Разрешен ли физический табаррук праведниками?
В предыдущих разделах пришло разъяснение того, что тело пророка (да благословит его Аллах и приветствует) обладало физической благодатью, которая могла передаваться окружающим.
Но можно ли, исходя из этого, провести аналогию между пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и праведными людьми, после чего сделать вывод о том, что такой вид табаррука также разрешается и в отношении праведников?!
Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить следующее:
1) Не существует ни одного довода, указывающего на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил об этом или приказывал сподвижникам делать табаррук праведными из них. Также не пришло ничего, в чем было бы указание на побуждение к этому.
2) Сподвижники не делали табаррук лучшими из сподвижников, в том числе праведными халифами или десятью сподвижниками, обрадованными раем.
Сказал имам аш-Шатыби: «После смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не осталось среди сподвижников никого почетнее Абу Бакра, затем ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али. Затем идут остальные сподвижники, праведнее и почетнее которых, уже никогда не будет в этой общине. Вместе с этим, нет ни одного достоверного довода на то, что кто-либо из этих сподвижников или их последователей совершали этот вид табаррука праведными из них. Поэтому это стало их единогласным мнением в том, что такой вид табаррука праведниками не узаконен». [«аль-И’тисам» 2/8-9].
3) Так почему же все сподвижники и их последователи без исключения, избегали совершения табаррука праведными из них??! Потому что они знали, что физически благодатное тело – это отличительная черта пророков. И каким бы великим праведник ни был, он не достигает степени пророков*, потому что пророчество – это та грань, которая не достигается лишь праведностью и собственным трудом, но Аллах наделяет пророчеством кого пожелает.
*[Не согласны с этим только некоторые из суфийских тарикатов, которые считают, что некоторые праведники выше по положению, чем пророки. См. «"Шарх 'акыда ат-Тахауия", с. 493-495].
Поэтому сказал имам аш-Шатыби: «Исходя из этого, в этом вопросе нельзя проводить аналогию между пророками и праведниками и это является нововведением. Тот же, кто разрешит табаррук праведниками, пусть разрешит также женитьбу более чем на четырех женах одновременно. Это потому что то и другое, было отличительным свойством пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от остальных людей». [«аль-И’тисам» 2/9].
Сказал имам Ибн Ражаб: «То же самое касается и того, чтобы искать благодати от тех предметов, которые остались от праведника, и которыми он пользовался. Сподвижники делали такой табаррук только пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и не делали такой табаррук другими сподвижниками. Так же и последователи не делали такого со сподвижниками, несмотря на величие и почет последних. Все это указывает на то, что физическое благословение – это отличительное свойство пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому они искали благодати, используя воду, оставшуюся после его омовения, а также, используя его волосы и т.п.». [«аль-Хикам уль-Джадира» с. 55].
4) Шариат не узаконил табаррук праведниками, чтобы закрыть этим дверь к их излишнему возвеличиванию, которое, в конце концов, приводит к многобожию.
Сказал имам аш-Шатыби: «Это потому что простой народ не умеет останавливаться у черты и переходит все границы так, что у них появляется убеждение в сверхъестественной благодати праведника, хотя на самом деле ничего подобного не существует». [«аль-И’тисам» 2/9].
Поэтому известно, что некоторые из крайних суфиев, последователей Халляджа, перешли все границы относительно него, и начали делать табаррук его мочой и калом, обтирая ими свои лица так, что, в конце концов, объявили, что он является божеством. [См. «аль-И’тисам» 2/10].
5) И еще одним фактором, доказывающим несостоятельность физического табаррука праведниками, является то, что никто не способен провести ту черту праведности, достигнув которую, тело праведника становится благодатным.
Поэтому, знай, брат мой, что никто из мусульман и их ученых не разрешает этот вид табаррука праведниками. [Кроме некоторых из ученых, как ан-Науауи, Ибн Хаджар, Аль-Мазири и Кады ‘Ияд. Эти имамы, несмотря на свое величие, ошиблись в этом вопросе, за что их порицали остальные имамы Сунны. Также, необходимо отметить, что эти имамы разрешали этот табаррук в общем, не позволяя крайние его виды]. Разрешают это и яростно защищают свою позицию только нововведенцы, а конкретнее суфии и рафидиты (крайние шииты). А пример в этом они взяли с многобожников, из числа персов, греков и арабов времен невежества.
Поэтому, ты можешь увидеть, как трепетно суфии относятся к своим имамам и лидерам. Они целуют их руки, трутся об них, растирают на свои части тела их слюну и пот, не говоря уже о тех мерзостях, которые совершают их имамы со своими учениками (мюридами). Когда же этот их имам умирает, они собираются вокруг его могилы, имея убеждение, что его благодать переходит на почву его могилы, на ее оградку, на почву вокруг могилы.
Если ты удивился этому, брат мой, то знай, что удивляешься этому не только ты, но и любой нормальной человек. Именно поэтому покойника стараются вынести из дома скорее, не дожидаясь, пока от него «начнет исходить благодать». Однако, вся проблема в том, что суфии живут в иллюзиях и чудесных представлениях.
И последнее, что необходимо разъяснить в этом разделе то, что физический табаррук праведниками может быть двух видов:
1) Если человек имеет убеждение, что сам по себе праведник не обладает физическим благословением, но этим благословением его наделил Аллах, тогда это убеждение является нововведением, заблуждением и малым многобожием (которое не выводит человека из Ислама). Но если вместе с этим, человек считает, что этот праведник не просто благодатен, но еще и управляет чем-то из бытия, или способен приносить пользу или вред, или является посредником между человеком и Аллахом, тогда это большое многобожие.
2) Если человек имеет убеждение, что праведник является благодатным сам по себе, и благодать его не от Аллаха, тогда это большое многобожие, не совместимое с Исламом.