Разделение между куфром и ширком
Джахль и есть основа ширка.
Знай, что ширк неразлучный напарник незнания, а таухид неразлучный напарник знания. Аллах повелевает:
"Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Суждение (постановление) не принадлежит никому кроме, как только Аллаху. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть прямая религия, но большинство людей этого не знает". (Йусуф, 40)
Ибн Касир в тафсире этого аята говорит: "Вот поэтому большинство людей - мушрики". (Тафсир ибн Касира)
Подобный смысл (что большинство людей впадают в неверие по незнанию) содержится в следующих аятах:
"Большая часть их не верует в Аллаха без того, чтобы не придавать Ему в равные". (Йусуф, 106)
"И если ты послушаешься большинства тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они ведь следуют только за предположениями, и они только ложно измышляют!" (Скот, 116)
"А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" - они, конечно, скажут: "Аллах". Скажи: "Вся слава и хвала принадлежит только Аллаху!" - но большая часть их не знает!" (Лукмaн, 25)
"И говорят они: "Если бы было ниспослано ему знамение от его Господа!" Скажи: "Аллах Мощен низвести знамение, но большая часть их не знает!" (Скот, 37)
"Так как же Аллаху не подвергнуть их наказанию, когда они не допускают (муслимов) к Заповедной мечети, хотя они и не являются ее покровителями?! Покровители ее - только богобоязненные, но большая часть их не знает этого!" (Добыча, 34)
"Мы сотворили их (небеса и землю) по истине, но большинство их не знают этого". (Дым, 39)
"Направь же свой лик к религии будучи "ханиф"ом (свободным от ширка, куфра и заблуждений). К религии, которая есть фитратуллах (естество - устроение Аллаха), который устроил людей так. Нет изменений в творении Аллаха, это - прямая религия, но большинство людей не знает". (Румы, 30)
"Воистину, многие вводят других в заблуждение своими страстями и желаниями, без всякого знания. Воистину, твоему Господу лучше знать преступников". (Скот, 119)
"Мы сотворили много джиннов и людей для ада. У них сердца, которые не разумеют; глаза, которые не видят; уши, которые не слышат. Они подобны скотам и даже еще более заблудшие. Они и есть небрежные. (Преграды, 179)
"Или ты думаешь, что большинство неверных слышит или разумеет? Они ведь только - всего лишь подобие скотов и даже больше сбились с пути". (Различение, 44)
"А ведь среди них (иудеев) есть и простолюдины (неграмотные), которые не знают Писания, а верят пустым выдумкам и измышлениям. И они только предполагают". (Корова, 78)
Как показывают эти и многие другие аяты большинство людей соединяют в себе ширк и незнание. Теперь мы спрашиваем: Когда Аллах говорит:
"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех". (Женщины, 48)
Подразумевал ли Аллах в этом аяте только такого мушрика, который знает и упрямится, несмотря на свои знания. Если бы это было так, то применение аята было бы очень узким. Ведь мы знаем, что этот аят не ограничивается очень узким кругом использования, а наоборот суждение этого аята широкое и распространенное.
Имам Абу Батын приведя цитаты из Ибн Таймии говорит:
"Любой, кто совершает деяние ширка становится мушриком. Его призывают к покаянию, и если он не покается, то его убивают. Ибн Таймия во многих местах ясно выразился, что совершающий один из видов ширка, становится мушриком по всеобщему единогласию ученых, и при этом не провел различие между знающим и незнающим.
