Глава 2-я: О достоинстве таухида, и о том, что он искупает грехи
«Всевышний Аллах сказал: «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем»» Сура «аль-Ан’ам», аят 82.
Убада ибн ас-Самит рассказывал о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что ‘Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, посланное Марйам, и Дух от Него, и что Рай — истина, и что Огонь — истина, того введет Аллах в Рай в соответствии с делами его» Бухари и Муслим.
В хадисе Итбана говорится: «…Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь тем самым к лику Аллаха» Бухари и Муслим.
Абу Саид аль-Худри приводит рассказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Муса сказал: «О Господь мой, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!» Господь сказал: «Говори же, о Муса: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха!» Муса воскликнул: «Но ведь все рабы Твои говорят это!» Господь сказал: «О Муса, если все семь небес вместе с теми кто оживляет их, кроме Меня, а также все семь земель будут па одной чаше весов, а слова «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха,» — на другой, то перевесит чаша с этими словами». Хадис приводится Ибн Хиббаном (2324) и аль-Хакимом (1/528).
Имам ат-Тирмизи передал и назвал хорошим хадис, рассказанный Анасом: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Всевышний Аллах изрек: «О сын Адама, если ты придёшь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной не приобщающим ко Мне ничего, то я дарую тебе столько же прощения» Ат-Тирмизи (3534) от Анаса; ад-Дарими 2/322 и Ахмад 5/172 от Абу Зарра; ат-Табарани от Ибн ‘Аббаса; сильный хадис.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Глава о достоинстве единобожия и о том, что оно искупает грехи. Единобожие имеет великое достоинство. Однако самое великое достоинство единобожия — это то, что он служит причиной прощения грехов. Именно поэтому шейх назвал так эту главу. В словах: « ما يكفّر » пришла частица « ما » — «маусуля». То есть единобожие искупает все грехи. Неправильно говорить, что единобожие искупает какие-то грехи, а какие-то оставляет. Поистине, единобожие является великой милостью. Не может перед ним устоять грех, так как свет единобожия сжигает следы грехов.
Только полное единобожие становится причиной прощения грехов, как это придет в следующей главе «Тот, кто воплотит себе таухид, войдет в Рай без расчета». [Конец слов шейха]
Истинное единобожие включает в себя оставление грехов, а самым великим грехом является многобожие. Также от единобожника требуется оставление нововведений. Человек, который вносит нововведения в Ислам, хочет приблизиться к Аллаху тем, чем Всевышний Аллах не доволен. Всевышний Аллах сказал:
﴿ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِين ﴾
«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» Сура «аль-Маида», аят 3.
Также Он сказал:
﴿ قُلْ إِن كُنتُمْ تُحِبُّونَ اللّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ ﴾
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный»» Сура «Али Имран», аят 31.
И многие братья и сестры думают, что нововведения бывают только у суфистов и им подобных. Это неправильно! Они думают, что если они далеки от суфизма, значит у них все нормально. Потому что они видят у суфистов такие явные страшные нововведения, и все это доходит уже до явного многобожия. Но религия Аллаха — это все, что любит Аллах и то, чем Он доволен. В сердце должен быть фильтр, у которого три слоя. Этот фильтр нигде не продается, однако он есть в книгах ученых. Первый слой – это слова Всевышнего Аллаха, второй — сунна нашего великого пророка, мир ему и благословение Аллаха, третий — понимание сподвижников. И когда ты установишь в свое сердце этот фильтр, станешь каждый свой шаг пропускать через этот фильтр. Имеешь какие-либо убеждения, пропусти их через этот фильтр. И вот так любые деяния.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Шейх привел аят, где Всевышний Аллах говорит:
﴿ الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمْ الْأَمْنُ وَهُمْ مُهْتَدُونَ ﴾
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они ведомы прямым путем» Сура «аль-Ан’ам», аят 82.
«Несправедливость» в этом аяте — это многобожие. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда был ниспослан (аят, в котором сказано): «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость», сподвижники посланника Аллаха ﷺ стали говорить: “Кто же из нас не поступал несправедливо?” И тогда Аллах Всевышний ниспослал (другой аят, в котором было сказано): «…ведь многобожие — великая несправедливость!»» Бухари, 32.
Достоинство того, кто уверовал, и исповедовал единобожие, не облекая свою веру в ширк, это то, что ему будет полная безопасность и он ведом прямым путем.
