Некоторые сомнения противной стороны и ответ на них.
Знай, брат мой, что нет такого заблуждения, которое не было бы приукрашено. Если бы у нововведенцев не было ничего из того, что они могли бы привести как довод в свою пользу, то за ними никто бы никогда не последовал. Однако (Аллах в Коране говорит): «Они спорили, прибегая ко лжи, чтобы опровергнуть ею Истину. Но Я схватил их, и каким же было Мое наказание!».(40: 5).
1 Для распространения своей лживой идеологии суфии указывают на могилу пророка (да благословит его Аллах и приветствует), говоря, что она также находится в мечети. Они говорят, что если бы внесение могилы в мечеть или постройка мечети над могилой были запрещенными, то над могилой пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мечеть бы не построили.
Ответ:
Исходя из слов ‘Аиши: «И если бы не это(т.е. проклятие пророком (да благословит его Аллах и приветствует)тех, кто возводил мечети над могилами), то могилу пророка (да благословит его Аллах и приветствует) оставили бы на открытом месте, но (сподвижники) побоялись, что ее превратят в место поклонения». [Зубайди «Мухтасар сахих аль-Бухари» №635. (1330)].
Понимается, что сподвижники не захоронили пророка (да благословит его Аллах и приветствует)в мечети и не строили над ним мечеть. Более того, ‘Умар ибн уль-Хаттаб и ‘Усман ибн ‘Аффан во время своего правления дважды расширяли мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и никто из них не проводил расширение мечети в сторону той комнаты, в которой был похоронен Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Могила пророка (да благословит его Аллах и приветствует) так и оставалась вне мечети, пока в Медине жили сподвижники. Когда же власть над Мединой перешла к Уалиду ибн ‘АбдульМалику, он провел очередное расширение мечети пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он разрушил ее полностью, после чего расширил ее в сторону могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует)так, что она оказалась внутри мечети. Это произошло в 88-ом году хиджры, когда в Медине уже не было никого из сподвижников.
В этом также разъяснение ошибки тех, кто говорит, что могилу в мечеть внес ‘Усман ибн ‘Аффан. Этого не говорил никто из ученых и историков, более того, они сошлись на том, что могилу в мечеть внес Уалид ибн ‘АбдульМалик. [См. «Тахзир ус-Сажид» с. 81].
Здесь же необходимо отметить, что Уалид ибн ‘АбдульМалик сильно разукрасил мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует)при ее расширении. Сделал он это после того, как увидел в Египте и Шаме церкви христиан, и был он одним из тех, кто сильно подражал христианам в их обычаях. Поэтому после того, как он прибыл в Медину и увидел, как расширили и разукрасили мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует)по его приказу, он начал ходить вокруг нее, а затем, повернувшись к Абану (сын ‘Усмана ибн ‘Аффана) сказал: «Куда же вам до наших построек?!». Тогда Абан ответил ему: «Мы расширяли мечеть пророка (да благословит его Аллах и приветствует), (т.е. во времена его отца ‘Усмана) и построили ее так, как подобает быть мечети, а вы построили ее так, как подобает быть церкви».
[«ас-Сияр» 4/347; «аль-Мушахадат» с. 36].
Исходя из этого, стало понятно, что это было действием одного из правителей, который внес могилу в мечеть, несмотря на порицания ученых. Надо отметить, что правители часто делают то, что противоречит шариату, не обращая внимания на порицания ученых.
Сказал имам Ибн Ражаб: «На это также указывает и Коран. Всевышний, рассказывая нам о юношах, переселившихся для сохранения своей религии и скрывавшихся в пещере, поведал нам о том, что: «Сказали те, которые имели силу: «Мы непременно построим над ними мечеть» [Т.е. после того, как люди впали в разногласия относительно того, как с ними поступить. Обладающие же властью, решили построить над ними молельню]. Этим Всевышний разъяснил, что мечети над могилами обычно возводят те, кто имеет власть, что указывает на то, что они делают это силой и давлением, следуя за своими страстями. Это не является делом тех, кто обладает знанием и почетом, которые оказывают помощь тому, что ниспослал Всевышний своим посланникам из прямого пути». [«Фатх уль-Бари Шарх Сахих иль-Бухари» 65/280 из «Кауакиб уд-Дурари», как об этом сказал шейх аль-Албани в «Тахзир ус-Сажид» с. 66].
Таким образом, внесение могилы пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в его мечеть никоим образом не служит оправданием или доводом тем, кто возводит мечети над могилами, так как это было сделано посредством силы и власти, а что касается ученых, то они порицали это и разъясняли ошибочность этого.
[Примечание не из книги]:
Ибн Джарир ат-Табари в своей книге по истории [«Тарих» 4/243. Изд «Саглам»], приводит письмо, посланное ибн Абдульмаликом наместнику Медины, Умару ибн Абдульазизу: «Купи дома жен пророка, и все здания прилегающие к мечети. Построй такую мечеть, чтобы ее длина и ширина была бы 200 аршинов».
В то время в Медине не было никого из сподвижников [«Тахзирус-саджид мин иттихазиль кубури масаджид» стр. 70].
Мухаммад ибн Абдульхади в «Сарим аль мунки» (с 136) писал: «Место упокоения было присоединено (к мечети) в период правления Валида ибн АбдульМалика, после смерти всех сподвижников. Последним из сподвижников умер Джабир ибн Абдуллах, это было в 78 году во время правления АбдульМалика. Валид же правил с 86 по 96 год, именно в этот период мечеть была заново отстроена, и комнаты были присоединены к ней». [«Тахзирус-саджид мин иттихазиль кубури масаджид». стр. 70].
Как передал ибн Касир в своей книге по истории (9/75): «Передавалось, что Саид ибн Мусайб выступил против того, чтобы комната Аиши была присоединена к мечети. Создалось впечатление, что он опасался, что могилу превратят в мечеть». [«Тахзирус-саджид мин иттихазиль кубури масаджид» стр 72, сноска №48].
То есть:
1) Посланник Аллаха не был похоронен в мечети.
2) Мединская мечеть не была построена на его могиле. Она существовала при его жизни.
3) Когда помещение с его могилой присоединили к мечети, не было в живых рядом никого из сподвижников, чтобы воспрепятствовать этому.
4) Табеины, а конкретно выдающийся Ученый, Саид ибн Мусейб выступил против того, чтобы комнату Аиши присоединили к мечети.
Не дозволено мусульманину приводить довод, который противоречит ясным повелениям Пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), пониманию сподвижников, и мнениям имамов!
[Конец примечания].
2Могилопоклонники утверждают разрешенность возведения куполов над могилами, ссылась на то, что купол возведен также и над могилой пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Ответ:
Ответить на это сомнение необходимо тем же ответом, которым мы ответили на первый их довод. Купол над могилой пророка (да благословит его Аллах и приветствует)построил правитель Мансур Каляуун ас-Салихий в 678 г/х. К ее постройке не имеет отношения никто из ученых. А сделал он это, лишь подражая иудеям и христианам.
3 Некоторые из представителей суфийских тарикатов утверждают, что запрет на возведение построек на местах захоронений был установлен только из опасности того, что люди могут вернуться к почитанию могил и этим самым вернутся к многобожию. Что же касается сегодняшнего дня, то этой опасности не существует, так как единобожие сильно укрепилось в сердцах мусульман, и они уже не могут вернуться к многобожию. Поэтому нет никаких проблем в возведении построек над могилами.
Ответ:
Заявление о том, что многобожие больше не вернется на землю, является явным, далеким заблуждением. Доводом на это то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупреждал о запрете возведения построек над могилами при смерти, находясь на последнем издыхании, так когда же успел отмениться этот запрет?! Это вместе с тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не боялся за своих сподвижников, так как единобожие действительно было крепким в их сердцах, однако, он боялся за тех мусульман, которые придут после них.
Поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Не наступит Судный День, пока часть моей общины не примкнет к многобожникам, и пока часть моей общины не станет поклоняться идолам». (Хадис достоверный, соответствует условиям Муслима; Абу Дауд 4252; Тирмизи 2219; аль-Хаким 4/448 и др.).
Именно поэтому сподвижники даже после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует) продолжали разрушать любые постройки над могилами, которые они обнаруживали.
Что же говорить о нас, если даже говоря о пророке Ибрахиме – имаме единобожников, Всевышний Аллах сказал: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город (Мекку) безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей». (14: 35-36).
И, конечно же, многомиллионные собрания людей у гробниц и мавзолеев по всему арабскому и неарабскому миру сегодня, являются явным свидетельством в пользу того, что о невозвращении многобожия говорить не приходится.
4 Некоторые из могилопоклонников утверждают, что запретным является возведение построек только непосредственно на самих могилах, так как в хадисе говорится «над могилами». Исходя из этого, возведение построек рядом с могилами не является запретным.
Ответ:
Предлог «над» (‘аля) приходит в арабском языке в нескольких значениях, одним из которых является значение «рядом».
Поэтому в хадисе о вознесении пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (ми’раж), который рассказал Анаса ибн Малик, говорится: «Я вернулся и прошел рядом (‘аля) с Мусой» [Хадис достоверный; Бухари 349; Муслим 415].
Никто из арабов не понимает это выражение как: «Я вернулся и прошел по Мусе».
Также Самура ибн Джундуб рассказывал: «Я совершал намаз джаназа за пророком (да благословит его Аллах и приветствует), который молился над женщиной, умершей при родах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал рядом (‘аля) с ней, напротив середины ее тела». (Хадис достоверный; Бухари 1331; Муслим 2235; Абу Дауд 3195).
Никто из арабов не понимает это выражение как: «Наступил на нее, встав на середину ее тела».
Исходя из этого, это сомнение могилопоклонников также не годится в довод.