Глава 9-я: О том, кто испрашивает (или ищет) баракята у деревьев, камней и тому подобных вещей
Всевышний Аллах сказал: «Не видели ли вы аль-Лят и аль-‘Уззу, и еще третью ничтожную — Манат? Неужели у вас – потомки мужского пола, а у Него — женского? Это было бы несправедливым распределением» Сура «ан-Наджм», аят 19-22.
Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником ﷺ мы отправились в Хунайн. В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и которое называли Зату Ануат (имеющий подвески). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них». Посланник Аллаха ﷺ ответил нам: «Аллаху Акбар! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: «Сделай и нам божество — такое же, как и у них». Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!» (Сура «Преграды», аят 138). Поистине, вы следуете обычаям тех, кто был прежде вас!»»
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Каково положение такого человека? Он – многобожник.
Слово « البركة » происходит от слова « بُرُوك » или же от слова « بِرْكة ».
«аль-Бирка» — это бассейн или водоем. «аль-Бурук» — это когда верблюд садится и не шевелится. Слово «аль-Бирка» указывает на большое количество стоячей воды. Поэтому смысл слова «аль-Баракат» — это большое количество того, в чем есть добро и это добро постоянно, и неразлучно.
«ат-Табарук» — это испрашивание «бараката». Контексты Корана и Сунны указывают на то, что «баракат» дает только Всевышний Аллах. Всевышний Аллах сказал:
﴿ تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ ﴾
«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран)» Сура «аль-Фуркъан», аят 1.
А также:
﴿ تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ ﴾
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть» Сура «аль-Мульк», аят 1.
А также слова Всевышнего Аллаха:
﴿ وَبَارَكْنَا عَلَيْهِ وَعَلَى إِسْحَاقَ ﴾
«Мы дали баракат ему и Исхаку» Сура «ас-Саффат», аят 113.
А также:
﴿ وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا ﴾
«Он сделал меня благословенным» Сура «Марйам», аят 31.
Тот, Кто дает баракат — это Всевышний Аллах. Запрещается говорить о том, что человек дал кому-то баракат.
Баракат, который дает Всевышний Аллах бывает либо в каких-то местах или в каком-то периоде времени, либо баракат бывает в каком-то из созданий.
Например, Всевышний Аллах сделал баракат в месте, где находится дом Аллаха, или вокруг байтуль-Макъдис. Как сказал Всевышний Аллах:
﴿ سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلاً مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ ﴾
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали баракат. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» Сура «аль-Исра», аят 1.
То есть на этой территории много добра и это добро постоянно. Это побуждает человека быть поближе к этому месту. Однако этот баракат невозможно перенести в другое место, так как баракат привязан именно к этому месту.
Запретная мечеть имеет баракат не из-за своей сущности и не нужно тереться об нее, чтобы получить баракат. Однако, в нем смысловой баракат. Баракат в том, что люди связывают свои сердца с этим местом. Человек получит много добра, если приедет в это место, для того чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху.
Также Черный камень, в нем есть баракат. Это баракат в поклонении. Тот человек, который его целует, приобретает баракат следования за Пророком ﷺ. Поэтому ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни пользы, ни вреда. И если бы я не видел, что посланник Аллаха ﷺцеловалтебя,ябынепоцеловалтебя» Бухари 2/160; Муслим 2/925.
Что касается бараката во времени, то это, например, месяц Рамадан. Тот, кто поклоняется Всевышнему Аллаху в такое время, приобретет добро, то есть приобретет такую награду, которую у него не получится получить в другое время.
Также баракат бывает в созданиях Всевышнего Аллаха. Баракат, который Всевышний Аллах создал в людях — это баракат того, кто уверовал. Баракат приходит от Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах дает баракат тем, кто уверовал в Него. Господа верующих — это пророки и посланники. Что касается пророков и посланников, то баракат в их сущности, то есть в их телах есть баракат. Всевышний Аллах дал телу Адама, мир ему, баракат. Также дал баракат телам других пророков, таких как Ибрахим, Нух, ‘Иса и Муса, мир им. Поэтому брать баракат с их тел дозволено.