Под «безопасностью» понимается полная безопасность в этом мире: безопасность сердца, отсутствие печали из-за мирского. Такой человек будет ведом на этом и на том свете. Однако каждый раз, когда единобожие человека будет уменьшаться, сразу же начнет уменьшаться безопасность. Чем меньше ты совершаешь несправедливости, тем больше для тебя безопасности, как об этом сказал шейхуль-Ислам ибн Таймийя». [Конец слов шейха]
На любую ситуацию, как мы говорили об этом ранее, мы будем смотреть через фильтр единобожия. Некоторые мусульмане в наше время живут в страхе, не знают доживут ли до следующего дня, так как идет война. Неверные могут прийти, убить или мучать. Как получить безопасность? В этом аяте ответ на наше сегодняшнее положение. Всевышний Аллах сказал:
﴿ الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمْ الْأَمْنُ وَهُمْ مُهْتَدُونَ ﴾
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они ведомы прямым путем» Сура «аль-Ан’ам», аят 82.
Причиной отсутствия безопасности, является то, что люди облекли свою веру в несправедливость. Всевышний Аллах обещал единобожникам спокойствие и победу над врагами. Когда Всевышний Аллах что-то обещает, Он обязательно так и делает. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَعْدَ اللَّهِ لَا يُخْلِفُ اللَّهُ وَعْدَهُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ﴾
«Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого» Сура «ар-Рум», аят 6.
Всевышний Аллах обещал:
﴿ وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنكُمْ وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُم فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ وَلَيُمَكِّنَنَّ لَهُمْ دِينَهُمُ الَّذِي ارْتَضَى لَهُمْ وَلَيُبَدِّلَنَّهُم مِّن بَعْدِ خَوْفِهِمْ أَمْنًا يَعْبُدُونَنِي لَا يُشْرِكُونَ بِي شَيْئًا وَمَن كَفَرَ بَعْدَ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ ﴾
«Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне. Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» Сура «ан-Нур», аят 55.
Беды, которые постигают людей, бывают по причине грехов. Всевышний Аллах сказал:
﴿ أَوَلَمَّا أَصَابَتْكُم مُّصِيبَةٌ قَدْ أَصَبْتُم مِّثْلَيْهَا قُلْتُمْ أَنَّى هَذَا قُلْ هُوَ مِنْ عِندِ أَنْفُسِكُمْ إِنَّ اللّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ ﴾
«Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?». Скажи: «От вас самих». Воистину, Аллах способен на всякую вещь» Сура «Али Имран», аят 165.
Также Всевышний Аллах говорит:
﴿ ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ أَيْدِي النَّاسِ لِيُذِيقَهُم بَعْضَ الَّذِي عَمِلُوا لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ ﴾
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» Сура «ар-Рум», аят 41.
Шейх Салих али Шейх говорит:
«Далее шейх привел хадис со слов ‘Убады, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Того, кто засвидетельствует, что нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, что ‘Иса — раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марйам, и дух от Него, что Рай — истина и Ад — истина, Аллах введет в Рай в соответствии с делами его». См. Бухари, 3435; Муслим, 28». [Конец слов шейха]
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«Лицо доказательства в этом хадисе, слова: «Аллах введет в рай в соответствии с делами его». То есть имеется ввиду, войдет в Рай даже если у него было мало дел, даже если у него были грехи. Это великое достоинство единобожия, свидетельства о Единстве Всевышнего Аллаха, свидетельства о том, что эти два пророка являются посланниками. Это великое достоинство отрицания ширка, подтверждение существования скрытого мира. Это достоинство станет причиной того, что Всевышний Аллах введет раба в Рай, даже если раб делал мало дел. И это великое достоинство единобожия для тех, кто его придерживается». [Конец слов шейха]
Конец этого хадиса можно перевести двумя способами:
1. «Аллах введет в Рай независимо от его дел».
2. «Аллах введет в рай в соответствии с делами его».
То есть такой человек войдет в Рай и его степень в Раю будет в соответствии с его делами. И как мы ранее уже указывали у свидетельства есть условия.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«В длинном хадисе Итбана говорится: «Поистине, Аллах сделает запретным для огня того, кто скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь к лику Аллаха!» Бухари, 425; Муслим, 33.
