Осталось ли что-либо из вещей пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на сегодняшний день?
Вначале необходимо отметить, что узаконенность табаррука тем, что осталось от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) остается действительной и сегодня. Узаконенность этого не ограничивается лишь на сподвижниках и их последователях, так как на это ограничение нет каких-либо доводов.
Однако, здесь необходимо обратить внимание на несколько пунктов:
1) ‘Амр ибн аль-Харис рассказывал: «Не оставил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни рабыню и ничего, кроме белой мулицы, своего оружия и земли, которую он оставил в качестве милостыни». (Бухари 3098; Ахмад 18458).
Это сообщение, безусловно, указывает на то, что вещей пророка (да благословит его Аллах и приветствует) после его смерти осталось очень немного.
2) Достоверно установлена утрата многих из этих вещей с течением веков, по причине войн, смут и т.п.
Из этого можно упомянуть перстень [Бухари 5873; Муслим 5476; со слов Ибн ‘Умара] (его утерял ‘Усман ибн ‘Аффан, обронив его в колодец Арис), его накидку и палку [См. «Тарих уль-хуляфа» ас-Суюты с. 467] (они были утеряны в конце правления Аббасидов, во время наступления монголов и возникшего вследствие этого пожара в Багдаде в 656 г/х). Также утеряны его сандалии, что произошло во время смуты Тимерлана в Дамаске в 803 г/х.
3) Также, утрате этих предметов способствовало то, что многие сподвижники завещали положить то, что было из этого у них, вместе с ними в могилу.
4) Многие историки явно заявляют о невозможности подтверждения того, что некоторые из предметов, имеющихся сегодня в музеях, и приписываемых к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), действительно принадлежали ему. [«аль-Асар ун-Набауия» с. 89-96].
5) Поэтому шейх аль-Албани сказал: «И мы знаем о том, что предметы, оставшиеся после него, как его одежда или волосы и т.п. утеряны, и никто сегодня не способен доказать наличие чего-либо из этого бесспорным доводом». [«ат-Тауассуль» с. 144].
Но здесь необходимо отметить, что самая великая благодать заключается в том, чтобы уверовать в пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и последовать за ним, изучая его религию. Ведь его религия – это самое великое и ценное из того, что он оставил после себя.
[Примечание не из книги]:
Ибн Тулун в своей книге «Муфаккаха ал-Хуллан фи Хавадис аз-Заман» упомянул события 919 года, когда после утверждения о том, что один из них обладает кубком, а другой посохом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выяснилось, что они не были пророческими вещами. Это были вещи, принадлежавшие Лайсу б. Са’д!!.
Некоторые халифы и великие сподвижники хранили реликвии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но многие из них были утеряны во время войн и смут, которые выпали на долю исламских стран.
Например, во время своего нападения на Багдад (в 656 году по хиджре) татары сожгли плащ Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А когда Тамерлан напал на Дамаск (в 803 году по хиджре) исчезла обувь, которая якобы принадлежала Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Поэтому имамы сомневаются в подлинности вещей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые сохранились до наших дней, а некоторые из них уверены, что это не его вещи.
Ибн Касир – да смилостивится над ним Аллах, – говоря об одеждах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я говорю: неизвестно что случилось с тремя этими одеждами потом». «Ал-Бидайа ван-Нихайа» (6/10) и «ас-Сира ан-Набавийа» (4/713).
Ас-Суйуты сказал:«Этот плащ хранился у халифов. Он переходил от одного халифа к другому, и они накидывали его на свои плечи. Этот плащ находился на Муктадире, когда его убили, и был забрызган кровью. Я думаю, что он пропал во время нашествия татар… Воистину мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение!». Источник: «Тарих ал-Хулафа» (стр. 14).
Ученый Ахмад Тимур Паша после того, как назвал реликвии, принадлежавшие Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и хранящиеся в Константинополе (Стамбул) говорит:
«Вероятно некоторые из этих предметов подлинные, но мы не видели ни одного из авторитетных ученых, который утверждал бы о подлинности или недостоверности этих вещей, и только Всевышний Аллах знает о них. Но мы не можем скрывать сомнения насчёт некоторых из этих вещей». Источник: «ал-Асар ан-Набавийа» (стр. 78).
Затем он сказал на странице 82 — после того, как привёл рассказы о поисках благословения (табаррук) сподвижниками от волос Посланника, да благословит его Аллах и приветствует:
«Нет доказательств того, что волосы, которые в настоящее время находятся среди людей, подлинные: до них дошла часть волос, что были разделены между сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. Весьма затруднительно сказать какие из них являются подлинными, а какие нет».
Шейх ал-Альбани – да смилостивится над ним Аллах – сказал:
«Необходимо отметить, что мы считаем дозволенным табаррук (поиск благословения) от реликвий, оставшихся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и мы не порицаем это, вопреки ошибочным представлениям наших противников. Однако при поиске благословения необходимо придерживаться определённых условий, включая следующие:
Правильная вера, которая принимается у Аллаха. Тому, кто не является мусульманином, искренне исповедующим Ислам, Аллах не даст никакого блага от такого поиска благословения.
Другое условие: ищущий благословение должен использовать для этого подлинные реликвии, которые принадлежали именно Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.
Нам известно, что реликвии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, такие как одежда, волосы и т.д., были утеряны, и нельзя утверждать с уверенностью, что эти вещи сохранились». Источник: Ат-Тавассуль (1/145).
Шейх Салих ал-Фавзан – да сохранит его Аллах – в статье «Комментарии к замечаниям шейха Мухаммада ал-Маджзуба б. Мустофа» сказал:
«Что касается того, что отделилось от тела Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или вещей, которые находились в контакте с его телом, то от них можно получить благо, если они действительно принадлежали Пророку и сохранились после его смерти. Однако большая часть этих вещей не сохранилась после его смерти. Что касается утверждений некоторых современных шарлатанов о том, что всё ещё существуют его волосы и другие реликвии, то это ложные заявления, для которых нет никаких доказательств.
Эти реликвии не сохранились, т.к. прошло много времени, и очевидно, что они истлели или были утеряны. А у тех, кто утверждает обратное, отсутствуют доказательства.
Источник: «Ал-Байан ли Ахтоъ Ба’д аль-Куттаб» (стр. 154).
В главе «Существует ли в настоящее время какая либо реликвия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» доктор Насир б. Абд ар-Рахман аль-Джади’ (книга «Табаррук, его виды и ахкамы», стр. 256-260) говорит о наличии сомнений в том, что реликвии, которые существуют сегодня, действительно принадлежали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Он утверждает, что много реликвий посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с течением веков исчезло по причине утери, войн или смут.
[Конец примечания].
Табаррук праведниками.