Куфр – один из шариатских хукмов, и не познаётся разумом.
Сказал Шейхуль Ислам ибн Теймия: «Знай, что такфир – из вопросов имён и названий, с которыми связаны угрозы и обещание в Судный День, а также связаны с ним дружба и непричастность, убийство, защищённость и многое другое в земной жизни.»(Маджмуату ль Фатава, 12 том, 469)
А также сказал(Маджмуату ль Фатава, 35 том. 165 стр): «Поистине, Иман – из таких вопросов, которые постигаются от Аллаха и Его посланника, в этом человеку нельзя судить по своим предположениям или страстям.»
Конец цитаты.
И также сказал(Маджмуату ль Фатава, 19 том, стр. 212): «Будет отвечено, что «Куфр» и «Фискъ» - шариатские ахкамы, это не из тех ахкамов, постичь которые можно разумом.
И сказал в другом месте: «Куфр – из шариатских ахкамов, и не каждый, кто противоречит чему либо из того, что познаётся разумом, становится кафиром. И даже если получится так, что он отрицает явную вещь, которую понимает каждый разумный, не выносится на него хукм о его куфре, пока не будут его слова куфром в соответствии с шариатом.
(Примечание: эти его слова указывают на то, что вопросы такфира, точно также, как вопросы имана не берутся, кроме как из Корана и Сунны, в отличие от познания некоторых качеств и имён Аллаха, Его Таухида и некоторых других основ религии, где возможно и дозволено постижение умозрительным путём. И в этом большая польза и великая основа для того, кто поразмышляет над этим, а именно то, что такфир, как и любой другой шариатский хукм, не делается кроме как после тщательного и полного исследования текстов Корана и Сунны, и не дозволен в нём подход разумом, точно также, как в вопросах фикха не дозволено утверждать что либо до тщательного изучения вопроса из Корана и Сунны.)
И смысл закладывания этой основы в данном вопросе в том, что мы построим на ней следующее:
Если ты понял, что запрещено выносить такфир, оставив шариатские тексты и используя свой разум или сердце, то на любое из положений, в котором ты выносишь такфир человеку, должно иметься категоричное единогласие среди ученых Ахли Сунна.
Если же не имеется в вопросе категоричное единогласие на такое понимание тех или иных текстов, то отрицающий это не будет кафиром, даже если ты приведёшь мнение ученого или группы ученых, это не является единогласием, даже если они поняли какой то текст тем или иным образом, а кто то понял его иначе, это не значит, что каждый, кто противоречит им, стал кафиром, кроме как в вопросах, где имеется абсолютное единогласие, которое должно быть передано с достоверной цепочкой от признанных и компетентных имамов.
И это одна из основ, над которой следует поразмышлять.
2 Определение слова «Куфр» и "ширк" и разногласия ученых в этом вопросе.
Смысл слова «Куфр» в языке:
Куфр это отрицание, сокрытие, и основа его в арабском языке: «Покрытие».
Что касается видов куфра, то он бывает:
1) Отрицанием
2) Считанием ложью
3)Отворачиванием
4) Упорством.
Некоторые ученые разделяют его иначе, однако в конечном итоге всё это возвращается к двум: «Отворачивание» и «Считание ложью».
Также сказали некоторые ученые, из них Ибн Теймия: «Каждое явное противоречие Корану и Сунне в основе своей явлется куфром».
И это определение совершенно верное с нескольких сторон:
Во первых: Нет ни одного явного противоречия Корану и Сунне, которое не было бы куфром, и точно также нет ни одного куфра, который бы не противоречил Корану и Сунне.
Во вторых: Куфр – противоположность Имана, и точно также, как подтверждать ахкамы, содержащиеся в текстах Корана и Сунны, верить в эти тексты и следовать за их смыслами – из имана, точно также противоречить чему либо из их ахкамов или отрицать их – куфр.
Что же касается смысла слова «Куфр»:
Разошлись ученые в том, есть ли разница в шариате между куфром и ширком, или же это одно и то же.
Сказал Аль Джаухарий из имамов языковедов, что куфр и ширк это одно и то же.
И сказал Абу Хиляль аль Аскарий в «Аль Фурукъ аль Люгавия», что есть между ними разница, а именно в том, что ширк – это приобщение Аллаху сотоварища, а куфр это отрицание, упорство и так далее.
Сказал: «Говорится на каждый куфр – ширк, возвеличивая его степень и важность, и основа слова куфр, это неблагодарность за оказанную милость, а его противоположность это благодарность, и противоположность неверия в Аллаха это вера в Аллаха, и потерявшего иман называют кафиром по причине того, что он не оберегает права Аллаха, и не оберегает то, что обязан соблюдать из благодарности за Его милость, и поэтому он в положении кафиров в эту милость, а противоположность ширка по сути это ихляс, затем когда стали использовать слово ширк на каждый куфр, стал его противоположностью – иман, и не дозволено употреблять название куфра кроме как на того, кто в положении отрицающего милость Аллаха, а это уже по причине величины его ослушания, и это шариатское имя, точно также, как и Иман – шариатское имя.» Конец цитаты.
Сказал Навави в шархе на «Сахих» Муслима: «Ширк и куфр иногда употребляются с одним и тем же смыслом, а это неверие в Аллаха Всевышнего, а иногда разделяется между ними, и ширк ограничивается лишь поклонением идолам и другим творениям, признавая при этом Всевышнего Аллаха, как это делали кафиры курейшиты, и таким образом куфр становится более широким понятием, чем ширк»
Сказал ибн Хазм в книге «Маротиб аль Иджма»: «Объединились ученые в том, чтобы называть иудеев и христиан кафирами, и разошлись в том, называть ли их многобожниками, и также объединились в том, что все кафиры помимо них называются мушриками. Конец цитаты.
Сказал также в «Аль Фаслю фи ль Миляль»: «Аргументировала первая группа словами Аллаха: «Не перестали кафиры из числа людей Писания и мушрики..» Сказали они: «Разделил Аллах Всевышний между кафирами и многобожниками, и сказали: «Слово «Ширк» взято от слова «Шарик(сотоварищ)», и кто не придал сотоварища Аллаху не называется многобожником.
Одни ученные сказали что каждый куфр есть ширк но не каждый ширк есть куфр, другие сказали что каждый ширк есть куфр но не каждый куфр это ширк. Третьи вообще объединили как это передается от Ибн Хазма который сказал:
“Неверие (куфр) и многобожие (ширк) – одно и то же. Каждый неверный – это многобожник, и каждый многобожник – неверный! И это также мнение имама аш-Шафи’и”. См. “аль-Фисаль” 3/124.
Те которые говорили что каждый куфр это ширк но не каждый ширк это куфр то они говорили что тот кто делает ширк он мушрик знал он или не знал, но имя кафир дается после того как установят над ним худжу.
Они признавали их мушриками, но не называли кафирами пока не дойдет до него худжа.
Ибн Таймия сказал:
«Доказано Кораном и сунной, то что надо именовать совершающих ширк как "мушрик" еще и до призыва. Он преступил границы, придал Аллаху равных до прихода посланника, поэтому название "мушрик" ему дается и до прихода посланника». (Маджмууль-фатауа, том 20, стр 38)
Полностью эти слова ибн Теймии:
“Аллах, вынося суждение или именование, с одной стороны разделил людей на тех, кто жил в период фатрах – период, когда призыв посланника искажен и забыт и на тех, до кого дошел призыв; с другой стороны не разделил и объединил их в одно.
Это противоположно мнению двух групп людей:
Первая группа говорит:
“В деяниях нет изначальной скверности или добра, вещи становятся хорошими или плохими, только после того, как Аллах сообщит об этом через шариат”
Вторая группа говорит:
“Они подвергнутся наказанию, если даже до них и не дошел призыв”.
Опровержением первой группы служат следующие доказательства:
“Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного”.
(Та Ха(20)/ 24)
“Вот твой Господь воззвал к Мусе (Моисею): «Ступай к несправедливому народу”. (Поэты(26)/ 10)
“Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из смутьянов“. (Рассказ(28)/ 4)
Аллах именует фараона и его народ преступниками, несправедливыми и смутьянами.
Эти слова – слова порицания. Порицание же может быть только по отношению к скверным вещам. Это показывает, что их деяния характеризуются как плохие и скверные еще до того, как был послан посланник. Что касается подвергания мучениям, то положение его отдельно от именования. Подвергание мучениям, как и сообщает Аллах в следующем аяте, бывает только после послания посланника с призывом:
“Мы не подвергаем мучению, пока не пошлем предварительно посланника”
(Перенос ночью(17)/ 15)
Далее, Аллах сообщает, что Худ сказал своему народу следующее:
“И к адитам – брата их Худа. Он сказал: “О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху! Нет вам другого божества, кроме Него. Вы же только измышляющие ложь”. (Худ(11)/ 50)
Как видно из аята Худ назвал их “измышляющие ложь” еще до того, как племя опровергло его. Он их охарактеризовал так только из-за того, что они совершали ширк.
Доказано Кораном и сунной, то что надо именовать совершающих ширк как “мушрик” еще и до призыва. Он преступил границы, придал Аллаху равных до прихода посланника, поэтому название “мушрик” ему дается и до прихода посланника.
Название “джахилия – невежество” аналогично в этом плане. Это название дается и до прихода посланника, но подвергание мучению только после прихода посланника. (Маджмууль-фатауа, том 20, стр.37,38)
Ибн Таймия сказал:
“Тот, кто не последовал за посланником, не применил к своей жизни учение посланника, может находиться только в одном из двух положений:
либо он вообще не применит учение посланника, либо он применит систему, противоположную учению посланника. Если он применит противоположно учению посланника, то он опровергнет посланника – впадет в куфр опровержения, так называемый системный (комплексный) куфр. Если он не применит ничего то, будет находиться в простом куфре; он в свою очередь разделяется на следующие куфры: куфр сомнения, куфр отворачивания (не придавания внимания) и куфр неведения.
Переиначим: Кафир может быть в одном из двух положений: или он знает учение посланника или не знает. Если кафир не знает, то значит, он в неведении и поэтому не уверовал, вот как в этом аяте:
“и не повинуйся тем, сердце которых Мы сделали небрегущим к поминанию о Нас, и кто последовал за своей страстью, и в делах впадает в крайности”.
(Пещера(18)/ 28)
А вот аят об опровержении:
“И отомстили Мы им и потопили их в море за то, что они опровергали Наши знамения и были небрежны к ним!“ (Преграды(7)/ 136)
Несомненно, что небрежение имеет место для таких кафиров, которым не дошел призыв посланника. Но наказанию подвергается, только такие кафиры, которым дошел призыв посланника. Поэтому в аяте и упомяналось опровержение…
Опровержение явление более узкое, чем куфр. Каждый, кто опроверг учение посланника – есть кафир, но необязательно, что каждый кафир – есть опровергший посланника. Например, кафир может быть сомневающимся или таким, до которого не дошел призыв и он в неведении. Но неведающий кафир не подвергается наказанию, пока до него не дошел призыв.
(Маджмуъуль-фатауа, том 2, “Допущенные ошибки в вопросе о божественном знании”)
сказал Шейх Мухаммад ибн Абдуль Вахаб:
«И этот род мушриков и им подобные которые поклоняются святым и праведникам, мы судим их что они мушрики, и мы считаем их кафирами после того как установят над ними худжу. Зато для других грехов менее тяжких чем это по степени и вредности, мы не делаем такфир ….»
Дурар ас-Санийа 18 том 534
Ибн Таймия сказал:
Все люди заслуживают наказания, кроме тех, кто поклоняется только Аллаху. Тот же, кто не совершает ширк, но не поклоняется Аллаху (например фараон) на самом деле еще хуже чем многобожники. Нужно совершать две вещи:
1) поклоняться Аллаху;
2) не поклоняться никому другому (поклоняться только Аллаху).
Это и есть сущность ислама и все люди ответственны за это. В этом вопросе никому нет поблажки, и эта обязанность ни с кого не спадает. Но вместе с этим Аллах не наказывает, пока не пошлет посланника. Но хоть он и не наказывает невежественного мушрика, Аллах не вводит его в рай, ибо туда не входит никто, кроме единобожников. Как передано в достоверных преданиях Аллах будет отдельно испытывать тех, до кого не дошел призыв посланников, например детей, умалишенных и тех, кто умер в период фатрах. (Маджмууль-фатауа, том7, стр.477)
Сказал шейх Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб, опровергая его аргументацию словами Ибн Теймии о необходимости установления довода перед такфиром конкретной личности:
وإذا كان كلام الشيخ، ليس في الشرك والردة، بل في المسائل الجزئيات، سواء كانت من الأصول أو الفروع
"И ведь слова шейха (Ибн Теймии) не касательно ширка и вероотступничесива, однако касательно частичных вопросов, все равно, будь это в основах или ответвлениях религии"
Источник: "Ад-дурар ас-сания", 13-67, "Ар-расаиль аш-шахсыя", 1-130
Сказал шейх Абу Батын:
واختيار الشيخ تقي الدين في الصفات أنه لا يكفر الجاهل، وأما في الشرك ونحوه فلا، كما ستقف على بعض كلامه إن شاء الله تعالى
"И выбор шейха Такиюддина (Ибн Теймии) касательно сыфатов – что он не выносит такфир джахилю, что же касается ширка и подобного этому – то это сюда не входит, как ты увидишь это в его словах инша Аллах".
Источник: "Ад-дурар ас-сания", 17-70
То что было приведено много слов ученых, это лишь для того чтобы вы поняли как ученые делают различия между ширком и куфром, и то что хукм мушрика они дают еще до того как установлен довод над тем кто совершает ширк без разницы этот человек приписал себя к Исламу или в основе кафир, а после дохождения довода они дают такому человеку хукм кафир, то есть выносят такфир, надо понимать эту вещь так как многие не понимая мазхаб этих ученых видя их слова где они говорят мы не выносим такфир пока не донесем довод, они думают что они считают этих мушриков мусульманами и вам стало ясно что это не так а прочитав дальше вам это станет еще яснее ин шаа Аллах. Делайте ду`а Аллаху чтобы он дал вам понимание этого вопроса который запутали сегодня некоторые личности.