Под словами: «…кто скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха»», имеются в виду слова, соответствующие условиям. Это подобно словам пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Хадж — это ‘Арафа» Сахих ан-Насаи, 3016.
Из них не понимается, что хадж — это только ‘Арафа, так как у хаджа есть и другие условия. Точно также человек который скажет: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», соблюдая все условия и «стремясь к лику Аллаха», то «Аллах сделает его запретным для огня».
Как понимать слова: «Аллах сделает запретным для огня»?
Такой запрет в текстах Корана и Сунны делится на два вида:
1. Постоянный запрет. Всевышний Аллах никогда не введет такого человека в Огонь, простит ему грехи, и введет в Рай без расчета и наказания.
2. Запрет через какое-то время. То есть запрет на вечное нахождение в Огне.
И в нашем хадисе может пониматься как первый смысл, так и второй. Тот человек, который является единобожником и не совершает ширка, однако совершал какие-то другие грехи, а затем умер, не покаявшись, он попадает под желание Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах захочет, может его наказать, а затем запретит его Огню. А если захочет, может простить и запретить его Огню изначально. Запрещение Огня — это великая милость.
И далее подробно придет смысл этого свидетельства.
Шейх далее привел хадис, где посланник Аллаха ﷺ: «Муса сказал: «О Господь мой, научи меня тому, чем я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе с мольбой!» Господь сказал: «Говори же, о Муса: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха!» Муса воскликнул: «Но ведь все рабы Твои говорят это!» Господь сказал: «О Муса, если все семь небес вместе с теми кто оживляет их, кроме Меня, а также все семь земель будут па одной чаше весов, а слова «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха,» — на другой, то перевесит чаша с этими словами» Передали ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра», 10670, 10980; Абу Йа’ля в своем муснаде, 1393; Абу Ну’айм в «Хилья», 8/328; Ибн Хиббан в «Сахих», 2324; Аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/528; Байхакъи в «аль-Асмаи уа-с-сыфат», 185; аль-Багауи в «Шарх ас-Сунна», 1273». [Конец слов шейха]
В его передатчиках есть Даррадж Абу ас-Самх — человек которые делал непристойные поступки. Несмотря на слабость ад-Дарраджа, достоверность этого хадиса подтвердил хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» 11/208, сказав, что иснад этого хадиса достоверный.
И точно такие же слова с достоверным иснадом передаются от Ка’ба, что приводит Ибн Аби Шейба 10/304.
А также есть другой достоверный хадис почти с таким же содержанием:
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха ﷺ рассказывал: «Поистине, когда к пророку Аллаха Нуху, мир ему, приблизилась смерть, он сказал своему сыну: “Я повелеваю тебе повторять слова: «ля иляха илля Ллах», ибо если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля иляха илля Ллах» — на другую, то перевесит чаша с этими словами. А если бы семь небес и семь земель составили кольцо, то слова эти разорвали бы его» Ахмад 2/169, аль-Хаким 1/148. Хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» № 134, «ас-Сахих аль-Муснад» № 809.
Шейх Салих Али Шейх говорит:
«В этом хадисе указание на то, что знающие люди иногда тоже нуждаются в том, чтобы кто-то им напоминал о вопросах таухида. Муса, мир ему, — один из пяти лучших Пророков. Также Всевышний Аллах разговаривал с ним без посредников. Он попросил у Всевышнего Аллаха чего-то особенного, отличного от того, что есть у других людей. Но мы увидели из этого хадиса, что самое великое слово, которое произносят люди, это «Ля иляха илля Ллах». Муса хотел чего-то лучшего, но узнал, что не бывает ничего лучше этих слов. Слово «Ля иляха илля Ллах» — это слово единобожия, и оно будет тяжелым на весах у того, кто его произносит, и будет великим достоинством для того, кто убежден в этом и в том, на какой смысл оно указывает, и поэтому в хадисе пришло: «…то перевесит чаша с этими словами».
Лицом доказательства в этом хадисе является то, что если бы грехи раба по своей тяжести достигли бы тяжести семи небес, со всеми созданиями, что есть в них из числа ангелов и других, и тяжести земли, то слово «Ля иляха илля Ллах» все равно перевесило бы тяжесть этих грехов.
