О желательности и достоинствах совершения молитвы тарауих в Рамадане

Молитва

“Тарауих”

Первое издание

Подготовлено редакцией сайта

О желательности и достоинствах совершения молитвы тарауих в Рамадане - student2.ru

Содержание

Определение слова «тарауих». 3

О желательности и достоинствах совершения молитвы тарауих в Рамадане. 3

О правомочности совершения молитвы тарауих в джама’ате, как для мужчин, так и для женщин.. 4

Где лучше совершать молитву тарауих, дома или в мечети с джама’атом?. 5

Время молитвы тарауих. 7

О количестве рак’атов молитвы тарауих. 7

Важное замечание. 19

Несколько слов о совершении молитвы тарауих. 19

Правило совершения ночной молитвы, как в Рамадан, так и в другое время. 19

О затягивании и укорачивании молитвы тарауих. 19

О произнесении определенных слов поминания Аллаха после каждых двух или четырех рак’атов тарауиха. 20

Об увещевании или уроках между молитвами тарауих. 21

Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?. 21

О мольбе къунут в уитре. 21

Что следует произносить в мольбе-къунут?. 22

Когда следует читать къунут, до или после поясного поклона?. 22

Можно ли поднимать руки во время мольбы-къунут?. 2323

Можно ли говорить вслух «Амин» после мольбы имама?. 23

О некоторых излишествах в мольбе-къунут. 23

Литература. 25


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Определение слова «тарауих»

«Тарауих» – множественное число от «таруиха». Так названа дополнительная ночная молитва, совершаемая в ночи месяца Рамадан. Название молитвы «тарауих» произошло от слова «рахатун», что означает «отдыхать, сидеть». Такое название объясняется тем, что праведные предшественники совершали эту молитву так долго, что после каждых двух или четырех рак’атов они усаживались для того, чтобы отдохнуть. См. “Фатхуль-Бари” 4/294, “Раддуль-мухтар” 1/474.

Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы. И тахаджуд в Рамадан – это и есть тарауих, поскольку не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни достоверного, ни слабого, чтобы он совершал в Рамадан две молитвы, одна из которых тарауих, а другая тахаджуд. И тахаджуд не в Рамадан – это то, что в Рамадан именуется тарауихом”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.

О правомочности совершения молитвы тарауих в джама’ате,

Время молитвы тарауих

Имам ан-Науауи сказал: “Время намаза тарауих наступает с завершением ночной молитвы (‘иша), о чем говорили аль-Багъауи и другие, и длится до рассвета”. См. «аль-Маджму’» 3/526.

Это касается любых ночных молитв, будь это тарауих, тахаджуд или уитр. ‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”. Муслим 736.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах подкрепил вас еще одной молитвой, и это – Уитр! Так совершайте же его между ночной и утреней молитвами!» Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 108.

Однако наилучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей,[2] и это лучше!» Муслим 755.

Итог

На основании всего изложенного мы видим, что среди ученых есть большое разногласие относительно количества рак’атов молитвы тарауих. Однако мы должны знать, что наличие разногласий не имеет никакую шариатскую силу в приведении доводов и предпочтении одного мнения другому, либо же в опровержении одного мнения другим. А слова и мнения ученых сами по себе не являются доводом, как говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства, извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых. Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.

Раньше мы следовали мнению первой группы ученых, что молитву тарауих не следует совершать больше, чем в одиннадцать рак’атов. Однако после подробного изучения этого вопроса и доводов всех сторон мы пришли к тому мнению, что самым сильным и аргументированным является мнение третьей стороны, что молитва тарауих, как и любая иная добровольная ночная молитва, не имеет каких-либо ограничений и каких-либо конкретных количеств рак’атов.

Имам аш-Шаукани сказал: “Ограничение молитвы, именуемой как «тарауих», определенным количеством рак’атов или чтением в них определенных сур Корана, не имеет на то никаких указаний в Сунне!” См. “Найлюль-аутар” 3/64.

Но если человек будет совершать молитву тарауих именно в одиннадцать рак’атов, следуя тому, что чаще всего совершал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то нет в этом проблем. А что касается узаконивания любого иного количества рак’атов молитвы тарауих, то это является нововведением, о чем говорил имам ас-Сан’ани, что на это нет никакого довода в Коране и Сунне. И кстати, очень часто сторонники второго мнения, что молитва тарауих состоит именно из двадцати рак’атов, используют доводы третьей стороны, чтобы опровергнуть сторонников мнения одиннадцати рак’атов, а затем, сдвинув ограничение молитвы тарауих с одиннадцати рак’атов, строго, останавливаются именно на двадцати рак’атах. Но ведь сторонники третьего мнения не узаконивали никакого определенного числа рак’атов для молитвы тарауих!

Важное замечание

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “В вопросах иджтихада нельзя порицать с помощью руки (т.е. силой)! И никто не имеет права обязывать следовать какому-либо вопросу иджтихада, однако можно обсуждать это с помощью научных доводов. И тот, для кого станет ясным правильность одного из мнений, пусть следует ему. А что касается того, кто доверяет другому мнению, то нельзя его порицать”. См. “Маджму’уль-фатауа” 30/80.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если ученые разногласят в вопросах фатуа или же, скажем, в увещевании и наставлениях, то мусульманину следует следовать тому, что он видит наиболее близким к истине!” См. “Ликъа Баб аль-мафтух” вопрос № 1136.

Однако многие мусульмане, не понимая сказанного, каждый год делают вопрос количества рак’атов молитвы тарауих предметом споров и ссор, зачастую приводящих к смутам. Это недопустимо! Ведь совместная молитва в месяц Рамадан должна сближать сердца мусульман, а не, наоборот, быть причиной смуты и раздора. Вся беда в том, что многие мусульмане не понимают такой вопрос в Исламе, как «приемлемое разногласие». Дело в том, что многие молодые мусульмане, считающие, что Сунной является совершение только одиннадцати рак’атов за ночь, начинают считать приверженцами нововведений совершающих большее количество. А со своей стороны, фанатичные сторонники мнения двадцати рак’атов называют их смутьянами, раскалывающими джама’ат мусульман, поскольку те уходят после восьми или же десяти рак’атов, не молясь с имамом до конца, и также обвиняют их в нововведении. А в некоторых республиках дело дошло до того, что человек, дабы его не назвали ваххабитом или смутьяном за не совершение двадцати рак’атов, вынужден молиться за имамом до самого конца, даже если он желает уйти пораньше по причине каких-либо важных дел. И это даже в том случае, если этот человек не придерживается того мнения, что нельзя превышать одиннадцать рак’атов молитвы тарауих.

Все это является заблуждением, причиной которого является отсутствие знания и понимания приемлемых разногласий среди ученых.

Тем людям, которые делают вопрос количества рак’атов тарауиха предметом смуты и раскола среди мусульман, можно посоветовать поискать мечеть, в которой имам совершает то количество рак’атов, которого он придерживается. А если он не найдет такого, то чем вносить смуту, ему лучше молиться у себя дома, придерживаясь мнения имамов, считавших, что молитва тарауих дома лучше, чем в мечети с имамом.

Главное не следовать как в этом, так и в любом другом вопросе, за своими страстями, а следовать за тем или иным мнением на основании доводов. А что касается простого народа, который делает так, как их имам, то они не заслуживают никакого порицания!

Литература

1. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

2. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Раджаб аль-Ханбали.

3. «‘Умдатуль-къари шарх Сахих аль-Бухари» Бадруддин аль-‘Айни.

4. «Шарх Сахих Муслим» Яхья ибн Шараф ан-Науауи.

5. «Мир’атуль-мафатих шарх Мишкат аль-масабих» ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури.

6. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.

7. «Къияму Рамадан» Ибн Наср аль-Маруази.

8. «аль-Масабих фи саляти-ттарауих» Джалялюддин ас-Суюты.

9. «Найлюль-аутар мин асрар Мунтакъа аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.

10. «Къияму Рамадан фадлюху уа кайфия адаих» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

11. «Саляту-ттарауих» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

12. «Саляту-ттарауих» Мухаммад Дыяуррахман аль-А’зами.

13. «Тасхих ад-ду’а» Бакр Абу Зайд.

14. «Бугъятуль-мутатауи’ фи саляти-ттатауу’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.

15. «аль-Ахадис уаль-асар уарида фи къунут аль-уитр» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.

16. «Сыфату саля къыям аль-лейль» Мухаммад ибн Салих аль-Хазим.

17.«аль-Уаджиз фи фикъхи-Ссунна уаль-Китабиль-‘Азиз» ‘Абдуль-‘Азым ибн Бадауи.

18. «Маусу’атуль-фикъхиятуль-муяссара» Хусайн аль-‘Ауаиша.

19. «Тамамуль-минна фи фикъхиль-Китаб уа сахихи-Ссунна»‘Адиль ибн Юсуф аль-‘Аззази.

20. «Сахих фикъху-Сунна»Абу Малик Камаль ибн Сайд Салим.

[1] На достоинство совершения добровольных молитв дома, где человек огражден от показухи, указывают многие хадисы. Так, посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва человека в его доме превосходит добровольную молитву перед людьми так же, как молитва человека в джама’ате, превосходит намаз одного!» ‘Абдур-Раззакъ 4835, Ибн Абу Шейба 2/256. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3149.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Добровольная молитва человека, совершенная там, где его не видят люди, превосходит молитву, совершенную на людях, в двадцать пять раз!» Абу Я’ля, ад-Дайлями. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани. См. «Сахих аль-джами’» 3821.

[2] Имеется в виду, что эта молитва посещается ангелами, которые являются ее свидетелями.

[3] Имам Ибн аль-Мадини о Са’ид ибн аль-Мусайибе говорил: “Я не знаю среди последователей (таби’ун) человека с большим знанием, чем он”. См. “ат-Тахзиб” 2396.

[4] Вместо установленных посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) коротких двух рак’атов, совершаемых перед утренней молитвой, этот человек совершал много рак’атов, затягивая поясные и земные поклоны.

[5] Эти слова внешне указывают на то, что совершать уитр в три рак’ата не следует. Однако такое понимание является неправильным, поскольку передается от многих сподвижников и в том числе от ‘Аиши, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто делал уитр именно в три рак’ата! Однако вопрос в том, каким именно способом пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр в три рак’ата. ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая три рак’ата уитра не садился во втором рак’ате для чтения ташахуда, а делал это только в третьем рак’ате, и потом делал приветствие (таслим)”. Малик 466, ан-Насаи 3/234, аль-Байхакъи 3/31. Хадис достоверный.

А Ибн ‘Умар рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр по два рака’ата, разделяя его таслимом (словами приветствия), после чего совершал один нечетный рака’ат”. аль-Бухари 991.

Таким образом, мы видим, что совершать уитр в три рака'ата можно и это Сунна, однако не следует совершать три рака’ата уитра именно подобно вечерней молитве (аль-Магъриб), с ташаххудом после второго рака’ата, а следует делать лишь один ташаххуд в конце. Или же следует совершить два рака’ата, после чего произнести таслим (слова приветствия), а потом совершить еще один рака’ат. В таком случае три рака’ата уитра не будут подобны вечерней молитве, и не попадают под запрет пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “Къияму-ллейль” 119 и “Субулю-Ссалям” 2/8.

Более того, подобное совершение уитра (с ташаххудом во втором рак’ате) не имеет под собой никакой достоверной основы в Сунне!

[6] Молитва рагъаиб – это намаз в двенадцать рак’атов, который совершают некоторые несведущие люди в первую пятницу месяца Раджаб. Эта молитва не имеет никакой основы в шариате и является нововведением по мнению имамов всех мазхабов. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/239, “аль-Мадхаль” 1/294.

[7] Молитва, совершаемая в середине месяца Ша’бан именуется «салятуль-бараа». Она также относится к числу нововведений в религии, не имеющей никакой основы. См. “ас-Сунан уаль-мубтади’ат” 156.

[8] Этот имам, который жил около 900 лет назад, говорит про облегчение и не затягивание тарауиха, а что говорить про наше время, когда многие мусульмане ленятся ходить в мечеть даже на обязательную групповую молитву, которая длится пять минут?!

[9] Доводом на эти слова является хадис: «Молитва человека с другим лучше, чем молитва одного! А молитва человека с двумя лучше, чем молитва с одним. И чем больше количество, тем любимее это для Аллаха!» ан-Насаи 843, Абу Дауд 554. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1912.

Молитва

“Тарауих”

Первое издание

Подготовлено редакцией сайта

О желательности и достоинствах совершения молитвы тарауих в Рамадане - student2.ru

Содержание

Определение слова «тарауих». 3

О желательности и достоинствах совершения молитвы тарауих в Рамадане. 3

О правомочности совершения молитвы тарауих в джама’ате, как для мужчин, так и для женщин.. 4

Где лучше совершать молитву тарауих, дома или в мечети с джама’атом?. 5

Время молитвы тарауих. 7

О количестве рак’атов молитвы тарауих. 7

Важное замечание. 19

Несколько слов о совершении молитвы тарауих. 19

Правило совершения ночной молитвы, как в Рамадан, так и в другое время. 19

О затягивании и укорачивании молитвы тарауих. 19

О произнесении определенных слов поминания Аллаха после каждых двух или четырех рак’атов тарауиха. 20

Об увещевании или уроках между молитвами тарауих. 21

Можно ли читать Коран во время тарауиха с книги (мусхаф)?. 21

О мольбе къунут в уитре. 21

Что следует произносить в мольбе-къунут?. 22

Когда следует читать къунут, до или после поясного поклона?. 22

Можно ли поднимать руки во время мольбы-къунут?. 2323

Можно ли говорить вслух «Амин» после мольбы имама?. 23

О некоторых излишествах в мольбе-къунут. 23

Литература. 25


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Определение слова «тарауих»

«Тарауих» – множественное число от «таруиха». Так названа дополнительная ночная молитва, совершаемая в ночи месяца Рамадан. Название молитвы «тарауих» произошло от слова «рахатун», что означает «отдыхать, сидеть». Такое название объясняется тем, что праведные предшественники совершали эту молитву так долго, что после каждых двух или четырех рак’атов они усаживались для того, чтобы отдохнуть. См. “Фатхуль-Бари” 4/294, “Раддуль-мухтар” 1/474.

Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы. И тахаджуд в Рамадан – это и есть тарауих, поскольку не передается ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни достоверного, ни слабого, чтобы он совершал в Рамадан две молитвы, одна из которых тарауих, а другая тахаджуд. И тахаджуд не в Рамадан – это то, что в Рамадан именуется тарауихом”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.

О желательности и достоинствах совершения молитвы тарауих в Рамадане

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 37, Муслим 759.

‘Абдуллах ибн ‘Укъайм рассказывал: “Когда наступал месяц Рамадан, ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Поистине, Аллах вменил вам в обязанность в этот месяц пост, но не вменил в обязанность совершение ночных молитв. Но поистине, эти ночные молитвы (в Рамадан) из наилучших добровольных деяний, о которых сообщил Всевышний Аллах! И тот, кто не желает их совершать, пусть спит в своей кровати. И пусть каждый из вас остерегается говорить: “Я буду поститься, если такой-то будет поститься, и буду выстаивать ночные намазы, если такой-то будет их выстаивать!” Так пусть же тот, кто поститься или совершает ночные молитвы, делает это только ради Аллаха!»” ‘Абдур-Раззакъ 7748, Ибн Абу Шейба 8873. Иснад достоверный.

Имам ан-Науауи сказал: “Умма единогласна в том, что совершение молитвы тарауих не является обязательным, однако это является желательным!” См. “Шарх Сахих Муслим” 5/379.

Совершение молитвы тарауих не является обязательным, однако мусульманин, стремящийся к довольству своего Господа, будет стараться не упустить их, ведь месяц Рамадан длится недолго, а за совершение ночных молитв в Рамадане полагается великая награда, о чем сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 37, Муслим 759.

Имам аль-Баджи говорил: “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” См. “аль-Мунтакъа” 251.

‘Амр ибн Мурра аль-Джухани рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” См. “Лятаифуль-ма’ариф” 171.

Наши рекомендации