Все прекрасные имена, указывающие на возвышение Аллаха.
Его прекрасные имена, как «аль-’Алий» (Возвышенный),«аль-А’ля» (Всевышний), «аль-Мута’ааль» (Превознесшийся). Как сказал Всевышний:
﴿ سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الأَعْلَى ﴾
«Славь имя Господа твоего Всевышнего» Сура «аль-А’ля», аят 1.
Его заявление о том, что Он возвысился над троном во многих аятах.
﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾
«Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5.
Его заявление о том, что Он находится вверху.
Как в словах Всевышнего:
﴿ يَخَافُونَ رَبَّهُم مِّن فَوْقِهِمْ ﴾
«Они боятся своего Господа, Который над ними» Сура «ан-Нахль», аят 50.
А также:
﴿ وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ ﴾
«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он — Мудрый, Ведающий» Сура «аль-Ан’ам», аят 18.
Точно также в хадисе, который привел имам Аль-Бухари со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, говорится о том, что Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, гордилась перед женами Пророка ﷺ, говоря: «Вас выдали замуж ваши семьи, а меня выдал Аллах сверху семи небес».
Его заявление о том, что Он над небесами.
Как в словах Всевышнего:
﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.
Поднятие праведных дел к Нему.
﴿ إِلَيْهِ يَصْعَدُ الْكَلِمُ الطَّيِّبُ وَالْعَمَلُ الصَّالِحُ يَرْفَعُهُ ﴾
«К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» Сура «Фатыр», аят 10.
Поднятие ’Исы, мир ему.
﴿ بَل رَّفَعَهُ اللّهُ إِلَيْهِ ﴾
«Однако Аллах вознес его к Себе» Сура «ан-Ниса», аят 158.
Поднятие душ к Нему.
На это указывает хадис Аль-Бара ибн ’Азиба, да будет доволен им Аллах, в котором говорится о том, что ангелы поднимаются с душой верующего до седьмого неба, и там Всевышний говорит: «Верните его….»
Восхождение Ангелов.
Как сказал Всевышний:
﴿ تَعْرُجُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ إِلَيْهِ فِي يَوْمٍ كَانَ مِقْدَارُهُ خَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ ﴾
«Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» Сура «аль-Ма‘аридж», аят 4.
9. Ми’радж посланника Аллаха ﷺ.
Заявление о том, что Он нисходит на первое небо.
Пророк ﷺ сказал: «Наш Господь спускается к земному небу к концу третьей части каждой ночи и говорит: “Взывает ли ко Мне кто-либо, и Я отвечу ему”». Аль-Бухари (1145), Муслим (758).
Нисхождение ангелов и приказов от Всевышнего Аллаха, ниспослание книг.
Как на это указывает огромное количество аятов и хадисов.
Поднятие рук во время ду’а.
Указание на это пришло больше чем в ста хадисах. И еще огромное количество далилей.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Возвышение бывает трёх видов:
1. — علو الذّات — Высота сущности.
2. — علو القَهْر — Высота власти, т.е все под Его властью.
3. — علو القَدْر — Высота достоинства или положения.
Что касается aхлюс-Сунны уаль-джама’а, то они говорят о Высоте Аллаха, говорят об этих трёх смыслах, и Всевышний Аллах возвысился над всеми Своими созданиями Своею Сущностью, точно также Он Своим положением выше всех созданий, также как Всевышний Аллах над всеми рабами, т.е., имеется ввиду все рабы — под Его властью.
Что касается бида’атчиков, они искажают Возвышение, говоря: «Здесь подразумевается только Высота власти и Высота достоинства». И отрицают Высоту Сущности. Это один из самых великих вопросов, который является экзаменом между aхлюс-Сунна уаль-джама’а и нововведенцами и тот, кто отрицает Высоту Всевышнего Аллаха является заблудшим. И многие из yченых сказали, что те, кто отрицаeт Высоту Всевышнего Аллаха являются кяфирами. Потому что они отрицают то, на что указывает Кoран, и то, на что указывает большое, огромное количество контекстов Сунны, т.е., больше, чем один далиль. Вопрос этого Атрибута Аллаха является из самых главных вопросов. И поэтому тот, кто отрицает Высоту Аллаха стоит на краю гибели и делает очень ужасный бида’ат. И это, если мы не скажем, что он вообще дошёл до куфра». [Конец слов шейха]
Некоторые заблудшие сказали об аяте:
﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.
Будто бы тут имеется ввиду не Аллах, а ангел наказания. С чего вы взяли что речь об ангеле?
Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَإِذَا مَسَّكُمُ الْضُّرُّ فِي الْبَحْرِ ضَلَّ مَن تَدْعُونَ إِلاَّ إِيَّاهُ فَلَمَّا نَجَّاكُمْ إِلَى الْبَرِّ أَعْرَضْتُمْ وَكَانَ الإِنْسَانُ كَفُورًا أَفَأَمِنتُمْ أَن يَخْسِفَ بِكُمْ جَانِبَ الْبَرِّ أَوْ يُرْسِلَ عَلَيْكُمْ حَاصِبًا ثُمَّ لاَ تَجِدُواْ لَكُمْ وَكِيلاً ﴾
«Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него. Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен. Неужели вы не опасаетесь того, что Он может заставить часть суши поглотить вас или низринуть на вас ураган с камнями? Ведь тогда вы не найдете себе попечителя и хранителя!» Сура «аль-Исра», аяты 67-68.
О ком тут речь? Он не сможет сказать, что здесь речь об ангеле. Если скажет, что ангел станет неверующим, так как получается ангелу можно поклоняться. Почему же тут ты говоришь, что речь об Аллахе, а там изменяешь смысл?
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небесами, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.
Тут частица — « في » в смысле « على » — Над.
И это распространено в арабском языке, и оно пришло в Коране:
﴿ وَلَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ النَّخْلِ ﴾
«И распну вас на (фи) пальмовых стволах» Сура «Та Ха», аят 71.
Известно что, когда распинают человека, то делают на пальме, а не понимается смысл то, что у тебя ствол является у тебя конвертом, как бы для того, кого распинают.
И это потому что Всевышний Аллах возвысился над Троном. Основа слова «’арш» в арабском азыке — это «возвышенное место».
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَهُوَ الَّذِي أَنشَأَ جَنَّاتٍ مَّعْرُوشَات ﴾
«Он — Тот, Кто создал сады возвышенные» Сура «аль-Ан’ам», аят 141.
Всё это указывает на смысл «Высота». Всевышний Аллах возвысился над Троном. Ни в коем случае не представляйте какого-нибудь человека, который сидит на Троне. Аллах возвысился так, как подобает Его Величию. Как сказал Всевышний:
﴿ فَإِذَا اسْتَوَيْتَ أَنتَ وَمَن مَّعَكَ عَلَى الْفُلْكِ فَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي نَجَّانَا مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ ﴾
«А когда ты и те, кто с тобой, поднимитесь на ковчег, скажи: «Хвала Аллаху, Который спас нас от несправедливых людей!»» Сура аль-Му’минун, аят 28.
Сказал Ибн аль-А’раби:
﴿ كنا عند أحد الأعراب فأطلَّ علينا مِن على بيته وقال: استووا إليَّ, يعني ارتفعوا إليَّ، واصعدوا إليَّ ﴾
Мы были у одного из арабов и он посмотрел на нас сверху дома и сказал «Поднимайтесь ко мне».
Однако иногда этот смысл может содержать в себе еще и другой смысл в зависимости от той буквы, которая придет после данного глагола. Как сказал Всевышний:
﴿ ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء وَهِيَ دُخَانٌ فَقَالَ لَهَا وَلِلْأَرْضِ اِئْتِيَا طَوْعًا أَوْ كَرْهًا قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾
«Потом Он обратился (истауа иля) к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле»» Сура «Фуссылят», аят 11.
Некоторые праведные предшественники сказали на «истауа иля», что смысл его «направился» или же «устремился». Это называется тафсир биллязим.
Вместе с возвышением Он направился. Это берётся из Слов Аллаха: «Иля самаа» т.е., вверх. Когда у тебя после глагола пришла частица «иля», он содержит в себе смысл «возвысился», а ещё направился или же устремился. Он подтверждает основу и ещё, когда у тебя частица придет, ты добавляешь дополнительный смысл.
Возвышение над Троном — это то, чем отличается aхлюс-Сунна уаль-джама’а. Бида’атчики отрицают возвышениe Аллаха над Троном и даже некоторые из них говорят, что смысл не (истауа) — «Возвысился», а (истауля) — «захватил». Они этим самым принижают Всевышнего Аллаха. Например, Всевышний Аллах сказал:
﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся над Троном» Сура «аль-А’раф», аят 54.
А из тафсира получается, будто бы Аллах говорит: «Воистину, ваш Господь — Аллах, Который сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем захватил Трон». То есть кто-то был Властелином этого Трона и потом Аллах с кем-то боролся и взял и захватил этот Трон. Это — унижениe Аллаха, потому что они как бы говорят, что Он не имел власти. И это ещё раз подтверждает тебе то, что смысл «истауа» — «возвысился». Некоторые сделали тафсир слов « ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ » — здесь имеется в виду Знание, т.е., Он поднялся над Знанием. Это тоже неправильно, то есть будто бы Аллах не знал, а потом стал знать.
Просто возвышение отличается от возвышения над Троном, и второе более конкретное. Атрибутом сущности Всевышнего Аллаха является возвышенность. А что касается Возвышения над Троном, то это атрибут действия и сущности, так как Он с того момента, как возвысился над Троном, всегда остается возвышенным. Не бывает, чтоб Он иногда был Возвышенным, а иногда не был». [Конец слов шейха]
Лекция 24
Речь Аллаха
«Речь» также один из атрибутов Всевышнего Аллаха. Он разговаривает речью, которая описывается, как «къадим». Его Речь слышит тот из Его созданий, кому Аллах пожелает это. Пророк Муса, мир ему, слышал речь Аллаха без посредника, также Джибриль слышал речь Всевышнего, и слышали Его те из пророков и ангелов, кому Всевышний позволил. А в Судный день Всевышний будет разговаривать с правоверными и разрешит им посетить Себя, и они посетят Его. Всевышний Аллах сказал: «А с Мусой Аллах вел беседу» (Сура «ан-Ниса», аят 164). И также сказал: «О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей беседе» (Сура «аль-А’раф», аят 144). Он — хвала Ему — также сказал: «Среди них были такие, с которыми говорил Аллах» (Сура «аль-Бакара», аят 253). Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу» (Сура «аш-Шура», аят 51) И сказал Всевышний: «Когда он подошел к нему, раздался глас: «О Муса! Воистину, Я — твой Господь»» (Сура «Та Ха», аяты 11-12). И сказал Всевышний: «Воистину, Я — Аллах! Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (Сура «Та Ха», аят 14) и никто, кроме Всевышнего Аллаха не мог сказать подобного. Абдуллах бин Мас’уд сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба». Это передано со слов Пророка ﷺ. ’Абдуллах бин Унайс передал со слов Пророка ﷺ, что он сказал: «В День воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми. Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я Царь, Я Судящий и Вознаграждающий”». Этот хадис передали имамы, сведущие в знании хадисов, а также его передал Аль-Бухари. В некоторых преданиях говорится, что Муса, мир ему, в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О, Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадлежать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса».
Слово «къадим» не является Именем или Атрибутом Всевышнего Аллаха. Однако, yченые aхлюс-Сунна уаль-джама’а иногда употребляют слово «къадим». Его смысл — «предшествующий». Bещь, которая предшествует другой вещи называется «къадим». Но праведные предшественники, когда используют слово «къадим», смысл его «Вечный», то есть это уже не языковое значение. Ученые-cаляфы говорят, что слова Аллаха — это древний вид и новые единицы. То есть Всевышний Аллах говорил, говорит, и будет говорить. Но если мы конкретное слово возьмём, онo является новым, потому что онo связанo с желанием Всевышнего Аллаха: когда захочет, говорит, и что захочет говорит. Всевышний Аллах описан тем, что Он разговаривает. Всё, что бы не происходило, все действия, происходят по слову «Будь». Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَإِذَا قَضَى أَمْراً فَإِنَّمَا يَقُولُ لَهُ كُن فَيَكُونُ ﴾
«Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!», как это сбывается» Сура «аль-Бакара», аят 117.
Допустим, я сделал что-то, и это действие является созданием Аллаха. Аллах меня создал и все мои действия тоже, как Он об этом сказал:
﴿ وَاللَّهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ ﴾
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» Сура «ас-Саффат», аят 96.
Также многие может быть испугались слов в асаре про Мусу: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне».
Во-первых, это исралият, то есть его передали бану Исраиль и оно не является доводом.
Во-вторых, даже если мы возьмем этот асар, то он у нас муташабих. Если он является муташабих, то вернем его к мухкам. Точно также, как у тебя аят.
Ты, когда читаешь в Коране:
﴿ وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾
«Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете» Сура «аль-Хадид», аят 4.
То есть с нами Своим Зрением, Своим Слухом, Своим Знанием. И поэтому, даже если ты увидел у бану Исраиль такие слова, ты должен возвращать к мухкаму (ясному и понятному).
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Мы подтверждаем сыфат — Речь и разумом, и Кораном и Сунной. Даже заблудшие течения подтверждают семь Атрибутов или же восемь, и они подверждают слова и подтверждают, что Аллах описан Сыфатом «Речь», но не потому что у них Коран на это указывает, а потому что это принял их разум. А у ахлюс-Сунна указывает на это Коран и Сунна. Что касается разума, то Всевышний Аллах рассказал о тех объектах поклонения, которым поклонялись и Всевышний Аллах указал нам на то, что если они не разговаривают, это далиль на то, что они — беспомощны, и то, что они не могут быть достойны поклонения. Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَفَلَا يَرَوْنَ أَلَّا يَرْجِعُ إِلَيْهِمْ قَوْلًا وَلَا يَمْلِكُ لَهُمْ ضَرًّا وَلَا نَفْعًا ﴾
«Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» Сура «Та Ха», аят 89.
А также сказал Ибрахим, мир ему:
﴿ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ ﴾
«Нет! Это содеял их старший, вот этот. Спросите их самих, если они способны разговаривать» Сура «аль-Анбийа», аят 63.
Потому что разница между живым и неживым — это разговор. И если он разговаривает, значит у него более совершенные атрибуты. И поэтому, речь является атрибутом полноты. А отсутствие речи является атрибутом недостатка. И это является далилем разума.
Также вы слышали то, что привел Ибн Кудама. Эти далили ясно указывают на то, что Всевышний Аллах описан этим атрибутом. Сказал Всевышний Аллах:
﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾
«А с Мусой Аллах вел беседу» Сура «ан-Ниса», аят 164.
А также сказал:
﴿ وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ ﴾
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» Сура «аль-А’раф», аят 143.
И некоторые бида’атчики пришли к одному из имамов-языковедов и спросили его об аяте:
﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾
«А с Мусой Аллах вел беседу» Сура «ан-Ниса», аят 164.
И попросили поставить «ляфзуль-джаляла» в положение «насб» и получится:
﴿ وَكَلَّمَ اللُّهَ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾
И получится: «И Муса вел беседу с Аллахом»
Искажают Атрибут Речь в отношении Аллаха. Этот человек, который пришел к языковеду был одним из муътазиля. Я думаю, что это Амру ибн Убайд. Этот имам-языковед был из приверженцев Сунны и сказал: «Представь, я прочитаю этот аят так, как ты пожелал, но что ты будешь делать со словами Всевышнего Аллаха:
﴿ وَلَمَّا جَاء مُوسَى لِمِيقَاتِنَا وَكَلَّمَهُ رَبُّهُ ﴾
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним» Сура «аль-А’раф», аят 143.
Это тебе указывает на то, что бида’атчики желают отрицать Коран и Сунну.
Атрибут — «Речь», им описан Всевышний Аллах и муътазилиты говорят, что Речь Аллаха создана. Говорят, что Муса не слышал Слова Аллаха, Муса слышал слова дерева, а джахмиты говорят, что это просто какое-то создание. Что касается аш’аритов и матуридитов, то они говорят, что Аллах описан этим Сыфатом, потому что это соответствует тем семи Сыфатам у аш’аритов или восьми Сыфатам у матуридитов, которые они подтверждают.
Ахлюс-Сунна уаль-джама’а говорят, что Аллах говорит, и говорит теми словами, которые слышат создания Его, говорит голосом, поэтому то, что слышится, это то, что из состоит букв, ведь можно услышать только то, что сказано голосом. И мы также подтверждаем, что Речь в отношении Всевышнего Аллаха является Его Атрибутом. Аллах вечно описан Речью, а единицы Его Речи новые. Всевышний Аллах говорит, когда Он захочет и как захочет. Его Речь не является такой, как говорят аш’ариты, как будто Сам в Себе говорит. Он говорит голосом и услышит Его Тот, Кто находится далеко в Судный день, также как Его услышит тот, кто находится близко. Его голос распространяется среди ангелов в небесах. И Его голос слышал Муса, мир ему. Ахлюс-Сунна уаль-джама’а отличаются тем, что они подтверждают Качество Речь и то, что Аллах говорит голосом и то, что Его речь состоит из букв, потому что мы, рабы, понимаем только то, что составлено из букв. И то, что она не является внутренним разговором, как утверждают заблудшие течения, которые утверждают то, что Он внушает это Джибрилю, а потом Джибриль говорит. Поэтому бида’атчики, аш’ариты или матуридиты, говорят то, что Речь Аллаха — это ма’на (смысл) в душе, то есть, если Всевышний Аллах кому-то его внушит и он заговорит по-арабски, это превращается в Коран. А если Он внушит эти же слова Джибрилю и он начнёт говорить по-арамейски, то это становится Инджилем. Говорят, что Вся Речь Аллаха, как один целый кусок. Это одно и то же, одно есть приказ, оно же есть запрет, оно же есть сообщение. В этом унижение Всевышнего Аллаха! Истинная ’акыда — это то, на что указывает Коран и Сунна, как сказал Аллах:
﴿ وَكَلَّمَ اللّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا ﴾
«А с Мусой Аллах вел беседу» Сура «ан-Ниса», аят 164.
Потом он подтвердил это масдаром, сказав: «разговаривал разговором». И это исключает какие-либо предположения. Этим самым Муса отличался от остальных. С Ним Аллах разговаривал, и Аллах с ним разговаривал без посредников». [Конец слов шейха]
Теперь немного о хадисах, которые привел автор.
’Абдуллах бин Мас’уд сказал: «Если Аллах говорит посредством откровения, то Его слышат обитатели неба». Его передал Бухари в своем Сахихе, только без иснада. Но полностью с иснадом через Масрука передали ибн Хузайма в своей книге «Таухид», а также ибн Джарир, и ’Абдуллах ибн Ахмад в своей книге «Сунна», также Байхакъи в «аль-Асма уа-с-сыфат». Этот иснад является достоверным.
’Абдуллах бин Унайс передал со слов Пророка ﷺ, что он сказал: «В День воскресенья Аллах соберет людей голыми и босыми. Он будет звать их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я Царь, Я Судящий и Вознаграждающий”».
Его привели Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437). Его также привел Имам Бухари в своей книге «Сахих», но без иснада. Но в «Фатх уль-Бари» ибн Хаджар говорит, что Бухари передает его в «аль-Адаб аль-Муфрад» с достоверным иснадом. Также передали Абу Я’ля, Ибн Аби ’Асым, Имам Байкахъи и другие. Имам Захаби и хафиз ибн Хаджар назвали его достоверным.
В некоторых преданиях говорится, что Муса, мир ему, в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на правой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадлежать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса».
Этого асара нету в известных книгах по хадисам. Его передал Ибн Кудама в некоторых своих книгах. И скорее всего это исраилят и в нем нет никакого иснада и поэтому нам не следует на него опираться.