Глава о хадисах, на основании которых джахмиты заявляют, что Коран сотворен
Джахмиты говорят: «До нас дошел хадис, в котором сказано: «Поистине в День Воскресения Коран придет в облике изможденного юноши, и явившись к человеку, который читал его, скажет: «Узнаёшь ли ты меня?» Человек скажет: «Кто ты?» На что он ответит: «Я Коран - это я иссушал твое тело днем и делал бессонными твои ночи». Когда же его приведут к Аллаху, он скажет: «О Господи…» (и далее по тексту)[133]», заявляя на основании этого и подобных ему хадисов, что Коран – это творение.
Мы говорим им: «Коран может приходить, не иначе как в значении того, что он придет к человеку, который, к примеру, прочел суру «Скажи Он Аллах Один…» и за это ему будет полагаться такое-то и такое-то вознаграждение. Неужели вы сами не считаете, что тому, кто прочтет суру «Скажи Он Аллах Один…»придет не что иное, как вознаграждение за то, что он читал Коран и скажет: «О Господи…»?! Ведь Речь Аллаха, как атрибут, не может приходить и видоизменяться. Смысл слов «Коран придет…» заключается лишь в том, что придет награда за чтение Корана, и скажет: «О Господи…».[134]
Глава о том, как джахмиты трактуют слова Аллаха:
«Он – Первый и Последний!»(«Железо», 3)
Джахмиты заявили, что Аллах является Первым в том смысле, что Он предшествовал всем творениям, и в этой части оказались абсолютно правы.
Далее они сказали, что Аллах Последний в том смысле, что Он будет существовать после исчезновения всех Своих творений, когда не останется ни небес, ни земли, ни Рая, ни Ада, ни наказания, ни вознаграждения, ни Трона, ни Престола Аллаха, полагая, что наряду с Аллахом не будет ничего, и Он останется Одним точно так же как был Одним изначально. Этими словами джахмиты сбили с верного пути многих людей.
Мы говорим им: «Аллах поведал нам о Рае, и сообщил о том, что его обитатели пребудут в нем вечно. Так Пречистый и Всевышний Аллах сказал:
«Господь обрадует их вестью о Своей милости, Своем довольстве и Райских садах, в которых им уготовано вечное блаженство».(«Покаяние», 21)
«А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно».(«Женщины», 57)
«Вот описание Рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень».(«Гром», 35)
«Там их не коснется усталость, и их не изгонят оттуда».(«Аль-Хиджр», 48)
«Последняя жизнь является Обителью вечного пребывания».(«Верующий», 39)
«Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!»(«Паук», 64)
«Им уготована прекрасная награда, в которой они пребудут вечно».(«Пещера», 2-3)
«Те же, чьи лица побелеют, окажутся в милости Аллаха. Они пребудут там вечно».(«Семейство ‘Имрана», 107)
«Они пребудут среди лотосов, лишенных шипов, под бананами с висящими рядами плодами, в распростертой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны».(«Падающее», 28-33)
И подобных аятов в Коране не счесть.
Также Аллах упоминает и об обитателях Ада, говоря:
«А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему».(«Ангелы», 36)
«Те, которые не веруют в знамения Аллаха и во встречу с Ним, потеряли надежду на Мое помилование. Именно им уготованы мучительные страдания».(«Паук», 23)
«Аллах никогда не проявит к ним милости».(«Преграды», 49)
«Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно».(«Украшения», 77)
«Но теперь нам все равно: будем ли мы горевать или будем терпеть – нам негде укрыться».(«Ибрахим», 21)
«Воистину, не уверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей».(«Ясное знамение», 5)
«Воистину, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжем в Огне. Всякий раз, когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей, чтобы они продолжали вкушать мучения».(«Женщины», 56)
«А пристанищем нечестивцев будет Огонь. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда, и им будет сказано: «Вкусите мучения в Огне, которые вы считали ложью!»(«Поклон», 20)
«Это – разожженный Огонь Аллаха, который вздымается над сердцами. Он сомкнется над ними».(«Хулитель», 6-8)
И подобных аятов в Коране великое множество.
