Пророк Мухаммед как основатель религии
Мухаммед (Магомет, Мухаммад; 570 – 632 гг. н. э.) –основатель ислама; почитается как пророк.
Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов.
Получив, по преданию (ок. 609 г.) откровение от Аллаха, выступил а Мекке с проповедью новой веры.
Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш.
Отец Мухаммеда – Абдаллах, умер до рождения сына, а мать Мухаммеда – Амина – умерла, когда ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив сына сиротой.
Мухаммед воспитывался сначала своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем – своим дядей, торговцем Абу Талибом.
В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Ясриб и Таиф.
Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и его дедушка, в единого Бога. Сначала он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).
Позднее он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак.
Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей.
И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал себе других жен, пока жива была Хадиджа.
Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений.
По обыкновению своему Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там.
Иной раз затворничества его длились несколько дней.
Особенно ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp – горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой.
В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухаммедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь.
В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел ему произнести их.
Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и пророку вдруг открылся смысл этих слов.
Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям.
Таким образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. «чтение»).
Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр.
Отныне жизнь пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение того, кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая его послания.
Получая откровения, пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье.
По временам он слышал только голос, говорящий ему.
Иногда он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно «произвольно», когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.
В первое время пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в нем необычайные перемены.
Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его.
Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухаммед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над его высказываниями и поступками.
Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухаммеда в утверждении веры в единого Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру пророка.
Некоторые родственники Мухаммеда превратились в главных его противников: унижая и высмеивая самого пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.
Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру.
Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство.
Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим.
Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке.
Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.
В 619 году умерла жена пророка Хадиджа.
Она была его самым преданным сторонником и помощником.
В этом же году скончался и дядя Мухаммеда, Абу Талиб, защищавший его от самых яростных нападок со стороны соплеменников.
Пораженный горем пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.
Друзья пророка сосватали ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой.
Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила пророка всю свою жизнь.
И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухаммеда на правах свойственницы.
Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия.
В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров.
Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).
Сура 2. Аль-Бакара (Корова)
228. Жены имеют такие же права, как и обязанности, и относиться к ним следует по-доброму, но мужья выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый.
В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни – ночь вознесения (Лейлят аль-Мирадж).
Известно, что пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим.
Над местоположением древнего иудейского храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области.
Этой ночью пророку открылись правила мусульманской молитвы.
Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман.
Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима).
Это чудесное событие весьма утешило и укрепило пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул его и не оставил наедине с печалями.
Отныне судьба пророка изменилась самым решительным образом.
Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города.
Некоторые из старейшин Ясриба уговаривали его покинуть Мекку и переселиться в их город, где он с почетом будет принят как вождь и судья.
В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом.
Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир.
Пророк незамедлительно посоветовал многим из своих мусульман-последователей переселиться в Ясриб, пока он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений.
После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.
Отъезд пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями.
Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь.
Несколько раз курайшиты чуть было не пленили его, однако пророку все же удалось достичь предместий Ясриба.
В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Ясриб, люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище.
Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду.
Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено пророку для построения дома.
Город получил новое имя – Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.
Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться его распоряжениям.
Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости.
Он просил их только об одном – сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город.
Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом «правосудия для всех», независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.
Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием, пророк тем не менее никогда не жил, как царь.
Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для его жен; у него никогда не было даже собственной комнаты.
Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем – место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.
Почти вся жизнь пророка Мухаммеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих.
Кроме пяти обязательных молитв, которые он проводил в мечети, пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям.
Его жены совершали вместе с ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.
В марте 628 года пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить свою мечту в реальность.
Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал.
Однако последователям пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам.
Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.
В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой.
Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами.
Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину.
Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее.
Затем он вошел в святыню и разрушил всех идолов.
Лишь в марте 632 года пророк Мухаммед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество).
Во время этого паломничества ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане.
Когда пророк достиг горы Арафат для «предстояния перед Аллахом», он провозгласил свою последнюю проповедь.
Уже тогда Мухаммед был тяжело болен.
Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и он слег окончательно.
Ему было 63 года.
Известно, что последними его словами были: «Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших».
Его последователи с трудом верили, что пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд: «Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него; если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?» (Коран, 3:138).
Секты ислама
Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шиитов стала настаивать на исключительном праве потомков пророка – алидов (т.е. наследников Али и Фатимы) на высшую духовную и светскую власть.
С этого времени ислам разделился на ортодоксальный – сунниты и оппозиционный – шииты.
