Почему возникло это разногласие?

Потому что это действие подобно убеждению первых многобожников в том, что мертвые являются посредниками между живыми людьми и Аллахом, являются их заступниками и способствуют их приближению к Аллаху. Но, с другой стороны, первые многобожники имели убеждение о том, что эти умершие заступаются за них в том случае, если они посвятят им различные виды поклонения, как жертвоприношение, обет и т.п. К тому же, этот человек основывает свое действие на неправильном понимании хадисов, из которых он решил, что если подойти к могиле ближе, то мертвый слышит его обращение, из чего получается, что это не мольба (ду’а), а просто просьба, подобно тому, как человек просит принести ему предмет из соседней комнаты. А если бы он обращался к этому умершему издали, то это было бы явным многобожием без сомнения и без разногласий среди ученых. Более того, это один из видов многобожия в Господстве, потому что этот человек, когда обращается к умершему издалека, имеет убеждение, что этот мертвый способен слышать с любого расстояния, а это уже придавание захороненному божественного слуха.

Но вернемся к тому виду, о котором начали разговор ранее.

Каким бы ни было правильное мнение в этом вопросе, вынесение постановления о неверии (такфир) по этому явлению неочевидно.

Это потому что этот человек имеет убеждение, что мертвый слышит его, если он обращается к нему, находясь недалеко от могилы, а также считает, что раз этот праведник находится близко от Аллаха, то способен заступиться за него перед Всевышним. Опирается это его убеждение на неправильное понимание вышеупомянутых хадисов. Поэтому его обращение с мольбой, не относится к разряду того, что он просит у мертвого то, на что способен только лишь один Аллах.

Это явление очень схоже с тем явлением, когда один человек обращается к живому праведнику и просит его сделать за него ду’а. Как известно, это не является многобожием и не является даже нововведением, а, наоборот, узаконено, и сподвижники делали такое с пророком в то время, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был жив, а также обращались с такой просьбой друг к другу. В нашем же случае это нововведение, потому что обращение направлено к мертвому, а не к живому, а такого не делал ни пророк, ни сподвижники.

Также это подобно тому, как родитель попросит своего ребенка принести что-либо из комнаты. Это не называется посвящать мольбу ребенку, но называется обращаться к нему по вопросам, которые он способен выполнить. Этот суфий имеет то же убеждение относительно этого мертвого, хоть, в действительности, этот мертвый не слышит его и не способен заступиться за него перед Аллахом. А что касается того, что этим действием он делает этого праведника более милостивым и снисходительным, чем Всевышний, то в основе это действительно так. Однако, если разъяснить этому суфию, что его действия предполагают, что он считает этого умершего более милостивым, чем Всевышний, скорее всего он опровергнет наличие у него таких убеждений, и откажется от своего деяния.

Из-за вышеупомянутых причин, это явление переходит в раздел спорных вопросов.

Как ты видишь, брат мой, для опровержения этого второго этапа, который в общем списке является уже девятым (9), необходимо направить усилия на доказывание и разъяснение трех явлений:

1Всевышний Аллах является самым Снисходительным и Милосердным так, что нет нужды обращаться за заступничеством к праведникам.

2Мертвые не слышат в своих могилах.

3Мольба (ду’а) является поклонением и ее нельзя обращать кому-либо, кроме Аллаха.

Все это, с дозволения Аллаха, мы и сделаем в отдельной главе. Здесь же я всего лишь хочу, чтобы уважаемый читатель понял опасность неузаконенного тауассуля и того, к чему он, в конце концов, ведет. А также, чтобы читатель хорошо усвоил суть этих этапов и что требуется для недопустимости их претворения в жизнь. А также, чтобы стало понятно, откуда и почему, исходя из какой логики, начинается поклонение иконам, неживым предметам, могилам и т.п. Что толкает разумных, здоровых людей возвращаться к отсталому язычеству.

[Примечание не из книги]:

Просьба обращенная к мертвому у могилы чтобы он сделал ду`а Аллаху большой ширк (многобожие), и разъяснение позиции шейхул Ислама ибн Теймии в этом вопросе.

Вопрос:

«У ученых разногласие в вопросе слышат ли мертвые, и очень серьезное, и возможно даже правильное мнение что да, слышат.

Исходя из этого, человек приходит на могилу, и совершает один из видов дозволенного тавасуля, а это мольба праведного человека за другого человека. Значит, в основе этот человек лишь обращается с просьбой, подобно как к живому, так как мертвые тоже слышат, и это обычная просьба. Так на основе чего это действие считают ширком акбар (большим многобожием), тогда как человек не делает ду'а к мертвому?

Разве не получается что это бид'а, и дверь к ширку, но не большой ширк?

Ответ:

Во-первых:

Насчет того, слышат ли те, кто умер или нет? В вы сказали, что более достоверное что слышат (это в принципе не точка нашего положения, даже если они и слышат, то об этом пойдет ниже), не соглашусь с вами в этом вопросе, т.к. более достоверное что не слышат.

И что касается разговора посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует с убитыми во время Бадра, то привел имам аль-Бухари в своем Сахихе этот хадис:… «О такой-то сын такого-то, и такой-то сын такого-то легче было бы для вас если бы вы подчинились Аллаху и его посланнику, вот мы нашли то что Аллах обещал нам по истине, а разве вы не нашли то что Аллах обещал вам по истине? Тогда Умар спросил: «Как ты разговариваешь с телами у которых нет души?» (обратите внимание то что Умар вернулся к основе, а это то что тело без души не слышит, не видит и т.д). Ответил посланник Аллаха: «Клянусь Тем в чъей Руке душа Мухаммада, они слышат не хуже вашего то, что я говорю».

Говорит Катада (табиин): «Оживил их Аллах, чтоб услышали слова его в порицании их, унижении, упреке, горе и для того, чтоб сожалели они о том, что делали». Сахих аль-Бухари № 3757.

Говорит Ляджна Даима (Куъуд, Гудъян, Аъфифи, ибн Баз):

«Когда умирает человек погибают (с ним) слух его, и не постигает он голоса кто находится в этой жизни, и не слышат о чем они говорят. Говорит Всевышний Аллах: «Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле».Фатыр 22.

Аллах заверил Своего посланника в том, что он не сможет заставить слышать тех, кого призывал он к Исламу (из кафиров) и сравнил их с мертвыми. И основа того, с кем сравнили сильнее положением в описании сравнения с тем, с кем сравнили (т.е. мертвые сильнее в сравнении, чем те, кто не принимал даъват). И значит, мертвых Аллах ввел в то, что они не слышат, и они тем более подпадают под положение того, что они не могут ответить на призыв (просьбу) чем упрямцы, которые глухи к призыву посланника Аллаха и слепы от него, и они говорят что сердца наши запечатаны.

И насчет таких Аллах сказал: «А те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий». Фатыр 13-14.

А что касается слышание убитых при Бадре (начали приводить хадис, об этом)... Когда ответил посланник тем, кто осуждал его (или не понял) в том, то что посланник Аллаха разговаривал с покойными и когда им ответил: «Клянусь Тем в чъей Руке душа Мухаммада, они слышат не хуже вашего то, что я говорю»и это из особенностей посланника Аллаха которым Аллах наделил его, и это было исключением из общей основы далилем. И также из этого раздела слышание мертвым поступь обуви после джаназа, когда уходят они, и все это из исключений (из общей основы).

И также слова посланника Аллаха, которые пришли в Сунан Абу Дауд и Муснаде Ахмада:«Кто бы не дал мне салям, кроме как Аллах вернет мне мою душу и я отвечу на него».Это также исключение из общего смысла».

Источник: Ляджна Даима 1\478.

Был также спрошен шейх Усаймин:

Какой роджих (перевешивающее мнение) в слышании мертвыми?

Ответил Шейх:

Роджих в этом то, что пришло в Сунне и это утверждено, и нет в этом проблем, как это в хадисе: «То, что когда человека похоронят, слышит он стук сандалии уходящих людей».

Потом шейх привел хадис Бадра. И дальше привел хадис:«Какой бы мусульманин не дал салям другому мусульманину лежащему в могиле знавшего его в этой жизни, кроме как Аллах вернет ему душу и он ответит на салям».Кроме как основа в том, то что они не слышат, потому что души их покинули тела, но с чем пришла Сунна ваджиб верить в это.

Источник: Ликоат аль-Баб аль-Мафтух 24\220.

Во вторых:

Если скажут он же живые, так же как Аллах сказал о шахидах. Ответом будет да они живые, но жизнью барзахия (потусторонняя жизнь). Так как у нас три жизни, а это жизнь в этой дунья, жизнь барзаха, жизнь после воскрешения из могил. Как об этом сказал имам ибн аль-Кайим в «Рух».

Говорит Всевышний Аллах: «Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого».СураБакара 154.

Говорит имам Багави в тафсире к этому аяту: «Также как было сказано на шахидов Ухуда: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа». СураАль-Имран 169.

Говорит Хасан: «Поистине Шухада живые, у Аллаха предоставляют им пропитания для душ их, и достигает их радость и покой. Также как род фараона подвергают их души огню с утра до вечера, и постигает их страдание (боль)!».

Источник: Тафсир Багави к аяту 154 суры Бакара.

Говорит Абу Батын: «Аллах свят Он и велик сообщил о жизни шахидов, и нет сомнения в том, что пророки выше степенью, чем шахиды и более достойны этого. И они живые в своих могилах, и мы видим шахидов истлевшими, или иногда их съели звери и вместе с этим пришло в аяте: «Нет, они живы и получают удел у своего Господа. Радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи, которые еще не присоединились к ним, не познают страха и не будут опечалены».

И жизнь их, жизнь барзаха (потусторонняя) и Аллах знает истинность ее».

Источник: Дурар ас-Сания 2\165.

Также есть слова ибн Хаджара, который говорит: «Души верующих в иъллийин, а души неверных в сиджине, и у каждой души с другой связь смысловая, не такая как в этой жизни, но более похожа на жизнь во сне…». Источник: Миркату аль-Мафатих 5\353.

Говорит имам ибн аль-Кайим когда делает опровержение тем, кто утверждает что душа находится в могиле и невозможно ей отделится от тела: «И это чистейшая ошибка так как душа (верующего) будет выше небес в самой высокой части иъллийина… а душа посланника в самом высочайшем обществе (среди всех пророков)…». Источник: Китаб «ар-Рух» 1\101.

Хотя там много слов около положения души, и где она будет находится после смерти, но ин ша Аллах кратко это то, на что указывает далили, так как она находится там ин ша Аллах, где говорилось выше, но может вернуть ее Аллах если кто-то дает салям и т.д.

Из-за этого, то, что пришло в фатавах ученых, которые были выше, еще больше дают нам представление об этом положении, тот, кого похоронили в могиле, не может слышать, видеть или говорить кроме исключительных случаев, на которые пришли доказательства, а кто утверждает обратное то ему аргумент.

И из-за этого эти слова, которые говорит задающий вопрос:

«Исходя из этого, человек приходит на могилу, и совершает один из видов дозволенного тавасуля, а это мольба праведного человека за другого человека. Значит, в основе этот человек лишь обращается с просьбой».

Будут не правильными с двух сторон:

Первое, то, что мертвые не слышат: «Ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». Сура Фатыр 22.

Второе,то,что такое дуъа, или как оно переводится на русский язык. Дуъа – это мольба, зов, просьба. И дуъа никому нельзя отдавать кроме Аллаха, так как пришло в хадисе:

«Дуъа (мольба, просьба) это и есть поклонение». Сахих Тирмизи шейха Альбани № 2685.

Говорит шейх аль-Ислям ибну Теймия:

«И мушрики из этих говорят: мы просим через вас заступничества, т.е. просим у ангелов, пророков шафаъат (ходатайство).

(Говорят) если придем к кому-нибудь на могилу из них, будем спрашивать ходатайство у них, и если сделаем, как это делают христиане в своих церквях, то цель наша в них, напоминание о тех, у кого мы просим, и то что мы спрашиваем у этих образов, то цель наша (не сами эти образы) а их хозяева (т.е. тот, кого осуществили в этот образ) чтобы он ходатайствовал за нас перед Аллахом. И говорит кто-то из них о господин (сейди) такой-то, о господин Джарджис… о сейд Муса ибн Иъмран мир ему и т.д. ходатайствуй за меня у Господа.

И говорят они около могилы, спроси за меня Господа или говорят живому и он далеко... о господин мой хватит тебя, и я по соседству с тобой, через тебя прошу Господа я, спроси для нас чтобы Он помог нам против врагов наших, спроси у Аллаха чтобы он отстранил от нас это горе, я жалуюсь тебе на это, спроси у Аллаха чтобы вывел нас из этой печали. Или говорит один из них, спроси у Аллаха, чтобы простил Он меня.

И некоторые истолковывает этот аят: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным».

Говорят, если мы попросим после смерти у него, чтобы он попросил прощения за нас, то мы будем наподобие тех сахаба, которые были при жизни его, и просили через посланника прощение.

На самом деле они противоречат иджма сахаба и табиинов и остальных мусульман, так как ни один из них не спрашивал у посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам) после его смерти, чтобы он ходатайствовал за него, и вообще ничего не спрашивал у него, и не упоминалось это ни от кого от имамов мусульман в их книгах, и все это началось упоминаться у поздних факыхов, которые рассказывали ложную историю Малика (ад-Дар).

