Это нежелательно (мнение Ибн Сирина, Ибрахима ан-Наха’и, аш-Ша’би и др.).
2 Это желательно, более того, хотя бы один раз в жизни обязательно (мнение Ибн Хазма).
3 Это разрешено (мнение некоторых ханафитов [См. «Бадаи’ ус-Санаи’» 1/320; «ад-Дурр уль-Мухтар» 2/242], некоторых маликитов и др.).
4 Это желательно (мнение большинства ученых Ислама, среди которых большинство ханафитов [См. «Фатх уль-Кадир» 2/150; «аль-Бахр ур-Раик» 2/210], маликитов, единогласно среди шафиитов и мнение некоторых ханбалитов).
На правильность последнего мнения некоторые из ученых (как ан-Науауи и аль-‘Абдари) передавали единогласное мнение мусульман, но, на самом деле, разногласие в этом вопросе существует.
Правильным же мнением является четвертое мнение – посещать могилы своего населенного пункта является желательным. Доводом на это является множество хадисов. Здесь же достаточно упомянуть то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сам часто посещал кладбище аль-Бакы’ в Медине. [Хадисы об этом достоверны. См., например, Муслим 974].
Раздел 2. Долгое время посещение могил было запрещено в Исламе, затем пришло разрешение этого.
Знай, брат мой, что долгое время после начала призыва, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запрещал людям посещение кладбищ. Никто не ходил на кладбище для того, чтобы навестить могилы своих родственников. Так продолжалось очень долго, практически до самой смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В конце же ниспослания этой религии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил людям посещать кладбища и сам ходил на кладбище Медины.
Абу Хурайра рассказывал: «Однажды, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посетил могилу своей матери и заплакал, после чего заплакали те, кто был вокруг него. Он сказал: «Я попросилу Своего Господа разрешения просить у Него прощения за свою мать, но Он не разрешил мне это [Это потому что мать пророка умерла на многобожии].Потом я попросил Его разрешить мне посещать ее могилу и Он разрешил мне. Посещайте же могилы, ведь они напоминают о смерти». (Хадис достоверный; Муслим 976; Абу Дауд 3234; Насаи 2033; Ибн Маджа 1572).
Бурайда ибн аль-Хусайб рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «До этого я запрещал вам посещение могил, но теперь можете посещать их».
В другом риваяте: «А теперь тот, кто хочет посетить могилу, пусть посещает, но при этом, пусть не говорит то, что гневит Аллаха». (Хадис достоверный; Муслим 2260 и др.).
Анас ибн Малик рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «До этого я запрещал вам посещение могил, теперь же посещайте их, ведь их посещение смягчает сердце, слезит глаза и напоминает о следующей жизни, но не говорите ничего, что может разгневить Аллаха». (Хадис хороший; аль-Хаким 1393; Ахмад 11624; см. «Талхыс аль-Хабир» 2/137).
Раздел 3. Почему же столь долгое время посещение могил было запрещено?
Сказал имам ан-Науауи: «Посещение могил было запрещено из-за близости мусульман к временам невежества и язычества. Когда до Ислама они посещали могилы, то произносили у могил слова язычества. Когда же Ислам крепко утвердился и его постановления стали известны и понятны, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)разрешил людям посещение могил, но обговорил это своим словом:«но не говорите того, что может разгневить Аллаха».
[«аль-Мажму’» 5/285].
Сказал имам Ибн уль-Кайим: «Первоначальный запрет (посещения могил) был установлен для того, чтобы закрыть двери к язычеству и защитить основы единобожия. А также для того, чтобы удалить из сердец людей привязанность к умершим, возвеличиванию могил и поклонение им. Когда же единобожие крепко утвердилось в сердцах сподвижников, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)разрешил мужчинам посещение могил в строго установленных рамках шариата. Это для того, чтобы их вера увеличилась, и чтобы они вспомнили следующую жизнь. Итак, запрет на посещение могил был установлен для пользы, так же, как разрешение на их посещение пришло для пользы». [«Игасат уль-Ляхафан» 1/200, а также «Тахзиб ус-Сунан» 9/60].
Ту же саму причину первоначального запрета на посещение могил назвали также и имамы ханафитского мазхаба. [См. «Зиярат уль-Кубур» имама аль-Баркауи с.23-24; «Мажалис уль-абрар» имама Ахмада ар-Руми с.355-356; «Худжату Ллахи аль-Балига» имама Уалиуллаха ад-Дахляуи 2/38; «Фатх уль-Маннан» с. 489, 493].