Умеренные и радикальные шииты
Уже в VII в. шииты разделились на два направления – умеренные и радикальные.
После трагической гибели Али, который пал под ударом кинжала бывшего своего сторонника, хариджита, в 661 г. сторонники движения выступили за сохранение за его потомками исключительных прав на верховенство в исламской общине-государстве.
Особенности религиозного учения шиитов оформились к середине VIII в.
Оно основывалось прежде всего на священной книге всех мусульман – Коране, на который опирались идейные источники шиитов: сборник изречений халифа Али «Путь красноречия» и труды создателей шиитской догматики.
Как и все мусульмане, шииты признают в качестве второго источника вероучения Сунну, но отвергают те предания Сунны, которые составлены противниками Али.
Шииты считают, что во время фиксации Корана было изъято несколько аятов из ряда глав и целая глава «Два светила», в которых обосновывались особые права Али на халифат.
Они составили свои воспоминания о пророке Мухаммеде и Али и назвали их Ахбарами.
Шииты считают, что в телах 12 имамов (руководителей общины) по имени Али обитала душа пророка Мухаммеда.
После смерти 11-го имама Хасана аль-Аскари в 873 г. новым имамом стал его малолетний сын Мухаммед, ставший 12-м имамом.
Мухаммед исчез в пещере недалеко от города Самарра в Ираке, по он все-таки присутствует невидимо для всех на земле и вернется к людям в образе мессии – Махди, который установит царство справедливости на земле, откроет истинный смысл Корана и единобожия и низвергнет узурпаторов.
В шиизме широкое распространение получил культ мученичества, связанный с трагической судьбой ряда шиитских имамов, начиная с Али и его сыновей – Хасана и Хусейна, которые были убиты сторонниками правящей партии.
В практике шиизма нашел широкое применение принцип такия (осмотрительность, благоразумие) – благоразумное скрывание своей веры, т.е. право говорить и совершать то, что противоречит вере, из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь при этом в душе преданным своей религии.
Этот принцип был обусловлен тем, что на протяжении своей истории шииты часто оставались в меньшинстве и служили объектом преследований.
В XVI в. шиизм был провозглашен государственной религией Ирана, в качестве которой существует и до настоящего времени.
Шииты составляют почти половину населения Ирака, их общины проживают в Ливане, Кувейте, Бахрейне, Саудовской Аравии, Иордании, Афганистане и других странах распространения ислама.
Направления шиизма
Согласно одной из широко распространенных классификаций шиизм подразделяется на пять крупных сект, которые со временем дробились на более мелкие образования: кайсаниты, зейдиты, имамиты, крайние шииты и исмаилиты.
С направлением шиитов тесно связано другое направление в исламе – хариджиты (вышедшие, выступившие).
Это направление считается первым отделившимся от ортодоксального ислама.
Хариджиты поддерживали Али в его борьбе за власть, но когда Али выразил нерешительность и пошел на переговоры с противником, 12 тыс. человек отделились от его войска и отказались его поддерживать.
Хариджиты внесли свой вклад в разработку вопросов, связанных с теорией власти в исламе.
Они считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только выборным путем.
Если он не отвечает своему назначению, община вправе его низложить или даже убить.
Халифом может стать любой верующий вне зависимости от происхождения, социального статуса и этнической принадлежности.
Главные требования к претенденту на власть были твердая приверженность Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы с оружием в руках.
Халиф рассматривался как главное уполномоченное лицо общины и военный предводитель, ему не приписывается никакого сакрального значения.
Если общины находятся далеко одна от другой, то каждая может избрать для себя халифа.
В религиозном отношении хариджиты выступали как непримиримые поборники «чистоты» ислама и строгого следования обрядности.
В настоящее время небольшие хариджитские общины сохраняются в Омане, Алжире и Ливии.
Суннизм
Суннизм – самое крупное направление в исламе.
Почти 90% мусульман в мире исповедует суннитский ислам.
Полное название суннитов – «люди Сунны и согласия общины».
К основным признакам принадлежности к суннизму относятся: признание законной власти четырех «праведных халифов»; отсутствие сомнений в достоверности шести канонических сборников хадисов; принадлежность к одной из четырех правовых школ суннизма.
Сунниты отвергают идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка Мухаммеда, не приемлют идею о божественной природе Али и праве его потомков на духовную власть.
Хронологически суннизм оформился как негативная реакция на становления шиизма.
В рамках суннизма не возникали особые секты.
Ассасины
В конце XI в. в исмаилизме произошел раскол: образовался неоисмаилизм, ставший идеологией секты ассасинов («ассасин» – от арабск. «хашишиюн» – «курящие гашиш»), которые обожествили своего имама – Хасана ибн Шаббата (1033-1124).
Он известен также под именем «Старца», или «Владыки Горы».
Хасан ибн Шаббат, один из проповедников исмаилизма, человек отважного духа, имел большое влияние в Каире.
Это влияние, однако, возбудило зависть в других, которым удалось отправить его в ссылку. Его посадили на корабль, чтобы вывезти из страны, но поднялась буря, и все сочли себя погибшими.
Но Хасан, приняв повелительный вид, воскликнул: «Аллах обещал мне, что со мною не случится ничего дурного!».
Вдруг буря утихла, матросы закричали: «Чудо!» – и сделались последователями Хасана.
Хасан прошел Персию, проповедуя и набирая прозелитов, и, захватив крепость Аламит, на рубеже Ирака и Дилема, которую назвал «Домом богатства», учредил там свое правление.
История времени Хасана полна его именем. Короли в самом центре Европы дрожали при его имени. Его могущественная рука достигала повсюду.
Филипп-Август французский так его боялся, что не смел пошевелиться без телохранителей, и, может быть, неумолимый владыка горы щадил его именно за этот страх.
Сначала Хасан не показывал никакого намерения, кроме усиления влияния Каирского халифата, но скоро сбросил эту маску, т.к. его свирепый характер с трудом подчинялся хитрости и лицемерию.
Хасан составил учение ассасинов. Последователи Хасана разделялись на две большие рати: на «саможертвователей» и «искателей».
Первая, пренебрегая усталостью, опасностями и пытками, радостно отдавала жизнь, когда это заблагорассудится.
Владыке горы, который требовал, чтобы она или защищала его, или исполняла его смертные приговоры.
Когда жертва указывалась, верные «искатели» в белой тунике с красным кушаком (цвета невинности и крови) отправлялись исполнять данное поручение.
Их не могли остановить ни расстояние, ни опасности.
Найдя человека, которого искали, они поджидали благоприятной минуты для того, чтобы убить его.
Конрад Монферратский, поссорившись с владыкой горы или возбудив зависть каких-нибудь христианских государей, желавших устранить его, был одною из первых жертв этой секты.
Два ассасина допустили крестить себя и, поместившись возле него, по-видимому, усердно молились. Но когда представился удобный случай, они убили Конрада Монферратского, при этом один из них скрылся в церкви.
Но, услыхав, что Конрада унесли еще живого, он опять добрался до него и нанес второй удар.
После этого умер без малейшего ропота от утонченных пыток.
Когда начальнику нужен был человек для исполнения особенно опасного предприятия, он прибегал к следующей стратегии. В одной персидской провинции, называемой Сигистан, была знаменитая долина Мулеба, в которой находился дворец Владыки Горы.
Эта долина была защищена высокими горами с отвесными утесами, а все приступы к ней были охраняемы сильными крепостями. В долине обрабатывались самые роскошные сады, с павильонами, великолепно меблированными. В этих павильонах жили изумительной красоты женщины. Человека, которого Владыка выбирал для исполнения опасного задания, сначала поили допьяна и в таком положении относили в долину.
Там его оставляли бродить, где ему захочется.
Когда человек настолько приходил в себя, что мог оценить свое неожиданное местоположение и насладиться прекрасными женщинами, он проводил все время в любовных наслаждениях.
При этом человека уверяли, что он попал в рай.
Но прежде, чем он утомлялся или пресыщался любовью и вином, его опять поили допьяна и в таком состоянии относили домой.
Когда требовались услуги этого человека, Владыка опять посылал за ним и говорил, что он раз позволил ему насладиться Раем и что если человек этот исполнит его приказание, то сможет пользоваться испытанными уже наслаждениями всю свою жизнь.
Обманутый, думая, что его господин имеет власть сделать все это, был готов совершить всякое преступление, которое от него требовалось.
У Хасана был кровожадный характер.
Он убивал с расчетом, чтобы приобрести славу и могущество, внушить страх и обеспечить себе успех.
Персидский халиф намеревался напасть на эту секту и уничтожить ее.
В результате он нашел на своем изголовье кинжал и письмо от Хасана, в котором говорилось следующее: «То, что положено возле твоей головы, может быть воткнуто в твое сердце».
Несмотря на преклонный возраст, Хасан оставался кровожаден до конца.