Аллах повелевает:
"Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех". (Женщины, 48)
"Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение". (Женщины, 116)
"Воистину стали неверными те, которые говорили: "Аллах - Мессия, сын Марйам". А ведь Мессия сказал: "О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему!" Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище для него - огонь, и нет для несправедливых помощников!" (Трапеза, 72)
Кто ограничит суждение этих аятов применительно только к мушрикам, которые знают и упрямятся в ширке, сойдет с дороги, указанной Аллахом и его посланником صلى الله عليه و سلم и выйдет из числа верующих. Исламские правоведы, вынося суждение вероотступничества относительно тех, кто совершал ширк, никогда не ограничивали это суждение только теми, кто совершал ширк, будучи знающим. Это очень ясный вопрос. Слава принадлежит только Аллаху. (Аль-ихтисар ли хизбиЛлахи аль-мувахиддин)
К тому же нам известно мнение Ибн Аббаса по поводу происхождения ширка народа Нуха. Он говорит, что идолам не поклонялись до тех пор, пока не исчезли те люди, которые знали цель воздвижения этих изваяний. Этот народ вначале был привержен к единобожию, но постепенно, со временем, под воздействием факторов невежества и ложных умозаключений, они ввели в свою религиозную практику ширк в качестве нововведения, на которое Аллах не низвел никаких доказательств. Причем они полагали, что, совершая этот ширк, они угождают своему Господу и еще более приближаются к Нему. Вот в такой ситуации Аллах послал Нуха, как посланника, дабы представить им доказательства единобожия, чтобы подвергнуть наказанию в этом и том мире тех, кто воспротивится.
Аллах повелевает:
"Вот, послали Мы Нуха к его народу: "Поистине, я для вас - увещеватель ясный! Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха: я боюсь для вас наказания дня мучительного!" " (Худ, 25-26)
Табари в тафсире аята сказал:
"Великий Аллах привел в этой суре рассказы о различных посланниках. Сперва упоминается рассказ о Нухе; потому, что он был послан посланником, когда в первый раз на земле появились мушрики, придающие в равные Аллаху. Поэтому Нух сказал им: "Я для вас ясный увещеватель; Покиньте поклонение идолам и поклоняйтесь только Аллаху. Если вы будете продолжать, я боюсь, что вас постигнет мучительное наказание в Судный День". Но народ его не послушал и заупрямился и в итоге погиб, захлебнувшись в воде". (Тафсир Табари)
Ибн Касир сказал:
"Аллах здесь повествует о Нухе, - первом посланнике, который был послан мушрикам земного шара". (Тафсир ибн Касира)
То, что действительно для народа Нуха верно и для любой другой общины в периоде между двумя посланниками. Каждый посланник бывает послан с Исламским призывом к невежественному народу мушриков. Большинство их опровергают посланника; а та часть, которая с помощью Аллаха обретает истинный путь, становится верующими. Затем Аллах отделяет их от остального племени и губит всех, кто пошел против посланника, оставляя единобожников. Они продолжают жить приверженцами единобожия до определенного срока, установленного Аллахом. Затем постепенно исчезают знания, и ширк начинает распространяться. Причем они вводят ширк без всякого на это доказательства от Аллаха, измышляя по незнанию на Аллаха ложь. Тогда Аллах снова посылает им посланника, чтобы вытащить их из мраков на свет, направить из ширка и заблуждений к единобожию и знанию и предупредить о наказании, которое их ожидает, если они воспротивятся. Это описывается в следующих аятах:
"Были люди одной общиной, и послал Аллах посланников благовестниками и увещевателями и ниспослал с ними Писание с истиной, чтобы рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. (Корова, 213)
"(Мы послали) посланников благовестниками (о награде) и увещевателями (о наказании), дабы не осталось у людей довода против Аллаха, после посланников. Поистине, Аллах Великий, Мудрый!" (Женщины, 165)
Из всего этого ясно следующее: "Свойство быть мушриком (называть его мушриком, относиться к нему как к мушрику) действительно и до прихода призыва. В этом вопросе разногласий между учеными нет. Разногласия лишь в том, будет ли незнающий мушрик подвергаться наказанию, за совершаемый им ширк, прежде чем до него дойдет призыв.
