Глава о разногласии по вопросу корана
Следующим разногласием стал спор относительно Корана.[83]
Одни сказали: «Коран является сотворенным».
Вторые сказали: «Коран не является ни творением, ни Творцом».
Третьи сказали: «Нельзя говорить ни то, что Коран сотворен, ни то, что он не сотворен».
Правильным мнением в этом вопросе у нас являются слова тех, кто сказал, что Коран не является ни творением, ни Творцом. И это потому, что он является речью, а невозможно в принципе, чтобы речь считалась речью в отрыве от говорящего лица, поскольку речь не является материальным телом существующим самостоятельно. В таком случае, очевидно, что Коран не может являться Творцом, напротив он может являться лишь речью Творца. А раз он является речью Творца, не являясь при этом самим Творцом, то он не может быть и Его творением. Ведь речь не существует сама по себе и является атрибутом, а атрибуты не существуют сами по себе. Они могут существовать лишь с объектом, описанным ими, подобно цвету, вкусу, запаху и ароматам. Все это не может существовать самостоятельно, как отдельные сущности, в отрыве от объекта, который характеризуется ими.
Также и речь является одним из атрибутов, которые не могут существовать сами по себе без описанного ими объекта. А раз это так, значит, правильно будет считать, также и то, что невозможно, чтобы Коран, как атрибут речи, был атрибутом сотворенного, однако описан этим атрибутом был Создатель. Т.к. если допустить подобное, это означало бы, что Творец может быть описан любым из атрибутов, присущих творениям. И получилось бы, что такими атрибутами творений как цвета, вкусы, запахи, ароматы, движение, неподвижность и т.п. на самом деле были описаны не творения, а Творец. Однако абсолютно все признающие единственность Аллаха, из числа молящихся в сторону Каабы[84] и других, единодушны в неверности подобного утверждения. Что, в свою очередь, является ясным свидетельством несостоятельности мысли о том, что речь, которой описан Господь Всесилия, является речью кого-то иного. А раз верным является обратное, а именно, что это Его речь, а, речь является атрибутом, и существует лишь вместе с объектом, который охарактеризован им, как мы прояснили это выше, выясняется, что эта речь – является атрибутом Творца. А раз так, то утверждение, что Его речь не сотворена, истинно.
Прием рассуждений и аналогий, не оставляющий джахмитам иного выхода кроме как признать божественные атрибуты:
Тому же, кто отвергает сказанное нами, надо задать следующий вопрос: «Хорошо, тогда скажи нам, чем является созданная речь, которой говорит Предвечный Создатель? Это Его творение, существующее в Его сущности, или же это Его творение, существующее в чем-то ином, или же это Его творение, существующее самостоятельно?»
И если он заявит, что это его творение, существующее в Его сущности, тем самым он допустит, что сущность Создателя является местом для Его творений. А сие утверждение есть неверие, по мнению всех сторон.
Если он заявит, что это Его творение, существующее самостоятельно, то ему надо задать такой вопрос: «Может ли быть так, что Он создал цвет, вкус и сладость существующими сами по себе?» Если он скажет, что нет, то ему следует сказать: «Ну и в чем же тогда будет состоять разница между тобой, отвергающим возможность существование цвета и вкуса самостоятельно и теми, кто допускает это, но отвергает возможность самостоятельного существования речи, которое допускаешь ты?!» Очевидно, что никакой!
Если он скажет, что это Его творение, существующее в чем-то ином, то его следует спросить: «По-твоему получается, что Его творение, существующее в чем-то ином, может являться Его атрибутом, которым Он описан?!» И если он скажет да, то его следует спросить: «Может ли быть так, что Он создаст цвет в ком-то, но окрашен в него будет Сам, или создаст движение в ком-то, но двигаться будет Сам, подобно тому как Он создал в ком-то речь, а разговаривает ею Сам?!» И если он отвергнет это, то нужно спросить его: «Чем твое утверждение отличается от того, которое ты только что отверг?!»
Если же он допустит возможность этого, получится, что он допустит то, что считается неверием и невежеством, как у нас, так и у него.
В несостоятельности всего вышеперечисленного содержится ясное указание на то, что истинным является утверждение, что речь Аллаха – это Его атрибут, а не Творец или творение!