Прижимание к месту, находящемуся между углом и дверью.
38Паломник может прижаться к месту, находящемуся между Углом, (куда вделан Черный камень), и Дверью (Каабы): возложить на него свою грудь, лицо и предплечья.
[Об этом передается от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, через два пути передачи, которые поднимают степень достоверности хадиса до уровня «хороший хадис». Также этот хадис усиливается тем, что так поступала целая группа сподвижников. Среди них Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, который сказал: «Это место прикладывания (мултазам) между Углом и Дверью». Также достоверно передается, что так поступал ‘Урва бин аз-Зубайр. Обо всем этом сказано в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 2138).
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своем труде «Мансик» (стр. 387) пишет: «Если он (т.е. паломник – прим. переводчика) желает подойти к аль-мултазам, которое находится между Черным камнем и Дверью (Каабы), возлагая на это место грудь, лицо, предплечья и ладони, взывая с мольбами ко Всевышнему Аллаху и обращаясь к Нему со своими нуждами, то он может так поступить. Он может сделать это до прощального обхода Каабы (таваф аль-вада), поскольку нет никакой разницы, совершит ли он это во время прощального обхода или в какое-то другое время. Сподвижники поступали так по прибытии в Мекку…А если он встанет около Двери (Каабы) и обратится там с мольбами, не прикладываясь к Дому (Аллаха), то это тоже хорошо. Когда же он будет уходить, то ему не следует стоять, поворачиваться и идти задом наперед»].
39Нет каких-либо определенных слов поминания Аллаха при совершении обхода Каабы. Паломник может читать из Корана и из слов поминания Аллаха то, что пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Обход Дома (Аллаха) является молитвой (салят), за исключением того, что Аллах разрешил во время него разговаривать. Тот же, кто (во время обхода Каабы) будет разговаривать, пусть говорит только благое», а в другой версии хадиса передается: «…пусть во время него поменьше говорит».
[Об этом передали ат-Тирмизи и другие (мухаддисы). Вторую версию хадиса привел ат-Табарани. Этот хадис является достоверным, как я установил в «аль-Ирва» 21.
Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Во время него (т.е. обхода Каабы – прим. переводчика) нет каких-то определенных слов поминания Аллаха, которые передавались бы от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, в качестве его велений, высказываний либо обучения. Наоборот, паломник во время обхода Каабы взывает к Аллаху с любыми мольбами, которые установлены в Шариате. Что же касается упоминаемой многими людьми определенной мольбы, которая произносится под водостоком Каабы и т.п., то у нее нет оснований (в Шариате)»].
40Нельзя совершать обход Каабы обнаженному человеку либо женщине во время месячных, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Начиная со следующего года) ни один обнаженный не совершит обход Дома (Аллаха)».[Согласованный хадис, передаваемый от Абу Хурайры. Его также передал ат-Тирмизи от ‘Али и Ибн ‘Аббаса. Источники и передатчики данного хадиса приведены в «аль-Ирва» 1102], а во время прощального паломничества он сказал Айше, когда она прибыла для совершения ‘умры: «Выполняй все, что делает паломник, но только не обходи Дом(Аллаха) [и не молись,] пока не очистишься!».
[Согласованный хадис, передаваемый от Айши. Аль-Бухари также привел его от Джабира, и дополнение (в квадратных скобках) принадлежит ему. Источники и передатчики данного хадиса приведены в «аль-Ирва» 191].
41Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо, направляется к месту (стояния) Ибрахима и читает: «Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла»
«Избирите же место (стояния) Ибрахима местом моления» (сура «Корова», аят 125).
42Он становится так, чтобы место (стояния) Ибрахима было между ним и Каабой и совершает около него намаз в два рак’ата.
43Он читает в них (суры, начинающиеся со слов): قل يا أيها الكافرون «Скажи: «О вы, неверующие!…»»1 и قل هو الله أحد «Скажи: «Он, Аллах, Один…»»2.
1 [Прим. переводчика: 109 сура «аль-Кяфирун» («Неверующие»)].
2 [Прим. переводчика: 112 сура «аль-Ихлас» («Очищение веры»)].
44Ни в коем случае нельзя здесь проходить перед молящимся, а также нельзя никому позволять проходить перед собой, если молишься сам, из-за соответствующего запрета, содержащегося в хадисах, которые носят общий характер, а также из-за отсутствия установленного исключения, которое действовало бы в отношении Заповедной Мечети, а тем более всей Мекки!
[См. предисловие, а также первоисточник данной книги].
45Затем, закончив молиться, паломник идет к источнику Зам-Зам, пьет из него воду и льет ее себе на голову. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Вода Зам-Зам для того, для чего ее пьют».[Этот хадис является достоверным, о чем сказала целая группа имамов. Я привел его источники и указал на пути его передачи в «Ирва аль-Галиль» (1123), а один из них в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» № 883].
Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, также сказал: «Поистине, она (т.е. вода Зам-Зам – прим. переводчика) благословенна, являясь пищей, которая питает [, и исцелением от болезней]. [Достоверный хадис, который передали ат-Тайалиси и другие (мухаддисы). Он содержится в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» в разделе, где приведен хадис № 1056].
Кроме того, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха: «Лучшей водой на земле является вода Зам-Зам. В ней один из видов пищи и исцеление от болезней».[Этот хадис передали ад-Дийа (аль-Макдиси) в «аль-Мухтара» и другие (мухаддисы). Он приведен в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» № 1056].
46 Затем паломник возвращается к Черному камню, произносит такбир и прикасается к нему так же, как было разъяснено ранее.
13 Ритуальное прохождение (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой.
47Затем паломник возвращается назад, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего:
«Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим»
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или умру, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий» (сура «Корова», аят 158), а также говорит: «Набда'у би-ма бада'а-Ллаху би-хи»
«Мы начинаем с того, с чего начал Аллах»
48 Затем он начинает (обряд сай) с ас-Сафы и поднимается на нее, пока не увидит Каабу.
[В наши дни нелегко увидеть Каабу с ас-Сафы. Исключение составляют лишь некоторые места на ней. Каабу можно увидеть лишь со столбов, которые поддерживают второй этаж Заповедной Мечети. Кому удастся увидеть Каабу, тот достиг Сунны. Однако не будет греха на том, кто приложит усилия, но не сможет увидеть Каабу].
49Он обращается лицом к Каабе, произносит свидетельство единобожия и возвеличивает Аллаха (такбир), говоря:
«Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку уа ляхуль хамду йухьйи уа йумиту уа хууа ‘аля кулли шай’ин кадиир! Ля иляха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху анджаза ваъдаху уа насара ‘абдаху уа хазамаль ахзаба уахдаху»
«Аллах Превелик, Аллах Превелик, Аллах Превелик!
Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища! Он выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена».
[В книге «аль-Азкар» дополнительно приведены следующие слова: «Ля иляха илля-Ллаху уа ля на’буду илля иййаху…» («Нет божества, кроме Аллаха. Мы не поклоняемся никому, кроме Него…» и т.д.). Я не увидел этого дополнения ни в одном из путей передачи хадиса: ни у Муслима, ни у других (мухаддисов), кто привел данный хадис. Вышеупомянутые слова содержатся в длинном хадисе, рассказанном Джабиром, а это противоречит тому, кто ошибочно снабдил его следующим примечанием: «Этот хадис передали Муслим и…»].
Паломник произносит вышеприведенные слова три раза и обращается к Аллаху с мольбами в промежутках между ними.
[Т.е. после слов мольбы, содержащих свидетельство единобожия (тахлилят), паломник может обратиться к Аллаху с теми мольбами о благе в этом мире и в Последней жизни, которые он пожелает. Лучше, если эти мольбы будут такими, которые передаются от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, либо от праведных предшественников].
50 Затем он спускается, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сай, ибо Аллах предписал вам сай». [Это достоверный хадис. Те, кто говорят об обратном, ошибаются. Его источники и цепочки передатчиков приведены в «аль-Ирва» 1072].
51 Он идет шагом до указателя, который находится слева и справа и обозначен зеленым цветом. Дойдя до первой отметки, он начинает быстро бежать, пока не достигнет следующей отметки. Во времена пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, на этом участке находилось пересохшее вади аль-Абтах, дно которого было усыпано мелкими камешками. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал:«(Вади) аль-Абтах следует преодолевать быстро».
[Этот хадис привели ан-Насаи и другие (мухаддисы). Он также приведен в «аль-Хадж аль-Кябир».
Полезное примечание: в книге «аль-Мугни» (3/394) Ибн Кудамы аль-Макдиси написано: «Обход Каабы (таваф) женщинами и их прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой (сай) от начала и до конца совершается обычным шагом. Ибн аль-Мунзир сказал: «Ученые сошлись в том, что женщинам не предписано обходить Каабу быстрым шагом (первые три круга), бежать (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажать при обходе Каабы правое плечо. Они единодушны в этом потому, что в своей основе во время этих обрядов становится видна кожа, что нецелесообразно для женщин, поскольку от них требуется закрывать (свое тело). Что же касается обхода Каабы быстрым шагом, бега (через вади) между ас-Сафой и аль-Марвой и обнажения правого плеча, то во время этих обрядов открывается кожа ».
В «аль-Маджму» (8/75) ан-Навави содержится свидетельство, что по этому вопросу среди последователей шафиитского мазхаба есть разногласия. В частности, он сказал: «Поистине, существуют два мнения по этому вопросу. Первое, являющееся правильным, разделяет большинство ученых (шафиитского мазхаба): женщина не бежит (через вади) во время сая. Наоборот, она проходит обычным шагом все расстояние как ночью, так и днем. Второе мнение состоит в следующем: если женщина совершает сай ночью, когда место совершения сая свободно (от посторонних мужчин), то ей желательно выполнить этот обряд подобно тому, как его совершают мужчины».
Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу сказать, что возможно второе мнение ближе всего (к истине), поскольку шариатская основа обряда сай восходит к тому саю, который совершила Хаджар, мать Исмаила, искавшая воду для своего мучимого жаждой сына, о чем говорится в хадисе Ибн ‘Аббаса: «Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к вади и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла вади, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз». (Далее) Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал, что пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Вот почему люди бегают между ними». («Сахих» аль-Бухари, «Книга рассказов о пророках»)].
После этого паломник идет обычным шагом, пока не достигнет аль-Марвы. Он поднимается на нее и совершает здесь все то же самое, что и на ас-Сафе: обращается лицом к Каабе, произносит такбиры и свидетельство единобожия и обращается к Аллаху с мольбами*. Это прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой считается за один раз.
*[Что касается того, чтобы отсюда смотреть на Каабу, то это в наши дни невозможно, поскольку паломника и Каабу разделяет та постройка, о которой речь шла ранее. Ему следует постараться обратиться к Каабе лицом, однако он не должен поступать так, как делают сбитые с толку люди, поднимающие свой взор и руки к небу!!!].
52Затем он возвращается назад, пока не поднимется на ас-Сафу: он проходит обычным шагом то место, где следует идти шагом, и бежит в том месте, которое предназначено для сая. Это будет считаться вторым прохождением между ас-Сафой и аль-Марвой.
53 Затем он возвращается на аль-Марву. И так он поступает до тех пор, пока не совершит семь прохождений, последнее из которых завершится на аль-Марве.
54Дозволено совершать прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой на передвижном средстве. Однако пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха, нравилось совершать этот обряд пешком. [Об этом передал Абу Нуайм в своем дополнении к «Сахиху» Муслима].
55Если паломник во время обряда сай обратится к Аллаху с такой мольбой:
«Рабби-гфир ва-рхам, иннакя анта-ль-а’аззу-ль-акрам»
«Господи, прости и помилуй, ибо Ты – Самый Великий и Великодушный!», – то в этом нет ничего плохого, поскольку эта мольба установлена от целой группы праведных предшественников.
[Эту мольбу привел Ибн Абу Шейба (4/68, 69) от Ибн Масуда и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, через два достоверных иснада, а также от аль-Мусаййаба бин Рафи и ‘Урвы бин аз-Зубайра. Кроме того, ат-Табарани привел эту мольбу в форме «марфу» (т.е. восходящую к пророку – прим. переводчика), однако через слабый иснад, о чем сказано в «аль-Маджму» 3/248].
56Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он укорачивает волосы на своей голове*, и на том его умра заканчивается. Ему становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама, и он продолжает пребывать, не находясь в состоянии ихрама, до наступления дня ат-тарвия (т.е. до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика).
*[Либо бреет голову, если между его умрой и хаджем достаточный промежуток времени, чтобы волосы могли отрасти. См. «Фатх аль-Бари», 3/444].
57 Тот, кто вошел в состояние ихрама, не намереваясь совместить умру с хаджем, и не пригнал с собой жертвенного животного из места своего проживания, должен выйти из состояния ихрама, следуя приказу пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и избегая того, что вызвало его гнев. Тот же, кто пригнал с собой жертвенное животное, продолжает пребывать в состоянии ихрама и выходит из него только после того, как совершит ритуальное бросание камешков в День Жертвоприношения.
14 Провозглашение тальбии для совершения Хаджа в день ат-Тарвия.
58Когда наступит день ат-тарвия, соответствующий 8-ому числу месяца Зу-ль-Хиджа, паломник входит в состояние ихрама и провозглашает тальбию для совершения хаджа. Он делает все то же самое, что делал в микате при вхождении в состояние ихрама для совершения умры: полное омовение, умащение благовониями, облачение в изар и риду и произнесение тальбии. Он не прекращает произносить тальбию, пока не бросит камешки в большой столб (джамрат аль-акаба).
59Паломник входит в состояние ихрама в том месте, где он остановился для проживания. Люди, проживающие в Мекке, входят в состояние ихрама в ней.
60 Затем он отправляется в Мину и совершает в ней полуденный намаз (зухр). Он ночует в Мине и совершает в ней остальные пять намазов, сокращая их, но не совмещая.
Перемещение к Арафату.
61После восхода солнца в День Арафата паломник направляется к Арафату, произнося тальбию и такбир. Так поступали сподвижники пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, когда он находился среди них во время прощального хаджа: он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, не порицал ни того, кто произносил слова тальбии, ни того, кто произносил такбир. [Об этом передали аль-Бухари и Муслим].
62 Затем он останавливается в Намире* – местечке поблизости от Арафата, не относящемся к территории Арафата – и остается там до полудня.
*[Эту остановку (в Намире) и следующую остановку (в вади Урана) в наши дни затруднительно совершить из-за огромного стечения народа. Поэтому если паломник минует их, направляясь к Арафату, то на нем не будет греха, если пожелает Аллах. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в «аль-Фатава» (26/168) сказал: «То, что заключает в себе Сунна посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха: пребывание в Мине в день ат-тарвия, ночевка в ней перед наступлением Дня Арафата, затем пребывание до полудня в (вади) Урана, которое находится между аль-Маш'ар аль-Харамом и Арафатом, перемещение оттуда к Арафату, проповедь (хутба) и два намаза по пути на Арафат внутри вади Урана, – среди исламских правоведов подобно иджме (единодушному мнению), хотя многие авторы не акцентируют на этом внимание, а большинство людей не знают об этом из-за широкого распространения выдуманных в религии обычаев»].
63Как только солнце начнет клониться (к закату [Прим. переводчика: т.е. сразу же после полудня]), паломник отправляется к (вади) Урана и там останавливается [См. предпоследнее примечание, выше в 62 пункте].
Это место находится перед Арафатом. В нем имам обращается к людям с соответствующей проповедью (хутба).
64 Затем имам совершает вместе с людьми полуденный (зухр) и предвечерний намазы (‘аср), сокращая и совмещая их во время, отведенное для полуденного намаза.
64Для обоих этих намазов возвещается один азан и два икамата.
66 Между двумя этими намазами не совершаются никакие другие намазы.
[Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) хочу отметить, что также от него, да пребудет над мир и благословение Аллаха, ничего не передается о совершении дополнительных молитв перед обязательным полуденным намазом или после обязательного предвечернего намаза ни здесь (во время хаджа), ни в остальных его поездках. Также не установлено, чтобы он, да пребудет над мир и благословение Аллаха, находясь в пути, совершал какие-либо дополнительные молитвы, за исключением двух дополнительных (сунна) рак’атов перед обязательным рассветным намазом (фаджр) и намаза аль-витр].
67Тот, кому не удастся совершить эти два намаза с имамом, точно так же совершает их один либо вместе с подобными ему людьми, которые находятся рядом.
[Об этом передал аль-Бухари от Ибн ‘Умара в форме «муалляк»].
Стояние на Арафате.
68 Затем паломник направляется на Арафат и останавливается около больших камней, рассеянных у подножия горы ар-Рахма (джабаль ар-Рахма). Если же ему не удастся это сделать, то вся (долина) Арафат является местом стояния.
69Он стоит, обратившись лицом к кибле, воздев вверх руки, взывая с мольбами к Аллаху и произнося тальбию.
70Он часто произносит тахлиль (т.е. слова «Ля иляха илля-Ллах», «Нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха» – прим. переводчика). Поистине, эти слова являются наилучшей мольбой в День Арафата, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Лучшая (мольба), которую произносил я и пророки (до меня) вечером (‘ашиййа*) в День Арафата (, является следующей):
«Ля иляха илля-Ллаху уахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хууа ‘аля кулли шай’ин кадиир!»
«Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, и Он властен над всем сущим!». [Этот хадис является хорошим либо достоверным. У него есть разные пути передачи, которые я привел в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» № 1503].
*[Прим. переводчика: слово ‘ашиййа и однокоренное с ним слово ‘ашийй означает вторую половину дня, наступающую после полудня. Более подробно см. «Лисан аль-‘араб»].
71Иногда паломнику дозволено добавлять к тальбии следующие слова:
«Иннамаль-хайр, хайру-ль-ахыра» - «Истинное благо – это благо Последней жизни». [Это дозволено, поскольку установлено от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, как разъяснено в первоисточнике данной книги].
72Согласно Сунне стоящий на Арафате не должен поститься в этот день.
73Таким образом, он не перестает поминать Аллаха, произносить тальбию и обращаться с теми мольбами, которые пожелает, надеясь, что Всевышний Аллах включит его в число тех, кто будет освобожден от адского огня, и кем будет хвалиться Аллах перед ангелами, о чем говорится в следующих хадисах:
«Нет (другого такого) дня, когда Аллах освобождал бы от адского огня больше (Своих) рабов, чем в День Арафата. Поистине, Он приближается (к ним), а затем хвалится ими пред ангелами, говоря: “Что хотят эти (люди)?”» [Этот хадис привели Муслим и другие (мухаддисы). См. «ат-Таргиб уа ат-Тархиб» 2/129];
«Поистине, Аллах хвалится людьми на Арафате пред обитателями небес (т.е. ангелами – прим. переводчика) и говорит : “Посмотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне с растрепанными волосами и покрытые пылью!”». [Этот хадис привели Ахмад и другие (мухаддисы). Его назвала достоверным целая группа знатоков хадисов, как я разъяснил в «Тахридж ат-Таргиб уа ат-Тархиб»].
Паломник продолжает все это совершать вплоть до заката солнца.
Перемещение из Арафата.
74После заката солнца паломник перемещается из Арафата в Муздалифу, соблюдая тишину и спокойствие. Он не теснит людей ни собственноручно, ни своим верховым животным, ни своей машиной. Если он найдет свободное место, то начинает двигаться быстрее.
75Добравшись до Муздалифы, он возглашает азан, затем икамат и совершает закатный намаз (магриб) в три рак’ата, после чего возглашает икамат и совершает ночной намаз (‘иша) в сокращенной форме. Тем самым он совмещает закатный и ночной намазы.
76Если паломник разделит два этих намаза по какой-либо причине, то это не навредит ему.
[Об этом сказал шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, поскольку это установлено от пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, в «Сахих» аль-Бухари].
77При этом не следует совершать никаких (дополнительных) молитв ни между двумя этими намазами, ни после ночного намаза (‘иша). [Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Когда паломник прибудет в Муздалифу, при возможности он совершает закатный намаз до того, как усадит верблюда на колени. Затем, когда он усадит его на колени, он совершает ночной намаз. Если же он отложит ночной намаз на некоторое время, то это не навредит ему»].
78Затем он ложится спать до рассвета.
79Как только появятся первые проблески зари, он совершает рассветный намаз (фаджр) в самое раннее время, отведенное для этой молитвы, возгласив азан и икамат.