Особенности искусства индо-буддийского Востока
Первые известные нам произведения индийского искусства относятся к периоду неолита.
Археологические находки, сделанные в долине Инда, открыли древнейшие культуры, восходящие к 2500 – 1500 гг. до н.э.; важнейшая из них обнаружена в поселениях Мохенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относится к бронзовому веку.
Общество этого времени находилось на уровне раннеклассовых отношений.
Найденные памятники свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а также и о торговых отношениях с другими странами.
Раскопками, начатыми в 1921 г., открыты города со строгой планировкой улиц, которые тянулись параллельно с востока на запад и с севера на юг.
Города обносились стенами, здания строились высотой в 2-3 этажа, из обожженного кирпича, штукатурились глиной и гипсом.
Сохранились развалины дворцов, общественных зданий и бассейны для религиозных омовений; система водостоков этих городов была самой совершенной в древнем мире.
Большим мастерством исполнения отличаются предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного искусства, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе.
Многочисленные печати из Мохенджо-Даро с искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии времени Шумера и Аккада, с которыми, по-видимому, Древняя Индия была связана торговыми отношениями.
Изображения, вырезанные на печатях, чрезвычайно напоминают шумерийского мифологического героя Гильгамеша, борющегося со зверями.
С другой стороны, в них уже наметились многие иконографические черты, развитые в дальнейшем в искусстве Индии.
Так, на одной из печатей изображено трехликое божество, голова которого увенчана круто загнутыми кверху рогами.
Вокруг него изображены олень, носорог, буйвол, слон и другие животные, считавшиеся священными.
Это многоликое божество является прообразом брахманского Шивы в одном из его обликов покровителя зверей.
Предполагается, что найденные в раскопках женские фигуры представляли богиню плодородия, образ которой впоследствии был связан с брахманскими «якшини» – духами плодородия.
Изображения животных на печатях выполнены очень тонко и с большой наблюдательностью: горный козел, круто повернувший голову с длинными рогами, тяжело ступающий слон, величественно стоящий священный бык и др.
В отличие от животных изображения людей на печатях условны.
Характерны для древней художественной культуры и две статуэтки, изображающие: одна – по всей видимости, жреца (найдена в Мохенджо-Даро) и другая – танцовщицу.
Статуэтка жреца, предназначенная, вероятно, для культовых целей, сделана из белого стеатита и выполнена с большой долей условности.
Одежда, закрывающая все тело, украшена трилистниками, представлявшими собой, возможно, магические знаки.
Лицо с очень крупными губами, условно изображенной короткой бородой, уходящим назад лбом и продолговатыми глазами, выложенными кусочками раковин, по типу напоминает относящиеся к этому же периоду шумерийские скульптуры.
Фигура танцовщицы из Хараппы, сделанная из серого шифера, мужской торс из красного камня и отдельные скульптурные головы, найденные в Мохенджо-Даро, отличаются большой пластичностью и мягкостью моделировки, передачей свободного и ритмичного движения.
Указанные черты связывают искусство этого времени с индийской скульптурой последующих периодов.
Большим разнообразием отличаются найденные в Мохенджо-Даро керамические изделия.
Блестящие лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и растительные мотивы: условно выполненные изображения птиц, рыб, змей, коз и антилоп среди растений.
Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии).
Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества.
Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи.
Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое.
А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II – I вв. до н. э.
С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд.
Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры.
Едва ли не древнейшими памятниками индийской культуры (конечно, если не говорить о периоде Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки.
Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Маурийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и, возможно, греческого искусства.
Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.