Так же на этот смысл указывает хадис о листочке, где говорится о том, что в Судный День одному грешнику принесут девяносто девять книг с записями его плохих деяний, и спросят у него: «Есть ли у тебя какое-нибудь хорошее дело?». Он ответит: «Нет». Но ему скажут: «Нет, есть», и достанут маленький листочек, на которым будет написано слово «Ля иляха илля Аллах» и поставят его на другую чашу весов. И книги с плохими деяниями не просто перевесят, а вылетят из-за тяжести листочка с формулой единобожия.
И это есть великое достоинство слов единобожия. Однако его удостаиваются только те, в сердцах которых они укрепились. В сердцах некоторых людей эти слова будут крепкими, так как они были искренними в их произнесении, веря в их смыслы и не сомневаясь, будучи убежденными в них, любя то, на что они указывают. И таким образом свет этих слов и их следы, укрепятся в сердцах таких людей и будут сжигать все грехи. А если искренность в свидетельстве человека не будет полноценной, то это свидетельство не сможет перевесить книгу с его грехами.
Исходя из этих хадисов, мы понимаем, что перед словами «Ля иляха илля Ллах» не сможет устоять никакой грех. Однако это действительно только в отношение того, кто усовершенствовал это свидетельство, и воплотил его в жизнь таким образом, что не было в его сердце никаких сомнений и колебаний касательно его смысла. И смысл данного свидетельства охватывает в себе «таухид ар-рубубиййа» содержанием, и «таухид аль-асмау уа-с-сыфат» требованием, и «таухид аль-иляхийя» прямым указанием.
Поэтому тот, кто полностью воплощает в жизнь это свидетельство, ему будет прощены все его грехи, даже если вес их достигнет тяжести небес и земли и того, что между ними. И это в отношении того, кто усовершенствовал то, на что указывает таухид.
И последний хадис, который привел шейх в этой главе, рассказанный Анасом: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: Всевышний Аллах изрек: «О сын Адама, если ты придешь ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной не приобщающим ко Мне ничего, то я дарую тебе столько же прощения» Ат-Тирмизи (3534) от Анаса; ад-Дарими 2/322 и Ахмад 5/172 от Абу Зарра; ат-Табарани от Ибн ‘Аббаса; сильный хадис. Также Бухари в «Тарих аль-Кабир», 3/496; Абу Нуйам в «Хильят уль-аулия», 2/231.
И это из достоинств таухида и то, что он искупает грехи. Соответствие данного хадиса этому разделу очевидно. Если грехи раба Аллаха достигнут величину Земли, однако он предстал перед Аллахом, ничего не придавая Ему сотоварищей, Аллах непременно встретит его с милостью и прощением, равными величине его грехов. И это по причине великого достоинства таухида и безграничной милости Всевышнего Аллаха к Своим рабам, которых Он наставляет на прямой путь, а затем дает им вознаграждение за это.
И это то, что было облегчено нам, и прошу Всевышнего Аллаха, для себя и для вас, чтобы он дал нам успехов, прямого пути и здравого смысла. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду». [Конец слов шейха]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Обширность милости Аллаха.
Это взято из слов Пророка ﷺ: «… того введет Аллах в Рай в соответствии с его делами (или несмотря на его дела)».
2. Неизмеримость награды Аллаха за таухид.
Понимается из слов Пророка ﷺ: «…то перевесит чаша со словами «Ля иляха илля Ллах».
3. Таухид является причиной прощение грехов.
Понимается из слов Всевышнего Аллаха: «то Я дарую тебе столько же прощения». Иногда человеческие похоти побеждают его, и он совершает грехи. Однако он искренен с Аллахом в поклонении Ему и в подчинении Ему. И таухид искупает его грехи, если он предстал перед Аллахом, будучи единобожником.
4. Смысл аята из суры «аль-Ан’ам».
Всевышний Аллах сказал:
﴿ الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ أُوْلَئِكَ لَهُمْ الْأَمْنُ وَهُمْ مُهْتَدُونَ ﴾
«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они ведомы прямым путем» Сура «аль-Ан’ам», аят 82.
«Несправедливость» в этом аяте — это ширк, так как Всевышний Аллах сказал: «…ведь многобожие — великая несправедливость!»».
5. Рассмотрение пяти понятий, приведённых в хадисе Убады.
6. 1-2. Два свидетельства.
3. Иса – раб Аллаха и Его посланник, а также Слово Его, посланное Марьям, и дух от Него
4. Рай – истина,
5. Огонь – истина.