Что касается небес и земли, то они действительно прекратят свое существование, так как их обитатели окажутся либо в Раю, либо в Аду. Но что до Трона Аллаха, то он не пропадет и не исчезнет, ибо он является крышей Рая над которой находится Сам Аллах, и которая не сгинет никогда.
Говоря же об аяте: «Все сущее бренно, кроме Его Лика».(«Рассказы», 88), следует отметить, что предыстория его ниспослания такова:
Когда Аллах ниспослал аят: «Все на ней(на земле)смертны».(«Милосердный», 26), ангелы сказали: «Обитатели земли погибнут, несмотря на то, что жаждут вечной жизни». Тогда Аллах ниспослал аят, в котором сообщил, что умрут как обитатели земли, так и обитатели небес, сказав: «Все сущее…»из числа живого«бренно…»- т.е. смертно «кроме Его Лика»- ибо Он Живой, который не умирает. После чего ангелы убедились в том, что и им придется вкусить смерть.[135]
В ответ на заявление джахмитов о том, что Аллах везде, мы говорим им: «Просветите нас о словах Аллаха, Величественна Слава Его: «Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах».(«Преграды», 143)
Зачем Аллаху надо было являться горе, если, по-вашему, Он и так находился в ней?!
Да и с другой стороны, если бы Он находился в горе, как вы утверждаете, Он бы не смог явить Себя ей, ведь невозможно предстать перед вещью, находясь при этом внутри нее!
Однако верным является то, что Аллах над Своим Троном и явил Себя горе, не находясь при этом в ней, а также, что гора увидела нечто такое, что никогда не видела прежде».
Мы спрашиваем джахмитов: «Верно ли то, что Аллах является Светом?»
Они говорят: «Он Весь – есть Свет!»
Мы говорим: «Вот и Аллах говорит: «Земля озарится светом своего Господа».(«Толпы», 69), извещая нас о том, что Он обладает Светом».
Далее мы говорим: «Если вы полагаете, что Аллах везде и при этом Он является Светом, то скажите нам, почему же заброшенные и мрачные дома не сияют от Его Света, коли уж Он находится и в них, но сияют от света внесенного светильника или лампы?!
И на этом их ложь и наговор на Всевышнего Аллаха становится очевидной для всех людей.
Да смилуется Аллах над теми, кто, поразмыслив, познал Аллаха истинным образом и оставил слова противоречащие Корану и Сунне! И да смилуется Он над теми, кто последовал за учеными, чьи взгляды представляют собой взгляды мухаджиров и ансаров, и отрекся от религии Шайтана, а также религии Джахма и его приспешников!
Хвала Аллаху – Господу миров! И да благословит Аллах и приветствует нашего господина Мухаммада, его семью, сподвижников, и всех строго последовавших за ними вплоть до Дня Воскресения!
Конец книги!
[1] Другими словами вышли из Ислама.
[2] Калям – это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами Корана и Сунны.
[3] Один из лидеров джахмитского вероучения.
[4] Му’тазилитский шейх.
[5] Как, например имам аз-Захаби, который выдвинул предположение, что автором книги является сын имама Ахмада ‘Абдуллах, хотя и не привел никаких аргументов, которые бы подтвердили его догадку. Его предположение опиралось на то, что в данной книге присутствуют выражения, которые, по его мнению, не могли исходить от такого как имам Ахмад. Однако очевидно, что этого совершенно недостаточно для того, чтобы оспаривать принадлежность данной книги его авторству.
[6] Этот отрывок соответствует стр. 133-134 по экземпляру д.’Абдур-Рахмана ‘Умейры, и стр. 49-50 по экземпляру шейха Исма’иля аль-Ансари.
[7] См. «Опровержение взглядов джахмитов и вольнодумцев» (экз. аль-Ансари/стр.49; экз. ‘Умейры/стр. 133)
[8] См. в экз. ‘Умейры/стр. 130-132.
