Имам ибн батта аль-акбарий (304-387 г.)
Имам Ибн Батта аль-Акбарий (304-387 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Ибана» в главе «Вера в то, что Аллах над Троном Своим, отделен от творений Своих, а знание Его охватывает всякую вещь»: «Сподвижники и их последователи а так же все Ученые единогласны в том, что Аллах Свят Он и Велик, над Троном Своим, над небесами Своими, отделен от творений, а знание Его охватывает каждую вещь».
الامام ابن بطة العكبري ( 304-387) هـ قال رحمه الله في كتابه الإبانة عن شريعة الفرقة والناجية:
باب الإيمان بأن الله على عرشه بائن من خلقه وعلمه محيط بخلقه: أجمع المسلمون من الصحابة والتابعين وجميع أهل العلم من المؤمنين أن الله تبارك وتعالى على عرشه فوق سمواته بائن من خلقه وعلمه محيط بجميع خلقه
Имам Абу Умар ат-Талманкий аль-Андалусий (339-429 г.)
Имам Абу Умар ат-Талманкий аль-Андалусий (339-429 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Вусуль иля маърифат аль-усуль» как передает аз-Захаби (566):
«Мусульмане из Ахлю-Сунны, единогласны в том, что смысл слов Всевышнего: «И Он с вами где бы вы не были» и подобные этим словам из Корана, тут понимается Его Знание. А так же то, что Аллах Всевышний над небесами Сущностью Своей, Вознесшийся над Троном, как пожелал»…. «Сказали приверженцы Ахлю-Сунны по поводу Слов Аллаха «Милостивый Возвысился над Троном»- Поистине Возвышение Аллаха над Троном есть в истинном смысле (хакика), а не в метафорическом (маджаз)».
الإمام أبو عمر الطلمنكي الأندلسي (339-429) هـ قال رحمه الله في كتابه: الوصول إلى معرفة الأصول كما في العلو للذهبي (566): ” أجمع المسلمون من أهل السنة على أن معنى قوله : وهو معكم أينما كنتم . ونحو ذلك من القرآن : أنه علمه ، وأن الله تعالى فوق السموات بذاتـه مستو على عرشه كيف شاء، وقال: قال أهل السنة في قوله :الرحمن على العرش استوى:إن الاستواء من الله على عرشه على الحقيقة لا على المجاز
Хафиз Абу Наим аль-Асфахани (336-430 г.)
Хафиз Абу Наим аль-Асфахани (336-430 г.), да смилуется над ним Аллах, сказал в своей книге «аль-Иътикъад» как передает аз-Захаби в «аль-Улув» (561):
«Наш путь это путь Салафов, следующих за Книгой и Сунной и Иджма нашей Уммы. Из того в чем они убеждены: Поистине Аллах во всех Своих предвечных Атрибутах не переставал быть совершенным… поистине Коран во всех своих проявлениях, читаемый, написанный, заученный наизусть, слышимый,- есть Слово Аллаха в истинном значении (хакика), а не повествование или перевод… Хадисы в которых подтвержден Трон и Возвышение Аллаха на него, они подтверждают их без вопроса «как» и без уподобления. Поистине Аллах отделен от творений, а творения отделены от Него, Он не проник в них, Он Возвышен над Троном над небесами, а не на земле».
Сказал аз-Захаби: «Этот Имам привел Иджма на этот вопрос и хвала за это Аллаху. Он был Хафизом среди не арабов, без разногласий в этом… Ибн Асакир причислял его к сторонникам Абу Хасана аль-Ашари».
الحافظ أبو نعيم الأصبهاني (336-430) قال رحمه الله في كتاب الاعتقاد له كما في العلو للذهبي ( برقم 561)
” طريقتنا طريقة السلف المتبعين للكتاب والسنة وإجماع الأمة ، ومما اعتقدوه: أن الله لم يزل كاملا بجميع صفاته القديمة ، لا يزول ولا يحول …. وأن القرآن في جميع الجهات مقروءا ومتلوا ومحفوظا ومسموعا ومكتوبا وملفوظا: كلام الله حقيقة لا حكاية ولا ترجمة… وأن الأحاديث التي ثبتت في العرش واستواء الله عليه يقولون بها ويثبتونها من غير تكييف ولا تمثيل ، وأن الله بائن من خلقه والخلق بائنون منه لا يحل فيهم ولا يمتزج بهم ، وهو مستو على عرشه في سمائه من دون أرضه”. انتهى.
قال الذهبي: فقد نقل هذا الإمام الإجماع على هذا القول ولله الحمد ، وكان حافظ العجم في زمانه بلا نزاع … ذكره ابن عساكر الحافظ في أصحاب أبى الحسن الاشعري
Имам Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (у. 360)
وَقَالَ فِرْعَوْنُ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ مَا عَلِمْتُ لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرِي فَأَوْقِدْ لِي يَا هَامَانُ عَلَى الطِّينِ فَاجْعَل لِّي صَرْحًا لَّعَلِّي أَطَّلِعُ إِلَىٰ إِلَٰهِ مُوسَىٰ وَإِنِّي لَأَظُنُّهُ مِنَ الْكَاذِبِينَ
Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов». (Коран, 28:38)
Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (ум. 360 г.) относительно аята 28:38, сказал:
قوله إخبارا عن فرعون {يا أيها الملأ ما علمت لكم من إله غيري فأوقد لي يا هامان على الطين فاجعل لي صرحا لعلي أطلع إلى إله موسى} حجة على من يزعم أن الله بنفسه في الأرض; حال في كل مكان, وينكر كينونته بنفسه في السماء وعلمه في الأرض إذ محال أ, يقول فرعون هذا القول إلا وقد دلله موسى -. صلى الله عليه -. أن إلهه في السماء دون الأرض فإن كان فرعون أنكر كينونته في السماء وثبته في الأرض فقد وافق القوم فرعون في قوله وإن كان أنكره في السماء والأرض معا فقد خالفوا موسى -. صلى الله عليه – مع خلافهم لجميع الأنبياء والناس, وأهل الملل كافة سواهم ولا أعلم في الأرض باطلا إلا وهذا أوحش منه, نعوذ بالله من الضلالة
«Это является аргументом против тех, кто заявляет что Аллах, Он [находится] в мире, везде, и орицают, что Он над небесами, и Его Знание в мире (везде); невозможно чтобы Фараон сказал это, кроме как, если Муса, мир ему, рассказал ему, что его Бог – над небесами, а не земле. Если Фараон отрицал нахождение Аллаха над небесами, и утверждал, что он в мире, то эти люди (которые утверждают что Аллах повсюду) согласились с Фараоном в его словах… они пошли против Мусы, мир ему, и против всех пророков, против людей и всех религий. И я не знаю в этом мире лжи, хуже которой бы это убеждение не была, мы просим спасение у Аллах от заблуждения». (См. «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», стр. 197-198, Ибн аль-Кайим)
Имам Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (у. 360), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Нукат аль-Кур’ан» пишет:
«И слова Его: «Они боятся Господа который над Ними», – являются доказательством того, что Аллах над небесами, Своей Сущностью, и только Его Знание, которое объемлет всё [находится] на земле…». Далее имам говорит о джахмитах и му’тазилитах, а также упоминает хадис о рабыне. («Нукат аль-Кур’ан», 2/68-69)
В этой же книге, он пишет: «Без малейшего сомнения, Он (Аллах) над небесами, над Троном, и Его Знание объемлет все места». («Нукат аль-Кур’ан», 3/694)
Имам Ибн Батта аль-Укбари аль-Ханбали (у. 387)
Имам Ибн Батта аль-Укбари аль-Ханбали (у. 387) [1], да смилуется над ним Аллах, в книге «аль-Ибана аль-Кубра» пишет:
«Аллах на Троне Своем, и Он объемлет Свои творения, Своим Знанием о них и Своим Зрением». («аль-Ибана аль-Кубра»)
[1] - Некоторые слова ученых о нем:
Его ученик аль-Атикъи сказал о нем: «И он был праведным человеком... и его ду'а обычно принималось». («Тарих Мадинат ас-Салам», 12/106)
Сказал Имам аз-Захаби: «Он был Имамом в Сунне, Имамом в Фикхе, и человеком чье ду'а принималось (или: на чье дуа отвечалось)...» («Мизан аль-Иттидаль», 3/15)
Абу Са'д ас-Сам'ани сказал: "Он был выдающимся Имамом...". («аль-Ансаб», ас-Сам'ани, 1/368)
См. также «Тарих Димашкъ», 38/108, «Тарих Мадинат ас-Салям» 12/102, «Табакъат аль-Ханабиля», 3/260 и 3/258, «Тарих Багдад», 12/102.