Глава 39-я: об аятах 60-62 из суры «ан-ниса»

Всевышний Аллах сказал: «Не видел ли ты тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и что ниспослано до тебя, однако они желают обращаться за судом к тагуту, хотя им было приказано не веровать в него. Шайтан хочет ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику», — ты видишь, как лицемеры стремительно отвращаются от тебя. А что будет, когда беда постигнет их за то, что приготовили их руки, после чего они приходят к тебе клянясь Аллахом: «Мы хотели толко добра, и примирения»? Сура «ан-Ниса», аяты 60-62.

Всевышний также сказал:«А когда им говорят: “Не распространяйте нечестия на Земле!” — они говорят: “Мы — только творящие благое”» Сура «аль-Бакара», аят 11.

Всевышний также сказал: «Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой: поистине, милость Аллаха близка к добродеющим!» Сура «аль-А’раф», аят 56.

Всевышний также сказал:«Неужели суда времён джахилиййи они желают? Кто же лучше Аллаха по суду для людей, обладающих уверенностью?!» Сура «аль-Маида», аят 50.

’Абдулла ибн ’Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не подчинит свои желания тому, с чем я пришёл». Ан-Науауи сказал: «Это — достоверный хадис. Мы привели его в книге “аль-Худжжа” с достоверным иснадом».

Аш-Ша’аби рассказывал: «Как-то один из лицемеров поспорил с иудеем, и иудеи предложил: “Давай обратимся к Мухаммаду”, — так как ему было известно, что он не берёт взяток. Лицемер же сказал: “Давай лучше обратимся к суду иудеев”, — так как он знал, что они берут взятки. Оба спорщика договорились пойти к какому-то прорицателю в Джухайне, чтобы он рассудил их. И было ниспослано: «Разве ты не видел тех, которые заявляют…»

В другом хадисе о причине ниспосылания этого аята говорится следующее: «Поспорили как-то между собой два человека, и один из них предложил: “Давай обратимся к Пророку, чтобы он рассудил нас”. Другой же сказал: “Давай лучше обратимся к Каабу ибн аль-Ашрафу [иудею. — Ред.]”. В конце концов они обратились к ’Умару, и один из спорщиков всё рассказал ему. ’Умар спросил того, кто не желал обращаться к Пророку: “Так ли это?” Человек ответил: “Да, это так”. Умар вытащил свой меч и зарубил его». Этот рассказ приводит аль-Кальби в своём толковании Корана, от Ибн ’Аббаса. Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 5/29 назвал его слабым.

Шейх Салих Али Шейх говорит:

«Эта глава относится к великим и важным главам в этой книге. Вера в господство Аллаха и в Его божественность требует от нас возвращения за постановлением только к Нему. Нету постановления, кроме постановления Аллаха в Его владениях. Точно также не должно быть постановлений, кроме Его постановлений в том, в чём препираются люди. Всевышний Аллах сказал:

﴿ فَالْحُكْمُ لِلَّهِ الْعَلِيِّ الْكَبِيرِ ﴾

«Решение принимает только Аллах, Возвышенный, Большой» Сура «Гъафир», аят 12.

А также:

﴿ إِنِ الْحُكْمُ إِلاَّ لِلّهِ ﴾

«Решение принимает только Аллах» Сура «аль-Ан‘ам», аят 57.

Поэтому подчинение Ему Одному и воплощение свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о тои, что Мухаммад ﷺ — посланник Аллаха, не может быть полным, если рабы не будут судить тем, что ниспослал Аллах Своему посланнику ﷺ. Кто оставляет суд по закону Аллаха, используя суд джахилийи, конституцию, законы племен, тот попадает в большое неверие, которое противоречит словам свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и о тои, что Мухаммад ﷺ — посланник Аллаха.

Шейх привел эту главу, дабы указать на то, что нельзя брать что-то в качестве законов, ставя это наряду с Кораном. Это большое многобожие и неверие, которое выводит человека из Ислама.

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, сказал в своем послании «Тахким аль-Къауанин»: «Явным неверием является то, когда кто-то ставит законы людей на уровень Корана, который низвел Джибриль в сердце господина посланников ﷺ, для того чтобы это было судом среди людей».