[9] См. в экз. ‘Умейры/стр. 132-133.
[10] См. в экз. ‘Умейры/стр. 130-133.
[11] См. в экз. ‘Умейры/стр. 101-105.
[12] См. в экз. ‘Умейры/стр. 105-106.
[13] См. в экз. ‘Умейры/стр. 135-139 и экз. аль-Ансари/стр. 52-53.
[14] См. в экз. ‘Умейры/стр. 140-142 и экз. аль-Ансари/стр. 54-55.
[15] См. в экз. ‘Умейры/стр. 123-125 и экз. аль-Ансари/стр. 42-43
[16] См. в экз. ‘Умейры/стр. 133-134 и экз. аль-Ансари/стр. 48.
[17] См. в экз. ‘Умейры/стр. 102-103 и экз. аль-Ансари/стр. 27-28.
[18] См. в экз. ‘Умейры/стр. 105-106.
[19] См. в экз. ‘Умейры/стр. 102-104.
[20] См. в экз. ‘Умейры/стр. 133-134.
[21] Крупный средневековый город, располагавшийся в Хорасане.
[22] Абу Джа’фар Харун ибн Мухаммад аль-Уасик Биллях (200-232г.х.)- багдадский халиф из династии Аббасидов, сын халифа аль-Му’тасыма.
[23] Ахмад ибн Абу Дуад (160-240 г.х.) – му'тазилит, верховный судья во время правления халифа аль-Му’тасыма и аль-Уасика. Принимал наиболее активное участие в репрессиях на представителей Ахлю-с-Сунны тех времен.
[24] Кунья имама Ахмада.
[25] Так называемый «аят Трона»: «Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий».(«Корова», 255)
[26] Кунья халифа аль-Му’тасыма.
[27] Этими словами оппоненты имама Ахмада пытались доказать, что слово Аллаха является новопроизведенным творением.
[28] Этими словами оппонент имама Ахмада намекнул ему на то, что в основном он опирается на хадисы, а не на Коран.
[29] Наследование данными категориями лиц регламентируется лишь хадисами пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[30] Басра с давних времен являлась местом средоточия различных сект, и особенно последователей Каляма.
[31] Аш-Шафи’и аль-А’ма один из близких соратников Ибн Абу Дуада. Имам Ахмад был знаком с ним, так как ему уже доводилось спорить с ним раньше, в доме Исхака ибн Ибрахима.
[32] ‘Аджиф ибн ‘Анбаса ал-Ляйси аль-Кинани – аббасидский военачальник эпохи правления аль-Му’тасыма. Прославившийся тем, что сумел подавить вооруженный мятеж против халифа, поднятый племенем Зутт.
[33] Шейх аль-Ислам ибн Таймийя, да помилует его Аллах писал: «Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Вы лучшие из людей, выведенные на пользу остальным. Вы приводите их в цепях для того, чтобы ввести их в Рай». Люди истины изо всех сил сражаются для того, чтобы принести всем людям добро и благополучие, однако те в силу своего невежества всячески противятся этому». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 16/317)
[34] Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «Вы должны знать, что величайшими из основополагающих принципов Ислама, благодаря которым религия остается цельной, являются сближение сердец, единение взглядов и слов, а также урегулирование конфликтов и разногласий. Об этом свидетельствуют слова Аллаха: «Так страшитесь же Аллаха и будьте в ладу между собой»и подобные им тексты, призывающие к единству и объединению и запрещающие внесение раскола и разногласий. Те, кто следует этой незыблемой основе – и есть последователи единой общины, а те, кто нарушают ее – раскольники и сектанты». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 27/50)
[35] Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, писал: «Аллах, Пречист Он, запретил ссылаться на Него при вынесении фатуа и судебных решений, не имея на то знания, отнеся подобный поступок не только к одному из величайших запретных деяний, но и возведя его в разряд самых тяжких. Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзости, как явные, так и скрытые; и все греховное; и притеснение без права; и приобщение к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства; и говорить об Аллахе то, чего вы не знаете» («Преграды», 33). В этом аяте Аллах делит запретные дела на четыре категории и перечисляет их, начиная с менее запретного – мерзости. Вторым Он упоминает то, что запрещено более строго, чем первое – это несправедливость. Затем третьим Он упоминает то, что хуже, чем первые два, а это – многобожие. А четвертым Аллах упоминает то, что запрещено более строго, чем все, перечисленное ранее – говорить об Аллахе то, чего не знаешь. Сюда входят слова, сказанные без знания об Аллахе относительно Его имен, качеств и деяний, а также относительно Его религии и законоположений». (См. «И’лямуль-мууаккъи’ин» 1/38)
