Мукъатиль ибн Хайян, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре)
Мукъатиль ибн Хайян, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре)
‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль (сын имама Ахмада) передал в своей книге “ас-Сунна” от своего отца (Ахмада), от Нуха ибн Маймуна, от Букайра ибн Ма’руфа, от Мукъатиля ибн Хайяна, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре), о Его, (Аллаха) Та’яла, словах «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» (58:7) что он (Мукъатиль) сказал: “Он над своим Троном (‘аля аршихи) и Его знание с ними”.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 137.
Это также передает Абу Дауд в своей книге “Масаиль” от Имама Ахмада, и передают аль-Лялякаи, аль-Байхакъи и аль-Аджурри.
Оригинал текста:
Аль-Байхакъи передает со своим иснадом от Мукъатиля ибн Хайяна, что он сказал: “До нас дошло - и Аллах знает лучше - о Его, (Аллаха) Та’аля, словах:“Он - Первый и Последний...”, что Он - Первый, до всякой вещи, и Последний, после всякой вещи, и аз-Захир, над (фаукъа) всякой вещью, и аль-Батын, ближе всякой вещи, а его близость (къурб) с Его знанием и Он [сам] над своим Троном (фаукъа ‘аршихи)”.
Этот Мукъатиль - надежный (сикъа), имам, современник [имама] аль-Ауза’и. Он не “Ибн Сулейман”, который является нововведенцем (мубтади’) и не надежным.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 139.
Примечание: Это делает недействительным таъуиль (ложное толкование) джахмитов Его Имени “аль-Батын”, будь это Хулюли Джахмийя которые верят что Аллах находится везде, или же Му’аттыль Джахмийя которые стараются отрицать ‘Улюу (Возвышенность) Аллаха через двух имен аз-Захир и аль-Батын что они толкуют говоря что нету ничего над Ним и нету ничего под Ним, по их мнению отрицая место для Него. Ложные толкования джахмитов не прекращаются, так придерживайся же тафсира Саляфов.
Оригинал текста:
Имам Мухаммад бин Мус'аб ад-Да'а (умер в 228 г по хиджре)
Передается с достоверным иснадом, что Мухаммад бин Мус'аб ад-Да'а [1], да помилует его Аллах, сказал: «Кто бы ни заявлял, что Ты (Аллах) не разговариваешь (обладаешь Речью), и что тебя не увидят в Судный День, тот кяфир и (тот) не знает Тебя. Я свидетельствую, что Ты (Аллах) над Троном, над семью небесами, и не так, как говорят твои враги и еретики».
(Абудуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна», 1/173, с достоверным иснадом, ад-Даракъутни в «Китаб ас-Сифат», стр. 72-73, ан-Наджад в «ар-Родд 'аля ман якъулю би-хальк аль-Кур’ан», стр. 71, аль-Хатыб аль-Багдади в «Тарих Мадинат ас-Салям» 4/452)
[1] - Мухаммад ибн Мус'аб аль-Абид ад-Да'а (у. 228)
Кунья: Абу Джа'фар
Его учителя: Абудллах ибн аль-Мубарак, ар-Раби' бин Бадр, Ахмад бин Ханбал
Его ученики: Абу аль-Хасан ибн аль-Аттар, Джа'фар ибн Ахмад ибн Сам, Мухаммад ибн Наср
Его смерть: Мухаммад Ибн Мус'аб умер в 228 году, в месяце Зуль-Хаджа, в Багдаде.
Сказал Имам Ахмад: «Он был праведным человеком». Далее Имам Ахмад рассказывает, что иногда встречался с ним, а также приводит слова, с которыми Ибн Мус'аб обращался к Аллаху. («аль-Иляль уа Ма’рифат ар-Риджаль», Имам Ахмад, 1/317)
Абу Бакр аль-Маррузи сказал: «Я спросил Абу Абдуллаха (Имама Ахмада) о Мухаммад ибн Мус'абе аль-Абиде, и он (Ахмад) похвалил его, и сказал: «И какой человек!», я спросил "Был ли он на Сунне?», он ответил: «Да, клянусь...». («ас-Сунна», 1/249, аль-Халял)
Имам аз-Захаби сказал: «Один из аулия Аллаха…». («Тарих аль-Ислам», 16/385)
Имам аль-Хафиз Ибн аль-Ахрам (у. 301)
Передает Имам аз-Захаби в своих книгах, что аль-Хафиз Ибн аль-Ахрам (у. 301), да помилует его Аллах, в своем завещании сказал:
«Мы говорим, что Аллах на Троне, и Его знание объемлет этот мир и потусторонний».
(«Тарих аль-Ислам», 2/378, и «Тазкират аль-Хуфаз», 2/223)
Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше – Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о всякой вещи.
Сказал имам ат-Табари, комментируя этот аят:
وعني بقوله:( هُوَ رَابِعُهُمْ )، بمعنى: أنه مشاهدهم بعلمه، وهو على عرشه. كما حدثني عبد الله بن أبي زياد، قال: ثني نصر بن ميمون المضروب، قال: ثنا بكير بن معروف، عن مقاتل بن حيان، عن الضحاك، في قوله:( مَا يَكُونُ مِنْ نَجْوَى ثَلاثَةٍ ) ... إلى قوله:( هُوَ مَعَهُمْ ) قال: هو فوق العرش وعلمه معهم (أَيْنَمَا كَانُوا ثُمَّ يُنَبِّئُهُمْ بِمَا عَمِلُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ // تفسير الطبري - ج 23 / ص 237
Его Слова "чтобы Он не был четвертым" означают, что Он присутствует рядом с ними Своим Знанием, в то время как Он над Своим Троном. Как рассказал мне Абдуллах ибн Аби Зийяд (...) от ад-Даххака (табиин), который сказал относительно Слов Всевышнего "Не бывает тайной беседы между тремя..." до Его слов: "Он всегда с ними" - Сказал (ад-Даххак): "Он над Троном, а Его Знание с ними", где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает о всякой вещи". (Тафсир ат-Табари 23/237)
3) Сказал Аллах в суре аль-Мульк:
أَأَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاءِ أَن يَخْسِفَ بِكُمُ الْأَرْضَ فَإِذَا هِيَ تَمُورُ - أَمْ أَمِنتُم مَّن فِي السَّمَاءِ أَن يُرْسِلَ عَلَيْكُمْ حَاصِبًا فَسَتَعْلَمُونَ كَيْفَ نَذِيرِ
Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небом, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется.
Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто над небом, не нашлет на вас ураган с камнями? Скоро вы узнаете, каково Мое предостережение! (Сура аль-Мульк 67: 16-17)
Сказал имам ат-Табари:
أَمْ أَمِنْتُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ - وهو الله // تفسير الطبري - ج 23 / ص 513
"Неужели вы уверены, что Тот, Кто над небом..." - а это Аллах. (Тафсир ат-Табари, 23/513)
Мукъатиль ибн Хайян, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре)
‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль (сын имама Ахмада) передал в своей книге “ас-Сунна” от своего отца (Ахмада), от Нуха ибн Маймуна, от Букайра ибн Ма’руфа, от Мукъатиля ибн Хайяна, ученый Хорасана (умер до 150 г по хиджре), о Его, (Аллаха) Та’яла, словах «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым» (58:7) что он (Мукъатиль) сказал: “Он над своим Троном (‘аля аршихи) и Его знание с ними”.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 137.
Это также передает Абу Дауд в своей книге “Масаиль” от Имама Ахмада, и передают аль-Лялякаи, аль-Байхакъи и аль-Аджурри.
Оригинал текста:
Аль-Байхакъи передает со своим иснадом от Мукъатиля ибн Хайяна, что он сказал: “До нас дошло - и Аллах знает лучше - о Его, (Аллаха) Та’аля, словах:“Он - Первый и Последний...”, что Он - Первый, до всякой вещи, и Последний, после всякой вещи, и аз-Захир, над (фаукъа) всякой вещью, и аль-Батын, ближе всякой вещи, а его близость (къурб) с Его знанием и Он [сам] над своим Троном (фаукъа ‘аршихи)”.
Этот Мукъатиль - надежный (сикъа), имам, современник [имама] аль-Ауза’и. Он не “Ибн Сулейман”, который является нововведенцем (мубтади’) и не надежным.
См. “мухтасар аль-‘улюу” аз-Захаби, 139.
Примечание: Это делает недействительным таъуиль (ложное толкование) джахмитов Его Имени “аль-Батын”, будь это Хулюли Джахмийя которые верят что Аллах находится везде, или же Му’аттыль Джахмийя которые стараются отрицать ‘Улюу (Возвышенность) Аллаха через двух имен аз-Захир и аль-Батын что они толкуют говоря что нету ничего над Ним и нету ничего под Ним, по их мнению отрицая место для Него. Ложные толкования джахмитов не прекращаются, так придерживайся же тафсира Саляфов.
Оригинал текста: