректору Киевской дух(овной) академии Епископу Сильвестру1.

Под духовным крылом этого церковного столпа богословской науки, Иустин Ольшевский окончил Киевскую духовную семинарию. Владыкой Сильвестром даровитый, трудоспособный, высоконастроенный юноша был направлен в Киевскую академию, которую блестяще оканчивает, находясь в живом, духовном и научном общении с своим высоким покровителем преосвящен(ным) Сильвестром.

Проводя каникулы у своего родителя-клирика, служившего в районе штундового брожения, молодой чуткий богослов глубоко заинтересовался новой тогда сектой и пристально начал её изучать с бытовой и миссионерской стороны.

Окончив академию, он идейно, в интересах миссионерства, занял место учителя ц(ерковной) школы самого бедного селения, зараженного штундою, а затем решил всецело посвятить себя миссионерской деятельности. В то время почти не было в рядах миссии деятелей с миссионерским образованием и в светском звании. Иустин Львович Ольшевский, один из первых учёных-богословов, предложил свои услуги миссии, подал Киевскому митрополиту Платону записку с апологией в пользу светского учёного миссионерства для более успешной борьбы с штундою. Записка делала своего рода переворот в традициях миссии. Ольшевский был назначен киевск(им) епарх(иальным) миссионером и результатом его практической полемики явился ряд статей в «Руковод(стве) для сельск(их) пастырей», из которых потом составился первый научно обоснованный литературно-миссионерский труд под заглавием «Обличение штунды в библейских текстах». Труд этот пересмотренный выдержал несколько изданий и доселе не потерял своей ценности. Знавший лично Иустина Львовича в бытность свою наместником лавры, еписк(оп) Полтавский Илларион пригласил в 1890 г. Ольшевского на службу в свою епархию в качестве миссионера и преподавателя семинарии.

С того времени вся должностная служба Ольшевского принадлежит Полтавской епархии. Здесь он преподавательство сменил на должность церковно-школьного наблюдателя, оставаясь в то же время и миссионером. Вел жизнь аскета, в 1894 году И(устин) Л(ьвович) принимает священство целибатом и отдаётся весь делу народного образования и миссии. Поселившись в скромной келий в монастырской гостинице, о(тец) Иустин проводил всё служебное время в епархии при обозрении и руководительстве школами и (в) миссионерских беседах. Летние каникулы о(тец) Иустин посвящал на паломничество на Св(ятую) Землю и по русским обителям или же всъездах. Тогда им издана примерная программа миссионерских дополнительных уроков по Закону Божию, которая явилась первым руководством для законоучителей. Все всероссийские миссионерские и церк(овно)-школьные съезды имели в лице о(тца) Иустина Ольшевского всегда авторитетного и деятельного соучастника.

Полтавская епархиальная миссия и церковные школы в течение двух десятилетий имели в протоиерее Иустине Ольшевском, а затем в епископе Сильвестре своего просвещённого, беззаветно любящего дело и добрых делателей, пестуна. Всё новое, возникавшее в церковно-просветительной жизни Полтавской епархии, делалось при непосредственном живом и деятельном участии о(тца) Иустина (еп. Сильвестра), который работал здесь по благословению при отческом руководительстве и высоком одобрении таких опытных архиереев-администраторов, как почивший еп(ископ) Илларион2, архиеп(ископ) Иоанн (ныне Рижский)3, архиеп(ископ) Назарий (ныне Одесский)4; последний призвал прот(оиерея) целибата5 Ольшевского в иночество с ходатайством о назначении его викарным к себе епископом. Высочайше утверждённым в 10-й день декабря 1910 года всеподданнейшим докладом Св(ятейшего) Синода, протоиерей Иустин Ольшевский назначен Епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, с пострижением в монашество, и 16 января 1911 года в Св(ято)-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде, Преосвященными митрополитами Московским б и Киевским 7, при участии 8-ми епископов 8 хиротонисан во епископа Прилукского с принятым в монашестве именем Сильвестра. Особенно для полтавцев и духовенства полтавского памятна и многоценна деятельность еп(ископа) Сильвестра по организации богослоских чтений для интеллигенции и личное участие Преосвященного в чтении этих лекций, которые составили целую глубокосодержательную книгу под названием «В вере ли, вы?». Незабвенным также памятником просвещенной деятельности еп(ископа) Сильвестра в Полтаве будет служить руководимое им братство законоучителей и педагогов в память о(тца) Иоанна Кронштадтского, издание, по мысли еп(ископа) Сильвестра и при его участии, Переяславского Полтавского патерика и др(угое).

Любили полтавцы еп(ископа) Сильвестра, как усердного, благоговейного и благолепного молитвенника: владыка почти каждую неделю совершал по четыре литургии (в понедельник и субботу ранние, в пятницу и воскресенье поздние; в пятницу им заведено чтение акафистов страстям Христовым. Крестовоздвиженская обитель при настоятельстве еп(ископа) Сильвестра возросла духовно и материально.

После назначения Преосвященного Сильвестра в Челябинск, 4 декабря, вся духовная и мирская Полтава с великою сердечною тугою простилась и с любовью проводила в Сибирское преддверье своего глубокочтимого архиерея-старожила, викарного Пре­освященного) Сильвестра, в мире Иустина Львовича Ольшевского.

Владыка прибыл в Полтаву во цвете лет и сил, молодым педагогом-миссионером, а выехал седым старцем, доблестно прослужив Полтавской епархии целую четверть века.

При прощании епископу Сильвестру с благословения Феофана9, был поднесён глубоко прочувствованный адрес от учителей полтавских церк(овно)-приходских школ, одна же бывшая учительница приветствовала владыку речью, которую приводим из газеты «Колокол», как выражение тех чувств, какие сохраняют об отбывшем владыке как своём высоком церковно-школьном руководителе, полтавские труженики на народно-учительском поприще: «Ваше Преосвященство, благостнейший наш архипастырь. Имею дерзновение сказать вам несколько слов и я, как бывшая учительница церковной школы. Восемь лет моей учительской службы под вашим начальством запечатлелись в моей памяти светлой, счастливой полосой. Мои бывшие сотрудницы, наш о(тец) заведующий, все, кто служил вашим начальством скажут то же, что и я. Вы были незаменимый начальник, руководитель, наставник, советник. Все мы могли идти к вам с открытой душой, не страшно нам было обнаружить перед вами наши недостатки, незнание, неумение, так как всегда мы видели в вас мягкую снисходительность, сердечное, внимательное участие, готовность помочь, направить, поддержать.

Ваше посещение нашей второклассной школы не было для нас ревизией, которой боятся, которая стесняет, после которой вздохнёшь свободно... Нет! Мы ждали и принимали вас, как самого дорогого гостя. Ваше посещение являлось наградой нам за наш тяжёлый труд. Мы знали, что вы несёте нам целое богатство ваших знаний, сведений вашего опыта, вашего нравственного настроения и влияния.

Не учесть всего того, что дали нам ваши беседы с нами в нашей учительской комнате во внеурочное время.

По дети тоже нуждались в вас, и вы жертвовали для них временем, которое могло бы быть использовано для отдыха.

Встаёт передо мной незабвенная милая картинка: кончилась вечерняя молитва, все мы и наши ученицы взяли у вас благословение, но никто не двигается с места, никому не хочется уходить, все как-будто ждут чего-то... Раздаётся робкий голос учени­цы: «Отец Иустин! Расскажите нам что-нибудь! По­жалуйста!» Все присоединяются к её просьбе и вас приглашают занять место на диване; все быстро, но без шума, усаживаются возле вас – кто на диване, а большинство прямо на полу.

Все взоры и сердца обращены к вам. И льётся ваша речь тихой, ровной рекою...

Чего мы только не узнали от вас и только благодаря вам. Вместе с вами мы путешествовали и в Иерусалим, и в Почаевскую лавру, и на Соловки, и к Вышинскому Затворнику10, и к преподобному Серафим11, и в Оптину пустынь и т. д. и т. д. И вместе с вами мы любили и святого батюшку Серафима, и отца Амвросия12, и отца Иоанна Кронштадтского13, и многих, многих других.

До полуночи мы слушали вас, и время не замечалось, и хотелось, чтобы беседа наша была бесконечной... В конце концов нам приходилось настаивать, чтобы дети расходились спать.

Никогда не забыть и того духовного утешения, которое давали нам ваши богослужения у нас, всенощных – в школе и литургии в церкви. Ваше влияние на нас было таково, что после вашего посещения каждая из нас и наших учениц невольно становилась усерднее и внимательнее к молитве, внимательнее к себе, к своему делу, к своим поступкам...

Не берусь судить о том, кем вы являлись вообще для церковной школы и её деятелей, но несомненно, что наша церковная школа с вашим уходом несёт громадную, ничем невознаградимую утрату.

Примите же, ваше Преосвященство, низкий, низкий поклон в моём лице от всех бывших в вашем ведении учительниц и нашу усердную молитву к Царице Небесной, да хранит Она вас многие годы на радость и утешение, любящих вас».

Трогательно простившись с Полтавой, епископ Сильвестр отбыл в Одессу к своему авве архиепископу Назарию, откуда проследовал сначала в Оренбург, а затем к месту своего нового служения – в Челябинск. Волею св(ятого) Провидения, Преосвященный Сильвестр, авторитетнейший участник Всероссийских миссионерских съездов (2-го Московского, 3-го Казанского, 4-го Киевского) призван на новый широкий подвиг епископского служения в епархии особенно нуждающейся в миссионерском окормлении такого опытного деятеля...

Да подаст Господь Преосвященному Сильвестру силу для несения предлежащего ему подвига.

Ист.: ОЕВ. 1915. № 1. Часть неофициальная. С. 1 – 6.

Примечания

1Сильвестр, в миру Стефан Васильевич Малеванский (1828 – 1908), православный архиерей, доктор богословия. В 1883 – 1889 – ректор Киевской духовной академии. В 1885 – 1906 – епископ Каневский, викарий Киевской епархии. О нем см.: Пономарев П. П. Преосвященный Сильвестр, как ученый богослов. Казань. 1909.

2 Илларион, в миру Юшенов (? – 1904), православный архиерей. В 1884 – 1887 – епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. В 1887 – 1904 – епископ Полтавский и Переяславский.

3 Иоанн, в миру Иван Ксенофонтович Смирнов (1844 – 1919), православный архиерей. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Магистр богословия. Работал преподавателем (1868 – 1875), инспектором (1875 – 1883), ректором (1883 – 1901) Рязанской духовной семинарии. С 1883 г. – священник. В 1901 принял монашеский постриг. В 1902 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. В 1904 – 1910 – епископ Полтавский и Переяславский. 1910 – 1917 гг. – епископ Рижский и Митавский. С 1912– архиепископ. Член 1-го Поместного собора РПЦ. В 1917 – 1919 гг. – на Рязанской кафедре.

4 Назарий, в миру Николай Кириллов (1850 – 1928), православный архиерей. Выпускник Киевской духовной академии. В 1893 г. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. В 1893 – 1897 гг. – епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии. В 1897 – 1901 на Олонецкой и Петрозаводской кафедре, в 1901 – 1910 гг. – на Нижегородской и Арзамасской, в 1910 – 1913 гг. – на Полтавской и Переяславской, в 1913 – 1917 гг. – на Херсонской и Одесской. 28 сентября 1917 г. уволен на покой. С 1920 г. архиепископ (позднее митрополит) Курский и Обоянский. С 1923 г. на покое. С 1925 г. – управляющий Курской епархией.

5 Целибат – от латинского «неженатый», т. е принявший священство не женившись.

6 Владимир, в миру Василий Никифорович Богоявленский (1848 – 1918), православный архиерей. Окончил Киевскую духовную академию (1874). Преподавал в Тамбовской духовной семинарии. В 1882 – 1886 священник Тамбовской епархии. В 1886 г. после смерти жены принимает монашество. Настоятель Троицкого монастыря в г. Козлове Тамбовской губернии (1886), и Антониева монастыря в Новгороде (1886 – 1888). Епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии (1888 – 1891). Епископ Самарский (1891 –1892). Архиепископ Карталинский и Кахетинский (1892 – 1898). Митрополит Московский и Коломенский (1898 – 1912). Митрополит Петроградский и Ладожский (1912 – 1915). Митрополит Киевский и Галицкий (1915 – 1918). Расстрелян большевиками. Канонизирован Архиерейским собором РПЦ (1992).

7 Флавиан, в миру Николай Городецкий (1841 – 1915), православный архиерей, духовный писатель. Учился в Московском университете. Принял монашество. Руководил пекинской миссией. Изучив китайский язык, перевел на него ряд книг по православному богослужению. С 1885 г. – епископ Аксайский, в этом же году переведен на кафедру епископа Люблинского. С 1891 г. – епископ Холмский и Варшавский. С 1892 г. – архиепископ. В 1898 – 1901 гг. – экзарх Грузии. С 1901 г. – архиепископ Харьковский и Ахтырский. С 1903 по 1915 г. – митрополит Киевский и Галицкий.

8 В литературе встречаются сведения об участии в хиротонии митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), архиепископов – Ярославского Тихона (Белавина) и Ставропольского Агафодора (Преображенского), епископов – Минского Михаила (Темнорусова), Тульского Парфения (Левицкого), Самарского Константина (Булычева).

9 Феофан, в миру Василий Дмитриевич Быстрое (1874 – 1940), православный архиерей. По окончании С.-Петербургской духовной академии принял монашество. Инспектор этой же академии (1905 – 1909). 22 февраля 1909 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, и назначен ректором академии. С 1910 г. на Симферопольской, а с 1912 г. – на Астраханской кафедрах. С 1913 г. по 1919 г. – епископ Полтавский и Переяславский. Член 1-го Поместного собора РПЦ. С 1919 г. в эмиграции. Член Зарубежного Синода. Канонизирован РПЦЗ.

10 Вышинский затворник – святитель Феофан Затворник, в миру Георгий Васильевич Говоров (1815 – 1894). Окончил Киевскую духовную академию. Принял монашеский постриг (1841). Рукоположен в иеродиакона и иеромонаха (1841). Работал в духовно-учебном ведомстве, в том числе ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Хиротонисан во епископа Тамбовской епархии, затем на Владимирской кафедре. В 1866 г. ушел на покой, поселился в Вышинской пустыни, где прожил 28 лет, из них 22 года – в «строгом затворе». Канонизирован РПЦ (1989).

11 Серафим Саровский, в миру Прохор (1759 – 1833), святой РПЦ. Канонизирован в 1903 г. См. сноску в разделе книги, по­священном епископу Дионисию (Сосновскому).

12 Амвросий (Гренков), иеросхимонах, оптинский старец (1812 – 1891). В 1987 году Поместным собором РПЦ был причислен к лику святых.

13 Иоанн Кронштадтский – Сергиев Иван Ильич (1829 – 1908), протоиерей, проповедник, духовный писатель. Занимался благотворительностью. Жертвовал крупные суммы на храмы и школы России, в том числе и Южного Урала. Почетный член «Общества попечения о начальном образовании в г. Челябинске» (1902). Канонизирован РПЦ в 1990 г.

Наши рекомендации