[36] Аль-Файрузабади писал: «Зиндиками называют либо дуалистов, либо тех, кто верит в двух богов - бога Светы и бога Тьмы; либо тех, кто отрицает будущую жизнь, либо тех, кто в душе скрывает свое неверие, а людям демонстрирует приверженность к вере. Слово зиндик является заимствованным в арабском языке». (См. «Аль-Камус аль-Мухит»/стр. 891)
Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, писал: «Абу Хатим ас-Сиджистани и другие ученые сказали, что слово «зиндик» является заимствованным с персидского языка. На языке персов оно звучало как «занда кард», что означало «утверждающий о вечности бытия», поскольку «занда» - это жизнь, а «кард» - частица, указывающая на действующее лицо (прим. Пер. – как если бы на русском мы сказали «зандавец», или «зандавит» и т.п.)
В целом, слово «зиндик» применяется по отношению к людям, отличающимся своим дотошным и въедливым мышлением».
Са’ляб сказал: «Вообще в речи арабов нет слова «зиндик». Тем не менее, они используют слово «зиндикий», применяя его исключительно к тем людям, которые отличаются чрезмерной хитростью и изворотливостью. Когда же арабы хотят выразить смысл, который вкладывает в это слово основная масса людей, то они используют слова «мульхид» (атеист) и «дахрий» (материалист)».
Аль-Джаухари сказал: «Зиндик – это приверженец дуализма. Такое объяснение этому слову дали некоторые комментаторы, сказав, что зиндик - это человек, который заявляет, что наряду с Аллахом есть другой бог». Следуя данной логике слово «зиндик» можно будет применить по отношению к любому многобожнику.
Исследование трудов, посвященных изучению различных религиозных верований, показывает, что в основе зиндиками назывались последователи дайсанитского, манихейского и маздакитского культов. Вкратце, суть их верований заключалась в том, что Свет и Тьма представляют собой предвечные и безначальные сущности, при смешении которых образовался весь материальный мир. Все творящие зло и несправедливость, произошли от Темного начала этого мира, а праведники - от Светлого, которые должны помочь верховному богу, отделить Свет от Тьмы, уничтожив все темные души.
Персидский царь Бахрам, дед Хосрова, был против этого учения. Он явился к Мани (основоположнику этого культа), якобы для того, чтобы принять его веру, и, воспользовавшись моментом, вероломно расправился с ним и его последователями. Уцелевшие манихеи последовали за учением Маздака.
Когда пришел Ислам, слово «зиндик» стало использоваться в отношении каждого, кто исповедовал данные верования. Известен факт, что некая группа зиндиков из-за опасения быть убитыми мусульманами, фиктивно приняли Ислам, после чего зиндиками стали называть каждого, кто на людях позиционировал себя мусульманином, а в душе оставался неверным.
Малик сказал: «Зиндычество – это то же самое что лицемерие».
Группа шафиитских и других факихов, использовали термин «зиндик» в отношении каждого, кто скрывал свое неверие, исповедуя Ислам лишь внешне. Если они имели в виду, что такие люди и зиндики имеют одинаковый статус, то это верно. Однако изначально происхождение слова «зиндик» заключается в том, о чем я упомянул выше.
Ан-Науауи писал в «Ар-Рауд»: «Зиндик – это тот, кто не исповедует никакую религию».
