Что же касается хадисов о достоинстве чтения Корана в местах захоронений, то все они ложные.
‘Али ибн Аби Талиб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Кто будет проходить мимо кладбища и прочитает суру «аль-Ихлас» одиннадцать (11) раз, а затем подарит награду от этого чтения умершим, тот получит награду в соответствии с количеством умерших». (Хадис выдуманный, ложный;Ибн уль-Джаузи в «аль-Мауду’ат» 3/239; см. «Ахкам уль-джанаиз» с. 245).
Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Если кто-то войдет на кладбище и прочитает суру «Ясин», то похороненным на этом кладбище будет облегчено наказание в этот день, а ему запишется столько добрых деяний, сколько умерших захоронено на этом кладбище».
(Хадис не имеет даже цепочки передатчиков и является ложным;см. «ад-Да’ифа» 3/397).
«Кто посетит могилу своих родителей или одного из них и прочитает около нее суру «Ясин», простятся ему его грехи». (Хадис ложный;см. «Файд уль-Кадир» № 8717).
Также и чтение на могиле суры аль-Фатиха является нововведением. [См. «Тафсир уль-Манар» 8/268].
Обход вокруг могил (тауаф).
Совершение тауафа (обхода) вокруг чего-либо с намерением совершения религиозного обряда запрещено и является одним из самых мерзких нововведений. Это потому что Всевышний Аллах выделил для обхода (тауафа) только Каабу и ничего более.
Сказал Аллах: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг Древнего Дома (Каабы)». (22: 29).
Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «А обход (тауаф) вокруг чего-либо, кроме Каабы, одно из самых великих запретных нововведений. Тот, кто совершает тауаф вокруг чего-либо, кроме Каабы, как религиозный обряд, его приводят к покаянию, если же он не кается, то казнят». [«Мажму’ уль-Фатауа» 26/121].
Имеется в виду, что в странах мусульманского мира, такому человеку могут вынести смертный приговор, как вышедшему из религии (муртадд). Вынесение же смертного приговора и его исполнение является исключительной прерогативой правителя мусульманской страны.
О том, что обход (тауаф) узаконен только вокруг Каабы, говорили многие ученые.
[См. «ар-Рауд уль-Мурби’» аль-Бахути с. 152; «Мажму’ расаиль иль-Кубра» 2/410; «аль-Идах филь-Манасик» имама ан-Науауи с. 160; «аль-Мадхаль» Ибн уль-Хадж 1/263; «аль-Амр биль-Иттиба’» ас-Суюти с. 125 и др.]
[Примечание не из книги]:
Сказал шафиитский факих Иззуддин Ибн Джамаъа (694-767 х/1294-1366 м) в книге «Хидаятус Салик» по поводу тавафа во круг могил:
«Не дозволено по единогласию совершать таваф вокруг могилы Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, или вокруг какого-либо другого здания кроме Достопочтенной Каъабы.
И нельзя совершать намаз на могиле Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям, как совершается намаз на могиле другого мертвого (имеется в виду джаназа). Таково достоверное мнение у шафиитов и такое же мнение у ханафитов».
Источник: Ибн Джамаъа: Хидаятус Салик: 1528. Дар Ибниль Джавзи: 1422.
[Конец примечания].
6 Целование могилы или чего-либо с целью получить благодать (барака) или из обожествления и почета.
При целовании черного камня во время совершения Хаджа, ‘Умар ибн уль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал тебя, я бы не поцеловал тебя». (Сообщение достоверное; Бухари 1597; Муслим 3070; Ахмад 325).
Сказал имам Ибн Дакыйк аль-‘Ид: «В этом хадисе доказательство на желательность целования черного камня». [«аль-‘Удда» 3/347].
Из этого сообщения однозначно понимается, что причиной целования чего-либо в форме выполнения религиозного обряда, является приказ из Корана или Сунны. И если приказа на целование чего-либо, как, например, могилы, нет, то целовать это недозволенно.
Поэтому шейх уль-Ислам сказал: «Нет в этом бытие какого-либо предмета, целовать который было бы узаконено, кроме черного камня Каабы. Целование и дотрагивание разрешено только в отношении Каабы – Запретного Дома Аллаха, и нельзя уравнивать дом творений с Домом Творца». [«Мажму’ уль-Фатауа» 27/79].
Целование черного камня узаконено только для следования в этом пророку (да благословит его Аллах и приветствует), как один из элементов обряда Хаджа, а не потому, что этот камень обладает физической благодатью.
Также сказал имам Ибн уль-Кайим: «На лице земли нет такого предмета, который было бы узаконено целовать или дотрагиваться до него, кроме черного камня и йеменского угла Каабы». [«Зад уль-Ма’ад» 1/48].
Слова Ибн уль-Кайима означают, что до черного камня можно дотрагиваться, а также целовать, а что касается йеменского угла Каабы, то до него дотрагиваются, но целовать его не узаконено. [См. «аль-Фатауа» 26/121].
Все, что было упомянуто выше, касается целования и дотрагивания религиозного, имеется в виду совершение этого в форме религиозного обряда. Что же касается целования и дотрагивания бытового, то это разрешено вне всяких сомнений.
Исходя из этого, не разрешается целовать что-либо, желая приблизиться этим к Аллаху. Это относится также и к свитку Корана, не говоря уже о могилах и мавзолеях.
Постоянному Комитету был задан вопрос о положении целования свитка Корана, в ответ они сказали: «Хвала одному Аллаху, благословение и мир его посланнику, семье и сподвижникам, а затем: мы не знаем никакого довода на узаконенность целования мусхафа. Коран был ниспослан для чтения и размышления над ним, а также для его возвеличивания, и чтобы те, кому он ниспослан, поступали в соответствии с ним». [См. «Мажаллят уль-бухус иль-исламия», с. 45].
А что касается того, что передают от ‘Икримы ибн Аби Джахля о целовании им мусхафа, то это недостоверно. Это сообщение не приходит словами «поцеловал мусхаф», все что есть, это слова: «положил мусхаф себе на лицо и сказал «Слово моего Господа», повторив это трижды».
(См. его биографию в «аль-Исаба» ибн Хаджара 5654, «Усдуль гъаба» 3741, «аль-Исти’аб» 1857, «Табакат» ибн Са’да (8/329), а также «Сафуа ас-Сафуа» ибн уль-Джаузи).
Некоторые из могилопоклонников не ограничиваются целованием могилы, или ее решетки, но делают то, что хуже этого – целуют землю вокруг могилы, считая, что физическая благодать похороненного в ней праведника, переходит и на эту земля также. [«Уафа уль-Уафа» ас-Самахуди 4/1406].
Целование могилы или тем более земли вокруг могилы, или же земли Иерусалима или мяча или кубка (как это делают футболисты), или денег (как это делают торговцы), все это является следствием неправильных убеждений. Этим своим действием они хотят либо возвеличить этот предмет, либо перенять его благодать, либо и то и другое.