Зороастризм на поздних этапах развития. совр зороастризм.
Больше всего зороастрийцев в Индии и Пакестане. и религия называется уже не зороастризм, а парсизм. зороастризм в своей первоначальной форме не мог дойти до нас нетронутым, а постоянно видоизменялся в соответствии со временем, обществом, законами. парсы сильно переживают свои изменения, вызванные религиозными реформами. В обрядовом отношении зороастризм практически не изменился, Сегодня, как и много лет назад, верующие молятся пять раз в день, соблюдают догматы учений еще Заратуштры. современные парсы подвержены европеизации. Парсы жалуются на неумолимое проникновение христианской религии и европеизацию парсизма в целом. Даже некоторые переводы Авесты носят явно европейский оттенок. Результатом этого явились международные конгрессы зороастрийцев На них, в основном, обсуждается обрядовая сторона религии. Так, например, в Тегеране (Иран) реформисты приняли погребение, как современный способ захоронения трупов. Чтобы не осквернять землю, тела хоронятся в гробах в зацементированной яме. Отдельные реформисты уже выступают за кремацию, что сильно обижает традиционалистов. А в современном мире большинство парсов уже горожане и, подвергаясь социальному влиянию, им становится все труднее и труднее сохранять зороастрийское верование и обычаи. чтение молитвенных служб больше не было таинством, был рассекречен профессиональный прием жрецов, которые передавали молитвы из уст в уста. А еще в 19 веке многие зороастрийцы перешли в другую веру - бехаизм. Эта иранская религия, возникшая против ислама, претерпевала преследования и гонения. Зороастрийцы "вынуждены были оплакивать своих родных и друзей, которые, принимая новую религию, обрекали себя на преследования еще более жестокие, чем те, что испытывали сами зороастрийцы в худшие времена угнетений" . "Впоследствии бехаизм стал претендовать на роль мировой религии, На сегодняшний день мусульманами была провозглашена веротерпимость к зороастрийцам. Однако, несмотря на это, парсы терпят много притеснений, в частности, в социальных свободах, избрании парсов на избираемые должности и другие.
Религия хеттов и этрусков.
Начало цив.-7-8в.до РХ.Религия и мифология очень похожа на древнегреч религ.Во главе пантеона бог Юпитер,вокруг него 12 богов. Этруски были религиозным народом,представляли своих богов в человеческом облике. Весьма почитаемы у этрусков были боги плодородия. Не было особого жреческого сословия,.этруски были хорошими торговцами,мореходами,пиратами.У них были налажены связи с Карфагеном(заимствовали у карфогенян поклонение Астарте) .Они покланялись Тину(бог неба), Менерва-покровительницы ремесел,но были и другие боги. Они верили что боги могут наказать и приносилм жертвоприношения: пленники или преступники (приносили собственные жизни,в критические моменты в жизни (зерно,масло,плоды).Верили,что человек имеет 3 души(в печени: в человеке,в сердце).виды гаданий: на внутренностях животных, толкование чудесных явлений. Одна из важнейших сторон магии - по овечьей печени. Этруская мифология не имела мифов о браках богов и их родстве.боги передавали свою волю с помощью молний Религия хеттов:Божества жили в храмах,жрецы и их прислужники были обязаны их мыть ,одевать , кормить. Иногда боги покидали свои храмы и отправлялись путеш. Главные боги: солнца Эстан (богиня солнца города Аринна; бог плодородия Телепину воинственная богиня Инара Мы ничего не знаем о верованиях и ритуалах.Черная магия была запр. сводом законов ;виновные подв. казни. Власть-дар богов.Царь был так же верховным. После кончины царя, обож. Статую умерш.устанавливали в храме,и правящий властитель приносил ему жертвы.Царь при жизни рассматр.как воплощение своих обожествл. предков.
Религия балтов.
Основным источником реконструкции древней религии остается фольклор, и археологические находки. все обряды совершали жрецы, К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. Обычай кремирования умерших Священные гроты, где совершались погребальные обряды, обычно располагались на горе или на возвышении,. В ходе раскопок там обнаружили огромные ямы и очаги, в котором найдены частицы животных и человеческих костей,. во время войны балтам требовалось много дней, чтобы оплакать погибших и кремировать их. О смерти землевладельца полагалось немедленно сообщить его лошадям и скоту;. Считали, что в противном случае животные не выживут.умершие воины и земледельцы поднимались на своих лошадях в небо, в обитель душ, и именно на лошадях обычно возвращались на землю, чтобы навестить свои семьи. Чаще всего реинкарнация происходила в виде дерева: духи мужчин поселялись в дубах, березах и ясенях, женщин — в липе и ели. У лесов были свои богини и боги.Медейне— литовская богиня леса .Особым земным божеством, жившим в зарослях бузины, считался Пушкайтис. Самой значительной среди обожествляемых животных считалась лошадь, Лайма- богиня человеческой судьбы. Менесс — лунный бог. Огонь по аналогии с Солнцем считался божеством, требующим жертв.
Религия славян.
Основным источником реконструкции древней религии остается фольклор, и археологические находки. все обряды совершали жрецы, К жрецам, которыми становились избиравшиеся народом старики, обладавшие специальными знаниями, относились с особым уважением. Пантеон славян.Самым древнейшим верховным мужским божеством у славян был Род. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются люди. Род являлся языческим богом-творцом. В славянских языках корень «род» означает родство, рождение, воду (родник), прибыль (урожай), такие понятия, как народ и родина, кроме того, он означает красный цвет и молнию, особенно шаровую, называемую «родия». Это разнообразие однокоренных слов, несомненно, доказывает величие языческого бога. Все славянские боги, которые входили в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Род. Солнечных богов было четыре: Хорc, Ярило, Даждьбог и Сварог. Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог Слово «Бог» входило в имена различных божеств — Даждьбог, Чернобог и др. На низшем уровне были существа, домовые, лешие, русалки.