Глава 18. Тауассуль – приближение к Аллаху посредством чего-либо.
Раздел 1. Вступление.
При изучении этой главы уважаемому читателю необходимо проявить особое внимание и постараться вникнуть в суть рассматриваемого вопроса. Все те явления, которые мы разбирали до этого, не являются многобожием сами по себе, но являются путями и средствами, ведущими и приближающими к многобожию. Однако, вопрос тауассуля, стратегически, является особо важным, так как он представляет собой своего рода пограничную зону между единобожием и многобожием, заняв и переступив которую, противник уже практически наверняка может праздновать победу. При рассмотрении именно вопросов тауассуля мы подойдем к той черте, перейдя которую мы уже будем разговаривать о большом многобожии, а не просто о путях, которые к нему ведут. Понимая это, представители суфизма пытаются принизить важность этого вопроса в глазах людей, чтобы не навлекая на себя особого внимания, все-таки переступить эту долгожданную черту. Для распространения и утверждения своих ложных убеждений в вопросах и основах тауассуля они пишут и выпускают книги, в которых изо всех сил пытаются подогнать священные контексты под свои интересы, даже если для этого приходится искажать смыслы и слова аятов и хадисов.
Сказал Аллах: «Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!».(2: 79).
С соизволения Аллаха, мы рассмотрим некоторые выдержки из их книг, указав на имеющиеся искажения и подтасовку, после чего у читателя не останется сомнений в лживости этих людей, в гнусности их способов и приемов, а также в сущности их целей и стремлений.
«Скажи: «Явилась истина и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель». (17: 81).
Раздел 2. Что такое тауассуль?
Для правильного понимания вопроса с самого начала, необходимо дать правильные определения тем понятиям, которые будут встречаться на протяжении всей главы. Дело в том, что одним из искусных приемов суфиев и им подобных, является то, что они изначально дают шариатским терминам и понятиям свои собственные определения, после чего используют те аяты и хадисы, в которых эти термины встречаются, и трактуют их исходя из своих определений.
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «Тот, кто не понимает языка сподвижников, которым они разговаривали между собой, и на котором к ним обращался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и их обычаи в употреблении языковых оборотов, тот непременно начнет изменять смысл слов с их истинных значений. Многие из людей, которые выросли в определенном обществе, придают некоторым из языковых оборотов те смыслы, которые подразумевают представители этого самого общества. [Как, например, слово «мясо» в некоторых обществах включает в себя как мясо животных, так и мясо рыбы. В других же обществах под словом «мясо» рыбу не подразумевают]. После этого они находят эти термины в Словах Аллаха, Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников, и начинают думать, что Аллах, Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники имеют ввиду под этими терминами те же смыслы, которые имеют ввиду представители их общества, хотя на самом деле, Аллах, Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижники имеют в виду совсем другое.
А некоторые же из людей преднамеренно придают словам пророков и их последователей искаженные смыслы, после чего употребляют эти термины для доказывания выгодной им позиции и говорят: «Наш путь соответствует пути пророков». Это присутствует в словах многих безбожников из философов, исма’илитов, а также тех, кто подобен им из мыслителей и суфиев». [«аль-Ка’идат уль-джалиля» п. 445-447].
Исходя из слов шейх уль-Ислама, мы понимаем, что представители некоторых заблудших течений и сект играют понятиями для доказательства своей позиции. В большинстве случаев это им удается, так как аудитория, на которую направлен их призыв, не имеет даже элементарных основ в знаниях о религии, что становится главной причиной их заблуждения и гибели.
Что же такое тауассуль?
Слово «тауассуль» - чисто арабское слово, которое означает «достижение цели посредством чего-либо». Оно происходит от слова «уасиля», что означает «то, посредством чего достигают цели».
[В языковом значении «тауассуля» нет разногласий. Эти смыслы передали: Ибн уль-Асир, Файруз Абади, Ибн Фарис, Рагиб уль-Асфахани, Ибн Джарир ат-Табари и др. Все они ученые арабского языка].
Слово «уасиля»употреблено в Коране дважды:
1Сказал Аллах: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите способы приближения к Нему и трудитесь на Его пути, быть может, вы преуспеете». (5: 35).
2А также: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут способы приближения к Своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от Твоего Господа надлежит остерегаться».(17: 57).
