Намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте
ваши ноги до щиколоток», (сура «Трапеза», 5:6).
Доводом на необходимость последовательности является хадис: «Начинайте с того, с чего начал Аллах» («Муватта» имама Малика ибн Анаса, хадис № 735, в передаче от Джабира бин Абдуллаха Салями. Передатчики этого хадиса достойны доверия. «Сунан сагир» Насаи, № 2929, также в передаче от Джабира сдостоверным иснадом.).
Доводом на непрерывность омовения служит хадис о «обладателе пятнышка» от пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он увидел на стопе мужчины участок размером с дирхам, которого не достигла вода, то повелел ему повторить омовение.( Этот хадис, получивший наименование « حديث صاحب اللمعة » - «хадис об обладателе пятнышка» (до которого не достигла вода при омовении) приводится в «Муснаф» Абдуллаха бин Мухаммада бин Абу Шаибы, в«Главе об очищении», тема № 39, с четырнадцатью различными иснадами, передатчики которых достойны доверия.)
К обязательному в омовении относится: упоминание имени Аллаха и зикр.
Недействительным делают омовение восемь вещей: выделение из обеих проходов (полового органа и анального канала), выделение скверны и нечистот из тела, потеря рассудка, прикосновение к женщине со страстью, прикосновение ладонью к половым органам и заднему проходу, употребление в пищу мяса верблюда, омовение умершего, отвращение от Ислама, да упасѐт нас от этого Аллах.
Пятое условие: удаление нечистот с трѐх вещей:
С тела, одежды, места совершения молитвы. Доводом на то слова Всевышнего:
«Одежды свои очищай!», (сура «Завернувшийся», 74:4).
Шестое условие: покрытие аурата. Единодушны учѐные на испорченности молитвы молившегося нагим, имея возможность одеться. Границы аурата у мужчин – от пупка до колен, также как и у рабынь. У свободных же женщин всѐ тело является ауратом кроме лица. Доводом на это слова Всевышнего: «О сыны Адама! Облекайтесь в своиукрашения при каждой мечети», (сура «Преграды», 7:31), то есть при каждой молитве.
Седьмое условие: Наступление времени молитвы, и доводом на это из сунны –
хадис Джибриля, мир ему, когда он был имамом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в начале времени наступления молитвы и в конце, а затем сказал: «ОМухаммад! Молитва в этом промежутке времени» ("Сунан" Тирмизи, хадис № 149. Шейх Мухаммад Насируддин Албани признал его достоверным.).
И сказал Всевышний: «Воистину,молитва предписана верующим в определенное время», (сура «Женшины», 4:103). Здесь имеется в виду то, что молитва является обязательным предписанием в определѐнное время. Довод на время молитв – слова Всевышнего: «Совершай намаз с полудня до
Наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран
читают при свидетелях», (сура «Ночной перенос», 17:78).
Условие восьмое: Обращение к кыбле. Доводом на это слова Всевышнего: «Мы
Видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты
Останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы
ни были, обращайте ваши лица в ее сторону», (сура «Корова», 2:144).
Условие девятое: Намерение в сердце. Произнесение его языком – нововведение. И
доводом на это хадис: «Поистине, дела определяются по намерениям, и за каждое дело
воздастся сообразно намерению». «Сахих» Бухари, хадис № 6553 в передаче от Умара ибн аль-Хоттаба.
Столпы молитвы.
أركان الصلاة
Столпов молитвы четырнадцать: стояние сообразно возможности, такбир аль- ихрам, чтение суры «Фатиха», поясной поклон и поднятие из него, земной поклон на семь частей тела, выпрямление из него, сидение между двумя земными поклонами, спокойствие во всех столпах молитвы, соблюдение последовательности, последний ташахуд, сидения для него, молитва за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и два приветствия.
Первый столп: стояние сообразно возможности. Доводом на него слова
Всевышнего: «Оберегайте намазы, и особенно, средний (послеполуденный) намаз. И
стойте перед Аллахом смиренно», (сура «Корова», 2:238).
Второй столп: такбир аль-ихрам (произнесение слов возвеличивания Аллаха после
которого молящийся вступает в священное состояние молитвы). Доводом на него хадис:
«Такбир вводит молящего в состояние молитвы, и приветствие выводит из него».(«Мустадрак» Абу Абдуллаха Мухаммада бин Абдуллаха Хакима Нисапури, хадис № 469. Передатчики его заслуживают доверия.).
После него читается мольба, открывающая молитву (дуа аль-Истифтах), относящаяся к
сунне. Еѐ слова: «О Аллах! Свят Ты и Хвала Тебе! Благословенно Имя Твоѐ! Преславно Величие Твоѐ! Нет божества достойного поклонения по праву, кроме Тебя! ("Сунан" Дарами, хадис № 1239 в передаче от Абу Саида Худри. Шейх Мухаммад Насируддин Албани признал его достоверным)».