Мухаммд ибн Ма’н в «Ат-Танкыб ‘аля аль-Мухаззаб» писал: «Зиндики – это дуалисты, которые верят в вечность бытия и переселение душ…
Зиндиками также являются батыниты, которые заявляют, что Аллах создал некую сущность, а из нее создал еще одну, и именно эти сущности управляют всем миром. Иногда они называют эти сущности Разум и Душа, иногда Разум-1 и Разум-2. По сути, их убеждения представляют собой то же самое, что говорят дуалисты, верящие в Свет и Тьму, с той лишь разницей, что батыниты называют их иначе… Также их отличают вера в глупые пророчества, искажение аятов Священного Корана и обязательных обрядов поклонения…». (См. «Фатх аль-Бари» 12/370-371)
Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал: «Зиндик – это тот, кто скрывает в себе какое-либо неверие, даже если и не являет его людям или, если являет, то не целиком, а лишь частично. К зиндикам относятся батыниты, карамиты, дайсаниты, а также обожествляющие ‘Али, да будет доволен им Аллах». (См. «Джами’ ар-Расаиль» 1/87; «Маджму’ аль-Фатауа» 35/108-119)
Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, писал: «Рассказал нам Мухаммад ибн ‘Абдуллах Абу Джа’фар аль-Багдади, а ему Абу Закария Яхья ибн Йусуф аз-Замми сказавший:
Однажды, когда мы находились у ‘Абдуллаха ибн Идриса, к нему пришел некий человек и сказал: «О Абу Мухаммад, что ты скажешь о людях, которые утверждают, что Коран сотворен?» Он спросил: «Они иудеи?» Пришедший ответил: «Нет». Он спросил: «Они христиане?» Пришедший ответил: «Нет». Он спросил: «Они огнепоклонники?» Пришедший ответил: «Нет». Он спросил: «Они из исповедующих единобожие?» Пришедший ответил: «Да». На что ‘Абдуллах ибн Идрис сказал: «О нет, они не являются исповедующими единобожие! Они зиндики! Ибо тот, кто полагает, что Коран сотворен, полагает, что сотворен и Аллах. Аллах говорит: «С именем Аллаха, Милостивейшего, Милующего!», при этом Аллах – не сотворен, Милостивейший – не сотворен, Милующий – не сотворен!» Их слова есть самое настоящее зиндычество, и да пребудет проклятие Аллаха над теми, кто говорит подобное! Не общайтесь с ними и не выдавайте своих женщин замуж за них».
Уахб ибн Джарир сказал: «Зиндики-джахмиты хотят лишь сказать, что Аллах не возвысился над Своим троном».
Йазид ибн Харун сказал: «Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, тот, кто говорит «Коран – сотворен!» является зиндиком. Такого следует призвать к покаянию, а если он не откажется от своих слов – казнить!»
Однажды Абу Бакру ибн ‘Айяшу сказали: «Группа людей в Багдаде утверждает, что Коран – сотворен». На что он сказал: «Горе тебе, кто посмел сказать подобное?!» Над тем, кто говорит, что Коран – сотворен, проклятие Аллаха, а сам он является неверным-зиндиком. Не общайтесь с такими людьми!» (См. «Хальк Аф’аль аль-‘Ибад»/30; «Аш-Шари’а» имама аль-Аджурри 1/497-500)
От переводчика:«Суммируя все приведенное выше и абстрагируясь от этимологической составляющей, можно подытожить, что слово «зиндычество» (зандака) является собирательным понятием, включающим в себя любые формы неверия, исповедуемые в тайне, при номинальной принадлежности к Исламу. Наиболее адекватным в этой связи представляется перевод термина «зиндик» как «вольнодумец», особенно принимая во внимание следующие выдержки из цитаты Ибн Хаджара:
«…В целом, слово «зиндик» применяется по отношению к людям, отличающимся своим дотошным и въедливым мышлением…»
«…арабы используют слово «зиндикий», применяя его исключительно к тем людям, которые отличаются чрезмерной хитростью и изворотливостью…»
Вольнодумцами издревле называли людей, отрицавших незыблемость религиозных постулатов и скептически относившихся к ним.Учитывая, что зиндиками мусульманские богословы называли последователей различных сект внутри исламской общины, которые в своих размышлениях и трактовках священных текстов отходили от основополагающих принципов веры, используя приемы откровенной софистики и вольнодумия, такой перевод как нельзя лучше отражает суть данного явления.
