Объяснение божественной литургии по чину св. иоанна златоустого.
ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО.
По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П.П.Сойкина, Стремянная, 12.
От издательницы.
Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему служба проскомидии, имеющая особый начальный возглас и свой отпуст. Так как эта служба совершается не вслух молящегося народа, то составительница настоящей книжки, поставив своею задачею дать пособие молящемуся к разумному участию в молитвах литургии, ограничила свой труд объяснением лишь тех частей литургии, которые совершаются вслух молящихся, т.е. литургию оглашенных и верных.
Литургия Оглашенных.
По прочтении "Часов", и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной "проскомидии", начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т.е. готовившиеся к принятию Крещения, еще не удостоившиеся сего Св. Таинства. Литургия начинается при затворенных Царских дверях, но с открытою завесою; диакон выходит на амвон и просит благословения священника для начала службы, на что священник отвечает громким возгласом, в котором он прославляет царство Святой Троицы, - царство мира, правды и света, которое Христос принес на землю.
Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков.
От имени молящихся, певчие отвечают: Аминь, а диакон произносит Ектению. Ектения слово греческое. Так в службах церковных называется ряд протяжно произносимых прошений, разделенных между собою пением:
Господи, помилуй или: подай, Господи.
Первая ектения на Литургии называется Великой, потому что она самая пространная. Диакон начинает ее словами:
Миром Господу помолимся.
Певчие: Господи, помилуй.
Приступая к этой молитве, пусть каждый сперва заглянет в свое сердце и очистит его от всего грешного, всего постороннего.
Без любви не может быть в нас мира. Поэтому необходимо полное взаимное примирение со всеми; и тогда уже обратимся к Господу не раздвоенно, не на половину, но всем своим существом.
(Матф. 6, 14, 15; 12,30 и 21,22. Марк. 10, 21, 22. Лук. 16,13).
Какая - первая и важнейшая потребность для слабого, грешного человека? Какое высшее благо, с которым все легко перенести и без которого ни что не имеет цены?
О Свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
О мире Божием, который превыше всякого ума. (Фил. 4, 7).
О том чудном, неземном мире, который может дать нам Один Господь, который мы можем получить не иначе, как прилепившись к Нему Самому. Вдали от Бога мы тотчас теряем это несравненное сокровище, - а с Ним - что может устрашить нас? Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Ни горе, ни искушение не минуют нас.
Но с Господом все послужит на пользу и приведет ко спасению нашему, ибо: Любящим Бога все содействует ко благу.
(Фил. 4:13. Римл. 8:28)
О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся.
Здесь мы просим, чтобы Господь удалил от людей всякие смуты, раздоры и войны, - все, что нарушает любовь и что несогласно с духом Христовым, - чтобы Он умиротворил всех между собою, чтобы Он взял под Свою защиту те церкви и тех членов ее, которые находятся в опасности, за имя Христово, - вернул бы на истинный путь заблудших овец, и в каждом сердце зажег бы чистый огонь веры и любви к Нему, согревающий и освещающий все вокруг себя
(Иоан. 10:16).
О Господи, Пастырь добрый, положивший душу Свою за овец Своих! - собери всех нас вокруг Себя в одно стадо, дай нам помнить, что все мы члены Твоего Тела, как бы ни были различны пути наши на земле!
Утверди в нас то чудное единство, о котором Ты молился, говоря: "Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы".
(Иоан. 17:11).
Да выражается эта живая связь между всеми членами церкви христианской в любви и взаимопомощи, дабы каждый, по своим дарованиям, мог потрудиться для достижения одной общей всем нам цели: - служения Христу и Спасителю нашему к утверждению царства Его на земле.
(Римл. 12:5-8).
О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных Господу помолимся.
О благоприятной погоде для урожая, о процветании всего, что необходимо для земной жизни людей, и о мире и безмятежии в природе.
Тебе Господи.
Священник же возглашает в подтверждение (Тебе источнику силы, подателю всех благ, Тебе, без Которого мы не можем ничего и от Которого все получили):
И во веки веков.
