Привел этот хадис также имам Бухари в

«Главе Отдавания оружия под залог»

Сказал ибн Хаджар: «Его слова: «Глава сдачи оружия под залог», сказал о них ибн аль Мунайар: «Он вывел эту главу после главы «О сдаче доспехов под залог» лишь потому, что доспехи не являются по сути оружием, а являются лишь средством защиты от оружия, и поэтому сказали некоторые: «Не разрешено украшать доспехи, даже если мы и разрешаем украшать оружие, например, меч»

Слово «Ляъма», истолковал эти слова один из передатчиков Суфьян как «оружие».

Сказал ибн аль Мунайар: «Нет в их словах «Мы оставим тебе в залог «Ляъма» доказательства на дозволенность оставления оружия под залог, это являлось лишь неоднозначными словами (под которыми может подразумеваться оружие, а может и что-либо другое прим. переводчика), дозволенными при войне да и вообще всегда.

Сказал Ибн ат-Тийн: «Нет в этом хадисе того, что он (Аль Бухари) написал в оглавлении, потому что они лишь собирались обхитрить его, а дозволенность оставления оружия в залог берется лишь из хадиса, который предшествует ему...»

Конец цитаты.

Примечание:

Я привёл перевод шарха на эту главу лишь по той причине, что в нём есть указание на то, что вся эта история от начала и до конца в ней не было даже просто слов лжи и тем более не было слов куфра, и если даже слово «оружие» Мухаммад ибн Масляма назвал неоднозначным словом «Ляъма», и не сказал: «Силях» хотя это основа, то это указывает на то, что всё сказанное им от начала и до конца является из раздела хитрости и неоднозначных выражений.

Сказал ибн Хаджар в «Фатх уль-Бари», «Книга военных походов», разбирая тот же хадис в главе «Убийство Кааба бни ль Ашрафа»:

Его слова (Мухаммада бни Масляма): «Разреши мне сказать кое что», словно он просит разрешения придумать что то, дабы схитрить, и поэтому также вывел имам аль-Бухари одну из глав, назвав её: «Глава обмана в войне», и текст этой истории от ибн Саада[2]: «Прибытие этого человека к нам было бедой, с нами стали воевать арабы, и все мы стали целью для них» внешне указывает на то, что они попросили разрешения выявить сомнение касательно него а также порицать его мнение, и привёл ибн Исхак с хорошим иснадом от ибн Аббаса: Что пророк, мир ему и благословение Аллаха пошёл вместе с ними к месту «Бакы’ аль Гаркад», затем направил их и сказал: «Отправляйтесь с именем Аллаха, о Аллах, помоги им»

Привёл этот хадис также Абу Дауд в своём «Сунан», и сделал оглавление этого хадиса следующим: «Глава о том, чтобы поражать врагов когда они не ждут, уподобляясь им»

Сказал ибн аль Мунаййар (один из шуррах «Сахих аль Бухари»): «Здесь есть одна тонкость, а именно, то что уменьшение его (пророка) репутации является неверием (куфр), которое не разрешается кроме как при икрахе (насильное принуждение) для того, чьё сердце покоится в вере, и где же здесь икрах? И ответил тем, что Ка’б побуждал к убийству мусульман, и убить его было их избавлением от его зла, и словно он вынудил людей (поставил их в положение икраха) к произнесению этих слов своим побуждением к их убийству, и они защитили себя своими языками, в то время как их сердце покоилось в вере.

Конец цитаты.

Привёл этот хадис также имам Муслим в своём «Сахих», сказал ан-Навави:

«Глава убийства Ка’ба бни ль Ашрафа, тагъута иудеев»

Упомянул Муслим в ней историю Мухаммада бни Масляма и его хитрость в отношении Ка’ба бни ль Ашрафа, и разошлись ученые в причине этого, и в ответе на это, сказал Имам Мазирий: «Его убийство таким образом было лишь потому, что он нарушил договор пророка, мир ему и благословение, поносил его и ругал его, хотя из договора с ним было условие, чтобы он не помогал никому против пророка, а он после этого вышел вместе с воюющими против пророка. Затем сказал: «У некоторых возникла проблема с пониманием его убийства, если смотреть с этой стороны, и они не отвечали таким образом, как мы это упомянули здесь.

Сказал Къадый: «Есть ученые кто отвечал таким образом[3], а есть из ученых кто сказал, что Мухаммад ибн Масляма не дал ему Аман (безопасность) ясным образом, нет этого ни в чем из его слов, а разговор был лишь о продаже и покупке, и он пожаловался ему, нет в его разговоре ни договора, ни амана (гарантии безопасности).

Затем сказал: «И не дозволено никому говорить, «Он был убит предательски», сказал это один человек в присутствии Али ибн Аби Толиба, да будет доволен им Аллах, и он приказал отрубить ему голову, предательство же бывает лишь после амана, а Ка’б уже нарушил свой договор с пророком, мир ему и благословение, и Мухаммад ибн Масляма не давал ему амана, и также его друзья, пришедшие с ним, они просто общались, и они получили возможность его убить без договора и без амана.

А что касается главы, которую вывел аль Бухари к этому хадису «Глава «Фатка» при войне», то он имел ввиду не войну, А «Фатк» это убийство человека при беспечности и посредством хитрости, и тоже самое «Гыйля», некоторые из ученых аргументировали этим хадисом на дозволенность скрытно убивать тех, до кого дошёл призыв из числа кафиров и стал ясен им, без нужды призывать их к Исламу перед убийством.

Его слова: «Разреши мне», самое меньшее что есть в смысле этих слов: «Разреши мне сказать о себе и о тебе то, что поможет нам из хитрости в словах и неоднозначных выражениях. И в этом доказательство на дозволенность неоднозначных выражений, а именно это когда человек говорит какие-то слова, и внутренне он убеждён в их правильном смысле, а тот, к кому он обращается понимает из этого другое, и это является дозволенным, как в войне, так и не при войне, при условии, что это не делается в вещах, где хитрить запрещено шариатом.

Его слова: «Он сделал нас уставшими» это является из дозволенных недвусмысленных речей, более того, это является желательным, потому что его внутренний смысл: «Он научил нас шариатскому воспитанию, в нём есть трудность и усталость, однако это усталость в подчинении Аллаху Всевышнему, и она является любимой для нас, а тот, к кому он обращался понял, будто это усталость, неприятная человеку.[4]

Наши рекомендации