Также стоит отметить, что негативный окрас, который приобретает слово вольнодумец в контексте такого его использования, может послужить еще одним фактором, сдерживающим мусульман от чрезмерной вседозволенности в заявлениях от имени религии.
Как бы то ни было, данный перевод является условным и переводчик никоим образом не претендует на его исключительную верность. Так, возможно, кто-то посчитает более правильным оставить данный термин без перевода.
[37] Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал аят, в котором говорится: «Он — Тот, кто ниспослал тебе Писание. Есть в ней ясные аяты, составляющие собой основу этого Писания, а есть и другие – не явные по смыслу. Что касается тех людей, в сердцах которых есть отклонение от истины, то они следуют тому из Писания, что неявно по смыслу, желая посеять смуту и желая дать этому своё толкование, тогда как верное толкование этого известно лишь Аллаху и обладающим основательными знаниями. Они говорят: «Мы уверовали в это, ибо всё это — от нашего Господа», а внимают увещаниям только обладающие разумом». («Семейство ‘Имрана», 7) , а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если увидите тех, которые следуют из Корана тому, что неявно по смыслу, знайте, что это и есть те, которых назвал Аллах в этом аяте. Остерегайтесь же их!» (Аль-Бухари/4547; Муслим/2665)
[38] В комментариях к этому аяту имам Абу Джа’фар ат-Табари, да помилует его Аллах, дал прекрасный ответ людям, высказывающим подобные сомнения. Так, он писал: «Если кто-то спросит: «Как понять слова: «Всякий раз, когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей»? Разве может быть так, что кожа обитателей Ада будет заменена иной кожей, не той, которая была у них в мире ближнем, а затем будет подвергаться наказанию там?! Если вы допускаете подобное, то вам следует допустить также и то, что заменены могут быть и тела и души этих людей, и подвергаться наказанию будут уже новые тела и души, а не те, что были у них в мире ближнем. А это в свою очередь будет означать, что те люди, кого будут мучить Огнем в Последней жизни, - это совершенно не те люди, которых Аллах обещал покарать за их неверие и ослушание, а также то, что неверные в итоге избегут наказания!»
Таким людям следует сказать, что ученые давали разные объяснения этим словам Аллаха…
…после чего ат-Табари стал приводить их, и среди прочих привел объяснение, соответствующее словам имама Ахмада, сказав: «…Смысл слов Аллаха «Всякий раз, когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей» заключается в том, что их кожа станет вновь такой же, как и была до сожжения. Это будет та же самая первая сожженная кожа, но в другом виде, возвращенным в свое первоначальное состояние. Именно поэтому и использовано слово «…другой». В таком же значении это слово используют арабы, когда просят ювелира переделать имеющееся у них кольцо и придать ему новый вид, говоря: «Сделай мне из этого кольца другое кольцо!» Принимая заказ, ювелир ломает это кольцо и делает из него другое. Тем не менее, получившееся в результате переделки кольцо, это то же самое первое кольцо. Его называют другим лишь потому, что сначала его сломали, а потом восстановили. То же самое и со словами Аллаха «Всякий раз, когда их кожа сготовится, Мы заменим ее другой кожей»- т.е. когда их кожа сгорит, ее вернут в прежнее состояние. И выражение «…другой кожей» в данном случае использовано именно в этом значении». (См. «Джами’ аль-Баян» 5/142)
В «Тафсире аль-Джаляляйн» имамов ас-Суюты и аль-Махалли, да помилует Аллах их обоих, в комментарии к этому аяту сказано следующее: «Всякий раз, когда их кожа сготовится»-т.е. сгорит«Мы заменим ее другой кожей»- так, что она будет возвращена в свое первоначальное состояние до сожжения». (См. «Тафсир аль-Джаляляйн» 2/568-569)
