Глава 8. Является ли конкретизация могил чем-то желательным в шариате?
Прием утверждения наличия ложных и предполагаемых могил известен давно, и обнаружение «священных» могил в Булгаре не что иное, как очередное использование данного приема.
По всему миру разбросаны и широко известны ложные могилы многих пророков, сподвижников и имамов этой общины. Также много могил предполагаемых. На действительность захоронения в них упоминаемых личностей, нет никаких веских доказательств.
Причина же этого в том, что нет какой-либо религиозной пользы от знания того, что в такой-то конкретной местности или могиле захоронен такой-то сподвижник или имам. Забота о том, кто и где похоронен, не имеет к религии отношения, а иначе, Всевышний Аллах непременно поведал бы нам о том, в каких населенных пунктах находятся могилы Его пророков, а также и имамы этой уммы непременно фиксировали бы эти данные. Более того, сокрытие информации об этом является преграждением пути к многобожию, основной вид которого формируется именно при излишнем внимании к могилам.
Абу аль-Хайядж аль-Асади рассказывал, что ‘Али ибн Аби Талиб сказал ему: «Не послать ли мне тебя с тем же поручением, с которым меня послал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Он послал меня с тем, чтобы я не оставил ни одного изображения, кроме как стер его, и ни одной возвышенной могилы, кроме как сровнял ее».
(Хадис достоверный; Муслим 969; Абу Дауд 3218; Тирмизи 1049; Насаи 2030; Ахмад 741).
Что же касается обозначения могилы, то этот вопрос делится на два самостоятельных вопроса:
1) обозначение того, что данное место является могилой, чтобы люди не ходили по ней, не садились на нее и т.п.
2) обозначение могилы каким-либо предметом, для того, чтобы знать, что в данной могиле захоронен такой-то из людей.
Разъяснение этих вопросов, приведение доказательств и мнений различных мазхабов, не является целью этой книги, поэтому здесь я лишь упомяну общий вывод.
Обозначение того, что данное место является могилой, а не свободной территорией, является желательным в шариате. Что же касается обозначения могилы каким-либо предметом для конкретизации личности человека, который в ней захоронен, то это не является желательным, но является разрешенным.
Но самое интересное, что ученые ханафитского мазхаба считают конкретизацию могилы нежелательным. [См. «Тухфат уль-Фукаха» 1/256, «Табйин аль-Хакаик» 1/246, «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320].
И эта нежелательность усиливается, если это обозначение будет путем нанесения надписи на могилу. Делать надпись на могиле для ее обозначения считает нежелательным большинство ученых (джумхур)*, среди которых ханафитский имам Абу Йусуф [См. «Тухфат уль-Фукаха» 1/256, «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320.] (Я’куб ибн Ибрахим) и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани – два самых близких ученика имама Абу Ханифы.
*[Термин «нежелательность» несет в терминологии различных мазхабов значение как нежелательности, так и запрещенности. Что касается ханафитского мазхаба, то под «нежелательностью» имеется ввиду как нежелательность так и запрещенность. Об это говорит ханафитский имам Ибн Нужейм на протяжение всего шарха на «Канз уд-Дакаик». Это означает, что никто из наших, так называемых «ханафитов», не может аргументировать свои воззрения тем, что в ханафитском мазхабе не сказано, что такое-то деяние запрещено, но сказано, что оно всего лишь нежелательно].
Основываются они на хадис Джабира ибн ‘Абдуллаха, который рассказывал, что «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил покрывать могилу гипсом, а также делать на ней надписи и наступать на нее».А в одном из риваятов: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил хоть что-либо писать на могиле». (Хадис достоверный, соответствует условиям имама Муслима; См. «Тахкык аль-Хабир» 2/132; Абу Дауд 3226; Насаи 2026; Тирмизи 1052; Ибн Маджа 1563 (последний риваят принадлежит ему); однако запрет писать что-либо на могиле недостоверен в этом хадисе).
[Что касается хадисов о запрете писать что-либо на могилах, а также хадисов о проклятии того, кто зажег на могиле светильник, то хадисы эти недостоверны. Однако два этих деяния – «надпись на могиле» и «зажигание светильников» строго запрещены. Относительно запретности этих явлений передано единогласное мнение ученых.
Сказал шейх уль-Ислам:«Постройка мечети над могилой или зажигание над ней светильника – все это то, относительно чего я не знаю никакого разногласия, что это является ослушанием Всевышнего Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует)»(«Мажму’ уль-Фатауа» 31/45).
Сказал имам аль-Мардауи: «Что касается покрытия могилы гипсом, то это нежелательно без всякого разногласия, которое было бы нам известно, а также совершение надписей над ней» («аль-Инсаф» 6/232).
И, как известно, под «нежелательностью» у древних ученых имеется в виду «запрет». Также есть и другие причины запретности этих явлений. Из этих причин то, что это из разряда нововведений, которых не было во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. Также в этом пустая растрата имущества и уподобление неверующим из иудеев и христиан. Поэтому сказал ан-Науауи: «Мы не знаем ни одного сподвижника, который бы делал что-либо из этого. Но появилось это во времена табиинов и тех, кто после них, и до них не дошел запрет этих явлений». Однако, если электричество требуется для захоронения умершего ночью, то это разрешено и основывается на действии пророка (да благословит его Аллах и приветствует)].
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что забота о конкретизации могил не является чем-то желательным в шариате. Также, организаторы поездок в Булгар, которые очень стараются разъяснить людям, кто именно захоронен в Булгаре, не следуют в этом ни Корану, ни посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ни сподвижникам, и ко всему прочему еще и идут вразрез и наперекор своему мазхабу.
Кто же научил их этому?! Следование за кем они любят больше, чем следование своему мазхабу?!
Первым, кто ввел эту моду среди мусульман, были рафидиты (крайние шииты) ‘Убайдитского государства при слабости ‘Аббасидского халифата в конце третьего столетия хиджры. Затем эту моду переняли от них последователи различных суфийских тарикатов и распространили ее среди мусульман.
Установление и конкретизация могил у нововведенцев основывается на четырех (4) доказательствах:
1) сны.
2) ощущение приятного запаха на определенной территории.
3) наличие сверхъестественных, мистических явлений (которые не заметил никто, кроме них).
4) недостоверные, лживые исторические факты.
[«аль-Фатауа» 27/457-459].