Искать покровительства не у Аллаха является проявлением многобожия

Это деяние является одним из проявлений великого многобожия, на что указывает существование определенного артикля перед словом “ширк” (букв. “многобожие”). Следовательно, если человек ищет покровительства не у Аллаха, то он приобщает сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, совершая великое многобожие.

Под поиском покровительства подразумевается просьба оказать покровительство и уберечь от зла. В пользу этого свидетельствуют буквы “син” и “та”, которые в большинстве случаев означают просьбу. Просьба является формой обращения и мольбы, и это значит, что просьба о покровительстве подразумевает существование того, к кому она обращена. Если тот, к кому обращаются с просьбой, занимает более высокое положение, чем просящий, то такой поступок называется мольбой. Поэтому просьба о покровительстве фактически является мольбой и относится к обрядам поклонения. Известно, что обряды поклонения могут быть посвящены только Великому и Могучему Аллаху, о чем свидетельствуют единое мнение мусульманских богословов и ясные священные тексты. Всевышний по этому поводу сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом».[86] Он также сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кро­ме Него…»[87] Можно даже сказать, что все священные тексты, свидетельствующие о том, что взывать и поклоняться можно только Великому и Могучему Аллаху, имеют полное отношение к обсуждаемому нами вопросу.

В чем же заключается суть этих просьб о покровительстве, обращать которые можно только к Аллаху? Они объединяют в себе зримое действие, которое заключается в самой просьбе оказать покровительство, уберечь от зла или спасти от него, а также незримое действие, которое совершается душой. Это значит, что человек всей душой устремляется к тому, у кого он ищет покровительство, смиряется перед ним, осознает свою нужду в нем, прибегает к его защите и полагается на то, что он поможет ему обрести спасение. Мусульманские богословы единодушны в том, что искать покровительство можно только у Великого и Могучего Аллаха. Что же касается обращения к творению за покровительством, оказать которое ему по силам, то существуют доказательства в пользу законности этого. Однако под этим подразумевается обращение за покровительством только на словах, в то время как в душе обращающийся за покровительством к творению должен полагаться на Аллаха, должен обращаться к Нему, надеяться на Его поддержку и осознавать, что помогающий ему раб является всего лишь причиной. Подобная просьба о покровительстве определяется чисто внешним действием, поскольку поступающий таким образом не прибегает за покровительством к творению душой и сердцем, и такой поступок разрешается шариатом. Из этого явствует порочность слов приверженцев измышлений, которые позволяют просить покровительства у покойников, джиннов и угодников. Прибегать за покровительством к творению можно только тогда, когда ему по силам оказать такую помощь, и при этом необходимо осознавать, что это происходит по воле Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)».[88]

Арабское слово “рахак” здесь означает “страх”, “волнение”. Джинны увеличивали в людях страх, который причинял им много беспокойства. Подобный страх может ощущаться как телом, так и душой, и это было наказанием людям за то, что они искали покровительство не у Аллаха. А наказание, как известно, бывает только за совершенный грех. Следовательно, в этом аяте порицают людей, которые просят покровительства не у Аллаха. Они действительно заслуживают порицания, потому что посвящают обряд поклонения не Великому и Могучему Аллаху, тогда как их Пречистый Господь приказал искать покровительства только у Него. Существует и другое толкование этого аята, принадлежащее Катаде и некоторым другим ранним мусульманам. Они считали, что слово “рахак” означает “грех”. Такое толкование также приемлемо, потому что обращение за покровительством к творениям приумножает грехи людей.

Передают, что Хаула бинт Хаким рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: “Прибегаю к совершенным Словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!” – не постигнет никакой вред, пока он находится в этом месте». Этот хадис передал Муслим.[89]

Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил пользу обращения за помощью к Словам Аллаха. Он подчеркнул, что люди должны искать защиты от зла вредных творений, причем искать подобную защиту следует в Словах Аллаха. Всевышний сказал: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил…”»[90] Аллах повелел искать у Него защиты от зла, которое сотворил Сам Великий и Могучий Аллах. И хотя это откровение имеет общий смысл, оно относится только к творениям, которые причиняют зло, поскольку среди творений существуют добрые творения, которые не причиняют зла. К таким творениям относятся Рай, ангелы, посланники, пророки, святые угодники и т.д.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

Смысл аята из суры “аль-Джинн”.

Обращение к джиннам за покровительством является проявлением многобожия.

Это подтверждается приведенным хадисом, который богословы использовали в качестве аргумента в пользу того, что Слова Аллаха не являются сотворенными, потому что испрашивать покровительства у создания Аллаха является проявлением многобожия.

Польза этой молитвы, несмотря на ее краткость.

Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не свидетельствует об отсутствии в этом элементов многобожия.

Глава XIV

Наши рекомендации