Порицаемые действия во время поста
Медресе им. М. Султановой
Меддресе «Галия»
ПОСТ
(вопросы и ответы)
Уфа 2006
Каждому из нас даровано великое благо от Всевышнего - жизнь. Но как её прожить? И об этом не забыл Творец - ниспослал священные книги с наставлениями. И ваша душа ищет Его. Она не может быть пуста. А если Он не озарит вашу душу, то ведь сатана не дремлет, а только и ждёт послабления для проникновения в неё сомнением и грешными мыслями. Мы хотим, дорогой читатель, оказать вам посильную помощь в самовоспитании, возвышающем вас до понимания и исполнения истинного предназначения каждого из нас - быть Человеком.
В серии намеченных нами к выпуску материалах содержатся ответы авторитетных улемов и прежде всего сборник ответов исламского университета «Аль-Азхар» за последние 15 лет.
Эта брошюра - первое издание этой серии. Ждём ваши вопросы и предложения по адресу: г. Уфа, ул. М. Карима, 3.
Преимущества поста
Пост является одним из пяти столпов ислама. "О вы, которые уверовали!- сказал Аллах Всевышний. - Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, сказал: "Тот, кто постился в месяц рамадан с верой и удовлетворением, получит отпущение своего греха".
Пост наступает с появления молодой луны месяца рамадан, замеченной двумя заслуживающими доверия свидетелями. С первого дня и до конца месяца мусульмане воздерживаются от пищи и питья с рассвета до захода солнца. Начинается пост после приема пищи на заре - "сухур", в ночь с последнего дня месяца шаъбан на первый день месяца рамадан. В Священном Коране момент наступления поста в каждый день благословенного месяца определяется следующим образом: "Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом соблюдайте пост до ночи".
Предписанный Аллахом пост имеет множество преимуществ и достоинств, главными из которых являются следующие:
- Пост дает отдых пищеварительной системе и желудку человека, удаляет из организма различные шлаки, укрепляет его. Пост полезен при многих заболеваниях, а также помогает курящим сделать передышку и способствует отвыканию от этой привычки.
- Пост облагораживает душу человека, приучает ее к добру, дисциплине, покорности, терпению и преданности.
- Постящийся ощущает равенство со своими постящимися братьями, так как он постится с ними и одновременно с ними разговляется. В него вселяется ощущение всеобщего мусульманского единства. Будучи голодным, мусульманин проникается истинным состраданием к своим голодающим и нуждающимся братьям.
- "Аллах не нуждается в посте того, кто не перестает говорить ложь и поступать неправедно" – сказал посланник
Аллаха, да благословит его Всевышний.
Чтобы пост мусульманина был принят и принес ему пользу, он должен делать следующее:
- Совершать молитву. Многие из постящихся небрежно относятся к ней, хотя молитва считается одной из опор религии, а ее игнорирование является безбожием. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, в этой связи сказал в одном из хадисов: "Тот, кто с верой и удовлетворением совершал ночные молитвы в рамадан, получит отпущение своего греха".
- Быть высоконравственным, остерегаться безбожия, поношения религии и плохого отношения к людям.
- Не говорить непотребных слов даже в шутку, так как иначе его пост станет недействительным. Помнить слова посланника Аллаха, да благословит его Всевышний: "Если кто-то из вас постится, то не должен сквернословить и кричать. Когда постящегося ругают или пытаются напасть на него, он должен сказать: "Я постящийся! Я постящийся!"
- Пытаться воспользоваться периодом поста для того, чтобы бросить курение. Попробовать проявить силу воли и не курить даже вечером.
- Не излишествовать в еде во время разговения, так как злоупотребление вредит здоровью.
- Щедро делать пожертвования своим родственникам и нуждающимся.
- Чаще поминать имя Аллаха, больше читать и слушать Коран, стараясь постичь его смысл. Действовать в соответствии с тем, что повелевает Коран.
- Тщательно соблюдать пост в месяц рамадан и приучать своих детей поститься, когда это становится им по силам. Если кто-либо преднамеренно нарушит пост хотя бы на один день, он обязан принести покаяние и компенсировать допущенное нарушение искупительными действиями.
От поста в месяц рамадан освобождаются, путем предоставления милостыни нуждающимся или последующего возмещения пропуска в зависимости от обстоятельств, больные, старики, немощные, несовершеннолетние дети, душевнобольные, беременные и кормящие матери, а также путники, находящиеся в пути.
Положение шариата о путнике
"О те, которые уверовали! Предписан вам пост, также как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! - на отсчитанные дни; а кто из вас болен или в пути, то - число других дней". (2/183, 184) В соответствии с этим айятом Священного Корана путнику разрешается не соблюдать пост.
Хотя среди улемов-богословов существуют различные мнения относительно расстояния, отделяющего путника от родного очага, тем не менее, общепринято считать, что это расстояние не должно быть меньше 80 км. Во всяком случае, ни от пророка, да будет над ним мир, ни от его асхабов до нас не дошло, да и не могло дойти упоминания об этом расстоянии, выраженном в километрах. Но факихи большинства мазхабов считают, что это расстояние по современным представлениям равняется приблизительно 84 км. А поститься путнику или не поститься во время пути? - этот вопрос он решает самостоятельно и это решение зависит от того, насколько он благочестив и богобоязнен. Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, путешествуя вместе с пророком, говорили: “Одни их нас соблюдали пост, другие - не соблюдали. При этом пророк ни в чем не упрекнул тех, кто не соблюдал пост и тех, кто соблюдал пост”.
Предпочтительнее, чтобы путник не соблюдал пост, если во время пути у него из-за этого возникают различные проблемы и дополнительные трудности. Истинны слова пророка, да будет над ним мир, сказанные им по поводу одного человека, который будучи в пути соблюдал пост, подвергая себя при этом неимоверным мучениям - "Не является благочестием соблюдение поста в пути". Если во время пути у верующего не возникает дополнительных проблем, связанных с соблюдением поста, то, как уже упоминалось, он может выбрать одно из двух: соблюдать или не соблюдать пост. Здесь возникает естественный вопрос: что же в данном случае предпочтительнее: соблюдение или несоблюдение поста путником?
Мнения улемов по этому вопросу разделились. Некоторые из них отдают предпочтение посту, другие считают, что несоблюдение поста предпочтительней. Как нам представляется, мнение Омара бен Абдулазиза по этому поводу очень четко определяет позицию ислама в таких вопросах. Относительно соблюдения поста путником или несоблюдения его он сказал следующее: "Наиболее легкое из них предпочтительнее". Некоторым верующим легче соблюдать пост вместе со всеми, чем компенсировать пропущенные дни поста потом, когда все остальные не соблюдают его. Таким людям мы можем посоветовать поститься. Другие, будучи в пути, находят более легким и удобным для себя несоблюдение поста. Этим людям мы можем сказать: "Не поститесь, но по возвращении из поездки восполните пропущенные дни поста". Таким образом, очевидно, что верующий, находясь в пути, волен поступать так, как удобнее и легче для него. Совсем необязательно для того, чтобы воспользоваться правом не соблюдать пост в пути, путешествие или поездка должны быть связаны с преодолением трудностей и решением проблем. Сам факт поездки или путешествия в том смысле, который вкладывают в них жители той или иной страны в соответствии с их обычаями, является достаточным для того, чтобы путник не соблюдал пост в месяце рамадан. И нет нужды в излишних рассуждениях и философ-ствовании о том, путешествует ли верующий пешком, на верблюде, автомобиле или самолете. Разрешение не соблюдать пост в пути это милость, ниспосланная Всевышним Своим рабам. "Аллах хочет для вас облегчения и не хочет для вас затруднения"- говорится в Священном Коране. Здесь важно помнить, что любое пропущенное предписание, в том числе и пост, необходимо непременно восполнить.
Соблюдение поста детьми
Как говорится в хадисе пророка, да будет над ним мир, "ничего не записывается за троими: за малолетним, пока не повзрослеет; за спящим, пока не проснется; за душевнобольным, пока разум не возвратится к нему". Фраза "ничего не записывается за ..." в данном хадисе означает, что этим трем категориям людей ничего не вменяется в обязанность из предписаний Всевышнего, т.е. они не обязаны творить молитву, совершать хадж, платить закят и соблюдать пост. Однако ислам - религия, которая учитывает природу человека и стремится сызмальства приобщить детей к поклонению, послушанию и почитанию Всевышнего, что позволит им по мере взросления относительно легко и твердо усвоить нормы и правила шариата.
Так, по поводу совершения молитвы малолетними детьми в хадисе пророка сказано: “Приобщайте детей к молитве с семилетнего возраста, а с десятилетнего возраста - заставляйте их вершить молитву". Пост также, как и молитва, является разновидностью поклонения Аллаху Всевышнему и Его предписанием. Дети должны осваивать этот обряд, но возникает вопрос: с какого возраста? Нет никакой необходимости заставлять их поститься с семи лет, поскольку пост намного тяжелее для ребенка, чем молитва. Здесь все зависит от уровня его физического развития. Как только отец или опекун убедится, что ребенок в состоянии перенести хоть несколько дней поста, он должен готовить его соответствующим образом. При этом подготовка ведется из года в год: сначала он постится три дня в году, затем - неделю, потом - две недели. После двухнедельного поста в следующий месяц рамадан подросток может выдерживать пост полностью, наравне со взрослыми. По достижении совершеннолетия, став взрослым, он выполняет все предписания поста полностью, без каких-либо облегчений. Исламское воспитание предусматривает, чтобы дети с юных лет постигали морально-этические нормы ислама и его предписания.
Таким образом, отцы и опекуны должны приобщать мальчиков и девочек к посту и молитве: к молитве - с семи лет с последующим принуждением по достижении десятилетнего возраста, а к посту - с того момента, как станет ясно, что ребенок физически способен и духовно готов к этому.
“Сухур” или прием пищи до рассвета перед дневным постом
"Сухур" не является обязательным условием правильного соблюдения поста. "Сухур" - сунна. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сам поступал подобным образом в дни благословенного рамадана и повелел верующим следовать его примеру. По поводу "сухура" в месяц рамадан он говорил: "Принимайте пищу перед наступлением дневного поста в месяце рамадан. Поистине в этом - благодать Господа". В соответствии с сунной пророка приступать к "сухуру" предпочтительно незадолго до рассвета, поскольку это придает силы мусульманину перед наступлением дневного поста и облегчает соблюдение его, сокращая продолжительность воздержания от пищи и питья. "Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее", - говорится в Священном Писании, и поэтому ислам был ниспослан милостью Всевышнего для облегчения участи людей, а не для усугубления их положения. Именно поэтому в мусульманской религии считается предпочтительным приступать к "сухуру", по возможности, в наиболее позднее предусмотренное для этого время и приступать к "ифтару", т.е. приему пищи по окончании дневного поста после захода солнца, - в наиболее раннее, дозволенное для этого время.
В соответствии с сунной пророка, да будет над ним мир, мусульманин должен встать ко времени "сухура" и принять пищу, хотя бы в незначительном количестве, к примеру, съесть финик или выпить глоток воды. "Сухур" несет в себе еще одну благодать - духовную. Благодаря "сухуру" верующий пробуждается и приходит в состояние бодрствования как раз перед рассветом, когда Аллах, проявляя Свою милость и милосердие к поклоняющимся Ему, внемлет тем, кто обращается к Нему с мольбою, прощает тех, кто умоляет Его о прощении, и приемлет деяния тех, кто творит благое и богоугодное. Как все-таки велика разница между теми, кто проводит предрассветное время в чтении Священного Корана и молитвах, и теми, кто остается в постели, погруженный в сон!
Теперь несколько слов о ситуации, в которой может оказаться мусульманин, запоздавший с "сухуром". Как же поступить верующему в случае, когда зазвучал азан утренней молитвы: должен ли он немедленно прервать "сухур" или продолжать прием пищи до конца азана? Когда верующий уверен, что призыв на утреннюю молитву провозглашается точно по расписанию, то он, услышав азан, должен немедленно прервать "сухур", более того, выплюнуть остатки пищи с тем, чтобы его пост был правильным. Если у верующего возникают сомнения в точности времени азана или он знает, что азан произносится на несколько минут раньше рассвета, то он вправе продолжать прием пищи до тех пор, пока наступление рассвета не станет для него очевидным. В качестве подтверждения этого приведем высказывание Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, человеку, обратившемуся к нему со следующими словами: “Я принимаю пищу перед дневным постом в рамадан, и если у меня возникают сомнения, то я прерываю прием пищи”. - “Продолжай есть, если ты сомневаешься в точности наступления времени, пока не исчезнут твои сомнения”. Этой же точки зрения на проблему придерживается большинство улемов. И чтобы на этот счет ни у кого уже не возникало сомнений, обратимся к практичному и доступному для постижения верующим определение времени прекращения "сухура", которое приводится в Священном Коране: "Ешьте и пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка на заре, потом выполняйте пост до ночи". (2/187)
Место выплаты закята фитр
Мусульманин выплачивает закят фитр в том городе, в котором его застанет первая ночь месяца шавваль, т.е. ночь в канун праздника разговения. Дело в том, что закят фитр выплачивается не в связи с постом, а в связи с праздником разговения. По этой причине выплачиваемый в конце месяца рамадана закят и называется "закят фитр", т.е. "закят разговения". По этой же причине верующий, который скончался до захода солнца в последний день рамадана, несмотря на то, что соблюдал пост в течение всего месяца, не обязан выплачивать закят фитр, и никто из близких или родных не должен выплачивать закят за него. С другой стороны, за новорожденного, увидевшего свет после захода солнца в последний день рамадана, необходимо, как считают большинство улемов, выплатить закят фитр. Этот закят связан с одним из наиболее почитаемых в исламе праздников, который знаменует собой радость и ликование верующих. Он выплачивается в пользу бедняков и обездоленных. В хадисе пророка, да будет над ним мир, говорится: "Поддержите их материально в этот день".
Верующая женщина, как, впрочем, и мужчина, может совершать молитву таравих у себя дома или в мечети. Однако совершение женщиной молитвы в своем доме - предпочтительнее. Если же женщина ходит в мечеть с целью углубления своих познаний в области религии, а также послушать полезную и интересную проповедь, в таком случае ее молитва в мечети предпочтительнее, чем дома, поскольку расширение и углубление религиозных знаний является предписанием для верующих.
В наши дни женщина фактически имеет мало возможностей получить даже необходимый минимум религиозных знаний, научиться правильно совершать ритуалы поклонения. Таким образом, в месяце рамадан женщина должна чаще бывать в мечети, где у нее прекрасная возможность послушать проповеди, обменяться мнениями с другими верующими и получить ответы на волнующие ее вопросы. Во всяком случае, если женщина хочет совершить молитву в мечети, муж не должен препятствовать этому. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, наказывал нам: "Не запрещайте рабыням Аллаха посещать места поклонения Всевышнему". При этом женщина должна соблюдать нормы исламской этики, т.е. надевать на себя соответствующую одежду, вести себя прилично, не накрашиваться сверх меры, как будто она выставляет себя напоказ. Пусть вхождение верующей женщины в мечеть будет только ради Аллаха.
Размер закята фитр
"Закят фитр" представляет собой обязательное пожертвование верующего в пользу нуждающихся, осуществляемое в дни благословенного рамадана вплоть до наступления праздника разговения. Эту милостыню, обязательную для каждого состоятельного верующего, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел выплачивать на втором году хиджры во время поста в месяце рамадан. Как сообщает Абдурраззак, да будет доволен им Аллах, пророк, да будет над ним мир, за день или за два до праздника разговения во время проповеди сказал: “Выплачивайте в качестве пожертвования "са᾽а" любого сорта пшеницы; или же "саа" фиников или ячменя за каждого свободного, вольноотпущенного или раба, как за взрослого, так и за несовершеннолетнего”. Для ясности поясним, что "са᾽а" - мера сыпучих тел, приблизительно равняющаяся по весу двум килограммам.
Размер пожертвования "закят фитр" не изменяется, ибо он определен шариатом. Этот размер был в свое время определен пророком, да будет над ним мир. Причину определения его в размере одного "саа" можно объяснить следующим:
Во-первых, деньги в нашем понимании были очень дефицитными в то время у арабов, особенно, у бедуинов. Если какому-нибудь бедуину вы в то время сказали бы: “Заплати за товар столько-то динаров”, ничего подобного в его собственности не нашлось бы. Из припасов у него и было-то всего лишь распространенная в то время еда: финики, изюм, ячмень и еще что-нибудь из того, чем питались в те дни арабы.
Именно поэтому пророк, да будет над ним мир, вынужден был прибегнуть к такой мере пожертвования как "са᾽а".
Во-вторых, покупательная способность денег меняется время от времени. Иногда мы видим, что покупательная способность денежной единицы находится на очень низком уровне, а иногда ее стоимость на рынках резко возрастает, что в процесс определения размера "закята" могло было бы внести сумятицу, связанную с падением и повышением курса той или иной валюты. По этой причине пророк, да благословит его Аллах, при определении меры "закята" остановил свой выбор на "са᾽а", как единице измерения, с одной стороны, не меняющейся под влиянием социально-экономических факторов, а с другой - вполне достаточной в большинстве случаев, чтобы накормить одну среднюю семью.
Хотя пророк и определил размер " закята фитр" в один "са᾽а" пшеницы, фиников или ячменя, это не означает, что закят должно выплачивать только этими продуктами. В каждой отдельной стране или регионе он выплачивается верующими тем или иным продуктом, характерным для питания местного населения. По мнению имама Абу Ханифы, "закят фитр" можно выплачивать и в денежной форме. Если верующий живет достаточно зажиточно, то он может выплатить пожертвование в размере, превышающем один "са᾽а", и это вполне понятно, поскольку в наши дни пища верующего не ограничивается принятием только рисовой или кукурузной каши. На столе у современного человека непременно присутствуют блюда, приготовленные с использованием и других продуктов.
Издательство «Дагват» благодарит Вас за приобретенную книгу. Пусть Аллах вознаградит всех мусульман за совершенные благодеяния и направит на прямой путь заблудших. Если эта книга помогла Вам обрести истину просим помолится за нас, за тех кто трудился над ним, помогал и финансировал. Тех мусульман, которые хотят переводить книги, издавать свои труды просим сотрудничать снами. Наши телефоны: 8-903-311-80-53 или (34794) 4-21-31.
Ильшат хазрат Хафизов
Содержание
Преимущества поста..............................................................................3
Порицаемые действия во время поста.................................................5
Определение времени наступления поста в северных районах ........7
Нерегулярное соблюдение поста..........................................................8
Восполнение пропущенных дней поста..............................................9
Восполнение пропущенных дней поста в месяце шаъбан...............10
Соблюдение поста престарелыми людьми и беременными
женщинам........................................................................................12
Выплата фидьи вместо соблюдения поста.........................................13
Положение шариата о путнике............................................................14
Соблюдение поста детьми ..................................................................16
“Сухур” или прием пищи до рассвета перед дневным постом........18
Прием пищи перед дневным постом вплоть до призыва на
утреннюю молитву........................................................................19
Полоскание полости рта во время поста............................................21
Использование зубной пасты и зубочистки во время поста............22
Дополнительный пост в месяце шавваль...........................................23
Купание и прививка во время поста...................................................25
Место выплаты закята фитр................................................................26
Размер закята фитр ...............................................................................27
Просмотр телепередач во время поста...............................................29
Содержание...........................................................................................30
Медресе им. М. Султановой
Меддресе «Галия»
ПОСТ
(вопросы и ответы)
Уфа 2006
Каждому из нас даровано великое благо от Всевышнего - жизнь. Но как её прожить? И об этом не забыл Творец - ниспослал священные книги с наставлениями. И ваша душа ищет Его. Она не может быть пуста. А если Он не озарит вашу душу, то ведь сатана не дремлет, а только и ждёт послабления для проникновения в неё сомнением и грешными мыслями. Мы хотим, дорогой читатель, оказать вам посильную помощь в самовоспитании, возвышающем вас до понимания и исполнения истинного предназначения каждого из нас - быть Человеком.
В серии намеченных нами к выпуску материалах содержатся ответы авторитетных улемов и прежде всего сборник ответов исламского университета «Аль-Азхар» за последние 15 лет.
Эта брошюра - первое издание этой серии. Ждём ваши вопросы и предложения по адресу: г. Уфа, ул. М. Карима, 3.
Преимущества поста
Пост является одним из пяти столпов ислама. "О вы, которые уверовали!- сказал Аллах Всевышний. - Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, сказал: "Тот, кто постился в месяц рамадан с верой и удовлетворением, получит отпущение своего греха".
Пост наступает с появления молодой луны месяца рамадан, замеченной двумя заслуживающими доверия свидетелями. С первого дня и до конца месяца мусульмане воздерживаются от пищи и питья с рассвета до захода солнца. Начинается пост после приема пищи на заре - "сухур", в ночь с последнего дня месяца шаъбан на первый день месяца рамадан. В Священном Коране момент наступления поста в каждый день благословенного месяца определяется следующим образом: "Ешьте и пейте, пока не станет различаться перед вами белая нитка и черная нитка на заре, потом соблюдайте пост до ночи".
Предписанный Аллахом пост имеет множество преимуществ и достоинств, главными из которых являются следующие:
- Пост дает отдых пищеварительной системе и желудку человека, удаляет из организма различные шлаки, укрепляет его. Пост полезен при многих заболеваниях, а также помогает курящим сделать передышку и способствует отвыканию от этой привычки.
- Пост облагораживает душу человека, приучает ее к добру, дисциплине, покорности, терпению и преданности.
- Постящийся ощущает равенство со своими постящимися братьями, так как он постится с ними и одновременно с ними разговляется. В него вселяется ощущение всеобщего мусульманского единства. Будучи голодным, мусульманин проникается истинным состраданием к своим голодающим и нуждающимся братьям.
- "Аллах не нуждается в посте того, кто не перестает говорить ложь и поступать неправедно" – сказал посланник
Аллаха, да благословит его Всевышний.
Чтобы пост мусульманина был принят и принес ему пользу, он должен делать следующее:
- Совершать молитву. Многие из постящихся небрежно относятся к ней, хотя молитва считается одной из опор религии, а ее игнорирование является безбожием. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, в этой связи сказал в одном из хадисов: "Тот, кто с верой и удовлетворением совершал ночные молитвы в рамадан, получит отпущение своего греха".
- Быть высоконравственным, остерегаться безбожия, поношения религии и плохого отношения к людям.
- Не говорить непотребных слов даже в шутку, так как иначе его пост станет недействительным. Помнить слова посланника Аллаха, да благословит его Всевышний: "Если кто-то из вас постится, то не должен сквернословить и кричать. Когда постящегося ругают или пытаются напасть на него, он должен сказать: "Я постящийся! Я постящийся!"
- Пытаться воспользоваться периодом поста для того, чтобы бросить курение. Попробовать проявить силу воли и не курить даже вечером.
- Не излишествовать в еде во время разговения, так как злоупотребление вредит здоровью.
- Щедро делать пожертвования своим родственникам и нуждающимся.
- Чаще поминать имя Аллаха, больше читать и слушать Коран, стараясь постичь его смысл. Действовать в соответствии с тем, что повелевает Коран.
- Тщательно соблюдать пост в месяц рамадан и приучать своих детей поститься, когда это становится им по силам. Если кто-либо преднамеренно нарушит пост хотя бы на один день, он обязан принести покаяние и компенсировать допущенное нарушение искупительными действиями.
От поста в месяц рамадан освобождаются, путем предоставления милостыни нуждающимся или последующего возмещения пропуска в зависимости от обстоятельств, больные, старики, немощные, несовершеннолетние дети, душевнобольные, беременные и кормящие матери, а также путники, находящиеся в пути.
Порицаемые действия во время поста
Соблюдение поста есть не что иное, как подтверждение веры в Аллаха Всевышнего и проявление благоговейного страха пред Ним и Справедливым Судом. Тем самым мусульмане вновь и вновь провозглашают верховность Небесного Закона. Когда приходит месяц рамадан, весь мусульманский мир погружается в атмосферу телесной и духовной чистоты, веры, богобоязни, послушания установлениям Аллаха, кротости нравов и благочестия дел. Исчезают скверна и мерзости, распространяются добрые дела, праведники из рабов божьих помогают друг другу в совершении благих деяний. Злые начинают сожалеть о совершенных мерзостях; у богатых просыпается чувство необходимости помочь своим бедным собратьям и убогим, и они начинают тратить свои деньги на пути Аллаха. Строгость и дисциплина во время этого месяца ставят верующих лицом к лицу с реальностями жизни и помогают им жить в остальное время года, полностью подчиняя свою жизнь воле Всевышнего.
“Когда приходит рамадан, - сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, - открываются небесные врата и закрываются врата ада, а шайтаны сажаются на цепь”. Поэтому неблаговидные и недобрые деяния в дни рамадана считаются особенно греховными, поскольку человек, допустивший их, несет за них полную ответственность. Ведь он уже не может сослаться на шайтана и сказать, что он - де не виноват и что его, якобы, бес попутал.
Соблюдение поста увеличивает число добрых дел, которые записываются за верующим. Через соблюдение поста в благословенный месяц проявляется искренность и истинность веры мусульманина, поскольку всегда есть свидетели, когда он совершает хадж, совершает молитву и подает милостыню, а во время поста верующий пред Всевышним - один, без посторонних свидетелей. В одном из священных хадисов содержатся следующие слова Аллаха: "Пост обращен ко Мне, и Я всем воздаю должное за это. Во имя Меня человек усмиряет свои страсти и воздерживается от пищи. У соблюдающего пост есть две радости: одна при разговении, а другая при встрече своего Господа в день Страшного суда".
По поводу разговения в месяц рамадан посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, сказал: "Господи! Ради Тебя я держал пост. Твоим пропитанием я разговлялся; исчезла моя жажда, а плоть наполнилась влагой; и да воздастся должное, если будет угодно Аллаху".
Если говорить о нарушениях поста, то следует отметить, что они могут быть двух категорий:
- Нарушения, требующие только возмещения потерянных дней.
- Нарушения, требующие, кроме возмещения, совершения искупительных действий.
К первой из упомянутых категорий относятся преднамеренный прием пищи верующим, находящимся в пути, и непреднамеренная рвота. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, сказал: "У кого была рвота, тот должен возместить". К этой же кате-гории относится женское кровотечение, даже если оно и случилось в последний момент перед заходом солнца, а также мужское осквернение: в результате поцелуев с женой, объятий и т.д.
К нарушениям поста, которые требуют наряду с возмещением пропущенных дней еще и искупительных действий, относится в первую очередь, половое сношение и преднамеренный прием пищи. Искупительные действия при этом заключаются в непрерывном соблюдении поста в течение двух месяцев. Вместо этого можно накормить 60 обездоленных. Искупительные действия необходимы как для мужчины, так и для женщины.
Прием пищи и питье во время соблюдения поста по ошибке или по забывчивости, а также по принуждению не требуют возмещения или искупительных действий, так как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, сказал: "Если кто-то ел и пил, забыв, что он постится, то его пост остается действительным, так как его накормил и напоил сам Аллах". Посланник Аллаха сказал также: "Аллах снял грех с моих последователей за ошибку и забывчивость".