Сподвижники, которые выделились своим знанием в тафсире
Многие из сподвижников были известны своим знанием науки «Тафсир». Имам ас-Суюты упомянул некоторых из них. Во-первых, это — четыре праведных халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али (да будет доволен ими Аллах). Но нужно заметить, что от первых трех халифов передается мало сообщений относительно толкования Корана, так как они были заняты делами правления (хиляфа) и люди обращались к другим сподвижникам. Во-вторых, сюда можно отнести таких сподвижников, как ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас.
1 — ‘Али ибн Аби Талиб — ( علي بن أبي طالب )
- он был сыном дяди пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также был мужем дочери пророка (мир ему и благословение Аллаха) — Фатымы (да будет доволен ею Аллах). Также он был первым, кто уверовал в пророка (мир ему и благословение Аллаха) из его родственников. Он известен под этим именем, а его кунья — Абу-ль-Хасан или Абу Тураб.
Он родился за десять лет до пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и воспитывался в доме пророка (мир ему и благословение Аллаха). ‘Али (да будет доволен им Аллах) участвовал во всех битвах вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха), более того в большинстве битв именно он нёс знамя. Он пропустил лишь битву Табук, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил его присматривать за семейством. Передают со слов Са‘да ибн Аби Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что, отправившись в поход на Табук, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил в Медине вместо себя ‘Али, который спросил: «Неужели ты хочешь оставить меня среди женщин и детей?» — на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве не согласен ты занять при мне такое же место, какое Харун занимал при Мусе, с той лишь разницей, что после меня пророков уже не будет?» аль-Бухари, 4416; Муслим, 2404. Относительно него передается столько достоинств и похвальных качеств, сколько не передается о других. Погибли из-за него две группы людей: насыбиты ( النواصب ) и рафидиты ( الروافض ). Что значит погибли из-за него? Что касается насыбитов, то они проявили к нему вражду и постарались скрыть его достоинства. Что же касается рафидитов, то они перешли границы в любви к нему и выдумали относительно него такие достоинства, в которых он не нуждается. Более того, те достоинства, что они ему приписали, являются на самом деле недостатками.
Он известен своей храбростью и проницательностью, знанием и чистотой (сердца). Даже повелитель правоверных, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), просил у Аллаха защиты от такой проблемы, которая поставит всех в тупик, и её не сможет решить даже Абу Хасан (то есть ‘Али ибн Аби Талиб). Ученые по арабской грамматике (нахву) даже говорят:
« قضية ولا أبا حسن لها »
«Это вопрос, на который не нашлось Абу Хасана».
Передается от ‘Али, что он говорил:
«Спрашивайте меня! Спрашивайте меня! Спрашивайте меня о Книге Аллаха! Клянусь Аллахом, какой бы аят не был ниспослан, я знаю был ли ниспослан он днем или ночью». А ибн ‘Аббас говорил: «Если к нам приходило мнение ‘Али (относительного аята), то мы не отходили от него». Также ибн ‘Аббас сказал: «Что бы я не брал относительно толкования Корана, я брал это от ‘Али ибн Аби Талиба».
. Он был одним из тех, кто участвовал в совете, который должен был выбрать халифа после смерти ‘Умара (да будет доволен им Аллах). ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф выдвинул кандитатуру ‘Али, но тот поставил условия, некоторые из которых невозможно было выполнить. Затем люди, в том числе и ‘Али, присягнули ‘Усману. После смерти ‘Усмана, халифом стали ‘Али ибн Аби Талиб и правил до тех пор, пока не был убит шахидом в Куфе. Это произошло в ночь на 17-ое число месяца Рамадан, в 40-ом году по хиджре.
2 — ‘Абдуллах ибн Мас‘уд — ( عبد الله بن مسعود )
- это ‘Абдуллах ибн Мас‘уд ибн Гъафиль аль-Хузали. А его мать известна как Умму ‘Абд. Иногда ‘Абдуллаха приписывали не к отцу, а к матери, говоря: «‘Абдуллах ибн Умм ‘Абд». [1] Он был одним из первых, кто принял Ислам, совершил две хиджры. Он участвовал в битве при Бадре, а также в следующих битвах после Бадра.
Он лично перенял от пророка (мир ему и благословение Аллаха) семьдесят с лишним сур Корана. А однажды, в начале Ислама, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, ты — обученный ребенок». Ахмад, 1/379, 462. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто хочет читать Коран так, как он был ниспослан, пусть читает его так, как читает ибн Умм ‘Абд». Ибн Маджах, 138. Также сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Клянусь Аллахом, я научился читать более семидесяти сур непосредственно у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и, клянусь Аллахом, сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, известно, что я отношусь к числу лучших знатоков Книги Аллаха среди них». аль-Бухари, 5000. Он также был одним из тех, кто прислуживал пророку (мир ему и благословение Аллаха). Он подавал пророку (мир ему и благословение Аллаха) обувь, приносил ему воду для омовения и подушки. Абу Муса аль-Аш‘ари даже сказал: «Я с братом приехали из Йемена к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Мы пробыли у него некоторое количество времени и всё это время думали, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд является близким родственником пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как либо ибн Мас‘уд, либо его мать постоянно входили в дом пророка (мир ему и благословение Аллаха)». аль-Бухари, 3763; Муслим, 2460. Частое нахождение рядом с пророком (мир ему и благословение Аллаха) повлияло на него и на его поведение. Хузейфа сказал о нём: «Я не знаю никого, кто был бы ближе к пророку (мир ему и благословение Аллаха) своим поведением и своим характером, чем ибн Умм ‘Абд». аль-Бухари, 2762.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) отправил его в Куфу, дабы он обучил её жителей религии. Также он назначил ‘Аммара правителем Куфы, сказав: «Они являются избранными из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому следуйте за ними!»
Затем халиф ‘Усман сделал ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда правителем Куфы, но после этого сам снял его с этой должности и повелел вернуться в Медину. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд скончался в Медине в 32 году хиджры в возрасте более 70-ти лет и был похоронен на кладбище Бакъи‘.
3 — ‘Абдуллах ибн ‘Аббас — ( عبد الله بن عباس ) — он был сыном дяди пророка (мир ему и благословение Аллаха). Родился за три года до хиджры и постоянно сопровождал пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как был его двоюродным братом. К тому же его тетя по материнской линии Маймуна была женой пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прижал меня к себе и воскликнул: “О Аллах, научи его мудрости!”» В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «О Аллах, научи его Книге!» аль-Бухари, 3756. Также передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что однажды, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл в отхожее место, он принёс ему воду для омовения. Потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто поставил здесь это?» Ему сообщили, что это сделал я, и тогда он сказал: «О Аллах, наставь его в религии!» аль-Бухари, 143. Посредством этой благословенной мольбы в исламской общине вырос учёный муж, который хорошо знал тафсир и фикх. Всевышний Аллах направил его к стремлению к знаниям и к старанию при их получении. Также Аллах дал ему терпение при требовании знаний и их распространении. Посредством всего этого он достиг высокого места так, что даже повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) приглашал его на совещания (маджалисы) и брал его мнение. А мухаджиры сказали: «Почему бы не пригласить на совещания (маджалисы) и наших детей так же, как ты приглашаешь ибн ‘Аббаса». ‘Умар ответил: «Этот юноша уже возмужал, он много спрашивает, а сердце его размышляет». Также сообщается, что однажды ‘Умар (да будет доволен им Аллах) собрал всех мухаджиров, а вместе с ними и ибн ‘Аббаса. ‘Умар спросил у них: «Что вы скажете о словах Всевышнего Аллаха: «Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния»? (Сура ан-Наср, аяты 1-3)»
Часть из них ответила:
«Всевышний Аллах приказал нам восхвалять Его и просить прощения, если к нам придёт победа». Часть же из них промолчала, а ибн ‘Аббас сказал:
«В этой суре весть о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) скоро умрет. Всевышний Аллах сообщил о том, что когда придет помощь от Аллаха и открытие Мекки, то это станет признаком скорой смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха), поэтому Всевышний повелел пророку (мир ему и благословение Аллаха) восхвалять хвалой его Господа и просить прощения». Тогда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я знаю относительно этой суры то же самое, что сказал ты». А ибн Мас‘уд говорил: «Какой же прекрасный толкователь Корана ибн ‘Аббас! Если бы он достиг нашего возраста, то никто из нас не сравнился бы с ним». А затем ибн ‘Аббас прожил после смерти ибн Мас‘уда еще 36 лет. Подумай же, сколько еще ибн ‘Аббас получил знаний после этого!
Однажды у ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) спросили относительного одного из аятов, а он ответил: «Отправляйся к ибн ‘Аббасу и спроси его, так как он — самый знающий из тех, кто остался на земле и разбирается в том, что ниспослано Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха)». А ‘Ата сказал: «Я никогда не видел лучшего собрания (маджлиса), чем собрания у ибн ‘Аббаса, так как там лучше всего разбирались вопросы фикха и люди были самыми смиренными. Ученые по фикху сидели у него, ученые Корана сидели у него, поэты сидели у него и он давал им всем знание».
Абу Уаиль говорил: «Однажды ибн ‘Аббас делал хутбу во время сезона Хаджа. Он начал читать суру «ан-Нур», разъясняя её. А я про себя начал говорить: «Я никогда не видел и не слышал слов, подобных словам этого мужчины. Если бы его слова услышали персы, римляне и турки, они непременно бы приняли Ислам»». Это было в 35-ом году, а затем ‘Али отправил его управлять Басрой. Когда же ‘Али убили, ибн ‘Аббас вернулся в Хиджаз, на некоторое время остался жить в Мекке, а затем переехал в Таиф, где умер в 68-ом году в возрасте 71 года.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
[1] — Это потому что его отец умер во времена джахилийи, а его мать застигла Ислам и приняла эту религию.
Последователи (таби‘ины), которые выделились своим знанием в тафсире
Последователей (таби‘инов), известных знанием в тафсире, было много. Среди них можно выделить:
1 — Жители Мекки (ученики ибн ‘Аббаса)- такие, как Муджахид, ‘Икрима и ‘Ата ибн Аби Рабах.
2 — Жители Медины (ученики Убей ибн Ка‘ба) — такие, как Зейд ибн Аслям, Абу-ль-‘Алийа и Мухаммад ибн Ка‘б аль-Къуразы.
3 — Жители Куфы (ученики ибн Мас‘уда) — такие, как Къатада, ‘Алькъама и аш-Ша‘би.
Расскажем о двух из них:
а) Муджахид — ( مجاهد )
- его звали Муджахид ибн Джабр аль-Макки. Он был вольноотпущенником (мауля) ас-Саиба ибн Аби-с-Саиба аль-Махзуми. Родился в 21-ом году по хиджре и брал тафсир (толкование) Корана у ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом). Сообщается, что ибн Исхакъ передал от Муджахида, который сказал:«Я читал Коран ибн ‘Аббасу три раза от начала до конца, останавливаясь после каждого аята и спрашивая об его смысле». А Суфйан ас-Саури говорил: «Если к тебе пришел тафсир (толкование) от Муджахида, то этого достаточно!» На его тафсир также опирался имам аш-Шафи‘и и имам аль-Бухари, который часто ссылается на него в своем достоверном сборнике. Имам аз-Захаби сказал в конце его биографии: «Единогласна община в том, что Муджахид был имамом и доводом (в тафсире). Он скончался в Мекке, находясь в земном поклоне, в 104-ом году в возрасте 83 лет».
б) Къатада — ( قتادة ) — его звали Къатада ибн Ди‘ама ас-Садуси аль-Басри. Он родился слепым в 61-ом году по хиджре. Был очень усердным в требовании знаний, обладал сильной памятью. Къатада говорил о себе: «Я никогда не говорил мухаддису: «Повтори еще раз», и что бы ни слышали мои уши, непременно сердце запоминало это» Хвалил его имам Ахмад за его знание и понимание вопросов разногласий и тафсира, а также описал его хорошей памятью и знанием фикха. Имам Ахмад сказал: «Вряд ли ты встретишь кого-то, кто бы опередил его в знании, а что касается подобных ему, то может быть найдешь». Также он сказал: «Он больше всех знал наизусть из жителей Басры, заучивая всё, что слышал». Он скончался в городе Уасыт в 117-ом году в возрасте 56 лет.