Смысл его: «О Аллах! Свят Ты» - «Ты далѐк от всякого несовершенства образом, приличествующим тебе образом». «Хвала Тебе!» - я восхваляю Тебя. «Благословенно
Имя Твоѐ!» - имеется ввиду благо (баракят), обретаемое от упоминания имени Всевышнего Аллаха. «Преславно Величие Твоѐ!» - Твоѐ Величие имеет безграничную славу. «Нет божества достойного поклонения по праву, кроме Тебя!» - смысл этого:
«Нет объекта поклонения ни на земле, ни на небесах по праву достойного поклонения,
кроме тебя, О Аллах!». Затем следует сказать: «Прибегаю к покровительству Аллаха от шайтана, побиваемого камнями». Смысл прибегания – «Прибегаю, ищу убежища испасения у Тебя, О Аллах, от шайтана, побиваемого камнями, изгоняемого, удалѐнного отмилости Аллаха, дабы не нанѐс он вреда моей религии и мирской жизни».Чтение суры «Фатиха», которое является столпом в каждом ракате молитвы, какпришло в хадисе: «Не молился тот, кто не читал суру, открывающую Книгу
(«Фатиха»), ибо она – Мать Корана» «Сахих» Бухари, хадис № 723 в передаче от Убады бин Самата.
«Во имя Аллаха, Всемилостивого и Всемилосердного», (сура «Фатиха», 1:1) - благословение и мольба о помощи. «Хвала Аллаху», (сура «Фатиха», 1:2) - похвала, и определѐнный артикль «аль» ( ا لْ ا ) указывает на всеобщность всех видов похвалы. Относительно же похвалы за те блага, которые Аллах создал в нас, например внешнюю красоту, то это именуется словом «мадх» ( مدح ) , но не «хамд» ( حمد ). «Господу миров», (сура «Фатиха», 1:2). «Господь» - это тот, кому поклоняются, Творец, Дающий пропитание, Властитель, который позаботился обо всех творениях по своей милости. Миры – это всѐ помимо Аллаха, и Он - Господь всего сущего. «Всемилостивый», (сура «Фатиха», 1:3) - милость его всеобщая, охватывающая все творения. «Всемилосердный», (сура «Фатиха», 1:3) – имеется ввиду частная милость к верующим, и доводом на это слова Всевышнего: «Он милосерден к верующим», (сура «Сномы», 33:43). «ВладыкаСудного Дня», (сура «Фатиха», 1:4) – Дня воздаяния и отчѐта, Дня, когда каждый получит сообразно своим делам. Если они были добрые – обретѐт добро, если дурные – зло.
Доводом на это слова Всевышнего: «Откуда ты мог знать, что такое День воздаяния?
- Да, откуда ты мог знать, что такое День воздаяния? - В тот день ни одна душа не
сможет ничем помочь другой, и власть в тот день будет принадлежать Аллаху», (сура «Раскалывание», 82:17-19). Об этом сказано и в хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Проницателен тот, кто подчиняет свою душуи работает для того, что будет после смерти, и жалок тот, чья душа следует своимстрастям, и он тешится надеждой на Аллаха».(«Сунан» Тирмизи, хадис № 2459. Тирмизи назвал его хорошим, а шейх Мухаммад Насируддин Албани признал его слабым.)
«Тебе одному мы поклоняемся», (сура «Фатиха», 1:5) – имеется ввиду «мы не поклоняемся никому кроме Тебя». Завет между рабом и его Господом – чтобы раб не поклонялся никому кроме Аллаха. «И у Тебя одного просим помощи», (сура «Фатиха», 1:5) – завет между рабом и его господом – чтобы раб не просил помощи ни у кого кроме Аллаха. «Веди нас по прямой дороге», (сура «Фатиха», 1:6) – смысл слов «веди нас» - направь нас, наставь и утверди. «Дорога» - это Ислам, слова посланника, и слова Корана,
исполненные истины. «Прямой» - той, в которой нет заблуждения. «Дороге тех, кого Ты облагодетельствовал», (сура «Фатиха», 1:7) – пути тех, к кому Ты обратил своюМилость. Доводом на это слова Всевышнего: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники», (сура «Женщины», 4:69). «Не тех, кто находится под гневом», (сура«Фатиха», 1:7) – это иудеи, которые обладают знанием, но не действуют сообразно ему.«И не путём заблудших», (сура «Фатиха», 1:7) – это христиане, поклоняющиеся Аллахупребывая в невежестве и заблуждении. Просим Аллаха отдалить нас от их пути. Довод назаблудших слова Всевышнего:
«Скажи: "Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший