Записывание Корана и собрание его в один свиток

У записывания Корана и его собрания в один свиток есть три стадии:
1 — Стадия во время жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) —
в эти времена люди в основном заучивали Коран наизусть, а не записывали его в книгах, так как у них была сильная память и быстрое заучивание. Среди сподвижников было мало писцов, а само письмо было слабо развито. Поэтому в эти времена Коран не был собран в единую книгу. Люди, слушая аят, сразу заучивали его. Лишь некоторые записывали Коран там, где получалось. Например, на листьях пальм, коже животных, гладких камнях, и так далее. Что же касается чтецов Корана, то их было очень много.
Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил (в путь) семьдесят человек, которых называли чтецами. По дороге им встретились два племени из бану Сулейм: племя Ри‘аль и племя Закуан и эти два племени убили этих чтецов. аль-Бухари, 3064. Кроме этих семидесяти человек среди сподвижников было еще очень много чтецов. Например, четыре праведных халифа, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Салим (вольноотпущенник Абу Хузейфы), Убей ибн Ка‘б, Му‘аз ибн Джабаль, Зейд ибн Сабит, Абу ад-Дарда и другие.
2 — Стадия во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) —
это было в 12-ом году по хиджре. Во время битвы при Йамаме погибло большое количество чтецов Корана из числа сподвижников, в том числе и Салим (вольноотпущенник Абу Хузейфы), один из тех, у кого пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел брать Коран.
Поэтому Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) повелел собрать Коран в единую книгу, дабы он не затерялся. Также у имама аль-Бухари передается,
что Умар ибн аль-Хаттаб указал Абу Бакру на то, что нужно собрать Коран в единую книгу после битвы при Йамаме. Абу Бакр сначала сомневался, но Умар стоял на своём до тех пор, пока Аллах не раскрыл грудь Абу Бакра для этого. Абу Бакр послал за Зейдом ибн Сабитом и тот явился к нему. Абу Бакр сказал Зейду: «Поистине, ты человек молодой, разумный и мы не видели за тобой ничего дурного! Ты был из тех, кто записывал откровения для пророка (мир ему и благословение Аллаха). Собери Коран в единую книгу». Затем Зейд говорил: «С этого момента я начал собирать Коран с листьев пальм, камней (на которых он был записан), и из сердец людей». Затем он отдал эту единую книгу Абу Бакру и она находилась у него, пока он не умер. Затем этот свиток находился у ‘Умара, а затем перешел к Хафсе, дочери ‘Умара. Эта история передается у имама аль-Бухари в длинном хадисе.
Все мусульмане согласились с Абу Бакром в этом, согласились в том, что это очень благое дело. Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) даже сказал: «Самая большая награда относительно Корана принадлежит Абу Бакру». Да помилует Всевышний Аллах Абу Бакра, ведь он был первым, кто собрал Коран в единую книгу.
3 — Стадия во время правления ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах)
это было в 25-ом году по хиджре. Люди начали разногласить в различных видах чтения (къираатах) Корана. Также свитки сподвижников, в которых они записывали Коран, различались. Появилась опасность смуты (фитны). Тогда ‘Усман (да будет доволен им Аллах) повелел собрать все свитки сподвижников в единый свиток, дабы исчезли разногласия и люди не разделились на различные группы.
Пришло у имама аль-Бухари, что Хузейфа ибну-ль-Йаман приехал к ‘Усману после завоевания Армении и Азербайджана, испугавшись того, что люди начали спорить относительно чтений (къираатов) Корана. Он сказал: «О повелитель правоверных! Спаси общину, пока она не впала в разногласия относительно Книги Аллаха подобно тому, как разногласили иудеи и христиане». Тогда ‘Усман отправил посланца к Хафсе, чтобы он сказал ей: «Меня послали, чтобы взять у тебя твой свиток. Мы перепишем его, а затем вернем тебе». Она отдала им свой свиток. Затем ‘Усман повелел Зейду ибн Сабиту, ‘Абдуллаху ибн Зубейру, Са‘иду ибн аль-‘Асу и Абду-р-Рахману ибн аль-Харису ибн Хишаму сделать копии (то есть переписать) свитка Хафсы. Зейд ибн Сабит был ансаром, а остальные трое — курайшитами. ‘Усман сказал этим троим курайшитам: «Если вы начнете разногласить с Зейдом ибн Сабитом в чем-то из Корана, то запишите так, как пришло в языке курайшитов, так как Коран был ниспослан именно на этом языке». Они так и сделали, а затем Усман вернул свиток Хафсе. После этого ‘Усман отправил по свитку в каждый уголок государства и приказал сжечь всё, что противоречит этому свитку. Передал аль-Бухари, 4987.
‘Усман не поступил так, исходя только из своего мнения, напротив, он посоветовался со сподвижниками. Поэтому передает ибн Аби Дауд от Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Клянусь Аллахом, ‘Усман сделал это только после того, как посоветовался с нами. Он сказал нам: «Я думаю собрать для людей единый свиток (мусхаф), дабы они не разделились и не спорили». А мы ответили: «Как прекрасно то, что ты предложил!»».
Сказал также Мус‘аб ибн Са‘д: «Я видел много людей (то есть сподвижников) в тот год, когда ‘Усман повелел сжечь свитки, и они все были довольны этим». Или же он сказал: «Никто из людей этого не порицал». А какая разница между тем, как собрал ‘Усман и как собрал Абу Бакр? Абу Бакр хотел собрать весь Коран в один свиток, чтобы Коран не исчез. У Абу Бакра не было цели собрать для всех людей единый свиток, так как в его время еще не было разногласий относительно чтений (къираатов). А ‘Усман собрал Коран в единый свиток, так как начались разногласия относительно различных видов чтения (къираатов) Корана.
По причине того, что сделал ‘Усман (да будет доволен им Аллах) появилась величайшая польза, так как мусульмане объединились, слова их сошлись, а в сердца проникла любовь. Посредством него была отведена самая страшная беда, так как мусульмане могли впасть в разногласия, ненавидеть друг друга и враждовать.






Толкование (тафсир) Корана

Изучение смыслов Священного Корана является обязательным (уаджиб). Всевышний Аллах сказал: «Это — благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». (Сура Сод, аят 29) А также: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Сура Мухаммад, аят 24)
Что касается первого аята, то Всевышний Аллах разъяснил, что мудрость ниспослания благословенного Корана в том, чтобы люди размышляли над его аятами и брали пользу. Речь идет о внимательном размышлении над каждым словом, дабы понять смысл. Если же человек перестанет размышлять, то мудрость ниспослания Корана исчезнет. Тогда Коран превратится в обычные слова, которые не оставляют следов на сердце человека.
Что касается второго аята, то Всевышний Аллах порицает тех, кто не задумывается над Кораном. Также Он указал на то, что люди не задумываются над Кораном, так как на их сердцах замки. Это значит, что добро не попадёт в такое сердце.
Праведные предшественники в этой общине были на этом обязательном пути. Они изучали Коран: его слова и смыслы. Ведь, только посредством этого они смогли бы жить в соответствии с Кораном так, как этого пожелал Всевышний Аллах. Поистине, невозможно жить в соответствии с тем, смысл чего тебе неизвестен.
Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сулями сказал: «Нам рассказали те, которые обучали нас Корану, а именно ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд и другие, что они обучались у пророка (мир ему и благословение Аллаха) десяти аятам из Корана и не переходили к следующим до тех пор, пока не воплощали в жизнь то, что знают. Они говорили: «Мы изучали Коран и объединили знание и дела»».
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа сказал: «Обычай (‘ада) показывает, что невозможно, чтобы какая-либо группа людей читала книгу по какой-либо науке, например, по медицине или математике, не пытаясь понять её смысла. Что же тогда сказать о словах Всевышнего Аллаха?! Ведь, они являются защитой людей от всякого заблуждения, посредством них люди обретут спасение и счастье, на них строится религия и быт людей. Поэтому обладатели знания должны обязательно разъяснять смыслы Корана людям: либо письменно, либо устно. Всевышний Аллах сказал: — Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его». (Сура али ‘Имран, аят 187) А разъяснение Писания включает в себя как разъяснение слов, так и разъяснение смыслов. Всевышний Аллах взял договор с обладателей знания, что они будут разъяснять Коран людям».

Наши рекомендации