Исповедующий единобожие должным образом войдет в Рай без отчета
Эта глава занимает более высокую ступень по сравнению с предыдущей главой о пользе единобожия, потому что единобожие приносит пользу всем его приверженцам, тогда как только избранным представителям этой общины удается исповедовать его должным образом. Именно об этом идет речь в этой главе.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Ибрахим был вождем, покорным Аллаху и единобожником. Он не был одним из многобожников».[33]
Этот аят свидетельствует о том, что пророк Ибрахим, мир ему, исповедовал единобожие должным образом. А объясняется это тем, что Великий и Могучий Аллах охарактеризовал его следующими несколькими качествами.
Во-первых, он был вождем. Арабское слово “умма” происходит от слова “имам”, которое означает “предводитель, обладающий всеми качествами человеческого совершенства и праведности”. Это значит, что не было такого превосходного качества, которого бы ему не доставало. А в этом и заключается истинный смысл единобожия. Во-вторых, он был покорен Аллаху, т.е. неустанно повиновался Аллаху и посвящал Ему обряды поклонения. А наряду с этим он был единобожником, т.е. не следовал путем многобожников и уклонялся от них. Путь многобожников объединяет в себе приобщение сотоварищей к Аллаху, ересь и ослушание. Эти три качества присущи всем многобожникам. Они приобщают сотоварищей к Аллаху, совершают ересь и ослушаются своего Господа, не раскаиваясь в этом и не прося о прощении. Однако пророк Ибрахим не был из числа многобожников. Он не совершал поступки, относящиеся к проявлениям многобожия, и вообще сторонился этих людей.
Шейх, да смилостивится над ним Аллах, понял этот аят таким образом, и сам аят навел его на мысль о том, что в нем разъясняется истинный смысл единобожия.
Всевышний также сказал:
«Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, – все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других».[34]
В этом аяте говорится, что верующие не приобщают сотоварищей к своему Господу. Это – отрицание многобожия, и если отрицание используется с глаголом настоящего времени, то оно обладает самым широким смыслом. Это означает, что они не приобщают сотоварищей к Аллаху, избегая всех проявлений великого, малого и скрытого многобожия. И если человек не приобщает сотоварищей к Аллаху, то он является единобожником. Из этого мы можем сделать вывод, что если человек избегает всех форм многобожия, то он поступает таким образом для того, чтобы исповедовать единобожие.
Мусульманские богословы отмечали, что в этом аяте говорится о том, что они не приобщают сотоварищей к своему Господу, потому что господство Аллаха подразумевает рабство творений перед Ним. Этим качеством обладают те, кто исповедует единобожие должным образом. Они избегают многобожия и не приобщают в сотоварищи к Аллаху даже собственные желания и страсти, ибо если человек потакает своим желаниям, то он начинает совершать ересь и совершать грехи. Вот почему отрицание многобожия подразумевает отрицание всех форм многобожия, отрицание ереси и отрицание ослушания. Только так можно исповедовать единобожие должным образом.
Передают, что Хусайн ибн Абд ар-Рахман рассказывал: «Я был как-то у Саида ибн Джубейра, и он спросил: “Кто из вас видел звезду, которая упала вчера ночью?” Я сказал: “Я видел”. Затем я сказал: “Но я не был на молитве, я был ужален”. Он спросил: “И что же ты сделал?” Я ответил: “Прочел заклинание”. Он спросил: “А что побудило тебя к этому?” Я ответил: “То, что рассказал нам аш-Шаби”. Он спросил: “А что он рассказал вам?” Я ответил: “Он рассказал нам, что Бурейда ибн аль-Хусайб сказал: “Заклинание можно читать только против сглаза или укуса змеи или скорпиона”. Он сказал: “Хорош тот, кто усвоил услышанное. Однако Ибн Аббас рассказал нам, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, пророка, с которым был один-два человека, и пророка, с которым никого не было. Вдруг передо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это – моя община. Но мне было сказано: “Это – Муса и его народ”. Затем я увидел еще одно множество людей, и мне было сказано: “Это и есть твоя община. Семьдесят тысяч из них войдут в Рай без отчета и без мучений”. Затем он поднялся и вошел к себе в дом. Люди пустились в рассуждения по поводу этих обитателей Рая, и некоторые из них сказали: “Наверное, ими окажутся сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”. Другие же сказали: “Возможно, это будут те, которые родились во время ислама и ничего не приобщали к Аллаху”. Высказывались и другие мнения. Когда же к ним вышел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и они сообщили ему об этом, он сказал: “Это будут те, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, не делают прижиганий и не просят об этом, не суеверны и которые уповают только на своего Господа”. Тогда поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: “Помолись Аллаху, чтобы я стал одним из них”. Пророк сказал: “Ты будешь среди них”. После этого поднялся другой мужчина и тоже сказал: “Помолись Аллаху, чтобы и я стал одним из них”. Тогда он сказал: “В этом Уккаша опередил тебя”».[35]
Этот хадис относится к данной главе, поскольку в нем упоминаются качества подлинных верующих. Упоминание об этих качествах совершенно не означает того, что подлинно убежденные в единобожии не пользуются материальными причинами для достижения определенных целей. Некоторые люди действительно полагают, что совершенство заключается в том, что человек отказывается от всех материальных причин или никогда не принимает лекарств, однако это является ошибкой, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, позволял читать ему заклинания, принимал лекарства и приказывал принимать лекарства. Одному из сподвижников он даже приказал сделать прижигание. На эту тему есть много других сообщений. В обсуждаемом нами хадисе ничего не говорится о том, что подлинные верующие вообще не прибегают к материальным причинам и никогда не принимают лекарств. Перечисленные три качества упомянуты в нем потому, что очень часто сердца людей привязываются и обращаются к тому, кто читает заклинание, возлагают надежды на прижигание или того, кто делает прижигание, или становятся суеверны. Все это способствует ослаблению упования на Аллаха. Что же касается приема лекарств, то он дозволен шариатом и может носить обязательный или желательный характер. В некоторых случаях это может быть свободным предписанием. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Принимайте лекарства, о рабы Аллаха, но не принимайте то, что запрещено!»
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
Знание о различных степенях убежденности людей в единобожии.
Что означает достижение подлинного единобожия.
Похвала Пречистого Аллаха Ибрахиму за то, что он не был в числе многобожников.
Его похвала избранным людям за то, что они убереглись от многобожия.
Одним из условий достижения подлинного единобожия является отказ от заклинаний и прижигания.
Упование на Аллаха объединяет все эти качества.
Глубокое осознание сподвижниками того факта, что они могли достичь этого только благодаря праведным деяниям.
Их стремление к добру.
Превосходство этой общины как количеством, так и качеством.
Превосходство сподвижников Мусы.
Пророку, мир ему и благословение Аллаха, были показаны различные общины.
Каждая община будет собрана вокруг своего пророка.
Малочисленность людей, откликнувшихся на призыв пророков.
Те из них, кому никто не внял, пребудут в одиночестве.
Польза этого знания в том, что не следует обольщаться многочисленностью и не следует становиться отшельниками при малочисленности.
Разрешение пользоваться заклинанием от сглаза и укуса змеи или скорпиона.
Глубокие знания ранних мусульман, свидетельством которых являются слова: «Хорош тот, кто усвоил услышанное. Однако...» Из этого становится ясно, что первый хадис не входит в противоречие со вторым.
Ранние мусульмане были далеки от того, чтобы незаслуженно восхвалять человека.
Слова «Ты будешь среди них» являются одним из доказательств пророчества.
Превосходство Уккаши.
Использование увиливаний в речи.
Прекрасная этика Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Глава iV