Певчие поют:Аминь ...и - троекратно:
Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь. Святый бессмертный, помилуй нас, <<2>>
а за сим - еще раз сполна всю песнь.
В дни Рождества Христова, Крещения, Вербной и Великой суббот, в Пасху и Пятидесятницу, - вместо трисвятого поется:
"Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа",
так как в эти дни всего чаще оглашенные принимали Св. Крещение и этими словами напоминалось им величие дара, которого они удостаиваются, присоединяясь к церкви Христовой.
14-го Сентября, в день Воздвижения Креста, Святый Боже заменено восхвалением креста Господня:
Господи, помилуй,
и начальными словами:
Премудрость.
Священник повторяет тот же возглас, которым заканчивается великая ектения:
Аминь.
Следует опять малая евтения, состоящая на этот раз из следующих прошений:
О свышнем мире...
О мире всего мира...
О святем храме сем...
О избавитися нам от всякия скорби...
Заступи, спаси, помилуй...
и вторично:
Премудрость.
Повторением этого слова диакон поддерживает наше внимание пред наступлением приближающихся великих минут в Литургии, и после второго - премудрость он уходит в алтарь, а священник возглашает:
Аминь.
Тогда Царские двери отворяются и начинается Херувимская песнь.
Между началом Литургии Верных и Херувимской, священник, стоя пред престолом, возносит к Богу тихо ряд молитв об очищении его от всякого греха и соделания его достойным совершения Таинства; - также о приготовлении верующих к неосужденному молитвенному участию в совершении Таинства Св. Причастия, во оставление грехов и жизнь вечную.
Историческое происхождение Херувимской песни следующее: в первые века христианства жертвенник не стоял в алтаре, а находился в отдельной комнате, называвшейся тоже "жертвенником", и там совершалась проскомидия, и стояли Дары в начале Литургии. Когда наступала минута перенесения их на престол, то священник и диакон, предшествуемые свечей, торжественно переносили их через всю церковь мимо молящихся, и Царскими дверьми вносили их в алтарь. Таким образом служба прерывалась на несколько минут до и во время шествия и давала повод молящимся иной раз к рассеянности. Во избежание этого, при Греческом императоре Юстивиане, в VИ в. написана была Херувимская песнь, - чтобы помочь верующим сосредоточить свои мысли на молитве.
Осанна в вышних.
В Царских дверях, остановившись лицом к народу, священнослужители молятся о том, чтобы Господь принял в Свое Царствие Государя, Государыню и весь Царствующий дом, - также духовное начальство и всех православных христиан, причем священник благословляет Потиром тех, о ком молится, они же кладут земный поклон.
Затем священнослужители удаляются в алтарь, ставят святые сосуды на разложенный антиминс и, затворяя Царские двери, закрывают завесу, а певчие доканчивают Херувимскую песнь. Последнее действие изображает снятие Господа с креста и положение Его во гроб, причем завеса напоминает камень, приваленный к гробу и печать. Последняя часть Херувимской песни поется так:
Подай, Господи.
Мир всем.
И обычное благожелание ему того же:
И духови твоему.
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы". Так говорит Апостол Павел.
(Кор. 13:1-3).
Бог есть любовь, - бесконечная, беспредельная. всепрощающая
(Иоан. 4:16).
Приближаясь к Нему, проникнемся этим всепрощением, погрузимся в эту чудную любовь; покроем ею все и всех вокруг себя так, чтобы не осталось более места в сердце какой-либо розни, какому-либо осуждению ближнего, - чтобы все в один голос, одним биением сердца, горящего любовью к Богу и друг ко другу, могли единодушно исповедывать свою веру в нашего Отца и Бога. Вот, что значат слова священника:
И со духом твоим.
Горе имеем сердца,т.е. вознесемся же сердцем и мыслию к небесам, - все земное, все суетное, все человеческое оставим за собою. О, подумайте, как торжественна эта минута, как возвышен этот призыв, как важен ответ наш в такую минуту.
Призывая к участию в службе, церковь нас постепенно подводит ко Святому Святых; и наконец, - поставив нас, так сказать, пред Лицом Божиим она спрашивает: "можете ли отдать теперь все ваше сердце Господу?
Что мы ответим на этот вопрос?
Имамы ко Господу!
Все, что певчие поют, произносится от имени всех присутствующих; - можем ли мы вместе с ними, по совести, ответить Богу: "да, мы посвящаем себя Тебе, Господи; с этой минуты мы принадлежим всецело Тебе".
О, лучше, не быть совсем в храме, чем в эту минуту, особенно давать еще волю рассеянности, или грешным чувствам, и безучастно стоять пред Господом! Не Господь ли сказал:
Горе вам, фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
(Матф. 23:25).
"Горе вам, что чтете Меня устами, тогда как сердце ваше далеко отстоит от Меня! Тщетно же чтете Меня"! Не будем же медлить, отдадимся Ему всецело, искренно, - навеки.
Имамы ко Господу.
II. После этого ответа всей церкви, священник приглашает верующих вместе с ним возблагодарить Господа за чудное дело искупления рода человеческого, а также за допущение нас всех к воспоминанию о нем и к совершению таинства.
Благодарим Господа, - призывает священник и мы отвечаем хвалебною песнию Богу, от полноты сердца:
Да святится имя Твое.
О, если бы отражалось это святое Имя на всяком деле, во всяком слове нашем, - в мысли, в чувстве, в обращении друг с другом! Как бы наша жизнь могла быть хороша! Печать Твоя пусть утвердится в нас, на всем!
Аминь.
Сами по себе мы бессильны; но Ты, Царь наш, - Ты источник силы. У Тебя ее просим и от Тебя ожидаем спасения, и потому Тебе Одному принадлежит за все хвала и благодарение во веки. Аминь.
Где царь, там равных ему нет; там он один хозяин, - там все ему подчинено, и он всем управляет: так ли это в нашем сердце?
Где царство разделено, там силы нет, там колебание, беспорядок и застой во всем.
Повторяя мысленно за священником последние слова молитвы Господней, мы в них признали не только владычество Божие во всем окружающем нас мире, но признали Его и нашим личным Царем, Владыкой нашего собственного внутреннего мира; не забудем этого и докажем на деле, что Он наш Царь.
Пока поется "Отче наш", диакон крестообразно препоясывается орарем и, после благословения священника:Мир всем,приглашает верующих:
Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.
Верю также, что это есть самое истинное Тело Твое и самая святая Кровь Твоя, и прошу Тебя, Господи, помилуй меня и прости мне все мои грехи сознательные и бессознательные: на словах ли, в делах ли моих, с намерением, или без намерения, все мне прости, и удостой меня причаститься пречистых Твоих Таинств, чтобы чрез них получить очищение от грехов и вечное блаженство.
Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, бессмертным и животворящим Тайнам: соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Наполни нас, Господи, такой благодарностью, за полученную от Тебя Божественную, вечную, душу возрождающую благодать Твою, чтобы громкая хвала Тебе излилась из уст наших от избытка сердца. Не дай нам утратить ее чрез нашу рассеянность и равнодушие, но напротив, удержи нас при Себе, в Твоей Святыне, чтобы по возвращении домой, мы бы продолжали поучаться правде Твоей. Слава Тебе.
После того диакон выходит из алтаря и говорит несколько прошений малой ектении, начиная с благодарности за полученное Причастие, и напоминания нам о необходимом посвящении себя Господу.
Аминь.
И затем:
С миром изыдем.
На что молящиеся просят его еще раз благословить их до выхода:
О имени Господни.
Тогда священник выходит за амвон и читает молитву, по месту чтения называемую: "заамвонною".
