О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха
Эта глава имеет отношение к книге о единобожию по двум причинам. Во-первых, одним из доказательств необходимости поклонения одному Аллаху является то, что только Аллах обладает божественными именами и качествами. Во-вторых, отрицание каких-либо имен или качеств Аллаха является неверием, многобожием и выводит человека из лона религии. Если божественное имя или качество упоминаются в священных текстах, и если человеку известно, что Аллах охарактеризовал Себя или Посланник охарактеризовал Его этим именем или качеством, после чего он продолжает отрицать их, то он совершает неверие, потому что фактически он пытается опровергнуть Коран и Сунну.
Всевышний Аллах сказал:
«Они не уверовали в Милостивого. Скажи: “Он – мой Господь, и нет божества, кроме Него. Я уповаю только на Него, и к Нему я вернусь с покаянием”».[232]
Милостивый – это одно из имен Аллаха. Несмотря на это, мекканские язычники и неверующие сказали: «Мы не знаем никакого милостивого, кроме Милостивого из Йамамы». Они отказались уверовать в одно из имен Аллаха, и это было самым настоящим неверием. Поэтому Великий и Могучий Аллах сказал, что они отказались уверовать в Милостивого, т.е. в одно из имен Аллаха. Это имя свидетельствует о том, что Аллах обладает милостью. Таким же образом каждое из имен Аллаха указывает на какое-либо из Его качеств. По соответствию любое из имен Аллаха указывает на два обстоятельства: на божественную сущность Аллаха и на одно из Его качеств. Именно поэтому мы утверждаем, что любое имя Аллаха подразумевает одно из Его качеств. Это относится даже к слову “Аллах”, которое указывает на то, что именно Он является Богом, заслуживающим поклонения. Согласно наиболее достоверноум из двух мнений богословов, оно является производным от слова “илях”, которое означает “божество” и указывает на необходимость поклоняться Ему.
В “ас-Сахихе” аль-Бухари сообщается, что Али сказал: «Рассказывайте людям то, что они понимают. Разве вы хотите, чтобы Аллаха и Его Посланника сочли лжецами?»[233]
Из этих слов следует, что есть знания, которые нецелесообразно открывать всем людям. К ним относятся некоторые вопросы, связанные с верой в имена и качества Аллаха. Они могут быть неправильно поняты некоторыми людьми, и поэтому некоторые тонкости этих вопросов не следует обсуждать перед непросвещенной аудиторией. Они обязаны уверовать в имена и качества Аллаха в целом, а также в самые известные из тех, что упоминаются в Коране и Сунне, в отдельности, потому что обсуждение некоторых имен и качеств Аллаха перед людьми, которые не способны их понять, является одной из причин, по которым люди начинают отрицать их. Поэтому мусульманин, особенно, изучающий религию Аллаха, обязан делать все возможное для того, чтобы не вынуждать людей отрицать сказанное Аллахом и Его Посланником. Он должен помнить, что, рассказывая людям то, чего они не способны понять или постичь своим разумом, он может вынудить их отрицать правдивость слов Аллаха и Его Посланника.
Абд ар-Раззак передал от Мамара ибн Рашида от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас увидел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по поводу качеств Аллаха. Он сказал: «Что пугает их? Они готовы растрогаться, слыша ясные аяты, однако гибнут от иносказательных».
Этот человек возмутился от того, что неправильно понял смысл божественного качества. Усмотрев его сходство с качествами творений, он испугался своих мыслей. Однако мусульмане должны одинаково относиться ко всем качествам, встречающимся в Писании Аллаха и Сунне Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они должны признавать эти качества, не думая о том, как они выглядят, и не уподобляя их качествам творений. Именно поэтому Ибн Аббас сказал: «Что пугает их? Они готовы растрогаться, слыша ясные аяты, однако гибнут от иносказательных». Это значит, что такие люди охотно признают то, что им понятно, и погибают, когда слышат тексты Корана и Сунны, смысл которых они не могут постичь своим разумом. Эти тексты пугают их, и они начинают искажать их смысл и отрицать их, хотя это является одной из причин заблуждения. Под иносказательными текстами здесь подразумеваются те, смысл которых остается неясным для некоторых людей.
Когда курейшиты услышали упоминание Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о Милостивом, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу следующее откровение: «Они не уверовали в Милостивого».
Под отрицанием качества или имени Аллаха подразумевается полное непризнание их. Это является неверием, в отличие от рационалистического толкования божественных качеств. Рационалистическое толкование и отрицание имен и качеств Аллаха имеют различные степени, о которых мы поговорим позднее, если на то будет воля Всевышнего.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Отрицание какого-либо из имен и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры.
Смысл аята из суры “ар-Раад”.
Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает.
Причина этого заключается в том, что непонятное ведет к отвержению Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, даже если отрицающий делает это непреднамеренно.
Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имен и качеств Аллаха, и том, что это губит его.
Глава XLI