Краткий обзор истории ислама.

Ислам (араб. Покорность)- самая молодая мир. Религия. Преимущественно распространена в Азии и Африки. Последователи- мусульмане.

Возник в начале VIIв. Среди араб. Племён Хиджаза – зап. Части Аравийск. Полуострова. В период разложения патриархально-родового строя и формирования классового общ-ва. Упадок торговли привёл к эконом. Краху наиболее крупн. Г.Мекки и Ясриба. Внутри араб. Общ-ва обострились соц. Противоречия , что делало жизнь населения неустойчивой и необеспеченной и вело к поискам более эффективной, чем родоплеменные верования, религиозной компенсации. В Хиджазе развив-ся движение ханифов – искателей истины, выдававштх себя за пророков. Главная их идея: отказ от поклонения многим богам в пользу единого Бога.

В области религ. Жизни усилилась централизация древн. Арав. Культов. На первом плане святилища и боги наиболее влиятельтных родов и племён. В Мекке нах-ся др. храм Кааба(куб)-кубич. Формы. К нему совершали паломничества. Господствующее племя курейшитов устраивало ярмарки, но кот. Съезжались представители многих родов и племён. Верховное божество курейшитов аль-Илах становится во главе языч пантеона, а потом трансформируется в единого Бога-творца – Аллаха.

Основные понятия и категории ислама.

.Осн положениями исл вероуч явл-ся вера в ед бога Аллаха, в бож предопредел-е, в пророков и посланничество мухамеда, в святость корана, в ангелов и демонов, в рай и ад, в бессмертность души и воскр-е из мертвых, в судный день. Ислам – монотеистич религия:

Бог един, неразделен, единственный. Он вечен, первый и последний. У него нет и не мож быть ни сыновей, ни соправителей. Аллах – ед создатель сущего, творец мира словом. Он абсол истинен и неизменен, всемогущ, всевед и вездесущ. Он везде, поэт не имеет образа и не мож быть изображен.Кажд мусульманин обяз знать шахаду – символ веры. Главн и посланник был мухамед – араб из мекки. Через него бог перед людям текст св кн коран. Через него создал общину верующих – УММУ. До мух были вз пророки. Они исказили светл образ аллаха. Догмат о святости и несотворенности корана. Его оригинал вечен и хр-ся под прест ал-ха. Сразу в рай попад только пророки и муч за веру, др предст перед ал-хом с книгой добр и злых дел. Рай – оазис с прохладой, чист водой и чист светом от трона аллаха. Правоверным + девы Гурии. Ангелы – бестел сущ-ва вестн аллаха, вып его поруч-я. Джибраил, Михаил… Ридван –страж рая, Малек – слуга ада. Кажд чел им 2-х ангелов хранителей. Под имен Иблис –Шайтан (дьявол). Сохр всевышним до вр стр суда, чтоб искуш людей. Покорность носит всеобъемлющий х-р. Чел долж покар-ся богу, дети родителям, женщ - мужчинам.Смысл жизни – все во имя аллаха.

Священные книги ислама.

Основы вероучения изложены в свящ. Книгах: Коране и Сунне.

Коран-(араб.чтение) Священ. Писание ислама. Согласно мусульм. мифологии , он был передан Аллахом Мухаммеду через ангела Джебраила. Коран- проповеди, изречения, наставления. Здесь изложены вероисповедные, нравственные и правовые нормы, обрядовые предписания. По преданию, Мухаммед был неграмотным, и его проповеди записывали ученики. Этот сборник религиозно-житейских правил, обязательных для всех мусульман, был упорядочен особой комиссией , созданной при халифе Османе. Коран разделен на 114 сур (глав), расположенных, кроме 1 суры, преимущественно по степени убывания их объёма. Суры делятся на стихи. В 1 суре ( фатиха, или открывающая книгу) кратко изложены некоторые осн. Догматы религии, её наз. «Мать Книги». Фатиха явл.-ся наиболее распространённой мусульм. Молитвой Сунна – Свящ. Предание – собрание хадисов, где описаны высказывания и действия Мухаммеда в разн. Случаях жизни, его решения по основополагающим вопросам религии и устройству жизни общ-ва. Сунна для мусульман- важный источник правил обществ.жизни и толкования корана., религ. Культа, морали и права. Как и коран Сунна изменялась, включая в свой объём всё новые элементы, воры, е том числе из древнеараб. Преданий, Торы и т.д. канонической она стала для мусульман в IXв.

Каждый мусульманин обязан знать шахаду – символ веры в исламе.

Направления в исламе.

различия между суннизмом и шиизмом сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам - единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений разногласия. несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам. 85 % сунниты, 15 % — шииты в т.ч. члены других исламских сект. Сунниты (ахль ус-сунна — люди Сунна) считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — абу бакр, уммар ибн хаттаб, усман аффан и али ибн абу талиб — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке. Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в , и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем. Исторически в суннизме сложились четыре основных называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне полностью исчез. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Шииты ‎‎ шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных и крайних. Хариджизм ‎‎ х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Суфизм— ряд учений, мистико-аскетическое течение в исламе, акцентирующее идею тарикат к Аллаху, выделяющее шариат, которая объявляется несущественной или вторичной, нередко — на основании обращения к опыту Пророка Хызр. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций, лидеры которых имеют духовное приемство от учителей древности. Ваххаби́зм - религиозно-политическое движение в исламе, оформившееся в 18в. Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб основатель полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухамеда и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью. В 1932 последователи идей Абд Аль-Ваххаба основали арабское государство — Саудовсая аравия.

Ислам в России.

Ислам является второй по численности верующих религией в Российской Федерации после христианства. в России насчитывается около 8 млн мусульман. По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе, в Москве, в Санкт-Петербурге и Западной Сибири.Ислам в истории РоссииНа ряде земель, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. В исламский период Золотой Орды (1312—1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками, часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году (современные Татарстан, Чувашия, Ульяновская и Самарская области). Конкуренция Волжской Булгарии с Киевской Русью завершилась в середине XIII века, когда оба государства были завоёваны татаро-монголами. В 1312 году в Золотой Орде государственной религией был принят ислам.
В 1552 году Иван IV Грозный завоевал Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно и другие исламские государства были присоединены к Московской Руси и России военным путём. В восемнадцатом-девятнадцатом веках в состав Российской империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами. Постсоветская историяОдновременно с распадом СССР в стране начался и распад объединённых духовных управлений. Духовное управление мусульман Северного Кавказа распалось на 7 управлений, после чего образовались ещё два. Потом распалось Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе. Первым из его состава вышло Духовное управление мусульман Республики Татарстан, затем Башкортостана, вслед за ними было образовано Духовное управление мусульман Сибири. в 1993 году было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет. Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр. При этом, духовные управления мусульман Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России.

Наши рекомендации