И эти виды обращений к ангелам, пророкам и праведникам после смерти около их могил и также в отсутствии их, или обращение к образам их, все это из самых великих видов ширка, которые были у мушриков не из ахлюль китаб, и также у нововведенцев из ахлюль китаб и мусульман, которые выявили ширк и поклонения, на которые не было никакого разрешения от Аллаха.

Говорит Всевышний Аллах: «А разве у Него есть сотоварищи, которые узаконили то, что Аллах не разрешил из этого?»».Источник: Маджмуъ аль-Фатава 1\158.

Также говорит ибн Теймия в другом месте:

«А если скажет говорящий: Я призываю шейха чтобы он был мне ходатаем (шафаат делаю через него). И это на самом деле из видов призвания христианами Маръям, книжников и монахов. А верующий надеется на Господа своего и боится Его, призывает Его искренне очищая перед ним религию. И на самом деле права шейха чтобы за него просили»…

До слов: «И как может отойти верующий в Аллаха и Его посланника к бидъату (новшеству), на которое Аллах ни низвел никакого приказа, уподобляясь в этом мушрикам и христианам (вот это и есть смысл бидъата-нововведения, а это такой же ширк как у мушриков и христиан)».

Источник: Маджмуъ аль-Фатауа 27\87-90.

И если бы это было разрешенным, разве сравнил бы шейх его с ширком мушриков?

Также в другом месте ибн Теймия говорит:

«И по милости Аллаха дуъа (мольба, просьба) может (также включать в себя) ширк, а это дуъа (мольба, просьба) кого-то, чтобы сделал тот что-то, или дуъа (мольба, просьба) чтобы тот сделал дуъа Аллаху (за него)…И соединяя в этом положении, то выявляется ширк двух видов:

Первый: Ширк в Рабубие, а это то, что сделают с Аллахом другого управляющего (во вселенной).

Второй: А это ширк в Улюхие, то, что будут делать дуъа (мольба, просьба) другому дуъа ибады (поклонения – намаз, пост и т.д.) или дуъа масъаля (вопроса, мольба, просьба). Как Аллах в Куране сказал: «Тебе мы поклоняемся и просим помочь».

Источник: Иктида Сират аль-Мустаким 2\224-226.

И мы поняли со слов шейх аль-Исляма что это большой ширк.

А то, что сказали некоторые, что есть у него слова, что это просто бидъа, то вернитесь к тем словам шейха, которые выше и что он имел в виду под бидъатом. И дальше ин ша Аллах придет пояснение за понимание бидъата со слов шейх аль-Исляма.

И также был спрошен шейх ибн Баз на уроке шарха «Кашф аш-Шубухат»:

Спрашивающий: Тот, который пришел к могиле и попросил, чтобы тот сделал дуъа за него Аллаху?

Ответил шейх ибн Баз:

«Тот не владеет этим, кто пришел на могилу и сказал: «ходатайствуй за меня или попроси за меня дуъа Аллаху», совершил ширк и это самое достоверное из слов (т.к. есть те из ученых, которые говорят что это приблежение к ширку, но не сам ширк), и нет в этом сомнения, т.к. он не владеет этим».

(Кто-то скажет ведь посланник может делать шафаат, то ему будет отвечено, да, но только после того как ему будет повелено в Судный день, как это пришло в достоверных хадисах, он этим не владеет также, а если бы владел то сахаба опередили бы в этом).

Спрашивающий: «(Вот так) Сделай дуъа за меня, сделай Аллаху дуъа за меня».

Ответил шейх ибн Баз:

«Это нельзя, это из большого ширка, потому что спрашивает у того то, чем тот не владеет, и закончено дело».

Спрашивающий: «Некоторые утверждают что это слово принадлежит шейх аль-Ислям ибну Теймия?»

Ответил шейх ибн Баз:

«Да это от него пришло разъяснение…

Явно сказал об этом шейх аль-Ислям ибну Теймия, что это большой ширк».

(Конец цитаты из шарха шейха на книгу «Кашф аш-Шубухат»).

Также в другом месте говорит шейх ибн Баз после вопроса ему о этом же положении:

«Спрашивать шафаат через посланника Аллаха или от кого-то другого после их смерти нельзя, потому что это большой ширк у ученых. Так как он не владеет после смерти ничем да благословит его Аллах и приветствует, а Аллах в Куране говорит: «Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество полностью»». Источник: «Нуру аъля Дарб».

Говорит шейх Фаузан:

«И из шубхи (сомнения) за которую вешаются (некоторые) это положение словами: «Мы не желаем от аулия, праведников чтобы они вывели нас из наших нужд кроме Аллаха, но мы желаем от них чтобы они ходатайствовали за нас перед Аллахом потому что они праведники и у них место у Аллаха и мы желаем их ходатайства и личности (то что они перед Аллахом в почете)».

