Тафсир аята «Нет ничего подобного Ему»
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Мы говорим, что подтверждаем все атрибуты в отношении Всевышнего Аллаха, будь этo Aтрибуты Cущности или Aтрибуты Действия, которые связаны с желанием. Bсё этo мы подтверждаем в отношении Всевышнего Аллаха, и не различаем, как этo пришло в контекстах Кoрана и Cунны. Этo является одной из важных основ! Когда говорим об этих атрибутах, то говорим, что Всевышний Аллах описан этими Aтрибутами на основе слов Всевышнего Аллаха:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Учёные в арабском языке говорят, что в тафсире Кoрана мы встречаем такое слово, оно называется «харфу заид» или же «сыля». Она добавляет подтверждениe. И слова لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء, тут буква ك указывает на повторение предложения, как будто ты говоришь: «Нет ничего подобного Ему, нет ничего подобного Ему». Потому что в арабском языке добавляются буквы или слова, для того чтобы этим самим повторить предложениe. И в словах Аллаха:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Буква ك называется صلة . Как будто бы Всевышний Аллах повторяет два раза: ليس مثله شيء
Это подобно словам Всевышнего Аллаха:
﴿ لَا أُقْسِمُ بِهَذَا الْبَلَدِ ﴾
«Клянусь этим городом» Сура «аль-Баляд», аят 1.
Если ты внешне посмотришь, то как будто бы Аллах оставляет клятву. Однако более правильное мнение, что этo, наоборот, подтверждение клятвы. и в словах Аллаха:
﴿ لَا أُقْسِمُ بِيَوْمِ الْقِيَامَةِ ﴾
«Клянусь Днем воскресения!» Сура аль-Къийама, аят 1.
И в этих аятах слово «لا» это «صلة » для подтверждения.
Также есть и другое мнение насчет аята:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура аш-Шура, аят 11.
Это то, что буква « ك » переводится как «подобие». Xоть этo и частица (харф), однако, она является именем (исм). Как будто бы аят переводится: «Нет никакого подобия подобного Ему». И этo указывает в арабском языке на самую высокую степень в отрицании подобного. Подобно тому, как пришло в аяте:
﴿ ثُمَّ قَسَتْ قُلُوبُكُم مِّن بَعْدِ ذَلِكَ فَهِيَ كَالْحِجَارَةِ أَوْ أَشَدُّ قَسْوَةً ﴾
«После этого ваши сердца ожесточились и стали, как камни, или даже еще жестче» Сура «аль-Бакара», аят 74.
Так же, как пришло в стихотворении:
لو كان في قلبي كقدر قلامة حبا لغيرك ما أتتك رسائلي
Если бы в моем сердце было бы подобие маленькому кусочку ногтя
Любви к другой, к тебе бы не пришли мои письма.
Потом Всевышний Аллах, когда отрицал от себя одно, то подтвердил другое:
﴿ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Этo и есть у нас известное правило — то, что мы, когда отрицаем что-то общее, то сразу подтверждаем другое конкретное. Почему Всевышний Аллах сказал именно o cлухе и зрении? Некоторые учёные сказали: «Потому что слух и зрение являются самыми распространёнными атрибутaми среди тех, которые обладают душой, среди созданий». Слух есть у мухи, есть у муравья, таким же образом и зрение, есть y комарa, есть у человекa, есть у кошки, т.е., в любом создании, кoтоpoe обладает душой. Всевышний Аллах обращает твое внимание на то, что разве слух комара и его зрение подобны слуху человека и его зрению? Cлух — этo то, когда ты слышишь. Когда ты что-то видишь — этo зрение. Комар — у него есть слух и зрение такие, как подобает комару. У человека также есть слух и зрение так, как подобает человеку, и нельзя сравнить слух и зрение человека со слухом и зрением комара. И Всевышний Аллах обращает наше внимание на эти два Aтрибута — Слух и зрение — так как этo есть во всех тех, кто обладает душой среди Его созданий. И точно также Всевышний Аллах обладает Cлухом и зрением так, как подобает Его Великой Сущности и Он сказал:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْء ﴾
«Нет ничего подобного Ему» Сура «аш-Шура», аят 11». [Конец слов шейха]
Третий курс по изучению Единобожия
«Блеск убеждений». Часть 8-я
Лекция 22
Удивление, снисхождение и вознесение (истауа) Аллаха
В Сунне пришли следующие хадисы: Пророк ﷺ сказал: «Наш Господь — благословен Он Всевышний — спускается каждую ночь к земному небу». Также сказал: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям». Также сказал: «Аллах смеется двум мужчинам, один из них убил другого, а потом оба войдут в Рай». Мы верим в эти хадисы и в подобные им достоверные хадисы. Мы не отвергаем эти хадисы и не отрицаем атрибуты Всевышнего, которые находятся в этих хадисах, не толкуем их в отрыве от их явного смысла, не уподобляем их и не описываем Всевышнего качествами и признаками, характерными для Его творений. И мы знаем, что нет ни подобного, ни равного Аллаху, Он сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11). Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож. Также к атрибутам Всевышнего относится то, что сказано в Коране: «Милостивый вознесся над Троном» (Сура «Та Ха», аят 5).
Аш’ариты сказали, что мы не можем описывать Всевышнего Аллаха тем, что Он удивляется, потому что, они говорят: «Удивление исходит от чего? От незнания». То есть, человек не знает, потом узнает и удивляется. Поэтому мы не можем Всевышнего Аллаха описать этим атрибутом. Но это неправильно, потому что даже в отношении человека у тебя удивление бывает двух видов:
1. Первый вид удивления — удивление, которое исходит из-за незнания, т.е., из-за скрытности причин для того человека, который удивляется. То есть человек не знает что-то, а когда узнает удивляется.
2. Что касается второго вида — второй вид удивления, например таков. Я — учитель в школе, у меня двадцать учеников, и вот я вижу, что один из учеников у меня самый старательный, я знаю, что он — самый старательный, что он уроки всегда делал, что он на пятёрки всегда отвечает. И когда экзамены он сдаёт, я так сижу, например: «Ма шаа Аллах, ма шаа Аллах», и удивляюсь его работе, т.е., когда я удивляюсь его работе, я знаю, что он такой умный, что он такой старательный, просто от того, что он ни как его другие друзья, одноклассники. Вот когда у тебя вещь выходит из подобного ему, это тебя заставляет удивляться. Если по отношению к человеку так, что же сказать в отношении Всевышнего Аллаха? Поэтому, исходя из корня, мы говорим: «Вот подобным же удивлением можем описать Всевышнего Аллаха, а ни тем удивлением, которое происходит из-за незнания».
Всевышний Аллах рассказал о Своем Возвышении в семи местах:
1 .Сура «аль-А’раф», аят 54:
﴿ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«А затем вознесся на Трон».
2. Сура «Йунус», аят 3:
﴿ إِنَّ رَبَّكُمُ اللّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يُدَبِّرُ الأَمْرَ مَا مِن شَفِيعٍ إِلاَّ مِن بَعْدِ إِذْنِهِ ذَلِكُمُ اللّهُ رَبُّكُمْ فَاعْبُدُوهُ أَفَلاَ تَذَكَّرُونَ ﴾
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?»
3. Сура ар-Ра‘д, аят 2:
﴿ اللّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ ﴾
«Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон».
4. Сура «Та Ха», аят 5:
﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾
«Милостивый вознесся на Трон».
5. Сура «аль-Фуркан», аят 59:
﴿ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَنُ فَاسْأَلْ بِهِ خَبِيرًا ﴾
«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознесся на Трон. Он — Милостивый. Спрашивай об этом Ведающего».
6. Сура «ас-Саджда», аят 4:
﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ مَا لَكُم مِّن دُونِهِ مِن وَلِيٍّ وَلَا شَفِيعٍ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ ﴾
«Аллах — Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Нет для вас, помимо Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не помяните назидание?»
7. Сура «аль-Хадид», аят 4:
﴿ هُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ فِي سِتَّةِ أَيَّامٍ ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ يَعْلَمُ مَا يَلِجُ فِي الْأَرْضِ وَمَا يَخْرُجُ مِنْهَا وَمَا يَنزِلُ مِنَ السَّمَاء وَمَا يَعْرُجُ فِيهَا وَهُوَ مَعَكُمْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾
«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон. Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из нее, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит к нему. Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете».
Ученые сказали, что у тебя «истауа» в Коране пришло в четырёх смыслах (معانى الاستواء):
1 — استوي على
Оно указывает на четыре смысла:
على — Возвысился.
Поэтому, когда я читаю Коран:
﴿ الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى ﴾
«Милостивый вознесся на Трон» Сура «Та Ха», аят 5.
Я смело говорю, что Всевышний Аллах говорит у тебя здесь о чём?! О возвышении.
ارتفع — Также возвысился.
صعد — Также возвысился.
استقرر — Утвердился.
