Такфир (обвинение в неверии)
Мы не считаем неверным кого-либо из ахлюль-Кибла (последователи Каабы) из-за какого-либо совершенного им греха, и не утверждаем, что он не мусульманин из-за какого-то поступка совершенного им. Мы уверены, что Хáдж и Джихáд продолжаются при каждом имаме, вне зависимости от того, благочестив он или нечестив. Мы также убеждены в том, что пятничная молитва, которой они руководят, разрешена (действительна). Анас передал, что Пророк ﷺ сказал: «Три свойства считаются (одними) из основ веры: (1) воздержаться причинить зло тому, кто сказал: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», — и мы не считаем его неверным из-за какого-либо греха, который он совершил, и не утверждаем, что он не мусульманин из-за какого-то поступка, (2) борьба на пути Аллаха за веру продолжается с того времени, как Аллах — Велик Он Могуществен! — выбрал меня Посланником, и до того времени, когда последний человек из моей общины не будет сражаться с ад-Даджжáлом. Джихáд не будет отменен произволом несправедливого правителя и справедливостью справедливого, (3) вера в предопределение». Этот хадис передал Абу Дауд.
Только хауариджи обвиняли в неверии за большие грехи. И в наше время появилось очень много хауариджей, которые приписывают себя к ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Однако, Пророк ﷺ сказал о хавариджах: «Хариджиты — собаки из числа обитателей Огня!» Ахмад 4/355; Ибн Маджах 173. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Грехи делятся на два вида:
1. Грехи, которые не выводят из Ислама. То, что меньше большого ширка и куфра. И за эти грехи, мы не выводим мусульман из ислама, если только человек не делает их дозволенными.
2. Грехи, которые выводят из Ислама. Это большой ширк и куфр. У нас иман три веши: слова, дела и убеждения, как мы об этом говорили ранее.
И вера человека недействительна, если нет хотя бы одного из этих трех. И также неверие (куфр) может быть в одном из этих трех. Либо неверие в делах, либо неверие в словах, либо неверие в убеждениях. Например, человек может ругать Всевышнего Аллаха, и это будет неверием в словах. Например, земной поклон кому-либо, кроме Аллаха — это неверие в делах. Например, человек верит, что у Аллаха есть сын — это будет неверием в убеждениях.
Хадис, который привел автор недостоверный, но его смысл правильный.
В наше время люди говорят, что джихад длится до судного дня непрерывно. Они опираются на хадис, где Саляма ибн Нуфайль рассказывал: «Однажды я сидел с посланником Аллаха ﷺ, и какой-то мужчина сказал: “О посланник Аллаха, люди отпустили своих лошадей, сложили оружие и сказали, что нет джихада и война закончилась”. Посланник Аллаха ﷺ повернулся лицом и сказал: “Они солгали! Сейчас, сейчас пришло время сражений. И не перестанет группа из числа моей уммы сражаться за истину, и отвернет Аллах от них сердца некоторых людей, и пропитание их будет за счет этих, и так будет до Судного Дня, пока не придет обещание Аллаха. И в конях есть добро до Судного Дня. И Аллах внушил мне, что я скоро покину этот мир, а вы последуете за мной группами, бьющими друг друга по шее. И центром мусульман будет Шам!”» Ахмад 4/104, ан-Насаи 3561, Ибн Хиббан 1617. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1935.
Но мы должны посмотреть на то, как сподвижники понимали этот хадис. Если мы обратимся к жизнеописанию (сира) посланника Аллаха ﷺ, то увидим, что пророк ﷺ и его сподвижники не сражались непрерывно, и сам Пророк ﷺ заключал перемирие во время Худайбийского перемирия с многобожниками сроком на 10 лет. И это знали исламские ученые. Поэтому шейхуль-Ислам ибн Таймийя сказал: «Те из верующих, которые находятся на территории или в то время, когда они слабы, то они живут по аятам терпения и оставления того, кто оскорбляет Аллаха и Его посланника ﷺ из числа обладателей Писаний и мушриков. А что касается тех, кто обладает силой, то они живут по аятам сражения с предводителями куфра (неверия), которые ругают религию, и по аятам сражения с обладателями Писания, пока они не станут давать джизья, будучи покорными». См. «ас-Саримуль-маслюль» 2/412-414.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Из того, чем отличаются приверженцы Сунны, это то, что они не обвиняют в неверии за большие грехи, пока человек не считает их дозволенными. Но тот, кто видит человека совершающего грех, и ничего ему не говорит, это не выводит из ислама, так как он в сердце не дозволяет этого. Человек становится неверным, если он убежден, что то, что запретил Аллах, считается дозволенным. Он становится неверным, так как он не принял решение Всевышнего Аллаха». [Конец слов шейха]
Третий курс по изучению Единобожия
«Блеск убеждений». Часть 13-я
Лекция 37
Вопросы правителей и джихада
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«А также из убеждений приверженцев сунны то, что они считают, что хадж и джихад проходит только под руководством правителя мусульман, вне зависимости от того, благочестив он или нечестив. И поэтому подчинение законным правителям мусульман, которых выбрали ученые, или правителям, которые взяли власть силой, или правителям, которые получили власть по наследству — подчинение им обязательно, так как они законные правители. Необходимо подчиняться им только в дозволенном. Джихад бывает только под их руководством». [Конец слов шейха]
Далее Ринат Абу Мухаммад, да воздаст ему Аллах благом, приводит различные правила Джихада и фетвы ученых.