Ибн Таймия приводит от Мухаммада бин Насра аль-Маруази мнение салафов:
"Знать Аллаха (Его Единство в божественности, господстве и свойствах) есть вера. Не знать Аллаха есть неверие. Подобно этому знать фарды (обязанности в шариате) есть вера, но не знать фарды, до их сообщения не есть неверие. Это так потому, что сахабы признав призыв посланника в первые времена посланничества, стали верующими. Но вместе с этим, они не знали фарды, которые еще должны были ниспуститься (пятикратный намаз, пост, хадж, закят). Несмотря на это, незнание будущих фардов не сделало их неверными. Затем Аллах ниспослал им эти фарды. Признание сахабами этих фардов стало для них верой. Те, кто не признавал их, становился неверным. Но если бы они вообще не ниспустились бы, то только из-за одного незнания этих фардов, никто бы неверным не стал. Поэтому, те из муслимов (например, живущие в удаленных местах), до которых не дошло, что Аллах ниспустил эти фарды, не становились неверными по причине своего неведения. Но в отличие от фардов, незнание применительно к Аллаху является куфром в любом случае, хоть после прихода доказательств, хоть до прихода. (Маджу1уль-фатава, 7/325)
Абу Йусуф (ученик Абу Ханифы) передает следующее высказывание Абу Ханифы:
"Не знать свойства Творца не является оправданием ни для одного человека. Все обязаны знать своего Господа и единить Его, не придавая Ему равных (в поклонении и господстве). Потому, что они видят свое сотворение и сотворение всевозможных вещей. Но что касается фардов, познать их невозможно без соответствующего сообщения Аллаха. Поэтому незнающий их неответственен". (Бадаиус-Санаи, 7/132)
Ибн Таймия сказал:
"Все люди заслуживают наказания, кроме тех, кто поклоняется только Аллаху. Тот же, кто не совершает ширк, но не поклоняется Аллаху (например, фараон) на самом деле еще хуже, чем многобожники. Нужно совершать две вещи:
1) Поклоняться Аллаху.
2) Не поклоняться никому другому (поклоняться только Аллаху).
Это и есть сущность Ислама и все люди ответственны за это. В этом вопросе никому нет поблажки, и эта обязанность ни с кого не спадает. Но вместе с этим Аллах не наказывает, пока не пошлет посланника. Но хоть Он и не наказывает невежественного мушрика, Аллах не вводит его в рай, ибо туда не входит никто, кроме единобожников. Как передано в достоверных преданиях Аллах будет отдельно испытывать тех, до кого не дошел призыв посланников, например детей, умалишенных и тех, кто умер в период фатрах. (Маджму1уль-фатава, том 7, стр.477)
Из этого отрывка мы понимаем, что мушрик не может войти в рай, даже если он совершал ширк по незнанию. Аллах предназначил рай только для тех, кто находится в религии Аллаха - Ислам. Ислам же означает полное подчинение себя Аллаху во всех сферах божественности и господства. Отсюда ясно, что мушрик не может считаться муслимом. Эти положения действительны для всех людей без исключения потому, что мисак был взят со всех. Из какого бы племени, рода или общины человек не был, если он совершил ширк, пусть даже по незнанию, эти положения имеют место для него. Это касается даже общины (умма) Мухаммада и тем более ахлюль-китаба.
Ибн Таймия сказал
"Аллах, вынося суждение или именование, с одной стороны разделил людей на тех, кто жил в период фатрах - период, когда призыв посланника искажен и забыт и на тех, до кого дошел призыв. С другой стороны не разделил и объединил их в одно. Это противоположно мнению двух групп людей:
Первая группа говорит: "В деяниях нет изначальной скверности или добра, вещи становятся хорошими или плохими, только после того, как Аллах сообщит об этом через Шариат".
Вторая группа говорит: "Они подвергнутся наказанию, если даже до них и не дошел призыв".
Опровержением первой группы служат следующие доказательства:
"Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного". (Та Ха, 24)
"Вот твой Господь воззвал к Мусе (Моисею): "Ступай к несправедливому народу".
(Поэты, 10)
"Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из смутьянов". (Рассказ, 4)
Аллах именует фараона и его народ преступниками, несправедливыми и смутьянами. Эти слова - слова порицания. Порицание же может быть только по отношению к скверным вещам. Это показывает, что их деяния характеризуются как плохие и скверные еще до того, как был послан посланник. Что касается подвергание мучениям, то положение его отдельно от именования. Подвергание мучениям, как и сообщает Аллах в следующем аяте, бывает только после послания посланника с призывом:
"Мы не подвергаем мучению, пока не пошлем предварительно посланника".(Перенос ночью, 15)
Далее, Аллах сообщает, что Худ, мир ему, сказал своему народу следующее:
"И к адитам - брата их Худа. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху! Нет вам другого божества, кроме Него. Вы же только измышляющие ложь". (Худ, 50)
Как видно из аята Худ, назвал их "измышляющие ложь" еще до того, как племя опровергло его. Он их охарактеризовал так только из-за того, что они совершали ширк. Доказано Кораном и сунной, то что надо именовать совершающих ширк как "мушрик" еще и до призыва. Он преступил границы, придал Аллаху равных до прихода посланника, поэтому название "мушрик" ему дается и до прихода посланника. Название "джахилия - невежество" аналогично в этом плане. Это название дается и до прихода посланника, но подвергание мучению только после прихода посланника". (Маджму1уль-фатава, том 20, стр. 37,38)
Ибн Таймия сказал:
"Тот, кто не последовал за посланником, не применил к своей жизни учение посланника, может находиться только в одном из двух положений: либо он вообще не применит учение посланника, либо он применит систему, противоположную учению посланника. Если он применит систему противоположную учению посланника, то он опровергнет посланника - впадет в куфр опровержения, так называемый системный (комплексный) куфр. Если он не применит ничего то, будет находиться в простом куфре; куфр в свою очередь разделяется на следующие куфры: куфр сомнения, куфр небрежения и куфр неведения. Переиначим: Кафир может быть в одном из двух положений: или он знает учение посланника или не знает. Если кафир не знает, то значит, он в неведении и поэтому не уверовал, вот как в этом аяте:
"И не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию о Нас, и кто последовал за своей страстью, и в делах впадает в крайности". (Пещера, 28)
А вот аят об опровержении:
"И отомстили Мы им и потопили их в море за то, что они опровергали Наши знамения и были небрежны к ним!" (Преграды, 136)
Несомненно, что небрежение имеет место для таких кафиров, которым не дошел призыв посланника. Но наказанию подвергается, только такие кафиры, которым дошел призыв посланника. Поэтому в аяте и упомянуто опровержение. Опровержение явление более узкое чем куфр. Каждый, кто опроверг учение посланника, есть кафир, но необязательно, что каждый кафир есть опровергший посланника. Например, кафир может быть сомневающимся или таким, до которого не дошел призыв и он в неведении. Но несведущий кафир не подвергается наказанию, пока до него не дошел призыв. (Маджму1уль-фатава, том 2, "Допущенные ошибки в вопросе о божественном знании")
Доказательство четвертое:
"Это так - потому, что Господь твой - не таков, чтобы губить селения за их несправедливости (или же: - не таков, чтобы губить селения по несправедливости), когда обитатели их пребывают в небрежении (неведении)". (Скот, 131)
Табари в тафсире аята говорит:
"Это так" - то есть Мы посылаем посланников, чтобы они предупредили людей и джиннов. Это так, потому, что Аллах не губит страну, за ширки и куфры их жителей, не предупредив их об этом. Выражение "за их несправедливости" (по несправедливости) можно понимать двояко (второе понимание мы указали в скобках). В первом толковании несправедливость упоминается применительно к жителям страны и толкуется как их ширки. Тогда смысл аята будет такой: "Аллах не наказывает сразу непредупрежденных мушриков, сперва он посылает им посланника, чтобы лишить их всяческих возражений, а затем наказывает тех, кто не последовал за посланником". Согласно второму толкованию несправедливость упоминается применительно к Аллаху - сообщается, что Аллах не делает ничего по несправедливости. То есть согласно этому пониманию Аллах сообщает, что если бы он погубил бы страну сразу, то это было бы несправедливостью со стороны Аллаха. Согласно же первому пониманию на самом деле Аллах мог бы наказать их сразу, и это бы не было несправедливостью по отношению к рабам, но Аллах, чтобы лишить их всех аргументов, все же посылает им посланника. Мы (Табари) предпочитаем первое толкование, потому, что это более гармонирует с контекстом. Аяты (Ночной перенос, 15) и (Ангелы, 24) также связаны с толкуемым аятом. (Тафсир Табари)
Куртуби в тафсире аята говорит:
"Это так..." - То есть Мы не губим страну за ширки их жителей, пока не пошлем предварительно им посланника, чтобы они не говорили, что их не предупреждали. (Тафсир Куртуби)
Шаукани в тафсире аята говорит:
"за их несправедливости" - То есть Аллах не уничтожает страну за ширки их жителей, если они не были предварительно предупреждены посланником. (Фатх аль-Къадир)
Эти выражения салафов ясно свидетельствуют о том, что для несведущих людей до посланнического периода свойство быть мушриками имеет место. Наказание же только после предупреждения со стороны посланника. Теперь я приведу аят, который поставит все на место. С помощью этого аята можно понять причину того, что до прихода посланника свойство быть мушриком действительно, несмотря на то, что человек находится в неведении. Это аят о мисаке - взятом слове. Чтобы облегчить общее понимание, прежде чем изучать аят более подробно, сразу приведем положения, где ученые высказали единогласие, а где разногласие. Ученые соединяются в том, что этот аят достаточное доказательство для того, чтобы незнающим людям придавался статус мушрика, но расходятся в вопросе, достаточен ли мисак сам по себе как довод для того, чтобы подвергать наказанию - как известно мнения ученых в этом вопросе разделяются на два. Также среди Исламских ученых есть разногласия и в вопросе о качестве мисака (свидетельствования сынов Адама). Некоторые считают, что свидетельство произошло в действительности, в прямом смысле этого слова, другие же думают, что свидетельство осуществилось не в прямом смысле, а аллегорично. Под свидетельством подразумевается естественная склонность человека к таухиду. Аллах каждому вложил естество, которое проявляет себя независимо от воли человека, тем самым, делаясь доказательством против человека.
Шубха: "Они не понимают, что это поклонение"
Ответ: Этот вопрос предельно ясный, известный из религии Ислам по очевидности, и они не оправданы в непонимании его, поскольку причина этого непонимания - в них самих и в их отворачивании от истины, либо следовании за страстями и тем, на чём были предки.
1. Сказал шейх Хамд Ибн Ма'мар, сподвижник и ученик шейха Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба:
فكل من بلغه القرآن ودعوة الرسول صلى الله عليه وسلم فقد قامت عليه الحجة قال الله تعالى: {لِأُنْذِرَكُمْ بِهِ وَمَنْ بَلَغَ} [سورة الأنعام آية : 19]، وقال تعالى: {وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولاً} [سورة الإسراء آية : 15].
وقد أجمع العلماء على أن من بلغته دعوة الرسول صلى الله عليه وسلم أن حجة الله قائمة عليه. ومعلوم بالاضطرار من الدين: أن الله بعث محمدا صلى الله عليه وسلم وأنزل عليه الكتاب ليعبد وحده ولا يشرك معه غيره، فلا يدعى إلا هو، ولا يذبح إلا له، ولا ينذر إلا له، ولا يتوكل إلا عليه، ولا يخاف خوف السر إلا منه.
والقرآن مملوء من هذا..
"Каждый, кого достиг Коран, и призыв Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – установился над ним довод.
Сказал Аллах: "Чтобы предостеречь им вас и тех, до кого он дойдет", (аль-Анам, 19), и сказал Всевышний: "Мы не были наказывающими до тех пор пока пошлём Посланника" (Аль-Исра, 15).
И единогласны ученые на том, что кого достиг призыв Посланника, да благословит его Аллах и приветствует – то довод Аллаха над ним установлен.
И известно с полной очевидностью из религии – что Аллах послал Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует, и ниспослал ему Книгу, чтобы поклонялись Ему Одному, и не придавали Ему никого в сотоварищи, и не взывается ни к кому кроме него, и не режется жертва ни для кого, кроме Него, и не делается обет никому кроме Него, и не делается таваккуль ни на кого кроме Него, и нельзя бояться тайным страхом никого кроме Него, и Коран переполнен этим".
Затем имам перечислил аяты об обязательности поклонения и дуа Аллаху, затем сказал:
وكل من بلغه القرآن فليس بمعذور؛ فإن الأصول الكبار، التي هي أصل دين الإسلام، قد بينها الله تعالى في كتابه، وأوضحها وأقام بها حجته على عباده. وليس المراد بقيام الحجة أن يفهمها الإنسان فهما جليا، كما يفهمها من هداه الله ووفقه، وانقاد لأمره; فإن الكفار قد قامت عليهم الحجة من الله تعالى، مع إخباره بأنه جعل على قلوبهم أكنة أن يفقهوا كلامه، فقال: {وَجَعَلْنَا عَلَى قُلُوبِهِمْ أَكِنَّةً أَنْ يَفْقَهُوهُ وَفِي آذَانِهِمْ وَقْراً} [سورة الأنعام آية : 25].
وقال: {قُلْ هُوَ لِلَّذِينَ آمَنُوا هُدىً وَشِفَاءٌ وَالَّذِينَ لا يُؤْمِنُونَ فِي آذَانِهِمْ وَقْرٌ وَهُوَ عَلَيْهِمْ عَمىً} [سورة فصلت آية : 44]، وقال تعالى: {إِنَّهُمُ اتَّخَذُوا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ مِنْ دُونِ اللَّهِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ مُهْتَدُونَ} [سورة الأعراف آية : 30]، وقال تعالى: {قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالاًالَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعاً} [سورة الكهف آية : 103-104]. والآيات في هذا المعنى كثيرة؛ يخبر سبحانه أنهم لم يفهموا القرآن ولم يفقهوه، وأنه عاقبهم بالأكنة على قلوبهم، والوقر في آذانهم، وأنه ختم على قلوبهم وأسماعهم وأبصارهم؛ فلم يعذرهم مع هذا كله؛ بل حكم بكفرهم وأمر بقتالهم، وقاتلهم رسول الله صلى الله عليه وسلم وحكم بكفرهم ; فهذا يبين لك أن بلوغ الحجة نوع، وفهمها نوع آخر.
وقد سئل شيخنا رحمه الله تعالى، عن هذه المسألة، فأجاب السائل بقوله: من العجب العجاب، كيف تشكون في هذا، وقد وضحته لكم مرارا
«И каждый, кого достиг Коран, тот не является оправданным.
Ведь истинно, большие основы, которые являются основой религии Ислам – разьяснил Всевышний Аллах в Своей Книге, и сделал их ясными, и установил ими свой довод над Его рабами. И не подразумевается под установлением довода, чтобы человек понял его ясным пониманием, как понимает его тот, кого Аллах наставил и направил к истине, и он подчинился Его приказу.
Ведь над кафирами установился довод от Всевышнего Аллаха, и вместе с этим Он рассказал, что Он сделал над их сердцами покрывала, мешающие им понять Его Слова. Сказал Он: "Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его, и поразили их уши глухотой" (аль-Анам, 25), и сказал: " Они сочли дьяволов своими покровителями и помощниками вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем" (Аль-Араф, 30), и сказал: "Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?" (аль-Кахф, 103).
И аятов с этим смыслом очень много, рассказывает Аллах, что они не поняли Коран, и что Он наказал их покрывалами на их сердца, и глухотой в их ушах, и что он запечатал их сердца и слух и взоры.
И не оправдал Он их наряду со всем этим, однако вынес хукм об их неверии, и приказал сражаться с ними, и сражался с ними Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вынес хукм об их куфре.
И это разьясняет тебе, что достижение довода – это одно, а понимание довода совсем другое"
Источник: «Ад-Дурар ас сания», 11/73-74
2. Также опроверг эту шубху, что они не называют и не считают свои действия поклонением, и имам ас-Сан'ани (ум. 1182 г.х.)
Сказал имам ас-Сан'ани, да смилуется ним Аллах:
والأسماء لا أثر لها ولا تغير المعاني، ضرورة لغوية وعقلية وشرعية، فإن من شرب الخمر وسماها ماء، ما شرب إلا خمرا وعقابه عقاب شارب الخمر، ولعله يزيد عقابه للتدليس والكذب في التسمية
"Имена нет следа им, и они не изменяют смысл, как предельно известно из языка, разума, и Шариата. Истинно, тот, кто выпил хамр, и назвал его водой, не выпил ничего кроме хамра, и его наказание - наказание выпившего хамр. И быть может он будет наказан еще сильнее за тадлис и ложь в названии"
Источник: "Татхир аль Итикад", 26
Поэтому не имеет значения называют могилопоклонники истигасу поклонением, или нет, считают или нет - если они отдают поклонение не Аллаху, их хукм - хукм отдающих поклонение не Аллаху, как бы они это не назвали.
