Глава 30-я: О связывании выпадения дождя с расположением звёзд
Всевышний Аллах сказал:
«Неужели вы делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» Сура аль-Уаки’а, аят 82.
Абу Малик аль-Аш’ари рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «В моей общине есть четыре пережитка джахилиййи, которые люди не оставят: гордость знатным происхождением (или же: гордость тем, на чем были его предки), опорочивание рода другого, связывание выпадения дождя со звёздами и оплакивание покойников (нияха). Затем он добавил: Если плакальщица не принесёт покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из чёрной смолы (или расплавленной меди), покрытая коростой». Передал Муслим, 934.
Зейд ибн Халид рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ совершил с ними утренний Намаз в Худайбийе, сразу после выпадения дождя. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Тогда Пророк ﷺ произнёс: «Он сказал: “Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие”. Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды». аль-Бухари, 2/277, 433 и 7/338; Муслим, 71.
Муслим передал похожий хадис от Ибн ’Аббаса, в котором говорится, что некоторые из людей сказали: «Оправдала надежду такая-то звезда». И тогда Аллах ниспослал следующие аяты:
«Клянусь местами заката звезд. Если бы вы только знали, что это — клятва великая. Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров. Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» Сура «аль-Уакъи’а», аяты 75-82. Хадис передали Муслим, 73 и аль-Бухари в форме «му’алякъ».
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Арабы во времена джахилийи были убеждены в том, что звезды являются причиной выпадения дождя. А маленькая группа из них вообще считала, что дождь ниспосылает звезда.
Соответствии данной главы этой книге в том, что человек приписывает дождь и его милость звезде, а не Всевышнему Аллаху. Человек связывает свое сердце с кем-то другим помимо Всевышнего Аллаха. Человек начинает приписывать милость кому-то помимо Всевышнего Аллаха. Он считает, что звезды являются причиной выпадения дождя. Это противоречит обязательной полноте единобожия /таухида/. Человек обязан приписывать любую милость к Аллаху. Запрещено приписывать её не Аллаху. Человек, приписывающий дождь звездам, переходит границы в двух местах:
1. Звезды изначально не являются причиной выпадения дождей.
2. Даже если бы Всевышний Аллах сделал это причиной, это не означало бы, что нужно приписывать милости этой причине.
Это противоречит полноте единобожия и является малым неверием.
Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَتَجْعَلُونَ رِزْقَكُمْ أَنّكُمْ تُكَذّبُونَ ﴾
«Неужели вы делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» Сура аль-Уаки’а, аят 82.
Сказали ученые тафсира, что эти люди вместо того, чтобы благодарить Всевышнего Аллаха за средства к существованию, которые Он дает, приписывали эти средства /ризък/ к другим помимо Него. Обязательно нужно благодарить Всевышнего Аллаха за Его милости, то есть приписывать все милости только к Нему.
Абу Малик аль-Аш’ари рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «В моей общине есть четыре пережитка джахилиййи, которые люди не оставят: гордость знатным происхождением (или же: гордость тем, на чем были его предки), опорочивание рода другого, связывание выпадения дождя со звёздами и оплакивание покойников (нияха). Затем он добавил: Если плакальщица не принесёт покаяния до смерти, то в день Воскресения она восстанет в одеянии из чёрной смолы (или расплавленной меди), покрытая коростой». Передал Муслим, 934.
«Пережитки джахилийи» — в этом указание на то, что эти качества являются порицаемыми. Общеизвестно, что этой общине обязательно нужно оставлять все пережитки джахилийи, так как качества людей джахилийи являются порицаемыми. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что Пророк ﷺ сказал: «Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: отклонившийся от веры, который находится на священной территории /харам/, человек, стремящийся к сохранению обычаев джахилийи в Исламе, и тот, кто ищет (способа) пролить чью-либо кровь, не имея на это права». аль-Бухари, 6882.
Первым из этих качеств времен невежества является гордость знатным происхождением, сопряженная с высокомерием и желанием возвыситься над другими. Вторым из перечисленных качеств является опорочивание рода. Сюда относятся нанесение оскорблений и отрицание чьего-либо происхождения без доказательств, принимаемых шариатом, и без необходимости, определяемой законом Аллаха. Третьим деянием является связывание выпадения дождя со звездами. Это также распространяется на обращение к звездам с просьбой о выпадении дождя, что является еще более великим грехом. Оплакивание покойников также относится к тяжким грехам. Шариат запрещает во время несчастий громко рыдать, рвать на себе одежду и т.п., потому что такие деяния противоречат терпению, соблюдать которое мусульманин обязан, и присущи невежественным людям.