Лекция 38
Вопросы правителей и хуруджа
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Подчинение правителям является подчинением Аллаху и Его посланнику ﷺ. А тот, кто выходит против них (то есть либо мечом, либо языком) или же считает, что подчинение им необязательно, он носит в себе убеждения хауариджей и муътазилитов.
Из основ муътазилитов — «повеление одобряемого и запрет порицаемого». Под этим они имеют ввиду выход против правителя мусульман, если тот совершают грехи.
Хауариджи выступили на основе этого. Также большинство аш’аритов дозволили выход против правителя мусульман, если он несправедлив и совершает большие грехи.
Что касается приверженцев Сунны, то они убеждены в том, что пока этот правитель не вышел из ислама, обязательно подчинение ему, и запрещено выходить против него, и это, то чем отличились ахлюс-Сунна от других течений. Даже, ученые, которые твердо стояли на сунне, проверяли таким образом людей. То есть спрашивали считатет ли тот обязательным подчинение правителю. Говорили ученые: «Признак приверженности сунне — это мольба за твоего правителя, а признак нововведенцев — это поношение своего правителя». И это для всех, кто следует по пути приверженце сунны и берет их основы. Вернитесь к книге «Ибана» имама Ибн Батты. Вернитесь к книгам имама Барбахари, а он из ученых ахлю сунна уаль джама’а. Они разъяснили те, вопросы, в которых в наше время появились противоречия со стороны тех, кто отошел от пути праведных предшественников и их великих основ.
У приверженцев Сунны правителем можно стать двумя путями:
1. Когда главу выбирают ученые.
2. Когда власть завоевывается с помощью силы». [Конец слов шейха]
Лекция 39
Вопросы правителей и присяги
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«И поэтому тот, кто взял власть в свои руки, то обязательно присягнуть ему. Что касается праведных халифов, то их выбирали ученые из сподвижников. А начиная, от Му’ауии и до сегодняшних дней, то власть берется только силой. И оба пути из шариата. Шариат обязывает тебя подчинением правителю, и запрещает выход против него словами и делами. Мы должны любить своего правителя и помогать ему в том, в чем обязал нас Всевышний Аллах и Его посланник ﷺ. И это, то чем отличается ахлюс-Сунна от хауариджей и муътазилитов.
В наше время очень многие отошли от этой великой основы. И спасся тот, кого спас Всевышний Аллах. И многие из тех, кто приписывает себя к ахлюс-Сунна уаль-джама’а, в этом вопросе отошли от имамов Сунны. Ведь убеждения надо брать полностью, а не так, что один вопрос брать, а другой не брать. Ведь в противном случае — это следование страстям.
И этот раздел объясняет нам наши убеждения относительно наших правителей. Этим самым мы противоречим хариджитам, муътазилитам и группе из аш’аритов». [Конец слов шейха]
Третий курс по изучению Единобожия
«Блеск убеждений». Часть 14-я
Лекция 39
Вопросы правителей-немусульман
Сунной считается: быть дружески расположенным к сподвижникам Посланника Аллаха ﷺ, любить их, упоминать об их достоинствах, просить у Аллаха для них милосердия и прощения, и воздержаться от упоминания их недостатков и их разногласий и споров, а также быть убежденным в том, что они благочестивы, и ценить то, что они первыми приняли Ислам. Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал» (Сура «аль-Хашр», аят 10) А также: «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (Сура «аль-Фатх», аят 29). Пророк ﷺ сказал: «Не ругайте (кого-нибудь из) моих сподвижников, поистине даже если кто-нибудь из вас израсходовал бы столько золота, сколько весит гора Ухуд, то его награда не равнялась бы награде за один мудд или даже за половину мудда, который израсходовал бы один из них». Сунной считается просить Аллаха, чтобы он был доволен женами Посланника ﷺ, которые считаются матерями верующих. Они пречисты от всего плохого. Самые достойные из них — это Хадúджа бинт Хувайлид и ’Áиша Ас-Сыддúка (правдивейшая) бинт (дочь) Ас-Сыддúка (Абу Бакра), на невиновность которой Аллах указал в Коране. Она — жена Пророка ﷺ в этой и в будущей жизни. Тот, кто ложно обвиняет ее в том, в чем Аллах доказал ее невиновность, не является верующим в Великого Аллаха. Нужно также признать, что Му’áуия — дядя верующих, один из тех, кто записывал откровения Аллаха, и один из мусульманских правителей, да будет доволен им Аллах. Сунной считается послушание и повиновение правителям мусульман и повелителям правоверных, как благочестивым из них, так и нечестивым, в том случае, если они не повелевают ослушаться Аллаха, поскольку нельзя повиноваться тому, что ведет к ослушанию Аллаха. Тому, кого единогласно избрали правителем мусульман и кем люди были довольны, или тому, кто стал правителем силой меча, вследствие чего люди стали называть его правителем, необходимо подчиняться, и запрещено ослушиваться его или бунтовать против него, чтобы не расколоть мусульман.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Эти вопросы о любви к сподвижникам и запрете их ругать, о любви к матерям правоверных, а также о правах правителя мусульман. И этот вопрос мы ранее разобрали подробно. Ибн Кудама разъясняет нам то, о чем мы говорили ранее в отношении правителей. Правитель может взять власть двумя путями. Либо ученые выберут его и люди будут довольны им. Либо он берет власть с помощью меча, даже если люди недовольны им. И люди должны присягнуть ему, так как он является их правителем. Является обязательным подчинение ему, и запрещено выходить против него. Имам Ибн Кудама все это разъяснил и передал нам убеждения приверженцев Сунны». [Конец слов шейха]
Однако, тут вопрос, что делать, если правитель — неверный? Ученые говорят, что для выхода против него есть условия:
1. Мощь, сила. То есть у тебя должна быть сила свергнуть этого правителя.
2. Наличие того, кого ты можешь поставить на его место.
3. Учитывать пользу и вред.
Если же правитель был мусульманином и сделал куфр, то тут надо учитывать то, что не каждый кто попал в куфр является кафиром.
Поэтому шейхуль-Ислам ибн Таймийя сказал в своей книге «Минхадж ас-сунна», том 3, стр 391 о выходе против грешных правителей: «Как обычно бывает, после того, как смещают правителя и ставят на его место нового, то нечестие увеличивается еще больше».
Можно ли подчиняться этому кафиру в дозволенном?
Если какие-либо законы в этой стране не противоречат шариату, то можно, как например правила дорожного движения. И ты ему подчиняешься в этом, не из-за того, что ты обязан ему этим, а для того чтобы избежать смуты. Это вкратце что касается данной темы. А Аллах знает лучше!
Лекция 40
Оставление нововведенцев и споров в религии
Сунной считается избегать тех, которые вносят бид’а (нововведение) в религию, противоречить им, отказаться от препирательств и споров с ними в религиозных вопросах, отказаться от чтения книг, авторы которых вносят в религию новшества, также не стоит слушать их речи. Потому как каждое новшество в религии — это бид’а. А каждый, кто выходит за рамки Ислама и Сунны, считается внесшим в Ислам нововведение, подобно таким сектам, как Ар-Рáфидийя, Аль-Джахмийя, Аль-Хауáридж, Аль-Кáдарийя, Аль-Мурджиа, Аль-Муътазиля, Аль-Каррáмийя, Аль-Куллябийя и другим подобным им сектам. Они — заблудшие группы и секты, вносящие в Ислам новшества, да спасет нас Аллах от них.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Это то, что завещали имамы Сунны относительно отношений с приверженцами нововведений. Запрещено сидеть с ними и иметь с ними какие-либо дела. Оставлять их словами и телами, чтобы погасло их нововведение. и не распространялось их зло. Запрещено жить с ними, будь их нововведение малым или большим. Нельзя молчать, когда видишь их нововведения. А иначе, это из признаков заблуждения. И приверженцы Сунны выделились своим жестким отношением к приверженцам нововведений. Так как оставление нововведенцев из основ Ислама. Потому что нововведение хуже, чем большие грехи». [Конец слов шейха]
Знайте, что нововведение гораздо хуже, чем прелюбодеяние и другие страшные грехи.
Са’ид ибн Джубайр говорил: «Для меня любимее чтобы мой сын дружил с нечестивцем-Суннитом, чем он будет дружить с усердным в поклонении приверженцем нововведений!» Ибн Батта в «аль-Ибана» № 89.
Аль-‘Аууам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: «Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!» Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 56.
Однажды Юнус ибн ‘Убайд, увидевший своего сына, выходящим из дома приверженца нововведений, сказал ему: «О сынок, откуда ты идешь?!» Он ответил: «Из дома такого-то». Юнус сказал: «Для меня предпочтительней увидеть тебя выходящим из дома женоподобного мужчины, чем из дома такого-то. И для меня любимее, о сынок, чтобы ты предстал перед Аллахом прелюбодеем, нечестивцем, вором и предателем, нежели ты предстанешь перед Ним с убеждением приверженцев страстей!» Ибн Батта 464, аль-Аджурри 2061.
И в наше время очень многие из ахлюс-Сунна уаль-джама’а халатно к этому относятся. Нововведение хуже, чем большие грехи, так как человек, который ворует и убивает, знает что он неправ и может совершить покаяние, однако нововведенец думает, что то, что он делает это из религии и даже не думает о покаянии. Поэтому ученые сказали, что аят, где Аллах говорит:
﴿ وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ ﴾
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» Сура «аль-Маида», аят 44.
Он впервую очередь касается тех, кто вносит нововведения в религию.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Нововведение хуже, чем большие грехи со многих сторон.
Нововведение — это из раздела сомнений, а большие грехи — из раздела страстей. Тяжело покаяться от нововведений в отличии от страстей. Как сказал посланник Аллаха ﷺ: «Распространяется в нововведенце его нововведение, подобно тому, как распространяется бешенство в больном человеке». См. Сахих ат-Таргъиб, 51.
Также от Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Аллах не принимает покаяние от приверженца нововведений, пока он не оставит эти нововведения». ат-Табарани 4360, Абу аш-Шейх 259, Ибн Абу ‘Асым 37. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. Также пришло в некоторых хадисах, что пророк ﷺ сказал: «Тот, кто проявил уважение к нововведенцу, помог разрушению Ислама».
Сегодня мы видим, что многие люди отошли от основ в этих вопросах. Многие люди ведут дела с нововведенцами и не оставляют их, приводя разные оправдания. И мы хотим обратить внимание на это и предостеречь вас. Нельзя иметь дела с нововведенцами, оправдываясь тем, что это в целях распространения религии. Нельзя молчать об их нововведениях, оправдываясь тем, что в этом есть какая-то польза.
Защита Сунны и опровержение нововведенцев — это из основ ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Многие из имамов Сунны всю свою жизнь опровергали нововведенцев. Они никогда не занимались опровержением христиан и иудеев. Если ты увидищь слова имама Ахмада, Суфйана, Хаммада ибн Зейда, Хаммада ибн Саляма, аль-Ауза’и, Исхакъа, Али ибн Мадини, — а они ученые Сунны — ты найдешь, что большинство их слов и опровержений — это опровержения именно нововведенцам, даже если те являются мусульманами. Они не занимались опровержениями на христиан и иудеев, или других неверных. Потому что зло, исходящее от нововведенца, скрыто для людей. И тяжело обезопасить себя от его зла. Так как зло, исходящее от иудеев и христиан, оно явное для всех мусульман. Так как Всевышний Аллах разъяснил это в Своей Книге. Что касается нововведенцев, то от них исходит много зла. Поэтому нельзя обвинять ученых в том, что они халатно относились к христианам и иудеям, а переключили все свое внимание на нововведенцев из числа мусульман. Как сказали философы из числа муътазилитов: «Поистине, ахлюс-Сунна только и делают, что критикует мусульман и не критикуют христиан и иудеев». Причиной такого поведения ученых является зло, исходящее от нововведений. Ведь, нововведенцы входят в общество мусульман, прикрываясь именем Ислама. Что касается христиан и иудеев, то в сердце ты находишь отвращение к ним. Поэтому ученые открыто опровергали нововведенцев. И неизвестно от этих великих имамов, что они делали опровержения христианам и иудеям. Но это не значит, что мусульманин должен оставить критику христиан и иудеев. Основа в том, что мы должны опровергать любого врага ислама. Однако, нельзя порицать того, кто оставил опровержения христианам и иудеям, и занялся нововведенцами. Это путь первых имамов. Некоторые из нас опровергают христиан и иудеев, а некоторые нововведенцев. Мы все вместе должны сохранять ислам от обмана тех, кто обманывает. от нововведений нововведенцев, от ширка многобожников, от заблуждений неверующих». [Конец слов шейха]
