Подготовил: ринат абу мухаммад казахстани
При подготовке данной темы были использованы и доработаны материалы,
ранее использованные на Исламском форуме в теме, связанной с данными аудиолекциями.
Лекция 1
Вступление
С дозволения Всевышнего Аллаха, с сегодняшнего дня мы начнём разбор книги «Люм’атуль-итикад аль-хаади иля сабили-р-рашад», которую написал имам Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Къудама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах. Этот имам родился в 541 году по хиджре. Шарх этой книги сделал шейх Салих ибн ’Абдуль-’Азиз Али Шейх, да хранит его Аллах.
У слова «люм’а» два значения:
1. Блеск
2. Достаточность
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Имам Ибн Къудама начинает свою книгу с этих слов, следуя за Кораном. Всевышний Аллах начал Свою Книгу словами:
﴿ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Сура «аль-Фатиха», аят 1.
И точно также пророк ﷺ в своих письмах к королям начинал со слов: Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! И точно также начинали все пророки, которые были раньше.
Например Сулейман писал письмо:
﴿ إِنَّهُ مِنْ سُلَيْمَانَ وَإِنَّهُ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ ﴾
«Оно — от Сулеймана, и в нем сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Сура «ан-Намль», аят 30.
Хвала Аллаху, Которого хвалят все языки и Которому поклоняются во все времена.
Что значит во все времена? Мы знаем, что ангелы, поклоняются Всевышнему Аллаху днём и ночью. Всевышний Аллах сказал:
﴿ يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ ﴾
«Они славят Его днем и ночью без устали» Сура «аль-Анбийа», аят 20.
Также мы знаем, что люди и джинны поклоняются Всевышнему Аллаху в определённые времена и в разных местах. Например, мы сейчас совершили молитву ’аср (послеполуденную молитву) в Каире. И через несколько минут, после того как мы совершили молитву ’аср, эту молитву будут совершать в Александрии. И таким образом через 10 минут, через час, через 3 часа, через 10 часов, а также через 12 часов будут люди, которые будут делать молитву ’аср в другой части Земли. И поэтому Всевышнему Аллаху поклоняются во все времена и во всех местах.
И какая разница между словами «хамд» и «мадх»:
· «Хамд» — это хвала с любовью и возвеличиванием.
· «Мадх» — это похвала, из которой не следует любовь и возвеличивание.
И поэтому друг друга мы хвалим (мадх), а Всевышнего Аллаха мы восхваляем (хамд).
И нет такого места, о котором бы не знал Аллах и одно дело не отвлекает Его от другого.
Аллах лучше, чем все эти примеры. Если к кому-нибудь придут два человека и начнут говорить, он скажет: «Подождите, говорите по-одному». А Всевышний Аллах не такой:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Его просят два человека и Он слышит их, Его просят 20 000 человек, Его просят 2 000 000 000 человек, и каждого Он одновременно слышит. И не мешает просьба одного слышать просьбу другого. Мы только, что в мечети молились и просили Аллаха, и ду’а одного из нас не отвлекало Его от ду’а другого.
Всевышний Аллах пречист от подобия и пречист от сотоварища.
Более правильно, когда мы отрицаем «тамсиль», а не «ташбих»:
· «Тамсиль» — это подобие.
· «Ташбих» — это схожесть.
Если мы будем отрицать схожесть, то получается мы должны отрицать и существование. Аллах существует и мы существуем, но ведь этим мы не уподобляем себя Аллаху. Однако проблема будет, если ты станешь говорить о тамсиле. Как допустим Всевышний Аллах описал Себя тем, что Он видит и слышит:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура «аш-Шура», аят 11.
Точно также нас Аллах описал тем, что мы видим и слышим:
﴿ إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا ﴾
«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» Сура «аль-Инсан», аят 2.
Значит есть схожесть в этих атрибутах, однако мы не видим и не слышим, так как видит и слышит Он. Потому что нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий.
Допустим посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах создал Адама по подобию Своему». Бухари, 6227; Муслим, 2841.
Во-первых в этом вопросе есть разногласие. Местоимение «ху» возвращается на Адама или на Всевышнего Аллаха? То есть создал Адама по подобию Адама или по подобию Своему. Христиане сразу же сделали «тамсиль». А мы — ахлюс-сунна уаль-джама’а — либо говорим, что местоимение возвращется на Адама, либо говорим, что тут речь о ташбихе, а не о тамсиле. Аллах описал Себя определенными атрибутами, которые есть у человека. Однако эти атрибуты в нас, так как подобает нашей слабости, а у Аллаха так как подобает Его величию. И нет никакого подобия. И есть такие течения, как джахмиты, мутазилиты, ашариты и матуридиты. Они отрицают некоторые имена и атрибуты. И говорят о том, что описание Аллаха этими атрибутами, есть тамсиль. Но нет! У Аллаха есть эти атрибуты, но мы не знаем какие они.
И Он пречист от жены и от детей. И Его хукм (постановление) касается каждого раба. И не может разум представить Его
Всевышний Аллах говорит в Коране:
تَكَادُ السَّمَاوَاتُ يَتَفَطَّرْنَ مِنْهُ وَتَنشَقُّ الْأَرْضُ وَتَخِرُّ الْجِبَالُ هَدًّا﴿٩٠﴾أَن دَعَوْا لِلرَّحْمَـٰنِ وَلَدًا ﴿٩١﴾وَمَا يَنبَغِي لِلرَّحْمَـٰنِ أَن يَتَّخِذَ وَلَدًا ﴿٩٢﴾إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَـٰنِ عَبْدًا ﴿٩٣﴾
«Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба» Сура Марйам, аят 90-93.
И ученые говорят: «Какую бы вещь ты не представил, Аллах все равно на нее не похож».
Если например я скажу: «Мерседес», никто же не представит «ракету» — все себе представят «Мерседес». Или же, если скажем «муха», кто-нибудь себе представит «танк»? А если скажем «большой». Кто себе что-нибудь представил? У вас в голове как будто экран, и этот экран при слове «большой» остаётся белым, чистым. Потому что вы ждёте — «большой», что?
А если я скажу «большой куру». Что у вас появилось на экране? Опять ничего. Потому что никто из вас не знает что такое «куру», никто из вас его не видел, и не с чем его сравнить, и никто вам не рассказал про это «куру». И из-за этого у вас белый экран. Однако этот «куру» большой. Всё равно вы ничего не представите, пока я вам не расскажу или не скажу, что он похож на что-то, или пока не опишу его качества. Если же я скажу, что «куру» — это на каком-то языке означает «слон». Вы уже представите себе слона. Или же я скажу, что «куру» — животное, похожее на кенгуру, вы уже себе представите кенгуру. Или же я скажу, «куру» — он подобен слону, только волосатый, как мамонт, например. Вы уже себе его представляете. Однако, вы ничего себе не представляли, когда я говорил «куру».
Также и Всевышний Аллах. Когда мы говорим, что Аллах о Себе сказал:
﴿ بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ يُنْفِقُ كَيْفَ يَشَاءُ ﴾
«Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает» Сура «аль-Маида», аят 64.
Если кто-нибудь из вас представил себе человеческие руки, то пусть скажет: «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана». Потому что это наущение от шайтана. Ты не можешь представить, у тебя белый экран, какой был, такой и должен остаться. Почему? Потому что ты Аллаха не видел и не с чем тебе Его сравнить, и никто тебе не рассказал о том, какие Руки у Аллаха. О каком бы Имени или Атрибуте Аллаха тебе не говорили, у тебя должен остаться белый экран.
И не могут сердца представить Его вид. Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий. У Которого самые прекрасные имена. Милостивый вознесся на Трон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле, и то, что между ними, и то, что под грунтом. Если даже ты будешь говорить громко, Ему все равно известно тайное и сокрытое. Аллах объемлет знанием всякую вещь. И подчинил все создания величием и своими постановлениями. Охватил каждую вещь своей милостью и своим знанием. Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием. Он описан тем, чем Он сам Себя описал в Своей великой Книге и на языке его посланника ﷺ
Имам привел аят:
﴿ لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ ۖ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ ﴾
«Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» Сура аш-Шура, аят 11.
И в первой части аята, т.е. в словах — Нет никого подобного Ему — опровержение тем, которые уподобляют Аллаха творениям (мумассиля, мушабиха). А во второй части — и Он — Слышащий, Видящий — опровержение тем, которые отрицают и изменяют качества Аллаха.
Говорит шейх Салих Али Шейх: «Во имя Аллаха — Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху — Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам. А затем:
Это послание, которое называется «Люм’атуль-итикад», — краткое послание об убеждениях. Это послание содержит в себе разделы убеждений. Ученые хвалили эту книгу после того, как её написал имам Абу Мухаммад Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Къудама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах. И это послание достойно того, чтобы разбирать каждое слово и предложение в нём. И достойно того, чтобы разбирались темы в нём подробно. Ту хутбу, которую, мы только что прочитали, которую сказал автор в начале книги — перед тем, как зайти в тему — называют учёные по науке «аль-баляга» (красноречие) — براعة الاستهلال «бара’атуль-истихляль» (искусство начинания).
Учёные уделяют большое внимание бара’атуль-истихляль. Ее смысл — это короткий рассказ во вступлении о том, о чём будет идти речь в этой книге. Перед словами или же хутбами, они говорят вкратце, о чём будут говорить и что будут разбирать. И так как тема этой книги — убеждение и очищение Аллаха и это — самая великая вещь, которая разбирается в книгах об убеждениях. И поэтому хутба, которой начинается книга, содержит в себе хвалу Всевышнему Аллаху.
Ибн Кудама напомнил о Возвышении Аллаха над Своим Троном, о Его знании, которое объемлет всякую вещь, а также то, что Аллах описан тем, чем Он Сам Себя описал. И другие вещи, о которых он рассказал в этой хутбе.
А что же касается известной خطبة الحاجة «хутбатуль-хаджа», о которой пришло в хадисах от Ибн Мас’уда: «Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его». См. Сахих ибн Маджах, 1547.
Эти слова желательно говорить, когда у тебя есть нужда, о чём-нибудь рассказать, урок дать и т.д. И очень часто Пророк ﷺ ее повторял. Это не было непрерывным делом. Иногда Пророк ﷺ говорил, иногда не говорил. И поэтому учёные иногда начинают свои книги, свои хутбы, свои послания этой хутбой, а иногда начинают рассказом вкратце о том, о чём будут говорить в своей книге. Это и есть то, о чём я тебе рассказал — хутба, название которой — бара’атуль-истихляль.
И поэтому многие учёные делают иджтихад в начале своих книг именно с такого великого вступления, краткого вступления, которое указывает на ту цель, о которой они будут говорить в своих книгах, и даже они — учёные соревнуются в том, кто лучше вкратце расскажет о том, о чём он хочет рассказать в своей книге».
Лекция 2