Зейд ибн Халид рассказывал, что Посланник Аллаха ﷺ совершил с ними утренний Намаз в Худайбийе, сразу после выпадения дождя. После совершения Намаза он повернулся к людям и сказал: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше». Тогда Пророк ﷺ произнёс: «Он сказал: “Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие”. Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды». аль-Бухари, 2/277, 433 и 7/338; Муслим, 71.
«Аллаху и Его посланнику это известно лучше» — подобные слова говорили во время жизни Пророка ﷺ. А после смерти Пророка ﷺ человек должен отвечать двумя способами на те вопросы, ответов на которые он не знает. Человек говорит либо: «Я не знаю», либо «Аллаху ведомо лучше». Нельзя говорить: «Аллаху и Его посланнику это известно лучше», так как знание пророка (мир ему и благословение Аллаха) упоминалось только во время его жизни.
«Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие» — Всевышний Аллах разделил рабов на две группы: верующие и неверующие.
«Верующий в Аллаха» — это тот, кто приписал эту милость Всевышнему Аллаху и поблагодарил Его. Он знает, что это от Всевышнего Аллаха, благодарит Его за этот дождь и восхваляет Его.
«Неверующий в Аллаха» — это тот, кто совершает неверие (куфр). Неверие бывает двух видов:
1. Большое неверие « الكفر الأكبر »
2. Малое неверие « الكفر الأصغر »
Те, которые попали в малое невериеговорят, что «дождь выпадает по причине такой-то звезде». Такой человек считает, что некая планета или звезда являются причиной дождя. Это является малым неверием, так как этот человек не считает, что звезда является сотоварищем Аллаха и сама по себе что-то делает. Такой человек посчитал причиной то, что ею не является, а также приписал милость не Аллаху, а звезде. Все это является малым неверием, как сказали ученые.
Те, которые попали в большое невериеубеждены в том, что дождь ниспосылают звезды или планеты. Они думают, что эти планеты ниспослали дождь, проявив свою милость людям. Это является большим неверием по единогласному мнению ученых.
Муслим передал похожий хадис от Ибн ’Аббаса, в котором говорится, что некоторые из людей сказали: «Оправдала надежду такая-то звезда».И тогда Аллах ниспослал следующие аяты:
﴿ فَلَا أُقْسِمُ بِمَوَاقِعِ النُّجُومِ {75} وَإِنَّهُ لَقَسَمٌ لَوْ تَعْلَمُونَ عَظِيمٌ {76} إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ {77} فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ {78} لَا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ {79} تَنْزِيلٌ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ {80} أَفَبِهَٰذَا الْحَدِيثِ أَنْتُمْ مُدْهِنُونَ {81} وَتَجْعَلُونَ رِزْقَكُمْ أَنَّكُمْ تُكَذِّبُونَ ﴾
«Клянусь местами заката звезд. Если бы вы только знали, что это — клятва великая. Воистину, это — благородный Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров. Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» Сура «аль-Уакъи’а», аяты 75-82.
Хадис передали Муслим, 73 и аль-Бухари в форме «му’алякъ».
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 82 аята из суры «аль-Уак’иа».
2. Упоминание о четырёх качествах, оставшихся со времён джахилиййи.
3. Некоторые из них являются неверием.
4. Иногда неверием является то, что не выводит мусульманина из исламской общины.
5. Слова Аллаха из хадиса кудси: «Среди Моих рабов выявились верящие в Меня и неверующие…» связаны с признанием благ Аллаха и отрицанием их.
6. Осознание веры в данной ситуации.
7. Осознание неверия в данной ситуации.
8. Понимание высказывания «Оправдала надежду такая-то звезда».
9. Постановка учёным вопроса перед обучающимися для того, чтобы привлечь их внимание. Ярким примером этому является вопрос Пророка ﷺ:«Известно ли вам, что сказал ваш Господь?»
10. Суровая угроза плакальщице.