Точно также, в теле пророка Мухаммада ﷺ есть баракат. Поэтому сподвижники брали баракат с его пота, с его волос. Они дрались за воду, которой он делал омовение.
Поэтому баракат пророков в их сущности и он может переходить от них. И это только в отношении пророков и посланников. Так как таби’ины не требовали баракат с тел таких великих сподвижников, как Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али. Они не брали баракат с их волос или воды, которой те совершали омовение. Поэтому баракат Абу Бакра и ‘Умара не в их телах, а в их делах.
Также Пророк ﷺ сказал: «Поистине, есть такое дерево, баракат которого подобен баракату мусульманина» Бухари, 5444.
В этом хадисе указание на то, что в каждом мусульманине есть баракат. И как сказал один из сподвижников: «Это не первый баракат вашей семьи, о Абу Бакр» Муслим, 367. Это баракат их дел, имана и знаний.
В каждом мусульманине есть баракат. Это баракат его деяний. Баракат его Ислама и имана. Баракат того, как он возвеличивает Всевышнего Аллаха. Это баракат знаний и праведных деяний. Этот баракат не переходит от одного к другому. Поэтому требование бараката от праведников — это следование за ними. Баракат от ученых — это их знания и польза от этих знаний. И не берется баракат с их тела или слюны. И так не поступали с Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом и ‘Али.
Что касается многобожников, то они требовали бараката от своих божеств. Божества были разные:
1. Идолы из камней.
2. Могилы.
3. Души мертвых «аль-уасн».
4. Деревья.
5. Разные места, как например, пещеры или родники.
Требование бараката от таких вещей является ширком.
« الشجر » множественное число от слова « شجرة », то есть дерево. Все знают, что такое дерево и что такое камень. Многобожники требовали баракат от деревьев и камней. Это же повторилось во времена шейха Мухаммада.
Каков их хукм? Человек, совершающий такое является многобожником. Об этом сказал шейх ‘Абдур-Рахман ибн Хасан в книге «Фатх уль-Маджид». Но остается вопрос это большой ширк или малый? Шейх Сулейман ибн ‘Абдуллах в книге «Тайсир аль-’Азиз аль-Хамид» привел аят:
﴿ أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى ﴾
«Не видели ли вы аль-Лят и аль-Уззу?» Сура «ан-Наджм», аят 19.
А затем сказал: «Если этот ширк большой, то соответствие этого аята данной главе явное. А если же ширк малый, то шейх Мухаммад использовал аяты о большом ширке для предостережения от малого, как это делали саляфы».
На самом деле требование бараката может быть большим ширком, а может быть и малым.
Большим ширком оно будет тогда, когда человек считает эти божества посредниками между рабом и Аллахом, то есть он думает, что эти божества приближают его к Аллаху. Это было убеждением многобожников во времена джахилии. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى ﴾
«А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе»» Сура «аз-Зумар», аят 3.
А малым ширком будет тогда, когда человек считает эти камни или деревья причиной бараката, который приходит от Всевышнего Аллаха. У такого человека нет убеждений, что эти вещи приближают его к Аллаху. Это подобно тому, кто одевает амулет «тамима», делая его причиной.
Шейх привел аяты, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى*وَمَنَاةَ الثَّالِثَةَ الْأُخْرَى ﴾
«Не видели ли вы аль-Лят и аль-‘Уззу, и еще третью ничтожную — Манат?» Сура «ан-Наджм», аяты 19-20.
«аль-Лят» — это белая скала (камень) в Таифе. Она была уничтожена, когда племя сакъиф приняли Ислам. Пророк ﷺ послал Мугъиру ибн Шу’бу, для того чтобы разрушить этот идол. На этой скале был дом, а в нем служители.
В къыраате Ибн ‘Аббаса и некоторых других сподвижников пришло слово «аль-лятт» с двумя буквами «та».
«аль-Лятт» — это мужчина, который был известен тем, что готовил муку с финиками и кормил людей. Некоторые говорят, что он жил на этой скале, поэтому люди начали возвеличивать эту скалу. Другие же сказали, что это могила этого человека.
