Глава 11. Постоянные периодические собрания людей в определенном месте, в честь определенного события.
Вот некоторые выдержки из интернета, доказывающие факт наличия того, о чем говорится в названии главы:
«Мусульмане России с 1989 г. ввели практику посещения древнего Булгара, который ассоциируется с принятием Ислама нашими предками в начале Х в. Многие годы посещение Булгара трактовалось некоторыми мусульманскими деятелями так, что в нем видели греховное религиозное новшество, хотя в действительности это – место жиен (общинный сбор) в день памяти (хатер кене)».
А также:
«Сегодня, 11 июня, в Булгаре состоится Праздник, посвященный 1118 годовщине со дня принятия Ислама предками современных татар - булгарами. Праздник традиционно начнется с жертвоприношения: паломники будут забивать барашков. В этот же день пройдут молитвы паломников, проповеди духовных лидеров Ислама. Праздник завершится концертом. Этот город – первый религиозный мусульманский центр татарского народа. Раньше он был столицей Волжской Булгарии – первого государства, основателями которого были прямые предки татар. Ежегодно в мероприятии принимает участие 12-16 тысяч паломников со всей России».
Знай, брат мой, что выделение определенных дней или сезонов, в которые произошли определенные события, и организация собраний в эти дни, разрешается в шариате только в том случае, если на это имеется довод из Корана и Сунны. Это потому что право выделять определенные дни для постоянных периодических собраний является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха.
Имам Ибн уль-Кайим сказал: «Тот, кто выделяет определенные места или времена, не выделенные шариатом, для совершения в этих местах или временах определенных видов поклонения, аргументируя это тем, что в эти дни или в этих местах некогда произошли какие-то знаменательные события, тот становится подобен обладателям писания из иудеев и христиан. Именно они превратили места и времена их знаменательных событий в сезоны и места поклонения. Как, например, день рождества, день крещения и т.п.» [«Зад уль-Ма’ад» 1/59].
Ни для кого не секрет, что христиане по сегодняшний день устраивают пышные торжества по поводу многочисленных праздничных событий. Самое распространенное из этого, их праздник по случаю рождества Христова. Также дело обстоит и с иудеями, которые организуют торжества по поводу многочисленных событий произошедших с пророками, посланными к ним и их правителями.
Сказал шейх Мухаммад Ибрахим али-Шейх: «Выделение какого-либо дня и превознесение его над остальными днями, путем совершения в нем определенных поклонений, узаконено только после приведения на это довода из шариата. Поэтому, чтобы узнать, является ли какой-либо день особо выделенным или знаменательным в шариате, нужно посмотреть в Коран и Сунну. Те дни, на которые пришло указание в шариате, являются особыми. И не избрал Всевышний Аллах из целого года каких-либо дней для праздника Ислама, кроме двух дней: день Разговения и день Жертвоприношения, а также три дня ташрика, которые следуют за днем жертвоприношения. Также необходимо упомянуть частичный праздник, которым является пятница. Этот праздник еженедельный. Что же касается каких-то дней, кроме вышеупомянутых, то мусульманам запрещается выделять их как праздничные» [«Фатауа Ибн Ибрахим» 3/51].
Исходя из этого, запрещается выделять какой-либо день для празднования какого-либо события и называть его определенным названием (как, например, «Хатер кене», или «День принятия Ислама», или «Мусульманский сабантуй» и т.п.). Если же это событие действительно является радостным, то нет ничего дурного в том, чтобы отметить его в рамках шариата, но только в тот самый день, в который произошло событие, не повторяя его празднование каждый год. Поэтому, если наши благородные предки приняли Ислам в один из замечательных дней, то они порадовались этому в тот самый день, но мы не празднуем это событие каждый год. Это потому что все эти дни создал Всевышний Аллах и нигде не сообщил, что именно эти дни обладают какой-то особенностью.
Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он не оставил новообращенных мусульман на их старых праздниках, но заменил им их праздниками Ислама.
Один из ханафитских имамов - Шейх Уалиуллах ад-Дахляуи сказал: «Основа в этих двух праздниках состоит в том, что у каждого народа есть день, в который они наряжаются и выходят из их городов в своих украшениях, и эта традиция обязательно присутствует в любом из народов, будь-то арабы или иностранцы. И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, что у жителей этой местности было два дня, в который они развлекались, и сказал: «Поистине, Аллах заменил вам эти два дня более лучшими, чем это – «Днем Жертвоприношения» и «Днем Разговения» [Хадис достоверный; См. «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» № 2021]. Говорят, их праздниками были «Науруз» и «Махраджан»*.
И поспешил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заменить им эти два дня, потому что какой бы ни был праздник у людей, причиной этого праздника является желание возвеличить обряды и традиции этого народа, или же желание угодить их местным правителям, или что-то подобное этому. Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побоялся, что если он оставит их и их традиции на этом, то, в конце концов, желание людей чтить обряды джахилии и распространять обряды их предков одержит верх. Поэтому он заменил их двумя днями, в которых бы было возвеличивание и прославление обрядов религии единобожия, и прибавил к простому украшению поминание Аллаха и некоторые из видов поклонения, для того, чтобы собрание мусульман не было простым развлечением, и чтобы не осталось собрание мусульман без возвеличивания Слова Аллаха». [«Худжату Ллахи аль-балига» 2/30-31].
*[Обратите внимание, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не назвал их праздники «мусульманский науруз» или «мусульманский махраджан», как делают сегодня многие невежественные мусульмане, которые собираются на «мусульманский сабантуй». И нетрудно догадаться, что будет через пару десятилетий, если оставить эту дверь открытой: в «мусульманских календарях» появится новый «мусульманский праздник» - «мусульманский сабантуй», и мусульмане будут собираться на него с целью поклонения и приближения к Аллаху, считая, что это из религии Аллаха, хоть сегодня люди и не делают этого намерения. А затем, недалек уже и «мусульманский новый год»].
Сказал имам Ибн уль-Кайим: «В постоянных периодических собраниях в местах захоронений множество тяжелых проблем, о величии которых знает один лишь Аллах. Они настолько тяжелы, что гневается на них каждый, в чьем сердце хранится почитание Аллаха, ревность за единобожие, неприязнь к многобожию, неверию и нововведениям. Что же касается тех, кто не чувствует всего этого в своем сердце, то это потому что рана не приносит боли мертвому». [«Игасат уль-Ляхафан» с. 302].
Примечания.
1Выделение дня принятия Ислама 11-м числом июня неправильно, так как нам велено следовать мусульманскому летоисчислению хиджры, а не григорианскому.
2Если же кто-либо скажет: «Но ведь мусульмане собираются в мечети каждый раз по случаю рождения ребенка у кого-либо из них (‘акыка), или проведения свадьбы (уалима) и т.п., почему же мы не считаем это запрещенным, вместе с тем, что здесь также выделено событие и место?».
Ответ: Это не является запрещенным, так как эти события не выделены конкретной, постоянно повторяющейся датой. Также, выше упоминалось, что нет ничего дурного в праздновании события в тот день, в который оно произошло, без повторения его периодически. Что касается места, то мечеть выбрана для празднования этого события только потому, что в ней много места, а также, потому что в ней имеется все необходимое. Поэтому, если в мечети вдруг начнут делать ремонт, или новоиспеченный родитель пожелает провести ‘акыку в ином месте, то люди соберутся в этом ином месте без разногласий. А вот, например, если участникам собраний в Булгаре предложить собраться не 11 июня, а, например, в августе, и не в Булгаре, а в соседней деревне, то это предложение будет отвергнуто. Это и есть доказательство того, что их заботит именно этот день и именно это место, а также определенная периодичность. К тому же, собрания по поводу ‘акыки и уалимы узаконены шариатом.
3Если же кто-либо скажет, что собрания в Булгаре не носят религиозный характер, а относятся к разделу бытовых, светских вопросов, то ответом на это будет следующее:
А) Это неправда. Чтобы убедиться в ложности этого, достаточно лишь прочитать выдержки из интернета, приведенные в начале главы.
Б) Даже если мы согласимся с этим утверждением, необходимо знать, что понятие запретности периодических собраний по поводу определенных событий, не ограничено лишь собраниями религиозного характера. Напротив, любое собрание, даже если на нем не совершаются религиозные обряды, но оно совершается с определенной периодичностью, и стремлением собираться именно в таком-то месте, или именно по такому-то поводу, является запрещенным.