Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия
ПЛАН:
Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика
Религия в индо-буддийской культуре
Этика в индо-буддийской культуре
Особенности искусства индо-буддийского Востока
Материальная и духовная культура индо-буддийского Востока: общая характеристика
По своим размерам Древняя Индия превосходила другие древневосточные государства и отличалась разнообразием природных условий, благоприятным для земледелия климатом.
Древняя Индия: климатические условия
На значительной части территории число осадков достигало 700 мм в год и позволяло выращивать без искусственного орошения даже хлопок и такие влаголюбивые культуры, как рис, сахарный тростник и джут.
Индия, вероятно, была первой страной, освоившей хлопкоткачество. Хлопковые ткани были для Индии предметом экспорта на протяжении нескольких тысячелетий.
Кроме земледелия широкое развитие получили ремесла и торговля. На это указывает большое число гирь, найденных при раскопках.
Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что древнеиндийские города достигали больших размеров, население могло доходить до 100 тыс.
Застройка городов производилась скорее всего по плану: улицы были параллельные и пересекались под прямым углом.
По архитектуре здания довольно просты, но вполне благоустроены.
Так, система городской канализации в Мохенджо-Даро является одной из самых совершенных на Древнем Востоке.
При домах имелись специальные отстойники, откуда вода через подземные каналы, выложенные кирпичом, выводилась за пределы города.
В городах находились административные здания: дом правителя, крытый рынок, культовые сооружения и др.
Различия в уровне благоустройства жилых домов, а также разница между богатыми и бедными захоронениями свидетельствуют о значительном социальном расслоении.
Хорошо налаженная городская жизнь, которой могла руководить лишь сильная администрация, говорит о существовании мощного государства с развитым аппаратом управления.
К середине I тыс. до н.э. на территории Индии образуется несколько десятков государств, большинство из которых монархические или олигархические республики. Во главе стоял царь (раджа) – верховный распорядитель государственного имущества, в первую очередь земли.
Даже в эпоху империи Маурьев при царе существовал совет Раджасабха, куда входили крупные сановники и знатные горожане. Особенностью всех древневосточных обществ было сословное деление, но в Древней Индии оно отличалось особой жесткостью и прочностью.
Это находило свое выражение в делении общества на варны – сословия, имеющие кастовый характер.
Всего было четыре варны:
– брахманы – члены жреческих родов,
– кшатрии – воины,
– вайшьи – рядовые свободные общинники,
– шудры – относящиеся к нижнему слою общества.
Пуруша – гигантский первочеловек.
Пуруша был принесён в жертву богами древности (садхьями), а из частей его тела была создана Вселенная.
Поэтому основа ведического культа – жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалом, который выполнялся брахманами.
Варуна – бог нижнего мира и правосудия, карающий за грехи.
Митра – брат Варуны, солнечный бог договора и дружелюбия.
Девять наиболее почитаемых богов можно разделить на три тройки.
1. Верховные боги. Два из них сейчас почитаются как верховные боги (Вишну и Шива), один как верховный бог почитался в прошлом, в брахманизме, в предыдущей религии (Брахма).
Буддизм
Буддизм –одна из мировых религий, основанная на учении о «четырёх благородных истинах».
Четыре благородные истины (чатур арья сатьяни):
1. Истина о страдании: жизнь есть страдание (дуккха);
2. Истина о причине страдания: причина страданий – наши желания (дуккха самудая);
3. Истина о прекращении страданий: хочешь избавиться от страданий – избавься от желаний (дуккха ниродха);
4. Истина о пути: путь к избавлению от страданий называется восьмеричный (марга).
О достижении нирваны говорит Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий, то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).
Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости (праджня), этап нравственности или соблюдения обетов (шила) и этап сосредоточения (самадхи), то есть психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.
I. Этап мудрости.
Правильное воззрение.
На этом этапе человек должен усвоить и освоить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма, внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и всего своего поведения.
Правильная решимость.
Теперь человек должен решиться раз и навсегда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.
II. Этап нравственности
3) Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы, лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.
4) Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное количество обетов, способствующих накоплению благой кармы.
Они таковы: ненасилие, непричинение вреда живым существам; неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства; правильная сексуальная жизнь (в том числе и в смысле «не прелюбодействуй»); отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мутным, а поведение трудно поддающимся контролю.
Правильный образ жизни.
Буддист (как монах, так и мирянин) должен воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением.
Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судьбы, составление гороскопов и тому подобное).
III. Этап сосредоточения.
Правильное усердие.
Данный этап и все его ступени предназначены в основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой.
Слово «йога» означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели.
Этим словом в Индии издревле называли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («психопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и перехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное состояние «бессмертия и свободы».
Правильное памятование.
Контроль над всеми психоментальными и психофизическими процессами.
Главные методы здесь – шаматха (успокоение) и випашьяна (созерцание, предполагающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих состояний сознания).
Джайнизм
Джайнизм – одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н.э. и сохранившаяся до наших дней, для которой характерен аскетизм, запрещение убийства и причинения вреда любому живому существу.