Благословляяй благословящие Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающие, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, - исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящие благолепие дому Твоего: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, благочестивейшему, самодержавнейшему, великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу всея России, воинству и всем людем Твоим, яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходян от Тебе Отца светов: и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Так священник еще раз молится вкратце о том же, что содержалось в ектениях: о благословении Господнем на всех уповающих на Него; о водворении мира на земле; о помощи всем гражданским и духовным властям для мудрого и справедливого управления зависящими от них людьми; о достижении церковью ее назначения, и кончает напоминанием нам о том, что все, исходящее из рук Бога, свято, следовательно должно служить нам во благо и на нашу пользу, за что мы благодарим и восхваляем Господа во веки веков.
Певчие отвечают хвалою:
Аминь.
Буди имя Господне благословенно отныне и до века(трижды).
После этого читается 33-й псалом:
Благословлю Господа на всякое времяи проч. Во время чтения священник раздает присутствующим "антидор", т.е., нарезанные ломтиками остатки просфоры, из которой был вынут Агнец, как для того, чтобы те из нас, которые не причащались, могли все же чувствовать себя как бы участниками в Святой трапезе (антидор - вместо дара), так и в память "Вечери любви" первых времен Христианства. По прочтении псалма, священник благословляет народ, восклицая:
Аминь.
Потом произносит:Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...Клир поет краткое славословие иГосподи помилуй(трижды).Благослови.
В последнем, называемом отпустом, благословении священник выражает свое желание, чтобы Христос истинный Бог наш, по своему безмерному человеколюбию и силою ходатайства Пресвятой Девы Марии и всех Святых, простил и привел нас всех, молящихся Ему, ко спасению.
Христос истинный Бог наш, молитвами пречистые Своея Матери, святых славных и всехвальных Апостол, иже во Святых отца нашего архиепископа Константина града Иоанна Златоустого(святых, коих, есть храм и день, имя рок), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех Святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.
Литургия кончается пением "многолетия" Государю, всему Царствующему дому, духовному начальству и всем христианам.
Заключение
Служба кончена, все расходятся по домам. Но одни возвращаются к себе, обогащенные дарами Божиими, и берутся за дело со свежими силами, с радостным духом, потому что они вынесли сознание Его близости и милосердия. Вся жизнь теперь точно преобразилась перед ними, и сердце, полное благодарности, загорелось желанием всякому помочь; потому что, возлюбив Бога, оно согрелось и к ближним, и в горячем желании служить Ему, готово все принять из Его рук и все исполнить что бы Он ни повелел.
Другие же выходят из церкви с пустыми руками и с тем же холодным сердцем, а отдаление их от Бога еще более увеличилось. Отчего такая разница между людьми, когда и те и другие слушали слово Его, присутствовали при совершении Таинства, молились вместе в доме Божием?
Вопрос не в том: был ли кто в церкви или нет, а в том - на сколько душа наша вошла там в общение с Самим Господом. Помните женщину, страдавшую 12 лет кровотечением и от одного прикосновения ко Христу получившую исцеление?
Как теперь у нас в Церкви, так и тогда вокруг Спасителя толпилось не мало людей, - и многие стояли близко и даже прикасались к Нему. Тем не менее, только одно прикосновение вызвало силу из Него (Марк. 5:30), потому что это одно было плодом веры и горячего желания до Него дойти.
А Христос вчера, и сегодня и во веки тот же. (Евр. 18:8). Будем просить Его всем сердцем, чтобы Он привлекал каждого из нас все более и более к Себе, чтобы мы никогда, ни дома, ни в церкви не становились на молитву холодно и рассеянно, или с совестью нечистою, с сердцем непримиренным со всеми, - но чтобы молитва наша каждый раз была живой беседой души с Богом; тогда она не останется бесплодной. Благие ее последствия отразятся, как на отношениях наших друг другу, так и на исполнении всех наших обязанностей. И если раньше последние нам представлялись скучным, долгом, который хотелось бы только благополучно сбыть в глазах людей, то после такой молитвы мы ясно увидим всю нечестность такого отношения!
Принимая все прямо из рук Господа мы сами захотим всякий наш труд исполнять с усердием и по совести, не для похвалы людской, а для Него Самого; - и будем служить больше не как "наемники", а как "чада Божии", положив правду в основе всей нашей жизни. Будем же христианами не по имени только, но сделаемся истинными последователями Христа, живыми членами Его Церкви, отдав Ему все наше сердце, тогда Он восполнит все нужды наши; мы будем у верной пристани уже здесь на земле, и как бы ни были высоки волны морские, они не зальют нас. Вот что обещает Господь тем, кто отдает себя Ему: "и дам вам сердце новое, и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и
исполнять...
(Иезек. З6:26-27).
Я Господь вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я Господь сказал и сделал.
(Иезек. 36:38).
Я буду пасти овец Моих и буду покоить их, говорит Господ. Потерявшую отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю.
(Иезек. 34:15-16).
Я буду носить, поддерживать и охранять Вас.
(Исаии, 46:4).
Да будет же Он с нами, и мы с Ним повсюду и всегда.
<<1>> "Прости" означает: стойте прямо, - благоговейно.
<<2>> О происхождении этой песни предание говорит, что во время землетрясения, бывшего в Константинополе в V в. и вызвавшего крестный ход вокруг города, один мальчик был восхищен на воздух во время молитвы и, опустившись на землю, рассказал присутствующим, что он слышал, как Херувимы пели эту песнь в небесах. Тогда народ ее повторил с прибавлением: "помилуй нас", и землетрясение прекратилось, а церковь включила ее в свое богослужение.
<<3>> Церковь называется 1) "единой", потому что все истинно-верующие - одно духовное тело, которое имеет одну Главу - Христа, одушевляется одним Духом Божиим.
2) Она же святая, так как члены, которые не исполнены ее духа, не достойны Основателя своего Христа, невидимо отсекаются Им, как ветви мертвые, и хотя и носят имя Христиан и по-человечески считаются ими, но на деле не входят в ее состав и не будут участвовать в ее торжестве.
3) Церковь Соборная, т.е. рассеянная по всему миру, не стесненная никакой земной рамкой - ни местом, ни временем. Истинно-верующие из всех народов и во все времена прошедшия, настоящие и будущие, составляют ее.
4) Апостольская, потому что сохраняет учение и предания Св. Апостолов, а равно и преемство апостольского служения в священноначалии церковном.
<<4>> Эти самые 4 образа, представляются нередко на изображениях Евангелистов, как соответствующие характеру каждого из Евангельских повествований. Так:
Матфей изображается с человеком, потому что, рядом с Божеством Христа, рассказ св. Евангелиста всего более выясняет человеческое происхождение Его из рода Давида. Марк - со львом, - потому что описывается не столько учение, сколько дела Христа, - царское служение Его. Лука - с тельцом как учащий, что Христос искупил грех мира. Иоанн с орлом - как провозвестник возвышенного учения о Божестве Спасителя.
ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ ПО ЧИНУ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО.
По изданию: О. П., С.-ПЕТЕРБУРГ, 1898, Типография П.П.Сойкина, Стремянная, 12.
От издательницы.
Под именем Литургии обыкновенно понимается не только самое богослужение евхаристии, но и приготовительная к нему служба проскомидии, имеющая особый начальный возглас и свой отпуст. Так как эта служба совершается не вслух молящегося народа, то составительница настоящей книжки, поставив своею задачею дать пособие молящемуся к разумному участию в молитвах литургии, ограничила свой труд объяснением лишь тех частей литургии, которые совершаются вслух молящихся, т.е. литургию оглашенных и верных.
Литургия Оглашенных.
По прочтении "Часов", и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной "проскомидии", начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т.е. готовившиеся к принятию Крещения, еще не удостоившиеся сего Св. Таинства. Литургия начинается при затворенных Царских дверях, но с открытою завесою; диакон выходит на амвон и просит благословения священника для начала службы, на что священник отвечает громким возгласом, в котором он прославляет царство Святой Троицы, - царство мира, правды и света, которое Христос принес на землю.