Брахманизм. Ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

Брахманизм появился в Индии с расселением ариев и закрепился к началу I тыс до н.э. сформировался на основе ведической религии. Жрецы-брахманы имели высший статус, убийство брахмана считалось страшнейшим грехом. Среди богов самым заметным стал Брахма — творец Вселенной. По преданию высшая каста — брахманы произошли из уст Брахмы,. Сам Брахма появился из золото яйца, находившегося в океане. В VIII-VI вв. до н. э. сложились священные тексты брахманизма, также называемые брахмАнами. Позднее четыре Веды и брахманские тексты стали считаться откровениями, полученными от богов. Брахманизм связывал благополучие, долголетие человека и достижение им спасения с количеством и качеством жертвоприношений. Брахманы-отшельники создали свои священные тексты, так называемые араньяки («лесные книги»). Они легли в основу упанишад — филос вед литературы, излагающей взгляды брахманов на происхождение мира, взаимосвязь человека и бога, на то, что ожидает человека после смерти. Брахман представляет собой источник всякого существования, творческое начало, в котором возникают все вещи и явления. С Брахманом неразрывно связан атман -, душа человека.

Да́ршан,— термин в философии индуизма, обозначающий лицезрение, ви́дение Бога Считается, что можно «получить даршан» божества в храме или от великого святого. В целом делятся на ортодоксальные, признающие авторитет Вед, и неортодоксальные. К неорт принадлежат локаята, джайнизм (как традиция мысли, не как религия) и 4 школы буддийской философии. Ортодоксальных школ обыкновенно называют 6: ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога. Перед диспутом спорщику необходимо было заявить, с позиций какой Д. будет он вести диалог. Каждая из Д. характеризуется (для диспута в т. ч.) большим набором уже заранее принятых и считающихся решенными положений, противоречие с к-рыми при заявке на следование данной Д. не допускалось, Различия между ортодокс, школами иногда не сводятся к отдельным положениям, а отражают а) стиль мышления и б) связь большинства Д., с конкретной предметной областью.

Древнеинд эпос: Махабхарата и Рамаяна. Учие Бхагават-Гиты.

«Махабха́рата»-Великое сказание о потомках Бхараты, - древнеиндийский эпос.представляет собой комплекс, новелл, басен, притч, легенд, состоит из восемнадцати книг (парв). Сюжет «Махабхараты» — история рождения, воспитания и соперничества двух ветвей царского рода Бхаратов: Кауравов, и Пандавов —Кауравы воплощают в эпосе темное начало. Пандавы — светлое, божественное. Основную нить сюжета составляет соперничество двоюродных братьев за царство и столицу —, царем которой становится старший из Пандавов «Рамаяна»(«путешествие Рамы») — древнеиндийский эпос на санскрите, одним из важнейших священных текстов индуизма канона смрити. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. Также как и «Махабхарата», «Рамаяна» —учения древних индийских мудрецов. «Бхагавадгита» является одним из священных текстов индуизма, часть «Махабхараты». «Бхагавадгита» в основном содержит в себе философии Вед, Упанишад, санкхьи и йоги В учение Гиты вошли многие ведийские представления, например об аде и рае. «Бхагавадгита» состоит из беседы между Кришной и Арджуной, Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность бога. Кришна объясняет бессмертную и вечную природу души. Смерть на поле боя всего лишь повлекла бы за собой потерю временного материального тела, но душа, обладающая вечной и неразрушимой природой, не может быть убита, ни при каких обстоятельствах. Кришна объясняет Арджуне, что причиной его сомнений является неправильное понимание «природы вещей», вследствие которого Арджуна отдаёт предпочтение временному над вечным. Разъясняя эти темы, Кришна излагает различные процессы йоги и философское понимание изначальной природы вселенной. Кришна объясняет, что подобная жизнь непременно приведёт к полному счастью, умиротворению и, в конце концов к духовному просветлению и, после оставления бренного тела, — к освобождению из материального мира.Поэма завершается прозрением Арджуны: он сознает себя не только воином, но и ревнителем веры.

Индуизм.

у индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований. можно выделить 4 основных положения: о священных книгах,о сверхъестественных существах,о душе,о загробной жизни.В индуизме существует большое количество священных писаний, которые делятся на две основные категории: шрути и смрити Среди всех текстов индуизма Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной. Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов Главного демона зовут Бали. Он вместе со многими другими демонами живёт в подземном царстве. Одни боги выглядят как обычные люди, но с какими-то особенностями в строении организма (четыре руки, три глаза и др.), третьи - как животные (например, как обезьяны), четвёртые - как полулюди-полуживотные. Один из богов (Брахман) вообще не имеет видимого тела. Боги требуют поклонения, которое обозначается словом “пуджа”. Богам поклоняются в храмах и дома, перед семейным алтарём. Пуджа включает в себя пробуждение богов утром музыкальными звуками перед их изображениями (например, звоном колокольчиков), приношение изображениям богов цветов, воды и продуктов, молитвы и др. Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой- перерождение,. это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.Второй - выходом из сансары. Механизмом сансары - карма (“поступок”, “деяние”). Карма - закон перерождения, при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое. Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином “мокша” (“избавление”, “освобождение”). Мокша по своему существу - это слияние душ праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.

Неоиндуизм.

Неоиндуи́зм («новый», «реформированный индуизм») — разновидность индуизма, обобщённое название ряда индуистских конфессий, образовавшихся в результате попыток реформирования индуизма, предпринятых в первой половине XIX века реформаторским движением внутри индуизма. Одной из отличительных чёрт неоиндуизма является стремление включить в свою религиозно-философскую систему элементы учений других религий. Корни попыток реформации индуизма кроются в проникновении в Индию в XVII - XVIII вв. европейской культуры и христианских идей. Основной идеей неоиндуизма стало стремление адаптировать западные ценности для индийского общества и познакомить Запад с индийской мудростью. В настоящее время в Индии распространен более упрощенный, освобожденный от сложных философских построений индуизм. Его называют народным или неоиндуизмом. он воспринял и сохранил древние религиозные учения о карме сансаре Однако, эти представления в культуре простого народа приняли упрощенную форму, старые, абстрактные боги брахманов были забыты и появились новые боги, которые имели антропоморфный вид (стали похожи на людей). Из пантеона богов в современной Индии наиболее популярными являются три : Брахма, Шива и Вишну. Бог Брахма - видимо, является модификацией Брахмана - Абсолюта, которому поклонялись жрецы - брахмана. Брахма считается создателем мира. Современные индийцы так объясняют творение мира: в первобытных водах появилось золотое яйцо, в яйце находился Брахма. Он силой своего духа разделил яйцо на 2 половинки. Из одной - возникло небо, из другой - земля., но бог этот более популярен среди жрецов - брахманов и аскетов. Простые люди в современной Индии более всего поклоняются богам Шиве и Вишну. Бог Шива - Это бог - разрушитель и созидатель. Другие поклоняются богу Вишну. Это бог - охранитель. НО Только брахманы могут приносить жертвы богам. Среди брахманов до сих пор существует строгая иерархия и распределение религиозных функций. Брахманы - жрецы живут в храмах, куда простые индусы входят с чувством священного религиозного трепета.

Наши рекомендации