Вся загвоздка в том, что суфии отделились от приверженцев Сунны и единой общины тем, что начали по-своему понимать, что же подразумевается под «способами приближения к Аллаху».
Давайте посмотрим, что понимают под этими способами ученые Ислама.
Сказал Ибн Джарир ат-Табари: «Ищите способы приближения к Нему», т.е ищите приближения к Аллаху, посредством совершения того, чем Он доволен».
Сказал Катада: «Т.е. приближайтесь к Аллаху, подчиняясь Ему, и совершая то, чем Он доволен».
Приведя эти слова Катады, имам Ибн Касир сказал: «То, что сказали эти ученые, нет в этом разногласий среди толкователей Корана». [«Тафсир уль-Куран иль-‘Азыйм» Ибн Касира 2/52-53].
Представители ханафитского мазхаба также солидарны в этом понимании с остальными учеными. [См. «аль-Кауакиб уд-Дуррия» с. 3].
Как мы понимаем из слов Хафиза ибн Касира, под «способами приближения к Аллаху» имеются в виду благие дела, которыми доволен Аллах. Если человек будет совершать их, то приблизится к Аллаху, то есть добьется его довольства. И в этом нет разногласий среди толкователей Корана (муфассиров).
А вот теперь я попрошу обратить особое внимание!!
Суфии же поняли эти аяты по-своему, не желая мириться с единогласным мнением муфассиров.
Как же они поняли эти аяты?!
Поняв то, что будет разъяснено далее, читатель наконец-то увидит ту развилку, на которой путь суфиев и приверженцев Сунны разошелся. Приверженцы Сунны продолжили идти дорогой единобожия, а суфии уклонились в сторону многобожников.
Приверженцы единобожия поняли, чего хочет от них Аллах. Всевышний Аллах хочет от человека, чтобы он прилагал усилия, работал для достижения довольства Аллаха, творил добрые дела и отказывался от совершения дурного. А суфии поняли эти аяты совершенно наоборот. Здесь они провели самую страшную аналогию, которую когда-либо только проводило человечество, аналогию, являющуюся основой многобожия всех многобожников.
Они сравнили Всевышнего Аллаха с несправедливыми правителями этого мира, к которым невозможно приблизиться, добиться их расположения и найти к ним подход, кроме как «по связям», обратившись к тем, кого любит этот правитель или к тем, кто имеет перед этим правителем положение. Они решили, что если обратятся к правителю напрямую, то правитель отвергнет их, но если обратиться к нему через тех, кого правитель ценит, любит и уважает, то в этом случае есть шанс добиться расположения этого правителя.
Этот суфий сделал для себя следующий вывод: «Всевышний Аллах более велик, чем кто бы то ни был из правителей этого мира. Если я не могу напрямую зайти даже к правителю этого мира, то каким образом я могу напрямую зайти к правителю всех правителей?!»
Посмотрите на эту страшную логику!! Если уважаемый читатель потерпит еще немного, то поймет в чем ее опасность.
Казалось бы, что здесь плохого? - ведь этот суфий провел эту аналогию, только лишь осознавая величие Всевышнего и Его могущество?! Однако! На самом деле, эта аналогия не восхваляет Аллаха, а наоборот оскорбляет Его! Почему же? – спросите вы. Потому что этот суфий посчитал, что Аллах еще более несправедлив, чем все эти правители. Мы не можем попасть к правителям не из-за их величия, а только лишь из-за их несправедливости, высокомерия, грубости и тирании. Ведь справедливый, сострадательный, добрый человек примет того, кто пришел к нему с просьбой и нуждой, несмотря на свое величие и власть.
Исходя из этого, суфий понял Слова Аллаха: «И ищите способы приближения к Нему», то есть найдите того праведника, который имеет почет перед Аллахом, является любимым Аллаху и просите Аллаха посредством него или даже просите самого этого праведника, чтобы он лично заступился за вас перед Аллахом. [Данное понимание термина «уасиля» и «тауассуль» можно встретить в суфийской книге «Рух уль-Баян» 1/560].
И вы снова вопрошаете – даже если так, то все равно мы не видим в этом ничего плохого!
Вот здесь я прошу понять одну деталь – эта аналогия ведет ко множеству дурных последствий, из которых я поведаю вам только о двух.