Краткое изложение хаджа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В этом разделе я добавил некоторые обряды хаджа, которые были разъяснены в примечаниях к основному тексту книги. Надеюсь, что тем самым читатель извлечет для себя бóльшую пользу, а данный раздел станет полнее, если на то будет воля Всевышнего Аллаха!
[Прим. редактора: обращаю особое внимание читателя на то, что данный раздел книги явлется кратким изложением прощального хаджа пророка, да благословит его Аллах и приветствует].
1-Вхождение в ихрам в одеянии изар и рида.
[Шейх аль-Ислам в «Манасик аль-Хадж» сказал: “В соответствии с Сунной в ихрам входят в одеянии, именуемом изар (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. редактора) и рида (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. редактора): они могут быть как сшитыми, так и несшитыми согласно единодушному мнению имамов”. Наш друг – преподаватель Мечети Пророка – шейх Абдурахман аль-Африкий, да будет милостив к нему Аллах, в своей книге “Таудых аль-Хадж ва аль-Умра” (стр. 44) пишет: “Слово “сшитые” означает наличие на изаре или риде продольного или поперечного шитья. Многие люди ошибаются в данном вопросе, считая, что (находящемуся в ихраме) запрещено все сшитое, т.е. любое одеяние, прошитое ниткой, все равно, покрывает оно какой-либо орган человеческого тела или нет. Тем самым, мнение о том, что абсолютно все сшитое запрещено, является неверным. На самом деле (для находящегося в ихраме) запрещено то, что скроено по форме человеческого тела, например, рубашка, футболка, плащ, бюстгальтер, брюки и все иное, что сшито по форме какого-либо органа человека. Именно такого типа одежду нельзя носить находящемуся в ихраме, даже если она выткана. А что касается того, чтобы пришить что-либо к риде, если она коротка или узка, либо зашить ее, если она порвалась, то это разрешено”].
2-Облачение в эти одежды и умащение себя благовониями до того, как их надеть.
3-Вхождение в состояние ихрама в специальном месте, которое называется микат.
4- Вхождение женщин, у которых месячные или послеродовое кровотечение, в состояние ихрама после совершения полного омовения (гуcль).
5- Вхождение в состояние ихрама с намерением совершить хадж и умру.
[Шейх аль-Ислам в «Манасик аль-Хадж» сказал: “Желательно вступать в состояние ихрама по окончании обязательного или добровольного намаза, если наступило время добровольного намаза, согласно одному из двух мнений ученых. Второе мнение гласит о том, что если паломник совершил обязательный намаз, то он входит в состояние ихрама после завершения этой молитвы. В любом случае, не существует никакого дополнительного намаза, который специально совершается перед вхождением в состояние ихрама. Это мнение ученых является наиболее весомым»].
6- Совершение хаджа, сидя верхом на животном.
7- Совершение хаджа с женщинами и детьми.
8- Произнесение тех же слов тальбии, которые говорил пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Возглашение тальбии громким голосом.
9- Прерывание хаджа в пользу умры тем человеком, который вознамерился совершить хадж аль-ифрад или аль-кыран, если он не гонит с собой жертвенных животных.
10- Совершение обхода Каабы (тауаф аль-кудум) по прибытии в Мекку.
11- Обнажение мужчинами правого плеча во время этого обхода Каабы
12- Прохождение первых трех кругов быстрым шагом (ар-рамль) во время этого обхода Каабы.
13- Произнесение слов: «Аллаху Акбар!» около Черного камня.
14- Целование Черного камня и прикосновение к Йеменскому углу во время каждого круга при обходе Каабы.
15- Совершение намаза в два рак’ата после (этого) обхода Каабы.
16- В первом рак’ате (после «Аль-Фатихи») чтение суры «Аль-Кяфирун» (№109), а во втором - «Аль-Ихлас» (№112).
17- Совершение этого намаза позади места (стояния) Ибрахима (макам Ибрахим).
18- Питье воды (из источника) Зам-Зам и поливание ее себе на голову.
19- Возвращение к Черному камню, чтобы прикоснуться к нему.
20- Стояние на (холме) ас-Сафа, обратившись лицом к Кибле.
21- Поминание Аллаха на ас-Сафе; троекратное произнесение свидетельства единобожия (таухид), возвеличивания Аллаха (такбир), восхваления Аллаха (тахмид) и слов: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль).
22- Семикратное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой.
23- Ритуальный бег (сай) при каждом прохождении между ас-Сафой и аль-Марвой, ступив внутрь пересохшего русла (вади). [Прим. редактора: в настоящее время этот участок пути между холмами ас-Сафа и аль-Марва обозначен зелеными указателями].
24- Стояние на (холме) аль-Марва (, обратившись лицом к Кибле).
25- Такое же поминание Аллаха на аль-Марве, которое было совершено на ас-Сафе.
26- Завершение ритуального бега (сай) на аль-Марве.
27- Выход из состояния ихрама паломника, который совершает хадж ат-таматту’ или хадж аль-кыран, если он не пригнал с собой жертвенное животное, посредством стрижки волос, облачения в обычную одежду и т.п.
28- Выход из состояния ихрама того паломника, который совершает хадж ат-таматту’, посредством стрижки волос, а не бритья головы.
29- Вхождение в состояние ихрама и провозглашение тальбии (с намерением совершить) хадж в день ат-тарвия. [Прим. редактора: т.е. 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа].
30- Отправление (в долину) Мина и ночевка в ней.
З1- Совершение в Мине полуденного (зухр) и остальных пяти предписанных намазов.
32- Перемещение из Мины к Арафату после восхода солнца в День (стояния на) Арафате.
[Прим. редактора: т.е. 9-го числа месяца Зу-ль-Хиджа].
33- Остановка в Намире около Арафата.
34- Совмещение здесь полуденного и предвечернего намазов. Сначала совершается полуденный намаз (зухр), а затем сразу же предвечерний намаз (аср).
35- Стояние на Арафате, не соблюдая пост.
36- Произнесение имамом проповеди (хутбы) (в День стояния) на Арафате.
37- Обращение лицом к Кибле, подняв руки и взывая с мольбами (дуа) к Аллаху, во время стояния на Арафате.
38- Произнесение слов тальбии на Арафате.
39- Отправление из Арафата после захода солнца, сохраняя спокойствие.
40- Совмещение в Муздалифе закатного и вечернего намазов. Сначала совершается вечерний намаз (‘иша), а затем сразу же закатный намаз (магриб).
41- Возглашение икамата перед каждым из этих намазов.
42- Отказ от чтения дополнительных (сунна) молитв между двумя этими намазами.
43- Ночевка в Муздалифе всю ночь.
44- Совершение утреннего намаза (фаджр) при первых проблесках зари.
45- Стояние на аль-Маш’ар аль-Харам, находящейся в пределах Муздалифы, обратившись лицом к Кибле и при этом взывая с мольбами к Аллаху, восхваляя Его (тахмид), возвеличивая Его (такбир), произнося слова: «Ля иляха илля-Ллах» (тахлиль), пока совсем не рассветет.
46- Отправление из аль-Маш’ар аль-Харам до восхода солнца.
47- Прохождение через долину аль-Мухассир немного быстрее, чем обычно.
48- Прибытие к (большому) столбу (для бросания камешков) другой дорогой, отличающейся от той, по которой направлялись к Арафату.
49- Бросание камешков в большой столб (аль-джамрат аль-кубра) в День Жертвоприношения из внутренней части вади до полудня.
50- Бросание камешков размером с аль-хазф.
51- Допустимость бросания камешков после полудня.
52- Бросание камешков из внутренней части вади.
53- Прознесение такбира при каждом броске камешка.
54- Прекращение произносения слов тальбии перед бросанием камешков.
55- Бросание камешков знаменует собой «малый», т.е. частичный выход из состояния ихрама.
56- Бросание камешков в дни ат-ташрик* выполняется после полудня.
*[Прим. редактора: т.е. 11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджа].
57- Паломники, выполняющие хадж аль-кыран или хадж ат-таматту’, совершают жертвоприношение. Тот, кто не может найти жертвенного животного, постится три дня во время хаджа и еще семь – по возвращении домой.
58- Верблюд или корова приносится в жертву от семи человек.
59-Жертвоприношение совершается как в Мине, так и в Мекке.
60- Употребление в пищу мяса животного, принесенного в жертву.
61- Умащение себя благовониями после бросания камешков.
62- Бритье головы.
63- Сбривание волос, начиная с правой стороны головы.
64- Произнесение имамом проповеди (хутбы) (по случаю) Дня Жертвоприношения
65- Отправление в Мекку для совершения основного обхода Каабы (тауаф ас-садр/ тауаф аль-ифада), во время которого не следует идти быстрым шагом (ар-рамль) первые три круга.
66- Ритуальный бег (сай) после основного обхода Каабы, выполняемый тем паломником, который совершает хадж ат-таматту’. Паломник, совершающий хадж аль-кыран, не выполняет этот ритуальный бег.
67- Соблюдение порядка выполнения обрядов хаджа в День Жертвоприношения.
68- Полный и окончательный выход из состояния ихрама после выполнения всех этих обрядов.
69- Питье воды (из источника) Зам-Зам по окончании обхода Каабы.
70- Возвращение в Мину и пребывание в ней в течение трех дней ат-ташрик.
71- Бросание камешков в три столба после полудня в каждый из дней ат-ташрик.
72- Совершение прощального обхода Каабы (тауаф аль-вада’) непосредственно перед отъездом из Мекки домой, во время которого не следует идти быстрым шагом (ар-рамль) первые три круга.
На этом книга завершена. В заключение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Приложение.