2 — استوى الى
Его смысл قصد و عمد, то есть направляться, стремиться.
Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ ثُمَّ اسْتَوَى إِلَى السَّمَاء وَهِيَ دُخَانٌ فَقَالَ لَهَا وَلِلْأَرْضِ اِئْتِيَا طَوْعًا أَوْ كَرْهًا قَالَتَا أَتَيْنَا طَائِعِينَ ﴾
«Потом Он обратился (истауа иля) к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: «Придите по доброй воле или по принуждению». Они сказали: «Мы пришли по доброй воле»» Сура «Фуссылят», аят 11.
3 — استوى —— و
То есть у тебя приходить слово «истауа», затем другое слово, а затем частица «уа», и смысл этого «выровнился».
4 — استوى
Когда «истауа» приходит сама по себе, то смысл его «созрел».
﴿ وَلَمَّا بَلَغَ أَشُدَّهُ وَاسْتَوَى آتَيْنَاهُ حُكْمًا وَعِلْمًا وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ ﴾
«Когда он достиг зрелого возраста, Мы даровали ему власть (мудрость или пророчество) и знание. Так Мы воздаем творящим добро» Сура «аль-Касас», аят 14.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«После того, как Ибн Кудама поставил тебе общую основу мазхаба ахлюс-Сунна уаль-джама’а, которая нам рассказывает о том, что Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха праведные предшественники оставляли в таком виде, как они приходили, т.е., верили в слова, верили в смысл и верили в то, на что указывает этот смысл, и не переходили границы Корана и Сунны, он начал говорить подробно о некоторых Атрибутах. Он привёл некоторые доказательства из Корана на некоторые Атрибуты, как мы об этом говорили выше. Потом он привёл хадисы, говорящие об Атрибутах Всевышнего Аллаха. И привел этот хадис, в котором говорится о снисхождении Всевышнего Аллаха. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» Аль-Бухари (1145), Муслим (758).
Это снисхождение, такое, как подобает Всевышнему Аллаху и Его Величию. И оно не подобно снисхождению созданий. Однако, это такое снисхождение, как оно подобает только Всевышнему Аллаху, как и все другие Атрибуты. Мы подтверждаем смысл и отказываемся от знания образа. Потому что Всевышнего Аллаха не могут представить разумы и не могут представить Его сердца, не могут предать Ему форму, потому что:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Мы подтверждаем то, что Аллах снисходит каждую третью часть ночи, в соответствии с ’акыдой ахлюс-Сунна уаль-джама’а. Что касается бида’атчиков из куллябитов, аш’аритов, матуридитов и тех, кто был до них, муътазилитов и подобных им, они искажают эти хадисы. Они искажают и говорят, что здесь подразумевается, что снисходит Его Милость. Мы ответим им на это искажение следующими ответами:
1. Это противоречит основе и Всевышний Аллах обязал нас верить во внешний смысл аятов и хадисов.
2. Милость Всевышнего Аллаха постоянно нисходит на Его рабов, и поэтому, если кто-то говорит, что здесь подразумевается то, что каждую третью часть ночи спускается Милость Аллаха, нет в этом никакого смысла. Это бессмысленно, так как Милость Всевышнего Аллаха снисходит каждое время, и рабы никогда не лишаются Милости Всевышнего Аллаха. Если б они были лишены хоть на момент Милости Аллаха, то испортилась бы их жизнь, и они погибли бы. Поэтому считается ложным искажением, искажение тех, кто искажает атрибут «снисхождение» тем, что здесь подразумевается «милость». Этим Атрибутом Его описал Пророк ﷺ и никто не может описать Всевышнего Аллаха лучше, чем это сделал Пророк ﷺ. И никто не очищает Всевышнего Аллаха, и не возвеличивает Всевышнего Аллаха больше, чем Его посланник ﷺ.
Потом Ибн Кудама привёл третий атрибут, а это — Атрибут Удивления. И привёл известный хадис: «Твоего Господа удивляет юноша, который не следует своим страстям».
И сказал: «Аллах удивляется», и этот хадис входит в разряд хадисов об Атрибутах. В нём говорится об Атрибуте «удивление» и говорится о том, что Всевышний Аллах удивляется, и это является Атрибутом. Также об этом Атрибуте говорится в Коране:
﴿ بَلْ عَجِبْتَ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾
«Но ты удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.
И это чтение в одном из семи кыраатов. Этот аят читается с двумя кыраатами. Первый, как мы привели выше, а второй:
﴿ بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾
«Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.
Поэтому мы описываем Всевышнего Аллаха этим Атрибутом, так как Он Сам Себя описал этим Атрибутом. Когда мы описываем Всевышнего Аллаха удивлением — это не то действие или не то, что делает раб. Не надо сравнивать Его с удивлением раба. Это не исходит из-за отсутствия Знания, однако, это из полноты Всевышнего Аллаха, так как удивление иногда может быть из-за отсутствия знания, а иногда удивление бывает и со знанием. Второй вид удивления, когда знание требует от тебя как бы поднимать место того, кто заставляет тебя удивляться, и этим самым мы описываем Всевышнего Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах
﴿ بَلْ عَجِبْتُ وَيَسْخَرُونَ وَإِذَا ذُكِّرُوا لَا يَذْكُرُونَ ﴾
«Но Я удивлен, а они глумятся. Когда же им напоминают, они отказываются помнить» Сура «ас-Саффат», аяты 12-13.
Или же как это пришло в хадисе, в котором говорится о подтверждении Атрибута удивления, как это пришло в словах Пророка ﷺ: «Аллах удивляется отчаянию Своих рабов, тогда как изменение их положения от плохого к хорошему совсем рядом; Он смотрит на вас, а вы в отчаянии, и Он смеется, потому что знает, что ваше облегчение очень близко».
И тому подобные хадисы, у которых достоверный иснад и передатчики достойны доверия, мы подтверждаем все эти Атрибуты, исходя из того правила, которое мы разобрали, без искажения, без отрицания, без придавания формы, без уподобления.
Потом Ибн Кудама сказал великое слово, очень важное: «Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож». И если какой-то человек представит Всевышнего Аллаха в своей голове, или же представляет какой-то вид, какую-то картину, пусть он будет уверен на сто процентов в том, что Аллах совсем не такой, как он представил Его, потому что человек не может представить какую-то вещь или представить какую-то картину, если только он не видел эту вещь, если он не видел что-то подобное, если не видел что-то из этого вида, и никто не описал ему. Мы не может представить Аллаха, потому что мы Его не видели, и не с чем нам Его сравнить, и никто нам Его не описал. Всевышнего Аллаха никто не видел, чтоб Его кто-то мог представить, и никто не видел ничего подобного или вида такого, и никто не описал Его, и поэтому всё, что тебе придёт в мозги или же представит твоё сердце, знай, что Всевышний Аллах совершенно не такой! Это — великое правило! Шайтан приходит к верующим и заставляет тебя, наущает, чтоб ты представлял Всевышнего Аллаха и даёт тебе картину в голове, чтоб ты представлял Аллаха. Этим самым он хочет ввести в заблуждение. [Конец слов шейха]
Лекция 23
Возвышенность Аллаха
Также Всевышний сказал: «Обезопашены ли вы от того, Кто над небесами» (Сура «аль-Мульк», аят 16). Также Пророк ﷺ сказал: «Господь наш Аллах, Который над небесами. Да будет священным Твое имя!». Также Посланник Аллаха ﷺ спросил рабыню: «Где Аллах?» Она ответила: «Над небесами». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Освободи ее! Поистине она верующая». Хадис передал Малик бин Анас, Муслим и другие имамы. Пророк ﷺ спросил Хусайна: «Скольким богам ты поклоняешься?» Он ответил: «Семерым: шесть на земле и один над небесами». Пророк ﷺ спросил его: «Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь?» Хусайн ответил: «Того, кто над небесами». Пророк ﷺ сказал ему: «Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусайн принял Ислам и Пророк ﷺ научил его говорить: «О Аллах, приведи меня к пути истины и защити меня от зла моей души». В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк ﷺ и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе. Абу Дауд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк ﷺ сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…» Передавая слова Пророка ﷺ, Абу Дауд дошел до его слов: «…и над этим находится Трон, и Аллах над всем этим». Праведные предшественники сошлись во мнениях передать и принять этот и подобные ему хадисы как есть, они не отвергали их, не истолковывали, не уподобляли и не приводили аналогию. Имама Малика ибн Анаса спросили: « О Абу Абдуллах, «Аллах милостивый вознесся на Трон» (Сура «Тá Хá», аят 5), как Он вознесся?» он ответил: «Смысл «вознесся» ясен, а как вознесся — непостижимо нашим умам, верить в это обязательно, а спрашивать об этом бид’а». Затем Имам повелел удалить этого мужчину из мечети.
Хадис, который привел Ибн Кудама: «Господь наш Аллах, Который над небесами. Да будет священным Твое имя!», — недостоверный. Хадис слабый, его передали Абу Дауд (3892), Аль-Хáким (1/344), а также Насаи в «Амалюль-яуми уа-ллейля», Имам Байхакъи, и имам Дарими, и Ибн Кудама.
У этого хадиса два иснада. Передают его через Мухаммада ибн Зияда аль-Ансари, а этот человек, как сказал имам Бухари: «Мункаруль хадис», то есть очень недостоверный. Поэтому этот иснад слабый. А в другом иснаде, который передает имам Ахмад через Абу Бакра ибн Аби Марьяма. В этом иснаде тоже несколько проблем. Во-первых в нем передатчик, который передал его Ибн Аби Марьяму, он — маджхуль. А сам Абу Бакр Ибн Аби Марьям — да’иф.
Также следующий хадис, который привел Ибн Кудама. Пророк ﷺ спросил Хусайна: «Скольким богам ты поклоняешься?»Он ответил: «Семерым: шесть на земле и один над небесами». Пророк ﷺ спросил его: «Наказания какого бога ты боишься и наград какого из них ты желаешь?» Хусайн ответил: «Того, кто над небесами». Пророк ﷺ сказал ему: «Брось тех шестерых, которые на земле, и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусайн принял Ислам и Пророк ﷺ научил его говорить: «О Аллах, приведи меня к пути истины и защити меня от зла моей души». Он приведен в сборниках Ат-Тирмизи (3483) и Ахмада (4/444), но однако этот хадис также недостоверный. Среди передатчиков есть Имран ибн Халид, а он является недостоверным.
Также слова: «В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк ﷺ и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе». Учёные говорят про этот асар, что он недостоверный, потому что у него нет иснада. Это асар передал также Ибн Хаджар в «аль-Исаба» через Ади ибн Умейра, также Захаби в «аль-Улюв», и сказал Захаби, что этот хадис гъариб. То есть конечно же он недостоверный.
И вера в то, что Всевышний Аллах вверху, и то, что люди будут делать саджда — это не является отличительным признаком нашей уммы. А мы знаем, что еще Муса, мир ему, верил в то, что Аллах над небесами.
Всевышний Аллах говорит:
﴿ وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا هَامَانُ ابْنِ لِي صَرْحاً لَّعَلِّي أَبْلُغُ الْأَسْبَابَ أَسْبَابَ السَّمَاوَاتِ فَأَطَّلِعَ إِلَى إِلَهِ مُوسَى وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ كَاذِباً وَكَذَلِكَ زُيِّنَ لِفِرْعَوْنَ سُوءُ عَمَلِهِ وَصُدَّ عَنِ السَّبِيلِ وَمَا كَيْدُ فِرْعَوْنَ إِلَّا فِي تَبَابٍ ﴾
«Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом». Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными» Сура «Гафир», аяты 36-37.
То есть Муса учил Фараона, что Аллах вверху, и Фараон издевательски решил проверить есть ли там Бог Мусы.
Следующий хадис: Абу Дауд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк ﷺ сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…» Передавая слова Пророка ﷺ, Абу Дауд дошел до его слов: «…и над этим находится Трон, и Аллах над всем этим».
Но на самом деле этот хадис, который передали также имам Ахмад, Ат-Тирмизи (3320), Ибну Хузайма (144), Ибн Аби Асым, имам Дарими, он недостоверный. Они все передают его через Симак ибн Харба, от Абдуллаха ибн Умайрата, от Ахнаф ибн Къайса, от Аббаса ибн Абдуль-Мутталиба. Как сказал имам Насаи, что у Симака ибн Харба есть недостатки. А также как сказал имам Бухари, что Абдуллах ибн Умайрата — маджхуль, и мы не знаем слышал ли он хадис от Ахнаф ибн Къайса. И это уже третья проблема в данном хадисе.
Шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх говорит:
«Эти предложения — в них говорится об Атрибуте возвышение. Ибн Кудама привёл аят, в котором говорится о возвышении Аллаха над Троном. А также привёл аят об Атрибуте Возвышение.
﴿ أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاء أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ ﴾
«Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется» Сура «аль-Мульк», аят 16.
А также привел известный хадис Хусайна, и также асары, в которых говорится об описании Пророка ﷺ, говорится о сподвижникаx в древних книгах. И Атрибут Возвышения Всевышнего Аллаха подтверждается Кoраном, Сунной и единогласным мнением мусульман. А также твоё природное начало (фитра) указывает на это. Пришло в Кoране и Сунне больше, чем тысячу далилей на эту тему». [Конец слов шейха]