Основой джайнизма как дхармической религии является вера в цепь перерождений (дхармачакра), возможность освобождения от сансары (мокша), строгий аскетизм, неизменная ценность жизни в любой форме её проявления, и, как следствие, непричинение вреда живым существам – ахимса.
В противовес брахманизму джайнизм признает возможность спасения души для каждого человека.
В отличие от буддизма джайнизм утверждает, что не всякая жизнь есть зло и страдание – таковой является лишь дурная жизнь.
Отсюда нирвана в джайнизме – это достижение душой вечного блаженства. В этом джайны видят смысл человеческой жизни.
С целью достижения нирваны приверженцы джайнизма обязаны верить в своих пророков и строго соблюдать их предписания.
Джайнизм исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет существовать. Джайны не отрицают бытия богов, но в общей схеме мироздания отводят им весьма скромное место.
Бесконечные изменения мира не связаны с каким-либо божественным вмешательством.
Поэтому, с точки зрения джайнизма, Веды и Брахманы не заслуживают доверия и не имеют ценности как источник знания.
Согласно их представлениям, Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, каждый из которых продолжается не поддающееся счету число лет.
Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.
В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара («перевозчика через океан бытия»), 12 главных императоров и 64 великих человека.
В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, жизнь его становится дольше, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку все потребности человека могут быть удовлетворены.
В период упадка уменьшаются размеры человеческого тела, снижается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока сам он не превращается в слабовольное существо.
Сейчас человечество живет в эпохе упадка, потому что последний из 24 тиртханкаров приходил в этот мир и уже покинул его.
Важной отличительной особенностью джайнизма является анекантавада – учение о множественности или многосторонности видения объектов и феноменов разными наблюдателями.
Реальность находится по ту сторону ограниченного разума; все наши суждения о ней преходящи и условны.
Любая вещь может рассматриваться с 350-ти различных точек зрения, поэтому невозможно быть уверенным ни в каком знании.
Самый лучший метод суждения – это метод возможного: на каждое утверждение отвечать лишь: «может быть – может не быть» или «да – нет».
Джайнизм исповедует дуалистический принцип разделения мира на джива (духовные, живые вечные существа) и аджива (неживая природа).
Джива действует и способна к познанию; аджива имеет атомистическую природу и не сознает себя. Любой материальный объект имеет по крайней мере одну адживу; растения и деревья имеют две адживы, животные – три и более.
Джайнизм разрешает есть только то, что имеет две адживы (молоко, воду, фрукты, орехи и овощи). Есть пищу, содержащую три адживы, категорически запрещено, поскольку это нарушает основной закон ахимсы – непричинения вреда.
Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ – червей и насекомых).
Особенности этики индуизма
Поскольку в индуизме предписания дхармы регламентированы в соответствии с кастовым устройством, главной добродетелью считается следование предписаниям своей касты.
«Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов...
Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев...
Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев...
Дело служение – обязанность шудр...
Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства».
Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д.
Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом, какими жестами сопроводить питье и т.д.
Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне.
Общий путь к идеалу – добрые дела, влекущие за собой другие добрые дела.
Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются:
– дхарма как праведность, добродетель;
– артха – материальная собственность, процветание;
– кама – удовольствие любовь.
Соответственно три составляющих человеческой жизни – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель. Духовная добродетель – высшая цель, но жизнь облечена в материальные рамки, которые нужно поддерживать (артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша).
Этические правила индуизма отражены во всех памятниках ведической литературы. В частности, в сутрах – метрических формулах-правилах, легких для запоминания. Правила запечатлены в дхармической литературе, многочисленных артхашастрах.
Особенности этики буддизма
В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи и поверхностно для мирян.
Рекомендации для мирян даются в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.
Пять благородных установлений (заповедей, основ, заветов) буддистов – не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пьянствуй.
Эти заповеди представляют буддийский этический кодекс в минимальном варианте.
Для монаха существует 250 дополнительных мелких запретов и ограничений: не пой и не танцуй, не спи на удобных постелях, не ешь в неположенное время, не стяжай, не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет и т.д.
Десять царственных добродетелей в буддизме: щедрость в даянии, строгое следование этическим нормам, терпимость, прямодушие, кротость, самоограничение, негневливость, непричинение зла живым существам, милосердие, стремление не отвечать силой на воздействие силы.
Буддийский идеал – идеал просветленного
Духовная самореализация – полное прекращение обычных функций психики, состояние глубочайшей сосредоточенности, полного бесстрастия, полная свобода от привязанности к миру.
Буддийский идеал – идеал просветленного.
Идеал достигается на высшей ступени самосовершенствования. Три ступени развития живых существ:
– ступень имеющих желания,
– ступень имеющих чувственность (элементы желаний),
– ступень нечувственных (в сознании нет ни одного чувственного элемента).
Высшая ступень находится за пределами норм морали.
Идеал человека воплощен в бодхисатве («обладающий просветленной сущностью»), будущем Будде в последнем рождении до обретения просветления – бодхи.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Индо-буддийский тип культуры: проблема религиозного взаимодействия
ПЛАН: