Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха
Стойкость перед предопределением Аллаха является одним из составляющих веры, славным качеством и великой формой поклонения. Выполнение обязательных предписаний требует терпения и стойкости, избежание грехов требует терпения и стойкости, и удары судьбы также требуют от человека терпения и стойкости. Поэтому терпение состоит из трех частей, а сущность его заключается в удержании языка от негодования, сердца – от недовольства, а тела – от выражения недовольства путем разрывания на себе одежды, битья по щекам и т.п.
Всевышний Аллах сказал:
«Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь».[209]
Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что оно приходит от Аллаха, и поэтому выражает удовлетворенность этим и покоряется».[210]
Из этого аята следует, что если человек почитает Аллаха, повинуется Его приказам и избегает всего запрещенного Им, то Аллах внушает его сердцу поклоняться Господу, проявлять должное терпение и избегать негодования. Алкама же отметил, что истинно верующему известно, что любое несчастье постигает его по воле Аллаха, и поэтому он довольствуется предписанной ему судьбой и покоряется. Он покоряется, потому что знает, что это несчастье было предопределено Аллахом. Совершенно очевидно, что толкование Алкамы является правильным, потому что все несчастья заранее предопределены Аллахом, и это предопределение полностью соответствует мудрости Великого и Могучего Аллаха. По своей мудрости Аллах расставляет все вещи по местам так, чтобы они соответствовали своему предназначению. Осознавая это, человек понимает, что если раба постигает несчастье, то в этом для него есть благо, и если он проявит терпение, то получит вознаграждение. Но если он станет негодовать на судьбу, то взвалит на свои плечи бремя греха.
В “ас-Сахихе” Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия – опорочивание рода и оплакивание умершего».[211]
Из этого хадиса следует, что две черты, являющиеся проявлением неверия, всегда будут присущи людям. Это – опорочивание рода и оплакивание покойников. Под оплакиванием здесь подразумевается негодование на судьбу и громкий плач. Такое поведение несовместимо с терпением, сохранять которое человек обязан всегда. Он обязан удерживать свое тело от битья по щекам, разрывания на себе одежды и тому подобных поступков, а также удерживать свой язык от негодования и воплей. И хотя эти качества присущи неверующим, это совершенно не означает того, что все поступающие таким образом люди являются абсолютно неверующими и выходят из лона Ислама. Это означает лишь то, что эти качества обычно присущи неверующим и являются проявлениями неверия.
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет на себе одежду и обращается с призывом времен невежества».[212]
Выражение «не из нас» указывает на то, что перечисленные поступки относятся к тяжким грехам, и поэтому мы считаем, что отсутствие терпения и проявление негодования являются одними из тяжких грехов. Естественно, грехи подрывают веру человека, потому что вера укрепляется благодаря праведным деяниям и ослабевает под воздействием грехов. Слабая вера делает несовершенным единобожие раба, и поэтому отсутствие терпения свидетельствует о том, что человек еще не достиг совершенного единобожия, исповедовать которое он обязан.
Передают, что Анас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его мучения в мирской жизни. Если же Он желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершенный им грех для того, чтобы в День воскресения он получил наказание за него сполна». Этот хадис передал ат-Тирмизи.[213]
В этом хадисе подчеркивается мудрость Великого и Могучего Аллаха, осознание которой во время несчастий позволяет рабу по достоинству оценить терпение и украсить свою душу выполнением этого славного обряда поклонения. Т.е. отказаться от негодования и довольствоваться тем, что совершил и предопределил Великий и Могучий Аллах. По этой причине некоторые из ранних мусульман начинали укорять себя, когда видели, что Аллах не посылает им трудностей, несчастий, болезней и т.п.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он подвергает его испытанию. Тот, кто выражает удовлетворенность, обретает благосклонность, а тот, кто гневается, навлекает на себя гнев». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим.[214]
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аята из суры “ат-Тагабун”.
Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.
Опорочивание рода.
Суровая угроза тому, кто бьет себя по щекам и рвет на себе одежду, а также обращается с призывом времен невежества.
Признак того, что Аллах желает добра Своему рабу.
Признак того, что Аллах желает ему зла.
Признак того, что Аллах любит Своего раба.
Запрещение гневаться на судьбу.
Награда за удовлетворенность испытанием.
Глава XXXVI
О показухе
Эта глава содержит предостережение от показухи и тщеславия, которые являются формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Сущность показухи заключается в том, что человек совершает какой-либо обряд поклонения для того, чтобы люди могил увидеть это и похвалить его за совершаемый поступок.
Показуха бывает двух видов. К первому виду относится показуха лицемеров, которые делают вид, что они обратились в ислам, скрывая в своей душе неверие. Такое поведение в корне противоречит единобожию и является величайшим неверием в Аллаха. Ко второму виду относится показуха, которая закрадывается в поступок или часть поступка мусульманина. Это является скрытым многобожием и несовместимо с совершенным единобожием.
Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”».[215]
В этом аяте запрещается приобщать сотоварищей к Аллаху, и этот запрет распространяется на все виды многобожия, в том числе на показуху. Поэтому ранние мусульмане опирались на этот аят, когда речь заходила о показухе. Таким же образом поступил имам, да смилостивится над ним Аллах, в этой главе. Что же касается слов «и никому не поклоняется наряду со своим Господом», то они означают, что мусульманин не поклоняется для того, чтобы его увидел или услышал кто-нибудь из творений.
Передают, что Абу Хурейра рассказывал со слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Всевышний Аллах сказал: “Я не нуждаюсь в каком бы то ни было сотоварище. Я оставлю любого, кто своим действием приобщит ко Мне сотоварища, вместе с его многобожием”». Этот хадис передал Муслим.[216]
Этот хадис свидетельствует о том, что деяния, совершенные ради показухи, не принимаются Аллахом, и если показуха прокралась в его намерение в самом начале какого-либо обряда поклонения, то он целиком является недействительным. Сам же человек при этом совершает грех и увязает в скрытом и малом многобожии. Но если человек начал совершать обряд поклонения ради Аллаха, после чего его намерение смешалось с показухой, например, если он затягивает поясной поклон, подольше поминает Аллаха и вообще совершает действия дополнительные необязательные действия для того, чтобы люди увидели это, то приложенные им дополнительные усилия являются тщетными и не принимаются. При этом ему записывается грех. Все это относится к обрядам поклонения, совершаемым телом. Что же касается обрядов, связанных с имуществом, то с ними дело обстоит несколько иначе. Из текста хадиса следует, что если человек своим действием приобщит сотоварищей к Аллаху, т.е. если многобожие ляжет в основу его праведного поступка, то его деяние будет отвергнуто, потому что Аллах более кого бы то ни было не нуждается в сотоварищах и принимает только те благодеяния, которые совершены искренне ради Него одного.
Передают, что Абу Саид рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли мне, что для вас является более опасным и страшным, чем Лжемессия?» Люди ответили: «Сообщи, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Это – скрытое многобожие, которое проявляется, когда человек встает и молится, приукрашивая свой намаз, когда видит, что на него кто-то смотрит». Этот хадис передал Ахмад.[217]
Это объясняется тем, что явление Лжемессии является очевидным событием, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил суть всего, что произойдет во время его пришествия. Что же касается показухи, то она пытается проникнуть в душу человека очень часто. Это многобожие заставляет человека постепенно забывать о том, что Великий и Могучий Аллах наблюдает за ним, и побуждает все чаще помнить о том, что люди смотрят на него. Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что показуха причинит нам больше вреда, чем Лжемессия.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Смысл аята из суры “аль-Кахф”.
Серьезное предупреждение об отвержении любого праведного деяния, если оно в какой-то степени посвящено не Аллаху.
Упоминание причины отвержения этого Аллахом, которая заключается в том, что Он абсолютно ни в чем не нуждается.
Другая причина состоит в том, что Он лучше всех тех, кого к Нему приобщают.
Опасение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по поводу возможности распространения показухи среди его сподвижников.
Он разъяснил это на примере человека, который молится Аллаху, но приукрашивает свой намаз, когда видит, что за ним наблюдают другие.
Глава XXXVII