«аль-’Узза» — это три дерева между Меккой и Таифом. На них было построено некое строение. В нем были служители и женщина-колдунья. Когда Пророк ﷺ открыл Мекку, он отправил Халида ибн Уалида и тот вырубил эти деревья. Когда Халид вернулся, Пророк ﷺ сказал ему: «Вернись, поистине, ты ничего не сделал»Затем Халид вернулся туда и убил эту колдунью. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это и есть /’Узза/» Насаи в «Сунан аль-Кубра», 11547; Абу Я’ля, 902; аль-Хайсами в «Маджму’а аз-Заваид», 6/176.
«аль-Манат» — это также скала, рядом с которой приносили в жертву животных.
Шейх привел в данной главе этот аят, потому что «аль-Лят» и «аль-Манат» были скалами, а «аль-’Узза» — деревья. В наше время происходит то же самое около деревьев, камней, пещер и могил. Это можно увидеть в некоторых странах, где люди требуют баракат от деревьев, камней и могил.
Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с посланником ﷺ мы отправились в Хунайн. В то время мы были ещё новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у мушриков было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нём своё оружие, и которое называли Зату Ануат (имеющий подвески). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Анват — такой же, как и у них». Посланник Аллаха ﷺ ответил нам: «Аллаху Акбар! Это всё обычаи прошлого! Клянусь Тем, в Чьих Руках моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Израилевы: «Сделай и нам божество — такое же, как и у них». Он сказал: «Истинно, вы — народ невежественный!»‘Абдур-Разакъ в «Тафсир», 2/235; Ахмад, 5/218; Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 37375; Тирмизи, 2180; Насаи в «Сунан аль-Кубра», 11185; Ибн Аби ’Асым, 76; Ибн Джарир в «Тафсир», 9/45; Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 3290-3294; Абу Я’ля, 1441; Ибн Хиббан, 6702; Лялякаи в «Шарх Усуль аль-И’тикъад», 204-205. Сказал Тирмизи: «Хасан Сахих».
У многобожников было это дерево. Их убеждения, связанные с этим деревом, заключались в трех вещах:
1. Они его возвеличивали.
2. Они совершали около него свои обряды.
3. Они вешали на это дерево свое оружие, надеясь на то, что на оружие перейдет баракат.
Они делали около него «и’тикаф». «И’тикаф» — это нахождение в каком-либо месте из-за величия этого места. Это является большим ширком.
Сподвижники, недавно принявшие Ислам, сказали: «О посланник Аллаха, сделай и нам Зат Ануат — такой же, как и у них». Они считали, что это не входит в ширк. Считали, что это действие не портит слова Таухида. Поэтому ученые сказали: «Отсюда мы понимаем, что некоторые достойные люди также могут ошибиться в вопросах ширка». Сподвижники были самыми сильными в арабском языке, но некоторые из тех, кто принял Ислам после открытия Мекки, еще не знали о некоторых вопросах таухида. И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сравнил их слова со словами многобожников.
Общеизвестно, что многобожники поклонялись другим божествам, помимо Всевышнего Аллаха, например, поклонялись дереву «Затуль-Ануат». А сподвижники не поклонялись этому дереву, они просто сказали такие слова. Пророк ﷺ уподобил их слова словам народа Мусы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил им подобное и они поняли, но если бы они продолжили просить такое дерево, то совершили бы большой ширк. Но их просьба являлась малым ширком, так как в ней связь сердца с кем-либо помимо Всевышнего Аллаха. Когда они просили, они не знали, что эта просьба является запретной. Поэтому мы не имеем право думать, что они специально противоречили Пророку ﷺ и желали ослушаться его. Их ширк заключался в словах. Как сказали ученые: «Их слова — это малый ширк».
Поэтому шейх сказал: «Ширк имеет большую и малую форму, поскольку они не вышли из Ислама после того, как попросили Пророка ﷺ сделать им дерево, подобно дереву мушриков».
Большой ширк многобожников не заключался лишь в том, что они просто требовали баракат от этого дерева. Помимо этого они возвеличивали Затуль-Ануат, а также делали у него и’тикаф. Если человек считает, что требование бараката от камней и деревьев приближает его к Аллаху и удаляет от него беды, то он совершает большой ширк. И как мы говорили ранее, ширк времен джахилийи заключался в трех вещах:
1. Возвеличивание. Они возвеличивали идолы, поклоняясь им. И недозволенно посвящать поклонение кому-либо помимо Всевышнего Аллаха. Они считали, что эти идолы приближают их к Аллаху, а подобные убеждения являются ширком.
2. И’тикаф около идолов. И’тикаф — это нахождение в каком-либо месте из-за величия этого места. А это является из видов поклонения.
3. Требование бараката.
И то, что содержит в себе эти три вещи считается большим ширком.
Если задуматься о действиях тех людей, которые поклоняются могилам в наше время, то мы поймем, что их деяния подобны тем деяниям, которые совершали мушрики у «аль-Лята», «аль-’Уззы», «аль-Маната» и дерева «Затуль-Ануат». Они считают, что духовно связаны с теми, кто похоронен в могилах, и что, те будут посредниками между рабом и Всевышним Аллахом. Это большой ширк. Они связали свои сердца с кем-то помимо Всевышнего Аллаха, желая от тех, получения пользы и отдаления от вреда. Всевышний Аллах сказал о том, что многобожники говорят:
﴿ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى ﴾
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» Сура «аз-Зумар», аят 3.
Другие же люди считают это причиной бараката. Например, некоторые люди заходят на территорию Харама и обтираются о двери мечети, об ее стены. Если они считают, что в этих стенах есть какой-то дух, и тому подобное, то это большой ширк.
Если же он трется об них, считая, что там баракат, и это всего лишь причина, то это малый ширк. Если же он связал сердце с тем, что обтирает, требует от этого бараката, возвеличивая этот предмет, считая, что в нем дух, то это большой ширк». [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Тафсир 19—20 аятов из суры «ан-Наджм».
2. Понятие того, что они требовали.
3. Однако они этого не совершили.
4. Их цель состояла в том, чтобы тем самым приблизиться к Аллаху, поскольку они предполагали, что Он этого любит.
5. Если им это не было известно, то другие были еще более невежественны.
6. За ними (за сподвижниками — Ред.) есть добрые дела и обещание прощения от Аллаха, чего нет у других.
7. Пророк ﷺ не оправдал их, а ответил им следующими словами: «Аллаху Акбар! Это всё обычаи прошлого!.. Поистине, вы следуете обычаям тех, кто были прежде вас!»И жестко порицал их дело тремя изложенными пунктами.
8. Великое дело, в котором заключается суть (порицания), что он ﷺ сообщил им что их просьба подобно просьбе сынов Израилевых, когда они сказали Мусе: «Сделай и нам божество — такое же, как и у них».
9. Отрицание этого содержится в тонком смысле слов «Ля иляха илля Ллах», (нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха). Однако они этого не поняли.
10. Пророк ﷺ поклялся при вынесении фетвы, а он клялся только если в этом есть польза.
11. Ширк имеет большую и малую форму, поскольку они (т.е сподвижники — Ред.) не вышли из Ислама после того, как попросили Пророка ﷺ сделать им дерево, подобно дереву мушриков.
12. Их слова: «Мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия», свидетельствуют о том, что другим сподвижникам это было известно.
13. Возвеличивание Аллаха при удивлении, вопреки тому, что некоторые порицают это.
14. Прикрытие путей, ведущих к ширку.
15. Запрет уподобляться людям времён джахилиййи.
16. Гнев при обучении.
17. Общее правило в силу сказанного: «Это всё обычаи…»
18. Это является одним из пророческих возвещений, поскольку случилось именно так, как было возвещено.
19. Все, за что Аллах порицал иудеев и христиан в Коране, относится и к мусульманам.
20. У них установлено, что обряды поклонения основаны на приказе. Слова же Пророка ﷺ являются предупреждением в вопросах о могиле. Что касается вопроса: «Кто Господь твой?», то ответ ясен. Что касается вопроса: «Кто пророк твой?», то им является тот, кто возвещает им сокровенное. Что же касается вопроса: «Какова твоя религия?», то это выясняется из их слов: «Сделай и нам божество…» и т.д.
21. Путь обладателей Писания осуждается так же, как и путь мушриков.
22. У тех людей, которые только перешли ото лжи на которой они пребывали долгое время, к истине, нельзя дать гарантию что в их сердцах не осталось остатки прежних обычаев. Как это видно со слов: «…мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия…».