[39] Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Это день, когда они будут безмолвствовать, и не будет им дозволено оправдываться».Этот благородный аят указывает на то, что тем, кому будет суждено оказаться в Аду, не смогут говорить и оправдываться за свои деяния. Тем не менее, другие аяты указывают на то, что эти люди будут и говорить, и оправдываться. Как, например, слова Всевышнего:
«Тогда у них не будет никакого оправдания, кроме слов: «Клянемся Аллахом, нашим Господом, мы не были многобожниками!»(«Скот», 23)
Или Его слова: «Те, кого ангелы умертвили, когда они грешили во вред себе, проявят показную покорность и скажут: «Мы не совершили никакого зла».(«Пчелы», 28)
Или Его слова: «Затем им скажут: «Где те, кому вы поклонялись помимо Аллаха?» Они ответят: «Они куда-то скрылись от нас. Да и вообще, мы раньше никому не молились!»(«Прощающий», 73-74)
Или Его слова:«Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров. Только грешники ввели нас в заблуждение».(«Поэты», 96-99)
Или Его слова:«Когда же они будут собраны там вместе, то последние из них скажут о первых: «Господь наш! Это они ввели нас в заблуждение. Удвой же их мучения в Огне».(«Преграды», 38)
И т.д.
Ответ на это видимое противоречие можно дать с различных сторон:
1) В День Воскресения люди и джинны будут пребывать в разных местах: в одних они будут разговаривать, а в других – нет.
2) Под словами «будут безмолвствовать» может иметься в виду, что они не смогут сказать то, что принесет им какую-то пользу. А слова, которые бесполезны - то же самое, что безмолвие!
3) Их речь прекратится после того, как Аллах скажет им: ««Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной!»(«Верующие», 108) – после чего они будут лишь стонать и вопить. Сказал Всевышний: «Слово свершится над ними за то, что они поступали несправедливо, и они будут безмолвствовать».(«Муравьи», 85)
(См. «Даф’у Ихам аль-Идтыраб ‘ан аяти-ль-Китаб» 10/205)
[40] Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, в своем тафсире писал: «И если кто-то скажет: «Почему говорится «Это день, когда они будут безмолвствовать», тогда, как мне известны слова Аллаха, в которых сообщается, что эти люди скажут: «Господи! Выведи нас отсюда»(«Верующие», 107), а также что они скажут:«Господи наш! Ты умертвил нас дважды и оживил нас дважды. Ведь мы признались в своих грехах. Нет ли пути к возвращению в земной мир?»(«Верующий», 11), и тому подобные сообщения от Аллаха и Его посланника о словах, которые люди будут произносить в тот день?!
Ему следует сказать: «В этом аяте имеется в виду отдельно взятая ситуация. Так, в словах Аллаха: «Это день, когда они будут безмолвствовать»сообщается о том, что эти люди будут безмолвствовать лишь в конкретный период Дня Воскресения, а не о том, что они будут молчать весь этот День, не произнося ни слова».
Если задающий вопрос спросит: «А есть ли у вас какое-либо доказательство, подтверждающее правильность ваших слов?»
Ему надо сказать: «Да, и заключается оно в следующем: в данном аяте использована изафетная конструкция*, заключающаяся в сочетание слова «день» со словами «будут безмолвствовать». А следует знать, что арабы в своей речи сочетают слово «день» с каким-либо действием по принципу «изафета» только в том случае, когда хотят выделить конкретный час или часть этого дня. Так, например они говорят: «Я пойду к тебе в тот день, когда к тебе приедет такой-то…» или «Я приходил к тебе в тот день, когда тебя навещал твой брат…» Очевидно, что смысл здесь таков: «Я приходил к тебе в то время, когда тебя навещал твой брат…» и «Я пойду к тебе в тот момент, когда к тебе приедет такой-то…». Говорящий это отнюдь не имеет в виду, что он будет идти в гости в течение всего дня. Иначе бы он вообще не увязывал день с действием , которое должно произойти в один из его периодов». (См. «Джами’аль-Баян» 29/243)
*ИЗАФЕТ — (от араб. идафа – досл. присоединение), в арабской грамматике сочетание определяемого с определением в родительном падеже. Используется как с существительными, так и с глаголами.