6. Соединив этот хадис с хадисом Итбана и последующими, ты уяснишь значение высказывания «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». При этом тебе станет ясной ошибка обольщенных.
Так как раб должен стремиться тем самым к Лику Всевышнего Аллаха. А если он действительно стремится к Лику Всевышнего Аллаха, то он должен выполнять благие дела.
7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана.
А это то, чтобы произносящий их, желал тем самым Лика Всевышнего Аллаха. Недостаточно просто сказать, потому что лицемеры говорили эти слова, но это им не помогло.
8. Даже пророки нуждаются в напоминании о достоинствах высказывания «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха».
9. Указание на то, что чаша с формулой таухида перевешивает все создания Аллаха, хотя чаши многих из тех, кто произносит эту формулу, остаются легкими.
Причина легкости формулы таухида возвращается к его носителю, а не к самой формуле. Так как может быть, что он не полностью соблюдал необходимые условия. И нашлось какое-то препятствие, которое помешало этому слову перевесить его грехи. И будут его слова легкими в соответствии с его делами. А что касается самого слова, то оно тяжелее, чем все создания.
10. Утверждение наличия семи земель наряду с семью небесами.
В Священном Коране не пришло прямое указание на это. Но что касается семи небес, то есть ясное указание на это в Коране, в словах Всевышнего Аллаха:
﴿ قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ ﴾
«Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?»» Сура «аль-Му’минун», аят 86.
А что касается семи земель, то есть лишь один аят, косвенно указывающий на это. Всевышний Аллах сказал:
﴿ اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَاوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ ﴾
«Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель» Сура «ат-Талякъ», аят 12.
Нельзя сравнить образ небес, их возвышенность и красоту с землей. И у нас остается только подобие в количестве.
А что касается Сунны, то в ней есть ясные указания на то, что количество земель равно семи. Как, например, в словах посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха: «Тот, кто (несправедливо) забирает хоть пядь земли, то эта земля будет привязана ему на шею в Судный день, и он уйдет под семь земель (с этой ворованной землей».) Среди ученых есть разногласия в понимании слов «семь земель». Что значит «семь земель»? И говорились мнения о том, что это семь материков, но, однако это абсолютно неправильно, так как это противоречит словам: «и он уйдет под семь земель». Другие же сказали, что подразумевается солнечная система. Однако из контекстов очевиден тот факт, что семь земель – это слои, подобно небесам. И мы не должны говорить о них больше, чем это пришло в Коране и в Сунне.
11. На небесах есть те, кто оживляет их.
12. Утверждение качеств Аллаха в отличие от аш’аритов (муаттыля).
Это охватывает и аш’аритов, и муътазилитов, и джахмитов, и им подобных. В этом хадисе указание на то, что «Уаджх» (т.е. Лик) является атрибутом Всевышнего Аллаха. Доказательством тому являются слова пророка, мир ему и благословения Аллаха: «…стремясь тем самым к лику Аллаха». Также есть указание на то, что «Калям» (т.е. речь) из качеств Всевышнего Аллаха в словах пророка, мир ему и благословения Аллаха: «…а также Слово Его, посланное Марьям». Также из атрибутов Всевышнего Аллаха – «Къауль» (т.е. слово). Указание на это пришло в хадисе: «Говори же, Муса: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!»»
13. Если ты ознакомишься с хадисом Анаса, то поймёшь, что сказанное в хадисе Итбана — «…Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь тем самым к лику Аллаха» — указывает на отказ от ширка не только в словесной форме.
То есть оставляя ширк на деле, а не просто произнося словами. Так как тот человек, который желает Лика Всевышнего Аллаха посредством этих слов, никогда не будет совершать ширк.
14. Задумайся над тем, что ‘Иса и Мухаммад, мир им и благословения Аллаха, являются рабами Аллаха и Его посланниками.
Во-первых, они схожи в том, что оба являются рабами Аллаха и Его посланниками.
Во-вторых, схожесть в их сущностях, и что ‘Иса подобен Мухаммаду, мир им и благословения Аллаха, и то, что оба являются рабами Аллаха и посланниками, а не господами или же детьми Господа, пречист Аллах от этого. Поэтому шейх сказал: «Задумайся…»!, так как это нуждается в том, чтобы над этим задумались.
15. Знание особенности ‘Исы, как слова от Аллаха.
Природа создания ‘Исы отличается от природы создания Мухаммада ﷺ потому что он был создан словом от Всевышнего Аллаха, а Мухаммад ﷺ был создан из капли своего отца.
16. ‘Иса является также и духом от Аллаха.
Дух, который пришел от Аллаха, а не как часть Аллаха, и он является одним из созданных душ.
17. Знание достоинства веры в Рай и Ад.
На это указывает хадис Убады: «…и что Рай — истина, и что Ад – истина…». И достоинство веры в Рай и в Ад заключается в том, что это становится причиной вхождения в Рай.
18. Значение выражения «…в соответствии с делами его (несмотря на его дела)».
В соответствии с его праведными делами, даже если их мало, или же несмотря на его плохие дела, даже если их много. Но с условием, чтобы он не делал такие дела, которые противоречат таухиду и обязывают вечное пребывание в Аду. Но обязательно должны быть дела. И не требуется от человека, чтобы все его дела были праведными, как об этом заявили му’тазилиты и хариджиты. Также в этом хадисе не упомянуты столпы Ислама. Так как из них есть то, оставление чего выводит из Ислама, и из них есть то, оставление чего не выводит из Ислама. И более правильным в этом вопросе является то, что оставление их не выводит человека из лона Ислама, кроме оставляющего слова свидетельства и намаза. И это несмотря на мнение имама Ахмада, который считал, что оставление хоть одного столпа выводит человека из Ислама. Однако истина не сходится с этим.
19. Знание того, что весы имеют две чаши.
20. Значение выражения «лик Аллаха».
«Уаджх» (т.е. Лик) Всевышнего Аллаха является Его атрибутом, который указывает на Его сущность. И это из таких атрибутов, которые в отношении людей называются «частью тела». Но в отношении Всевышнего Аллаха нельзя заявлять этого, так как нет ничего подобного Ему.
И в конце урока был задан вопрос шейху: «В хадисе было сказано: «…с теми, кто оживляет их, кроме Меня, а также…». Некоторые приверженцы нововведений, приводя этот хадис заявляют, что сущность Аллаха везде. Прошу дать разъяснения, Барака Ллаху фика».
Шейх Салих Али Шейх ответил: «В словах Всевышнего Аллаха в хадисе къудси: «О Муса! Если все семь небес с теми, кто оживляет их, кроме Меня…», «семь небес» известны, это слои небес одно над другим. «Кто оживляет их…» — это смысловое оживление. Кто оживил небеса, поклоняясь Всевышнему Аллаху, поминая и восхваляя Его, как это пришло в достоверном хадисе: «Заскрипели небеса, и у них есть право скрипеть. Нет на небесах места в четыре пальца, кроме, как на этом месте стоит ангел, или делает земной поклон, или стоит в поясном поклоне» См. Сахих аль-Джами, 2449; Сахих ат-Таргъиб, 3380.
И на небесах очень много тех, кто оживляет их своим поклонением. Всевышний Аллах сказал:
﴿ وَهُوَ اللَّهُ فِي السَّمَاوَاتِ وَفِي الْأَرْضِ يَعْلَمُ سِرَّكُمْ وَجَهْرَكُمْ وَيَعْلَمُ مَا تَكْسِبُونَ ﴾
«Он — Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете» Сура «аль-Ан’ам», аят 3.
И поэтому Всевышний Аллах Он Тот, Кому поклоняются на небесах, и Он Тот, Кому поклоняются на земле.
Слова Всевышнего Аллаха: «Если все семь небес с теми, кто оживляет их, кроме Меня…», т.е. оживляют небеса, поминая Аллаха и поклоняясь Ему. И Всевышний Аллах исключил Себя из них, сказав: «кроме Меня…». И это исключение может возвращаться к Его Сущности, и также может возвращаться к Его атрибутам. Также существует много доказательств на то, что Всевышний Аллах возвышен над Своим троном, и отделен от Своих созданий.
И таким образом, становится ясным смысл слов: «кто оживляет их, кроме Меня…». Они означают оживление небес атрибутами Всевышнего Аллаха, и тем, чего Он достоин из поклонения, и то, что есть в них из знаний Аллаха и Его милости, и Его мощи, и Его правления и тому подобные смыслы». [Конец слов шейха]