И ответом будет: Это и есть то что говорили многобожники из того на чем они были. И Аллах посчитал их неверными и назвал их многобожниками, как это в словах Аллаха: «Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не может ни принести им пользу, ни причинить им вред». Фуркан 55».

Источник: Иршад иля Сахих аль-Иътикод 70-71.

Говорит шейх Солих в шархе на книгу «Кашфу Шубухат» после слов шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба:

«И если скажет тот, то, что посланнику Аллаху даровалась шафаа и я спрашиваю у него то, что ему Аллах дал».

Ответ на это: «Аллах дал ему шафаат, а тебе запретил это (спрашивания его после смерти) когда сказал: «И не делай дуъа никому кроме Аллаха»».

Говорит шейх Солих аля Шейх:

«И этот далиль и довод на самом деле правильный в точку.

Как я тебе уже говорил то, что шафаа это толяб (просьба), а это дуъа. И если кто-то попросит от посланника, и он в барзахе вместе с совершенной жизнью да благословит его Аллах и приветствует, совершеннее, чем у шахидов, походатайствовать за него и это толяб, спросил вопросом, а это дуъа.

И на самом деле попросить ходатайства у мертвого и есть дуъа мертвому, обратиться к мертвому.

И попросить посланника, когда он в могиле, и он в Рафик аль-Аъля (в самом высоком обществе) и это будет толяб, дуъа которое ты спросил у него.

И если скажет говорящий: «О Мухаммад походатайствуй (сделай шафаа) за меня, О Мухаммад попроси у Аллаха за меня, то такой сделал дуъа и толяб у него, у того, кого нет в этой жизни, так как он у Аллаха сейчас, а Аллах запретил нам призывать (делать дуъа) кого то кроме него…

Источник: «Шарх Кашфу Шубухат».

Также пришли вопросы ниже Шейху к шарху на «Кашф Шубухат».

Спрашивающий: «Если скажется шахиду и посланнику около его могилы: Проси за меня ходатайство (шафаа) в день воскрешения, какой хукм этому?»

Ответ шейха Салиха Али Шейха: «Это то, о чем мы говорим с утра, и это то, о чем мы говорим после иъша (т.е. постоянно). Это будет ширком (многобожием), потому что он спросил дуъа, толяб (просьба) суаль (вопрос) и это ширк».

Также идет вопрос в шархе:

«Каково ваше мнение по поводу того, что относят к шейх аль-Исляму ибну Теймия то, что вопрос мертвого чтобы тот попросил у Аллаха за того, не будет большим ширком, но будет бидъатом?»

Ответ шейха Салиха Али Шейха:

«То, что это пришло от шейх аль-Исляма достоверно, но он имеет ввиду там, что это бидъа которая появилась после того, как его не было, т.е. то что произошло когда не было в этой умме.

И не имеется ввиду из его слов то, что это бидъа, но не ширк, так как бидъа которая произошла в этой умме бидъа куфрия-ширкия и бидъа кроме этого.

Значит спрашивать мертвого чтобы тот сделал за него дуъа нововведение, которое даже в джахилии не было, потому что они не говорили так, сделай дуа за меня Аллаху, а они говорили сделай шафаат за меня.

И из-за этого спросить мертвого, чтобы тот попросил дуъа у Аллаха бидъа которое произошло.

И у мушриков такого не было произношения, а они спрашивали шафаа, говоря: попроси за меня шафаа, приходили приближались к ним по причине шафаа.

А что касается того, что говорят, сделай дуъа за меня Аллаху, то это бидъа которое появилось новое.

И слова Шейх аль-Исляма правильные в том, то что это бидъа придуманное.

И бидъа это, не имеется в виду которое не считается большим ширком...».

Источник: Шарх аъля Кашфу Шубухат.

Приводится от Шейхуль Ислама Ибн Теймии в “Маджму’уль-фатауа”, 27 том, стр.: 72:

«А что касается того, который приходит к могиле пророка или праведника, или того, кто убеждён, что в этой могиле находится пророк или праведник, и тот кто нет, и пытается приблизиться к нему, то это бывает в трёх степенях:

Первое из них: Когда он просит, о своей нужде, например чтобы он устранил от него болезнь, или устранил болезнь от его животных, или сделал так, чтобы ему вернули долг, или защитил его от врагов, или исцелил его самого, или его семью, или его животных, и тому подобное из того, на что способен только Аллах 'азза ва Джаль, то это явный откровенный ширк, обязательно покаяться тому, кто это сделал, а если не покается, убивается.

А если же он говорит, «я прошу у него, из-за того что он более близок к Аллаху, чем я, чтобы он делал шафа'ат перед Аллахом за меня в этих делах, потому что я прошу у Аллаха посредством него, как просят через посредников у обладателей власти, через знать и приближенных, и помощников». То это из действий мушриков и христиан, и поистине, они утверждают, что берут своих книжников и монахов заступниками, и испрашивают у них шафа`ат в своих нуждах, и также Аллах рассказал о мушриках что они говорят «мы не поклоняемся им кроме как для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху приближением» сура Аззумар, 3.

И сказал Всевышний: «Или же они взяли себе заступников помимо Аллаха? Скажи: «А если они не владеют ничем и не разумеют?» Скажи: «Аллаху принадлежит заступничество целиком. Ему принадлежит власть над небесами и землей, и к Нему вы будете возвращены». (Сура Аззумар, 43-44).

И Сказал Всевышний: «Нет у вас помимо Него ни покровителя, ни заступника, неужели вы не помянете назидание?» Сура Саджда, 4. И сказал Всевышний: «Кто тот, который заступается перед ним без Его дозволения?»Сура Бакъара, 255. И разъяснил разницу между Ним и между Его творением. И если у людей есть обычай просить заступничества у знатного человека из их знати, по причине того, что он является почитаемым, и просит у него тот за кого заступаются чтобы он удовлетворил его просьбу. То в таком случае либо его заставит помочь ему симпатия, либо страх, либо стеснение, либо любовь, либо что то другое. А Аллах пречист Он Всевышний– не заступается перед ним никто, пока он не разрешит это заступающемуся, и Он не совершает ничего, кроме того, что пожелает, и заступник заступается с его позволения, и вся власть принадлежит Ему. И поэтому сказал Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи ва салам) в хадисе согласованном от Абу Хурайры радъыйаЛлаху 'анху: «Пусть не говорит ни один из вас «О Аллах прости мне если пожелаешь», «О Аллах смилуйся надо мной, если пожелаешь», наоборот, будьте решительны в своих мольбах, поистине, Аллаха никто не может заставить». И разъяснил, что Господь, Субханаху, делает что пожелает, никто не может принудить Его в том, что он пожелал, как это бывает у заступника в отношении того, за кого заступаются, и как заставляет просящий того, кого просит, когда настаивает на своей просьбе. И стремление должно быть по отношению к Нему, как он сказал: «Посему, как только освободишься, будь деятелен, и устремись к своему Господу». (Сура Раскрытие, 7). И Страх должен быть в отношении Аллаха, как Он сказал об этом: «И Меня одного бойтесь» (Сура Бакъара, 40). И также сказал: «Так не бойтесь же людей а бойтесь Меня» (Сура аль Маида, 44). И было нам приказано просить за пророка (солляЛлаху 'алейхи ва салам) в мольбе и Аллах сделал это одной из причин для принятия ду'а. И слова многих заблудших: «этот человек ближе к Аллаху чем я, а я далёкий от Аллаха человек, я не могу делать ду`а кроме как через это посредничество», и тому подобное из слов мушриков, и поистине, Аллах Всевышний говорит: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (Сура Бакъара 2:186). И было передано, что cахабы сказали: «О посланник Аллаха, Господь наш близок и нам советоваться с ним (тихим разговором), или же далёк и нам взывать к нему (громко)?» И Аллах ниспослал этот аят. И в сахихе передается, то что они были в сафаре (в пути), и повышали свои голоса в такбире, и сказал посланник Аллаха солляЛлаху алейхи ва саллям: «О люди, остановитесь, поистине, вы не взываете к глухому, и не взываете к отсутствующему, а взываете к Слышащему, Близкому, поистине Тот, к кому вы взываете, ближе к каждому из вас, чем шея его верблюда». И приказал Аллах всем своим рабам совершение намаза для Него, и прибегать к Нему за защитой, и приказал всем им говорить: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о Помощи» (Сура Аль Фатиха 3). И рассказал о мушриках, что они говорили: «Мы не поклоняемся им, кроме как для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху»(Сура Аз-зумар, 3).

А потом надо сказать этому мушрику: «Ты, когда делаешь ду'а этому человеку, если ты думаешь, что он лучше знает о твоём положении, и более способен подарить тебе то, что ты просишь, или более милостив к тебе, то это невежество, заблуждение, и куфр. А если же ты знаешь, что Аллах более знающий, и более способен и более милостив, почему же ты не удовлетворяешься тем, чтобы просить Его, так что просишь другого вместо Него? Но нет, ты послушай то, что привёл Бухарий и другие, от Джабира, да будет доволен им Аллах, сказал он: «посланник Аллаха салляЛлаху алейхи ва саллям учил нас испрашивать благословения (истихара) в делах, как учил нас суре из Корана, говоря: «Когда кто-либо из вас собирается совершить какое то дело, пусть совершит два ракаата, помимо обязательной молитвы, а потом скажет: «О Аллах, поистине, я прошу у тебя твоим знанием, и прошу у тебя мощи от Твоей мощи, и прошу у тебя из Твоей великой милости, ведь поистине, ты Мощен, а у меня нет мощи, и Ты знаешь а я не знаю, и ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело благо для меня в моей религии, и в жизни, и в моей кончине, то предопредели мне его, и облегчи мне его, затем благослови меня в этом, а если же Ты знаешь, что в этом деле зло для меня в моей религии, и в жизни, и в моей кончине, то отврати меня от него, и отврати его от меня, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, и затем сделай меня довольным этим».Затем сказал: «И называешь свою просьбу»Приказано рабу говорить:«я прошу у тебя твоим знанием, и прошу у тебя мощи от Твоей мощи, и прошу у тебя из Твоей великой милости».

И если же ты знаешь, что он ближе чем ты к Аллаху, и выше тебя степенью перед Ним, то это истина, но однако это слово истины, под которым подразумевается ложь. И поистине он, если и является ближе чем ты к Аллаху и выше тебя степенью, то это значит только лишь то, что: Что Аллах вознаграждает его и дает ему больше чем тебе. Но это не значит, что если ты будешь взывать к нему, то Аллах удовлетворит твою просьбу лучше, чем если ты сам будешь взывать к Аллаху Всевышнему, поистине, если ты достоин наказания, или достоин того, чтобы твоё ду'а было отвергнуто, например, если в нём будет содержаться что либо запретное, то ни пророк, ни праведник, не помогут в том, что ненавистно Аллаху, и не будут усердствовать в том, что ненавидит Аллах, а если же это не так (то есть ты не достоин наказания и не достоин чтобы твоё ду'а отверглось), то Аллах больше способен на то, чтобы принять ду'а.

А если же ты говоришь: «Когда этот человек взывает к Аллаху, то Он скорее ответит на ду'а, чем если я буду взывать к Нему, то это второй момент, а именно: «то, что ты не просишь от него какого-то действия, а просишь от него чтобы он сделал ду'а за тебя. Как ты говоришь живому: «сделай ду'а за меня», и как делали сахабы да будет Аллах доволен ими, просили это у пророка солляЛлаху алейхи ва саллям (когда он был жив), чтобы он делал ду'а, и это узаконено в отношении живого как мы говорили выше. А что касается мертвого, из пророков и праведников и других, то это не узаконено для нас говорить: «сделай ду'а за нас» и то же самое «попроси за нас у твоего Господа», и не делал этого ни один из сахабов и табиинов, и не приказывал этого ни один из имамов, и нет об этом хадиса, наоборот, то что пришло достоверно в сахихе то, что они во время засухи во времена Умара, да будет доволен им Аллах, просили дождь посредством 'Аббаса, и сказали: О Аллах, поистине, когда была засуха, мы обращались к тебе через нашего пророка и ты проливал на нас дождь, и поистине мы просим у тебя посредством дяди нашего пророка, так пролей же дождь на нас, и шёл дождь. И они не шли к могиле пророка салляЛлаху алейхи ва саллям, говоря: О посланник Аллаха, сделай за нас ду'а Аллаху и попроси для нас дождя, и мы жалуемся тебе на то, что постигло нас, и тому подобное. Этого не делал ни один из сахабов вообще ни разу, наоборот это бид'а, не ниспосылал Аллах на это никакого доказательства. Но они, когда проходили возле могилы пророка, солляЛлаху аляйхи ва саллям, давали ему салям. А если они хотели делать ду'а Аллаху, то не поворачивались во время взывания к Аллаху к могиле пророка, а поворачивались в сторону къиблы, и взывали к Аллаху Единственному без придавания сотоварищей как взывают к Нему во всех местах. И это то, что пришло в «Муватта» и у других от посланника Аллаха, солляЛлаху аляйхи ва саллям, (что он) сказал: «О Аллах, не сделай мою могилу идолом, которому поклоняются, усиливается ненависть Аллаха на народ, который берет могилы своих пророков местами поклонения».И в «Сунане» от него (салла Ллаху `алейхи уа салам) передается, что он сказал: «Не берите мою могилу особой, и призывайте благословения на меня, где бы вы ни были, поистине ваши салаваты доходят до меня».

И в «Сахихе» от него (салла Ллаху `алейхи уа салам, передается), то, что он сказал при болезни, после которой он так и не поправился: «проклятие Аллаха на иудеях и христианах, они взяли могилы своих пророков местами поклонения» - предостерегая от того, что они сделали. Сказала 'Аиша да будет доволен ею Аллах и её отцом: «и если бы не это, могилу его бы сделали видной для всех, но однако он запретил брать её местом поклонения».

И в «Сахихе» Муслима, что он, солляЛлаху аляйхи ва саллям сказал за пять дней до смерти: «Поистине, те, кто был до вас, брали могилы местами поклонения, но нет, не берите могилы местами поклонения, и поистине, я запрещаю вам это».

И в «Сунане» Аби Дауда, что он сказал: «Проклятие Аллаха на тех, кто совершает паломничество к могилам, и делают их местами поклонения, и кто «заплетает»».

И поэтому сказали наши ученые: «Не дозволено возведение мечетей над могилами, и сказали: «Поистине не дозволено давать обет могиле, и мертвым возле могилы ничем абсолютно, ни многим, ни малым, ни воском, ни животным, ни другим помимо этого, все эти обеты являются греховными. И пришло достоверно в сахихе от пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) что он сказал: «кто дал обет в послушании Аллаху то пусть выполнит его, а кто дал обет ослушание Аллаха то пусть не ослушается», и ученые разошлись во мнениях в том, искупается ли такой обет, на два мнения.

И поэтому, не сказал ни один из имамов саляф: «Поистине намаз возле могил праведников желателен, или что в этом милость, или что молитва там и ду'а более хорошее дело чем молитва в другом месте или ду'а, наоборот, все они объединились на том, что молитва в мечетях и домах лучше чем молитва возле могил, могил пророков и праведников, независимо от того, назовешь ты это «машахидом» или нет. И узаконили Аллах и его посланник, разные вещи в мечетях, а не на могилах, и сказал Всевышний: «Кто же более несправедлив, чем тот, кто препятствует тому, чтобы в мечетях Аллаха поминалось его имя и стремится их разрушить?» (Сура Бакъара 114). И не сказал «могилы». И сказал Всевышний: «Когда вы уединяетесь в мечетях» (сура Аль Бакъара 187). И не сказал «на могилах», и сказал Всевышний: «Скажи: «Мой Господь велел поступать справедливо». Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру» (Сура Преграды, 29).

И сказал Всевышний: «Поистине оживляют мечети Аллаха только те, кто уверовал в Аллаха и Судный День и выстаивает молитву и выплачивает закят и не боится никого кроме Аллаха, может быть они будут из ведомых верным путем»(Сура тауба, 18).

И сказал Всевышний: «Мечети принадлежат Аллаху так не взывай же с ни к кому наряду с Аллахом»(Сура Аль джинн 18).

И сказал посланник (салла Ллаху `алейхи уа салам): «молитва человека в мечети, лучше чем молитва в его доме или на работе в двадцать пять раз». И сказал (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Кто возведет для Аллаха мечеть, возведет Он ему дом в раю».

А что касается могил, то достоверно пришёл запрет на это от посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) брать их местами поклонения, и проклинал он тех, кто это делает, и упомянул один из сподижников и табиинов как это упомянул Бухарий в «Сахихе» и Ат-Табараний и другие. В своём тафсире, упомянули его в «рассказах о пророках» в словах Всевышнего: «И слова Его: «не оставляйте ваших богов и не оставляйте Вадда, Сува'а, Ягъуса, Я'укъа и Насра»» (сура Нух аят 23). Сказали: Это имена праведных людей из народа Нуха, а когда они умерли, люди стали заниматься поклонением на их могилах, а потом прошло много времени и они сделали их изображения в виде идолов. И стало поклонение на могилах и их обтирание, и целование их, и мольба к ним возле этих могил и внутри них и тому подобное основой ширка и поклонения идолам. И поэтому сказал пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам): «о Аллах не сделай мою могилу, идолом которому поклоняются».

И единогласны ученые в том, что кто посетил могилу пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), или могилу другого из пророков, и праведников, сахабов или ахлиль байт, и других, что он не должен обтирать их, и не должен целовать их. Наоборот нет в религии ничего, что позволило бы целовать что либо, кроме Черного камня. И <

Наши рекомендации