Слова шейха аллямы Мухаммад Ибн Абдур-Рахман Ибн Аль-Косима
Сделал шейх Мухаммад Ибн Абдур Рахман Ибн аль-Косим сноску к предыдущим словам имама Мухаммада Ибн Ибрахима, и сказал:
وقد ذكر الشيخ محمد بن عبدالوهاب هذه المسألة ووضحها ونقل فيها كلام ابن تيمية قال رحمه الله: ..وإذا كان كلام الشيخ ليس في الشرك والردة بل في المسائل الجزئيات. الخ. (أنظر الدرر الجزء الثامن ص 79، 90، 90 وجوابًا للشيخ عبدالله أَبا بطين عن هذه العبارة ص 210 منه).
"Скажу: упомянул шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб этот вопрос и разьяснил его, и передал слова Ибн Теймии. Сказал он да смилуется над ним Аллах: "..Ведь слова Шейха Ибн Теймии не касаются ширка и верооступничества, а касаются частичных вопросов…" см. "Ад-Дурар", 7-79, 7-90, и смотри также разьяснение шейха Абу Бутейна к этому выражению, на странице 210 7 тома"
Источник: "Аль-Фатауа уа ар-Расаиль", 1/59
11. Слова шейха Хамид аль-Факки, основателя "Ансар ас-Сунна" в Мисре
Сказал шейх Хамид аль-Факки, комментируя слова Ибн Теймии про оправдание по ошибке:
هذا التفصيل والله أعلم- في أهل الأهواء والبدع التي لا نص من الكتاب والسنة أن صاحبها كافر، وأما البدع التي فيها نص كذلك، فما كان من شيخ الإسلام، ولا غيره من السلف يتوقفون في الإعلان بتكفيرهم، وذلك مثل المعلنين بالشرك والوثنية بدعاء الموتى والاستعانة بهم، والطواف والعكوف عند الأصنام التي أقيمت بأسمائهم، وبذل الأموال في مرضاتهم، واتقاء غضبهم، وإقامة الأعياد الشركية باسمهم، مع أنهم يتلون صريح القرآن أن هذا شرك، ولكن يصرفون آياته عنهم، فكل كتب شيخ الإسلام مصرحة بكفر هؤلاء؛ فلا تنعقد الصلاة وراءهم صحيحة، مهما زعموا لأنفسهم أو زعم الجاهلون لهم
"Этот тафсыль – а Аллах знает лучше – касается лишь людей страстей и нововведений, касательно такфира которых нет текста в Коране и Сунне, что тот, кто совершит их, является кафиром.
Что же касается тех нововведений, про которые есть текст, что кто их совершит, тот кафир – то не полагается ни шейх уль Исламу, ни кому то другому из саляфов останавливаться в обьявлении такфира таких приверженцев нововведений.
И это – подобно тем кто выявляют ширк и идолопоклонство, взывая к мертвым, и обращаясь к ним за помощью, и делая таваф, и собираясь возле идолов которые воздвигнуты с именами этих мертвых, и тратя деньги ради их довольства, и боясь их гнева, и устраивая ширковские сборища с их именем.
И это – наряду с тем, что они читают ясные аяты Корана о том что это ширк, однако отклоняют аяты Корана от себя.
И все книги шейх уль Ислама ясно говорят об их такфире, и не действительна молитва позади них, что бы не утверждали бы они о себе, и что бы не утверждали невежды защищающие их"
Источник: "Ат-Талик аля аль-масаиль аль маридиния", 75
Шейх Абдуль Азиз Ибн Баз
Спросили шейха Ибн База:
ما موقف السلف -رحمهم الله- كالإمام ابن تيمية وابن عبد الوهاب من قضية العذر بالجهل، وهل هي واردة، وهل تطرق إليها السلف، أم أنها باطلة لا أصل لها في قضية التوحيد؟
"Какова позиция саляфов – да смилуется над ними Аллах – как имам Ибн Теймия, и Ибн Абдуль Ваххаб – к вопросу оправдания по невежеству, есть ли оправдание, и говорили ли об этом саляфы, или его нет, и нет основы оправданию в вопросах Таухида?"
И шейх ответил, что если человек в странах Ислама то ему нет оправдания в вопросах акыды, а если в далеких отрезанных странах, то он в хукме людей фатры и будет испытан в Судный День
Прослушать: http://www.binbaz.org.sa/audio/noor/055006.mp3
Шейх Абдуль Азиз ар Роджихи
Сказал шейх алляма Абдуль Азиз ар Роджихи:
- أن يكون عالما لا جاهلا، وهذا في الأمور الدقيقة الخفية، أما الأمور الواضحة والقطعية فلا يعذر فيها بالجهل، وهذا مذهب الإمامين ابن تيمية وابن عبد الوهاب بأن تبلغه الحجة وتقوم عليه الحجة ولا يشترط أن يفهم الحجة
"Из условий дозволяющих такфир конкретной личности - чтобы он не был невежественным. И это - в тонких скрытых вещах, что же касается ясных вещей пришедших категоричным образом, то нет в них оправдания по невежеству. И это - мазхаб двух имамов Ибн Теймии, и Ибн Абдуль Ваххаба - что если достиг до него довод он установился над ним, и не обусловлено понимание довода"
Источник: "Такиид аш шаварид", 23
И можно приводить ещё многие слова ученых, но становится ясным, что именно слова шейх уль Ислама об отсутствии оправдания были с давних пор му’тамад у ученых Ислама, и это по причине их соответствия иджма ученых и основам Шариата.
И в этом – достаточное разьяснение для того кто хочет истины, а тому кто хочет определенную вещь приводи хоть 1000 доводов и все равно ему не будет хватать.
Выводы
1. Доводы в вопросах вероубеждений – Коран, Сунна, и иджма саляфов, а не позиция какого то конкретного позднего алима
2. Мазхаб Ибн Теймии не имеет никакого решающего значения на данный вопрос
3. У Ибн Теймии есть слова, где он дает оправдание в ясных вопросах, и есть слова, в которых не дает оправдание, и ученые ахлю-Сунна с давних пор сделали основой к которой возвращается все сомнительное – те его слова, в которых он не дает оправдания, делая хорошие мысли об этом великом алиме
4. Они допускали, что он мог оправдывать, и говорили – в таком случае, это отвергаемая ошибка, и противоречие устоявшемуся иджма в этом разделе
5. С давних пор жужжание вокруг этой темы, и приведение шубухатов из слов имама Ибн Теймии было обычаем людей страстей, противостоявших людям истины и саляфитскому призыву - Ибн Джорджиса, Ибн Мансура, и им подобных, и наши современные оппоненты идут по их следам - хотят они того, или нет.
В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!