[41] Со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину Тот, Кто сделал людей ходящими на своих ногах в земной жизни, способен на то, чтобы в День Воскресения сделать их ходящими на своих лицах». (Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих аль-Джами’»/1687)
[42] По поводу аята «В День Воскресения Мы погоним их к месту сбора, идущими на своих лицах, слепыми, немыми и глухими»имам ат-Табари, да помилует его Аллах, писал следующее:
«Если кто-то скажет: «Почему Аллах описывает этих заблудших тем, что они будут слепы, немы и глухи, тогда, как Сам же говорит: «Грешники увидят Огонь, и им станет ясно, что они будут брошены в него»(«Пещера», 53), сообщая, что они будут видеть?! А также говорит: «Когда Пламя завидит их издалека, они услышат его яростное шипение и рев. Когда их скованными бросят в тесное место, там они будут призывать погибель» («Различение», 11-13), сообщая, что они будут слышать и говорить».
То ему следует сказать: «Вполне возможно, что состояние немоты, слепоты и глухоты, которым Аллах описал их, будет присуще им в момент, когда их станут сгонять к месту Великого Предстояния, а способностью слышать, видеть и разговаривать они будут наделены уже позже, во время других событий этого Дня.
Также возможно, что понимать это следует так, как повествуется в сообщении от Ибн ‘Аббаса:
Рассказал мне Ибн Дауд, а ему Абу Салих, а ему Му’авия от ‘Али, от Ибн ‘Аббаса, сказавшего: «Аллах сказал: «В День Воскресения Мы погоним их к месту сбора, идущими на своих лицах, слепыми, немыми и глухими». Еще Он сказал: «Грешники увидят Огонь…», «услышат его яростное шипение и рев…» «…будут призывать погибель».Это значит, что слова Аллаха, сказавшего, что эти люди будут «слепыми»означают, что они не увидят ничего хорошего для себя, «немыми» - что они не смогут привести доводов в свое оправдание, «глухими» - что они не услышат ничего, что бы обрадовало их». (См. «Джами’аль-Баян» 8/201)
[43] Шейх аш-Шанкыты, да помилует его Аллах, писал: «Аллах сказал: «Горе же молящимся» («Подаяние», 4). Прочитав этот аят, различные невежды могут вообразить, что Аллах угрожает людям бедствием и горем за то, что они совершают молитвы, и впасть в недоумение, так как в других аятах говорится о том, что оставление молитвы является одной из причин попадания в Ад. В частности, речь идет о следующих аятах: «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были молящимися». («Завернувшийся», 42-43).
Ответ на это сомнение предельно ясен и прост, и заключается он в том, что горе обещано тем молящимся, «которые небрежны к своим молитвам и совершают их напоказ»(«Подаяние, 5-6) – и это лицемеры, как показывает более глубокое исследование текстов посвященных этому аяту.
Несмотря на то, что серьезной сложности в понимании этих аятов возникнуть не может, а также, что ответ на подобные сомнения крайне прост и очевиден, мы все же завели разговор об этом, так как некоторые вольнодумцы, не совершающие молитву, умудряются приводить этот аят в качестве аргумента, оправдывающего их действия. Доверенные лица поведали нам историю о том, как однажды некий человек сказал беззаконнику, не совершающему молитву: «Почему ты не молишься?» - на что тот ответил: «Потому, что Аллах пригрозил горем тем, кто будет совершать молитву, сказав: «Горе же молящимся».Тогда этот человек сказал: «Прочти аяты, которые следуют за этим предложением». На что беззаконник сказал: «У меня нет нужды в том, что сказано дальше. Мне достаточно и этих слов, чтобы держаться от молитвы подальше».
Эта нелепая позиция сродни словам писаки, написавшего такие строки: