Глава 14. Совершение поездок с целью поклонения к определенным местам, которые не выделены для поклонения в шариате.
Вот некоторые выдержки из интернета, касающиеся данного вопроса:
«В наши дни около 20 тысяч человек ежегодно посещают этот источник, история которого насчитывает не менее тысячи лет».
«Мусульмане отправляются в столицу средневекового государства Волжская Булгария. Торжества приурочены к годовщине официального принятия Ислама волжскими булгарами в 922 г. На праздник в Казань мусульмане едут в пятый раз. Сегодня утром автобус с паломниками отправился в путь».
«Паломничество - хождение верующих к святым местам на поклонение».
«Ежегодно потомки волжских булгар, современные татары, собираются в этом некогда Великом городе, чтобы посетить могилы предков. Здесь 12 июня 922 года был официально принят Ислам. Но в это время на территории Булгарии уже работали мечети и медресе. Здесь похоронены сподвижники пророка Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Здесь так же могилы святых людей, которые похоронены возле малого минарета. Именно здесь каждый год, несмотря на жару, тысячи людей со всех концов России и зарубежа делают тауба (покаяние) и молятся за упокой этих святых».
Вопрос совершения поездок к определенным местам (места захоронений, гробницы, мавзолеи, мечети), для того, чтобы совершать поклонение Аллаху в этих местах, основывается на убеждении людей о том, что эти места обладают большей благодатью, чем места их проживания.
Именно это означают их слова:«Именно здесь каждый год, несмотря на жару, тысячи людей со всех концов России и зарубежа, делают тауба (покаяние) и молятся за упокой этих святых».
То есть тот человек, который едет в Булгар с конца России для того, чтобы покаяться там перед Аллахом, непременно считает, что Всевышний Аллах принимает покаяние в Булгаре лучше, чем если бы он делал то же покаяние в своей мечети в своем конце России.
Некоторые же из участников поездок в Булгар, не имеют таких убеждений, но проделывают путь к этим местам, потому что считают своим долгом посетить могилы своих предков и навестить их. Именно это понимается из их слов:«Ежегодно потомки волжских булгар, современные татары, собираются в этом некогда Великом городе, чтобы посетить могилы предков».
Здесь возникает два вопроса:
Правильным ли является убеждение первого участника поездки?
Разрешается ли второму участнику отправляться в путь, чтобы посетить могилы предков? Ведь на первый взгляд, в этом нет ничего дурного.
Для ответа на эти два вопроса, необходимо разобрать сразу несколько явлений.
Раздел 1. Разрешается ли посещение кладбища своего населенного пункта?
Относительно вопроса посещения кладбища своего населенного пункта среди ученых есть разногласие на четыре (4) мнения:
Это нежелательно (мнение Ибн Сирина, Ибрахима ан-Наха’и, аш-Ша’би и др.).
2 Это желательно, более того, хотя бы один раз в жизни обязательно (мнение Ибн Хазма).
3 Это разрешено (мнение некоторых ханафитов [См. «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320; «ад-Дурр уль-Мухтар» 2/242], некоторых маликитов и др.).
4 Это желательно (мнение большинства ученых Ислама, среди которых большинство ханафитов [См. «Фатх уль-Кадир» 2/150; «аль-Бахр ур-Раик» 2/210], маликитов, единогласно среди шафиитов и мнение некоторых ханбалитов).
На правильность последнего мнения некоторые из ученых (как ан-Науауи и аль-‘Абдари) передавали единогласное мнение мусульман, но, на самом деле, разногласие в этом вопросе существует.
Правильным же мнением является четвертое мнение – посещать могилы своего населенного пункта является желательным. Доводом на это является множество хадисов. Здесь же достаточно упомянуть то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сам часто посещал кладбище аль-Бакы’ в Медине. [Хадисы об этом достоверны. См., например, Муслим 974].
Раздел 2. Долгое время посещение могил было запрещено в Исламе, затем пришло разрешение этого.
Знай, брат мой, что долгое время после начала призыва, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал людям посещение кладбищ. Никто не ходил на кладбище для того, чтобы навестить могилы своих родственников. Так продолжалось очень долго, практически до самой смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В конце же ниспослания этой религии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил людям посещать кладбища и сам ходил на кладбище Медины.
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посетил могилу своей матери и заплакал, после чего заплакали те, кто был вокруг него. Он сказал: «Я попросилу Своего Господа разрешения просить у Него прощения за свою мать, но Он не разрешил мне это [Это потому что мать пророка умерла на многобожии].Потом я попросил Его разрешить мне посещать ее могилу и Он разрешил мне. Посещайте же могилы, ведь они напоминают о смерти». (Хадис достоверный; Муслим 976; Абу Дауд 3234; Насаи 2033; Ибн Маджа 1572).
Бурайда ибн аль-Хусайб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «До этого я запрещал вам посещение могил, но теперь можете посещать их».
В другом риваяте: «А теперь тот, кто хочет посетить могилу, пусть посещает, но при этом, пусть не говорит то, что гневит Аллаха». (Хадис достоверный; Муслим 2260 и др.).
Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «До этого я запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их, ведь их посещение смягчает сердце, слезит глаза и напоминает о следующей жизни, но не говорите ничего, что может разгневить Аллаха». (Хадис хороший; аль-Хаким 1393; Ахмад 11624; см. «Талхыс аль-Хабир» 2/137).