Сказал имам ас-Сан'ани:
ولا ينفعهم قولهم : نحن لا نشرك بالله شيئا، لأن فعلهم أكذبَ قولهم
"И не принесет им пользы их слово: мы не делаем ширк Всевышнему Аллаху ни в чем. Ведь их дело сделало ложным их слово"
Источник: "Татхир аль-Итикод", 22
3. Также разобрал эту шубху имам алляма, муфтий ученых Неджда, Абу Бутейн ан Наджди (ум 1282 г.х.)
Сказал имам Абу Бутейн:
قال الله تعالى: {اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ وَالْمَسِيحَ ابْنَ مَرْيَمَ وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا إِلَهًا وَاحِدًا لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ سُبْحَانَهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ}وروى الإمام أحمد والترمذي وغيرهما أن عدي بن حاتم قدم على النبي صلى الله عليه وسلم وكان قد تنصر في الجاهلية فسمع النبي صلى الله عليه وسلم يقرأ هذه الآية {اتَّخَذُوا أَحْبَارَهُمْ وَرُهْبَانَهُمْ أَرْبَابًا مِنْ دُونِ اللَّهِ} الآية فقال للنبي صلى الله عليه وسلم إنهم لم يعبدوهم فقال: "بلى إنهم حرموا عليهم الحلال وأحلوا لهم الحرام فاتبعوهم فذلك عبادتهم إياهم"وقال ابن عباس وحذيفة بن اليمان في تفسير هذه الآية: إنهم اتبعوهم فيما حللوا. وقال الربيع بن أنس قلت لأبي العالية كيف كانت تلك الربوبية [في بني اسرائيل؟ قال: كانت الربوبية] أنهم وجدوا في كتاب الله ما أمروا به وما نهوا فقالوا لن نسبق أحبارنا بشيء، فما أمرونا به ائتمرنا وما نهونا عنه انتهينا لقولهم. فاستنصحوا الرجال ونبذوا كتاب الله وراء ظهورهم. وقال أبو البحتري: أما أنهم لم يصلو لهم ولو أمروهم أن يعبدوهم ما أطاعوهم، ولكن أمروهم فجعلوا حلال الله حرامه وحرامه حلاله فأطاعوهم فكانت تلك الربوبية. انتهى فكذلك ما يفعله عباد القبور في سؤالهم من المقبورين قضاء الحاجات وتفريج الكربات والتقرب إليهم بالنذور والذبائح عبادة منهم للمقبورين وإن كانوا لا يسمونه ولا يظنونه عبادة
"Сказал Всевышний Аллах: "Иудеи и христиане взяли своих священников и монахов господами помимо Аллаха, и также Ису Ибн Марьяма, в то время как им было велено поклоняться Одному лишь Аллаху. Нет никого достойного поклонения, кроме Него, и Он пречист от их ширка!" (9:31)
И передал имам Ахмад, и ат-Тирмизи, и другие, что Ади Ибн Хатим прибыл к Пророку, мир ему, и он был из тех, кто приняли христианство в джахилии. И он услышал, как Пророк, мир ему, читает этот аят, и сказал Пророку, мир ему: "Они же не поклонялись им!". И Пророк сказал: "О нет! Ведь они запрещали им дозволенное, и разрешали запретное, а они следовали за ними, и это - их поклонение им".
И сказали Ибн Аббас и Хузейфа в тафсире этого аята: "Они последовали первосвященникам и монахам в том, что те дозволили из запретного".
И сказал Раби' Ибн Анас: "Я сказал Аби Алии: "В чём было поклонение Бану Исраиль?" И он ответил: "Они видели в Книге Аллаха то, что им приказано, и запрещено, и говорили: "Мы не опередим наших первосвященников ни на шаг, и что они нам прикажут - то будем делать, а что они нам запретят - не будем, по причине их слова". И они обращались к людям, и откинули Книгу Аллаха за спины.
Сказал Абу аль-Бухтари: "Они не молились им, и если бы первосвященники приказали бы поклоняться им - они не послушались бы их, однако они сделали для них запрещенное Аллаха разрешенным, и разрешенное Аллахом запрещенным - и они послушались их. И это было их бранием их как господа"
И те, о ком р