Лекция 41
Мазхабы фикха: причины разногласия имамов
Что касается следования за определенным имамом во второстепенных вопросах религии, как следование за одним из четырех мазхабов (Ханафи, Мáлики, Шáфи’и, Ханбали), то это не порицаемо, так как в разногласии по второстепенным вопросам религии — милость. Те, чьи мнения в отношении второстепенных вопросов религии разошлись, достойны похвалы в своих разногласиях и будут вознаграждены за свои старания. Расхождение ученых во мнениях — это большая милость, а единогласное решение — это убедительное доказательство. Просим Аллаха защитить нас Своей милостью и щедростью от нововведений и заблуждений, дать нам прожить всю жизнь, придерживаясь Ислама и Сунны, и мы просим Его сделать нас из числа тех, кто придерживается Сунны Пророка, в этой жизни, и собрать нас с его истинными последователями после смерти. Амин. Конец Книги убеждений. Хвала Единому Аллаху, и да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников!
Под словами: «так как в разногласии по второстепенным вопросам религии — милость», имеется ввиду то, что Всевышний Аллах не будет наказывать ученых за их ошибки.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Разногласия ученых в вопросах фикха — это милость. И это правильно с одной стороны и неправильно с другой.
1. Это милость для этих ученых, так как они приложили огромные старания, чтобы направить людей на прямой путь, даже если между ними произошло разногласие.
2. Если же здесь имеется ввиду, что разногласие само по себе является милостью, то это неверно. Так как разногласия вносят раскол в общину.
Поэтому эти слова можно понимать правильно, а можно понять и ошибочно. Поэтому мы примем правильное понимание, и отвергнем ложное.
Как нам вести себя при разногласиях?
Мы обязательно должны просит милость для всех ученых и найти им оправдание в их разногласии. Но если ученые допустили в чем-то ошибку и пошли в противоречие с Сунной, нам запрещено следовать им в этом вопросе. Поистине, за ученым не следуют в его ошибках. Нужно любить всех ученых, ведь если они ошибались, то им одна награда, а если же они были правы, то две. А следование за ними после того, как мы узнали, что они допустили ошибку — порицаемо. И праведные предшественники говорили об этом. Они были против тех, кто ставит мнения людей выше Книги и Сунны. Однако, если человек взял от имама доказательства и последовал за ним в каком-то вопросе, то мы не имеем право порицать этого человека». [Конец слов шейха]
Затем Ринат абу Мухаммад, да воздаст ему Аллах благом, упомянул о причинах разногласий.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Затем Ибн Кудама сделал великое ду’а и мы присоединяемся к нему. Необходимо всегда делать подобное ду’а, потому что сердце в любой момент может перевернуться. Ведь, наше время — время страстей и смут. Не знает человек устоит ли он на Сунне до тех пор, пока его не умертвит Аллах, или же его унесут ураганы страстей. Ибн Кудама попросил защиты от нововведений и заблуждений. Мы просим тоже самое. Пусть Аллах даст нам милость держаться Сунны и хранить ее, помогать тем, кто распространяет ее. Пусть Аллах даст нам держаться убеждений приверженцев Сунны, убеждений наших праведных предшественников и отдалит нас от нововведений, смут и искушений, и от тех, кто распространяет их. Пусть Аллах сделает нас из числа тех, кто живет на истине и крепко стоит на ней.
Пусть Аллах поведет нас по прямому пути, по пути праведных предшественников. Пусть мы будем из тех, кто внял словам пророка ﷺ: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение — это заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42, Ибн Наср 21. Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Мы вкратце разъяснили вам эту книгу, но мы не пропустили основ наших убеждений. Нас радует то, что много людей брали эти уроки. Это указывает на то, что желающих требовать знания очень много. И мы надеемся, что вы не остановитесь на этом и начнете более глубоко изучать ’акыду. Поистине, изучение убеждений — это почетное занятие, так как люди нуждаются в тех, кто разъяснял бы им вопросы убеждений. В наши дни среди требующих знания очень мало тех, кто занимается вопросами убеждений». [Конец слов шейха]