Купание и прививка во время поста
В соответствии с шариатом по положению о посте в месяце рамадан, верующий, находящийся в пути или страдающий недугом, может не соблюдать пост. Если его при этом постигнет удар судьбы и он скончается до возвращения на постоянное местожительство или до выздоровления, то он не был обязан оставлять завещание на этот счет, поскольку ему не представилась возможность компенсировать пропущенные дни поста. Если же верующий не соблюдал пост без уважительной на то причины, то непременно должен оставить завещание о выплате фидьи в посильном для него размере. В противном случае за ним сохранится вина пропущенного поста даже после смерти, поскольку он допустил нарушение предписания поста по собственной нерадивости и небрежности.
Улемы считают, что завещание, оставленное умершим относительно выплаты фидьи за пропущенные дни поста, вполне допустимо и, безусловно, принимается в расчет. Если же усопший подобного завещания не оставил, то ответственность за выплату фидьи в таком случае добровольно принимает на себя его наследник, и тем самым будет способствовать снятию или уменьшению вины усопшего за пропущенные дни поста.
По мнению улемов, купание в море или реке, обливание водою в жаркое время года не нарушают поста верующего. Вместе с тем, некоторые из них, в частности, Абу Ханифа считают это порицаемым, причем не потому, что нарушается пост, а потому что это деяние суть неуважительное отношение к обряду поклонения в месяце рамадан. Что же касается его ученика Абу Юсуфа, то он считает, что в этом деянии нет ничего порицаемого и в качестве аргумента напоминает о том, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обливал во время поста свою голову водою из-за сильной жажды и жары.
Место выплаты закята фитр
Мусульманин выплачивает закят фитр в том городе, в котором его застанет первая ночь месяца шавваль, т.е. ночь в канун праздника разговения. Дело в том, что закят фитр выплачивается не в связи с постом, а в связи с праздником разговения. По этой причине выплачиваемый в конце месяца рамадана закят и называется "закят фитр", т.е. "закят разговения". По этой же причине верующий, который скончался до захода солнца в последний день рамадана, несмотря на то, что соблюдал пост в течение всего месяца, не обязан выплачивать закят фитр, и никто из близких или родных не должен выплачивать закят за него. С другой стороны, за новорожденного, увидевшего свет после захода солнца в последний день рамадана, необходимо, как считают большинство улемов, выплатить закят фитр. Этот закят связан с одним из наиболее почитаемых в исламе праздников, который знаменует собой радость и ликование верующих. Он выплачивается в пользу бедняков и обездоленных. В хадисе пророка, да будет над ним мир, говорится: "Поддержите их материально в этот день".
Верующая женщина, как, впрочем, и мужчина, может совершать молитву таравих у себя дома или в мечети. Однако совершение женщиной молитвы в своем доме - предпочтительнее. Если же женщина ходит в мечеть с целью углубления своих познаний в области религии, а также послушать полезную и интересную проповедь, в таком случае ее молитва в мечети предпочтительнее, чем дома, поскольку расширение и углубление религиозных знаний является предписанием для верующих.
В наши дни женщина фактически имеет мало возможностей получить даже необходимый минимум религиозных знаний, научиться правильно совершать ритуалы поклонения. Таким образом, в месяце рамадан женщина должна чаще бывать в мечети, где у нее прекрасная возможность послушать проповеди, обменяться мнениями с другими верующими и получить ответы на волнующие ее вопросы. Во всяком случае, если женщина хочет совершить молитву в мечети, муж не должен препятствовать этому. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, наказывал нам: "Не запрещайте рабыням Аллаха посещать места поклонения Всевышнему". При этом женщина должна соблюдать нормы исламской этики, т.е. надевать на себя соответствующую одежду, вести себя прилично, не накрашиваться сверх меры, как будто она выставляет себя напоказ. Пусть вхождение верующей женщины в мечеть будет только ради Аллаха.
Размер закята фитр
"Закят фитр" представляет собой обязательное пожертвование верующего в пользу нуждающихся, осуществляемое в дни благословенного рамадана вплоть до наступления праздника разговения. Эту милостыню, обязательную для каждого состоятельного верующего, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел выплачивать на втором году хиджры во время поста в месяце рамадан. Как сообщает Абдурраззак, да будет доволен им Аллах, пророк, да будет над ним мир, за день или за два до праздника разговения во время проповеди сказал: “Выплачивайте в качестве пожертвования "са᾽а" любого сорта пшеницы; или же "саа" фиников или ячменя за каждого свободного, вольноотпущенного или раба, как за взрослого, так и за несовершеннолетнего”. Для ясности поясним, что "са᾽а" - мера сыпучих тел, приблизительно равняющаяся по весу двум килограммам.
Размер пожертвования "закят фитр" не изменяется, ибо он определен шариатом. Этот размер был в свое время определен пророком, да будет над ним мир. Причину определения его в размере одного "саа" можно объяснить следующим:
Во-первых, деньги в нашем понимании были очень дефицитными в то время у арабов, особенно, у бедуинов. Если какому-нибудь бедуину вы в то время сказали бы: “Заплати за товар столько-то динаров”, ничего подобного в его собственности не нашлось бы. Из припасов у него и было-то всего лишь распространенная в то время еда: финики, изюм, ячмень и еще что-нибудь из того, чем питались в те дни арабы.
Именно поэтому пророк, да будет над ним мир, вынужден был прибегнуть к такой мере пожертвования как "са᾽а".
Во-вторых, покупательная способность денег меняется время от времени. Иногда мы видим, что покупательная способность денежной единицы находится на очень низком уровне, а иногда ее стоимость на рынках резко возрастает, что в процесс определения размера "закята" могло было бы внести сумятицу, связанную с падением и повышением курса той или иной валюты. По этой причине пророк, да благословит его Аллах, при определении меры "закята" остановил свой выбор на "са᾽а", как единице измерения, с одной стороны, не меняющейся под влиянием социально-экономических факторов, а с другой - вполне достаточной в большинстве случаев, чтобы накормить одну среднюю семью.
Хотя пророк и определил размер " закята фитр" в один "са᾽а" пшеницы, фиников или ячменя, это не означает, что закят должно выплачивать только этими продуктами. В каждой отдельной стране или регионе он выплачивается верующими тем или иным продуктом, характерным для питания местного населения. По мнению имама Абу Ханифы, "закят фитр" можно выплачивать и в денежной форме. Если верующий живет достаточно зажиточно, то он может выплатить пожертвование в размере, превышающем один "са᾽а", и это вполне понятно, поскольку в наши дни пища верующего не ограничивается принятием только рисовой или кукурузной каши. На столе у современного человека непременно присутствуют блюда, приготовленные с использованием и других продуктов.