Собственной рукой он убил двух своих сыновей, фактически, без серьезных на то оснований, а по пустячному обвинению: одного за то, что тот «убил день», а другого за то, что тот «отведал вина».
Хасан не имел намерения основать династию или правильное правительство, а только секту или тайное общество.
Возможно, что сыновья его погибли за то, что плохо скрывали свое желание заступить на его место.
Прямые потомки ассасинов – представители вполне мирноймусульманской секты низари исмаили, которую возглавляет преподобный Карим Ага Хан IV (род. 1936), получивший образование в Гарварде.
Искусство арабского Востока
Исламское искусство полно жизни и очень своеобразно. Основы исламского искусства заключаются в следующем:
– оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное.
– исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.
– ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.
– рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.
– каллиграфия является основным видом искусства.
– в исламе письмо имеет высокий статус.
– роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.
– книги это один из главных видов искусства.
– также в искусстве важны геометрические формы и узоры.
– изображения людей не встречаются.
Архитектура ислама
Архитектура ислама унаследовала многие достижения древнейших цивилизаций:
– из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;
– из Египта – колонные залы;
– из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.
В исламе были разработаны новые типы зданий:
– мечети (место для совершения земных поклонов);
– минареты (башни);
– медресе (духовные школы – семинарии);
– мавзолеи (погребальные усыпальницы);
– дворцы и караван-сараи (постоялые дворы);
– крытые рынки.
В Коране употребляется словосочетание со словом «мечеть», это особое имя Масджид аль-Харам, что означает Заповедная мечеть.
У этой мечети древняя история.
Опираясь на пересказы историков, эта мечеть более древняя по возрасту, чем Бейт аль-Мукаддас находящаяся в Палестине.
В Заповедной мечети расположен Дом Единобожия или как его еще называют Кааба, это имеет большое значение.
Любой мусульманин мечтает побывать в этой мечети и совершить намаз. Кааба долгое время была центральным местом богослужения, и сильно почиталась. Первоначальное здание Каабы относят к сооружению его светлости Адаму. Позже, по указанию Всевышнего, его светлостью Авраамом была перестроена Кааба. Заповедная мечеть подвергалась ремонту и реконструкции многократно, поэтому была несколько расширена. Сегодня она способна вместить до 330 000 молящихся.
Девять минаретов, одиннадцать лестниц и семь эскалаторов включает в себя Масджид аль-Харам.
Вместе с крышей Заповедной мечети, отделанной плитами из мрамора, и используемой под место, где совершается намаз, эта мечеть имеет три этажа.
Учитывая новые крытые подземные галереи у Каабы, открывающиеся для людей по выходным дням, получается уже четыре этажа.
Две электростанции осуществляют освещение данного комплекса.
В мечети имеются теле- и радиостудии, кондиционеры.
Но, несмотря на все это, величие Каабы в ее простоте.
Рассказывают, что в окрестностях Каабы захоронено около 70 пророков Божьих и святых.
Есть две особенности, которые выделяют Масджид аль-Харам среди других мечетей исламского мира. Ежегодно собираются со всего мира тысячи мусульман вокруг Каабы, для участия в церемонии хаджа.
Собираясь у Божьего Дома, наряду с демонстрацией своего единства и солидарности, интересуются положением друг друга и помогают в решении проблем.
Такой сбор организуется ежегодно до сих пор, после того, как пророк ислама ушел из бренного мира.
Вторая особенность в том, что мечеть эта является киблой и святыней всех мусульман.
Минареты
С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль.
Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми – их число не должно превышать количество минаретов в Мекке.
Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах.
Гигантский минарет аль-Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу).
Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой – погружены в прохладную тень.
Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века.
Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия.
Лекции читали виднейшие ученые того времени.
Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными.
Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами.
Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.
Мавзолеи
Памятник-мавзолей повествует о любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к своей жене Мумтаз Махал.
Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке.
Несмотря на то что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал внимания на других женщин.
Жена родила ему восемь сыновей и шесть дочерей.
Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка Мумтаз умерла.
Вскоре Шах Джахан объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка.
Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, был построен мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом красоты его усопшей супруги.
История Тадж-Махала
Строительство этого мавзолея продолжалось более двадцати лет. В работе принимали участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии.
Вокруг Тадж-Махала был разбит декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника.
На другом берегу Джамны, напротив Тадж-Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу – для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но планам Шаха Джахана не суждено было осуществиться. Правитель в одночасье потерял свою власть и был заточен в тюрьму. Позже и сам Шах Джахан был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной.
Дворец Альгамбра