Нет сомнения в том, что подчинение только Ему Одному и воплощение двух свидетельств требует от нас того, чтобы мы брали шариат в качестве судьи. Поэтому суд по людским законам, законам племен, является большим неверием. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿ أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُواْ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنزِلَ مِن قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَن يَتَحَاكَمُواْ إِلَى الطَّاغُوتِ ﴾

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту…» Сура «ан-Ниса», аят 60.

Соответствие этой главы Книге единобожия — явное. Обращение за судом не к Аллаху противоречит основе Единобожия. Суд по закону Аллаха является обязательным. Суд по людским законам, законам племен, законам времен джахилийи, противоречат двум свидетельствам. Свидетельство о том, что Мухаммад ﷺ — посланник Аллаха, требует от нас подчинения в том, что нам приказано, веры в то, что он сообщил, отстранения от того, что он запретил и того, чтобы мы поклонялись Аллаху только так, как он приказал.

Если два человека спорят о чем-то, то в решении спора мы должны вернуться к Тому, Кто создал этих спорщиков, к Тому, Кто создал небеса и землю. Рабы обязательно должны судить только на основе приказов Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَنْ يُضِلَّهُمْ ضَلَالًا بَعِيدًا {60} وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا إِلَىٰ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ وَإِلَى الرَّسُولِ رَأَيْتَ الْمُنَافِقِينَ يَصُدُّونَ عَنْكَ صُدُودًا {61} فَكَيْفَ إِذَا أَصَابَتْهُمْ مُصِيبَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ ثُمَّ جَاءُوكَ يَحْلِفُونَ بِاللَّهِ إِنْ أَرَدْنَا إِلَّا إِحْسَانًا وَتَوْفِيقًا ﴾

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят: “Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику”, — ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя. А что будет, когда беда постигнет их за то, что приготовили их руки, после чего они придут к тебе и будут клясться Аллахом: “Мы хотели только добра и примирения”?»Сура «ан-Ниса», аяты 60-62.

«Заявляют» — имеются в виду, что они лгут. В одном сердце не могут объединиться вера и желание обращения за судом к тагуту.

«Желают обращаться на суд к тагуту» — это очень важное правило! Это условие, при котором уходит вера /иман/ у того, кто обращается к тагуту. Кто обращается за судом к тагуту, тот может желать этого, выбирать это и не чувствовать никакого отвращения. Но также он может не желать этого, однако ему приходится. У него нет выбора. Он порицает это сердцем. Что касается первого, то не может объединиться в сердце вера /иман/ и желание обращаться за судом к тагуту. Желание является условием! Всевышний Аллах обусловил это, сказав: «Хотят обращаться на суд к тагуту». Тагъут — « الطاغوت » — это каждый, в отношении к которому раб переходит границу дозволенного в поклонении, покорности и подчинении.

«Хотя им приказано не веровать в него» — то есть не веровать во всякий суд не на основе шариата Аллаха. Этот приказ является обязательным и относится к единобожию. Поэтому тот, кто обращается к тагуту, желая этого, у такого человека нет основ веры /имана/.

«Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» — это указывает на то, что такой суд является искушением и наущением шайтана.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ لاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ قَالُواْ إِنَّمَا نَحْنُ مُصْلِحُونَ ﴾

«Когда им говорят: “Не распространяйте нечестия на земле!” — они отвечают: “Только мы и устанавливаем порядок”» Сура «аль-Бакара», аят 11.

Под нечестием имеется в виду многобожие и суд не по закону Всевышнего Аллаха. Порядок на земле будет только при шариате и единобожии. Нечестие же происходит только по причине многобожия /ширка/ во всех его проявлениях. Поэтому шейх привел этот аят в данной главе.

Из этого аята ясно, что лицемеры приобщают сотоварищей к Аллаху и совершают деяния, приводящие в конечном итоге к многобожию, но несмотря на это говорят, что именно они устанавливают на земле порядок. Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого. Они желают многобожия /ширка/, обращаются за судом не к шариату, а это является нечестием.

Также Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَلاَ تُفْسِدُواْ فِي الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا ﴾

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» Сура «аль-А‘раф», аят 56.

А также:

﴿ أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ ﴾

«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» Сура «аль-Маида», аят 50.

Во времена невежества люди обращались на суд друг к другу. Это значит, что в те времена законы издавались людьми, которые впоследствии судили по ним всех остальных. Всевышний Аллах создал рабов и Он лучше знает в чем для них польза, справедливость и так далее. Кто обращается к суду времен джахилийи, тот делает судьей человека. Он следует за ним, помимо Аллаха. Этим самым он придает Аллаху сотоварищей в подчинении. Обязательно нужно обращаться за судом только к Аллаху. Законы Аллаха являются самыми лучшими. Всевышний сказал:

﴿ أَفَغَيْرَ اللّهِ أَبْتَغِي حَكَمًا ﴾

«Скажи: “Неужели я пожелаю иного судью, помимо Аллаха”» Сура аль-Ан‘ам, аят 114.

Суд не по закону Аллаха, как сказали ученые, это — мусор разума и обрезки мыслей. Нет правильного суда, кроме суда Всевышнего Аллаха.

Этот вопрос — вопрос, в котором путаются многие люди, а особенно молодежь. Этот вопрос является причиной раскола в среде мусульман, так как люди разногласят в этом вопросе. Требующий знания обязательно должен следовать за тем, на что указывает довод и за тем разъяснением, которое сделали ученые относительно этого довода. Он должен следовать за тем, что поняли ученые на основе шариата и единобожия.

Путаница заключается в том, что люди сделали вопрос суда и обращения за судом одним вопросом. Они считают это одним разделом, хотя здесь есть разные виды. К первому виду относится такая ситуация, когда человек разрабатывает какие-то законы и ставить их в один ряд с шариатом. Такое введение закона является неверием. Кто пишет этот закон, тот приписывает шариат себе и судит по этим законам. Этот человек является неверующим. Его неверие является явным, так как он сделал из себя тагута и призвал людей поклоняться ему. Он доволен тем, что ему поклоняются. Кто написал эти законы, тот относится е первому виду. Ко второму виду относится тот, кто судит по этим законам. К третьему виду относится тот, кто обращается к этим законам. А кто привнес это в свою страну извне, тот относится к четвертому виду. Итак, у нас есть четыре вида людей:

1. Автор закона — « المشرِّع » — и тот, кто подчинился ему в том, что сделал дозволенное запретным, а запретное — дозволенным. Он противоречит шариату и является неверующим. А тот, кто ему подчиняется, берет его господом, помимо Аллаха.

2. Судящий по этому закону — « والحاكم بذلك التشريع » — в этом есть подробности. Кто судил один или два раза, зная, что он грешит, тот является грешником, а не неверующим, если конечно не объявит это дозволенным. Поэтому мы находим, что некоторые ученые говорят о том, что суд не по закону Аллаха не выводит из Ислама, если только человек не объявит это дозволенным. Это правильно! Как сказал Ибн Аббас: «Это не то неверие, о котором вы думаете, это неверие меньше большого неверия». Это касается того, кто судил один или два раза, не объявляя это дозволенным, признавая свой грех. Это малое неверие!

А тот человек, который вообще не судит по закону Аллаха, обязывая других эти, то насчет такого некоторые ученые сказали, что он является неверующим, подобно автору закона. Как сказал Аллах: «…но хотят обращаться на суд к тагуту…». Они сказали, что тот, кто вообще не судит по закону Аллаха, является тагутом.

Из ученых также есть те, которые говорят, что такой человек не является неверующим до тех пор, пока не дозволит это. Потому что такой человек в душе может знать, что он является грешником. Он подобен другим грешникам, которые не каются от своих грехов. Но первое мнение я считаю более верным, и это мнение принадлежит моему деду Мухаммаду ибн Ибрахиму, да смилуется над ним Аллах, которое он выразил в своем послании «Тахким аль-Къауанин», так как такое не может исходить от сердца того, кто отрицает тагута.

3. Обращающийся к этому закону — « المتحاكم » — то есть люди поспорили и обратились к этим законам. В этом также есть разъяснение (тафсыль). Если человек обращается к тагуту, желая этого, считая это дозволенным, не чувствуя неприязни, он становится неверующим. Ведь, он попадает под этот аят. Ученые сказали, что не объединится в одном сердце желание обратиться за судом к тагуту и вера в Аллаха. Одно отрицает другое.

Кто не желает такого суда, недоволен им, однако ему пришлось обратиться, так как его вызвали в суд или он обращается в этот суд, чтобы получить то, на что он имеет право в шариате, то это, по моему мнению, дозволено!

Некоторые же ученые побуждают оставлять это право, даже если оно принадлежит человеку.

Всевышний Аллах описал лицемеров:

﴿ وَإِن يَكُن لَّهُمُ الْحَقُّ يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَ ﴾

«Будь они правы, они покорно явились бы к нему (посланнику)» Сура «ан-Нур», аят 49.

Если человек видит свое право на что-то, а иначе он не обратился бы в этот суд, тот не попадает в число тех, кто желает суда тагута. Он ненавидит это, и поэтому сначался обратился к шариату, узнал, что в шариате имеет право на определенную вещь, и только затем сделал конституцию причиной того, что он добьется своего права.

4. Привнесший это в свою страну — Об этом также рассказал шейх Мухаммад ибн Ибрахим в своих фатауах. Смысл его слов в том, что отречение от законов людей является обязательным. Если суда по законам людей в стране мало и это встречается редко, то это земля Ислама. Если же это происходит явно и распространено, то это земля неверия.

Это разъяснение верное! Мы знаем, что в некоторых исламских странах появились законы, придуманные людьми, и ученые в первые времена не вынесли постановление о том, что это страны неверия. И это подобно многобожию. Если многобожия в стране мало и оно порицается, то страна остается землей ислама. А если многобожие явное, распространенное, то это земля неверия.

Это объяснение делает этот вопрос ясным. Таким образом собираются слова ученых так, что ты затем не найдешь разногласий в этом.

‘Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не подчинит свои желания тому, с чем я пришёл». Передали ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 15; аль-Хатыб в «Тарих аль-Багдад», 4/369; аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», 1/212-213; ибн Батта в «аль-Ибана», 1/387 и многие другие. Многие ученые назвали хадис достоверным. Что касается шейх аль-Альбани, то он посчитал его слабым. См. «Тахридж Мишкат аль-Масабих», 166. А Аллах знает лучше!

’Абдулла ибн ’Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не подчинит свои желания тому, с чем я пришёл». Ан-Науауи сказал: «Это — достоверный хадис. Мы привели его в книге “аль-Худжжа” с достоверным иснадом».

Аш-Ша’аби рассказывал: «Как-то один из лицемеров поспорил с иудеем, и иудеи предложил: “Давай обратимся к Мухаммаду”, — так как ему было известно, что он не берёт взяток. Лицемер же сказал: “Давай лучше обратимся к суду иудеев”, — так как он знал, что они берут взятки. Оба спорщика договорились пойти к какому-то прорицателю в Джухайне, чтобы он рассудил их. И было ниспослано: «Разве ты не видел тех, которые заявляют…»

В другом хадисе о причине ниспосылания этого аята говорится следующее: «Поспорили как-то между собой два человека, и один из них предложил: “Давай обратимся к Пророку, чтобы он рассудил нас”. Другой же сказал: “Давай лучше обратимся к Каабу ибн аль-Ашрафу [иудею. — Ред.]”. В конце концов они обратились к ’Умару, и один из спорщиков всё рассказал ему. ’Умар спросил того, кто не желал обращаться к Пророку: “Так ли это?” Человек ответил: “Да, это так”. Умар вытащил свой меч и зарубил его». Этот рассказ приводит аль-Кальби в своём толковании Корана, от Ибн ’Аббаса. Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 5/29 назвал его слабым». [Конец слов шейха]

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Тафсир 60—62 аятов из суры «ан-Ниса» с разъяснением понятий о том, что является тагутом.

2. Тафсир 11 аята из суры «аль-Бакара»: «А когда говорят им: «Не распространяйте нечестия на Земле!..»»

3. Смысл аята 56 из суры «Преграды»: «Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок…»

4. Тафсир аята «Неужели суда времён джахилиййи они желают?..» Сура «аль-Маида», аят 50.

5. Слова аш-Ша’аби относительно ниспосылания первого аята.

6. Смысл истинной и лживой веры.

7. Рассказ об ’Умаре и лицемере.

8. Указание на то, что человек обретёт веру только в том случае, если подчинит свои желания тому, с чем был послан посланник Аллаха ﷺ.

Наши рекомендации