Купание и половое осквернение
106. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Водой – от воды (т.е. купаться водой обязательно после выделения спермы)». Этот хадис передал Муслим, а его суть также передал аль-Бухари.[115]
107. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас воссядет между ног женщины и проникнет во влагалище, то он обязан искупаться». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, а в версии последнего также сказано: «…даже если не было семяизвержения».
108. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Умм Сулейм,[116] жена Абу Тальхи, да будет всевышний Аллах доволен ими обоими, сказала: «О Посланник Аллаха! Воистину, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если увидит эротическое сновидение?» Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
109. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о женщине, у которой в результате сновидения, которое бывает и у мужчин, произошло истечение жидкости: «Она должна искупаться». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии последнего также говорится, что Умм Салама спросила: «Разве такое бывает?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Конечно, иначе откуда же появляется сходство [матери и ребенка]?»[117]
110. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, купался в четырех случаях: при половом осквернении, в пятницу, после кровопускания и после купания покойника». Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.
111. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что, когда Сумама ибн Усаль[118] принял ислам, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему искупаться. Этот хадис передал ‘Абд ар-Раззак, а его суть передали аль-Бухари и Муслим.
112. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый совершеннолетний обязан купаться в пятницу». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа.[119]
113. Передают, что Самура,[120] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто в пятницу совершит омовение, тот совершит доброе дело, но еще лучше, если он искупается». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а ат-Тирмизи назвал его хорошим.
114. Передают, что ‘Али, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит ат-Тирмизи, который назвал его хорошим. Ибн Хиббан же назвал хадис достоверным.
115-116. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас после половой близости со своей женой захочет повторить это, то пусть совершит омовение». Этот хадис передал Муслим, а в версии аль-Хакима также сказано: «Это придаст ему сил для повторного полового акта».
Передают также, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засыпал в состоянии полового осквернения, не прикасаясь к воде». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но у него есть скрытые недостатки.[121]
117-118. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, купался после полового осквернения, он прежде всего мыл кисти рук, затем левой рукой мыл половые органы, поливая их водой из правой пригоршни, затем совершал омовение, затем брал немного воды и прочесывал пальцами корни волос, затем выливал на голову три пригоршни воды, затем выливал воду на тело и, наконец, мыл ноги». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.
В хадисе Меймуны, да будет доволен ею всевышний Аллах, также переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится: «…затем он вылил воду на половые органы и помыл их левой рукой, после чего ударил ею по земле». А в другой версии хадиса говорится: «…после чего вытер ее об землю». Там же говорится: «Затем я поднесла ему полотенце, но он отказался взять его и начал стряхивать капли воды рукой».
119. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что она спросила Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «О Посланник Аллаха! Я – женщина и заплетаю волосы в косу. Должна ли я распускать волосы, купаясь после полового осквернения?» Он ответил: «Нет, достаточно вылить на голову три пригоршни воды». Этот хадис передал Муслим, и в одной из версий хадиса сообщается, что речь шла о купании после завершения менструации.
120. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения». Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.
121. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, также рассказывала: «Когда я купалась вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы очиститься от полового осквернения, мы поочередно черпали воду из одного сосуда». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии Ибн Хиббана также говорится: «…и наши руки встречались».
122-123. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Половое осквернение кроется под каждым волосом, поэтому мойте волосы и очищайте кожу». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и оба назвали его слабым. Ахмад передал этот же хадис от ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, но один из его рассказчиков не был известен авторитетным знатокам хадисов.[122]
Глава 9
Очищение песком
124-126. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне даровано пять вещей, которых не был удостоен никто прежде. Я одерживаю победу благодаря страху, который вселяется в сердца моих врагов на расстоянии месяца пути. Вся земля сделана для меня местом поклонения, и вся она сделана для меня чистой, пригодной для очищения, поэтому мои последователи могут молиться везде, где их застанет время молитвы. Мне дозволена военная добыча, что не было дозволено никому из пророков до меня. Мне даровано право заступничества, и, кроме того, прежде каждый пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству». Этот хадис передал аль-Бухари.
В хадисе Хузейфы, переданном Муслимом, говорится: «Земля сделана для нас чистой и пригодной для очищения тогда, когда мы не можем найти воду». Ахмад передал похожий хадис от ‘Али, в котором говорится: «Земля сделана для меня чистой и пригодной для очищения».
127. Передают, что ‘Аммар ибн Йасир,[123] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил меня с неким поручением. Во сне у меня произошло семяизвержение. Я не нашел воду и начал валяться в песке, как это делают животные. Вернувшись к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, я рассказал ему об этом, и он сказал: “Достаточно было сделать руками вот так”. Он один раз ударил ладонями о землю, затем потер левую ладонь о правую, после чего обтер тыльную сторону кистей и лицо». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. А в версии аль-Бухари говорится: «Он ударил ладонями о землю, а затем подул на них и обтер ими лицо и кисти рук».[124]
128. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Очищение песком состоит из двух ударов о землю: первый – для лица, а второй – для рук до локтей». Этот хадис передал ад-Даракутни, и мусульманские богословы пришли к выводу, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Умару, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.
129-130. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Правоверный мусульманин может очищаться песком, если не найдет воду, в течение десяти лет. А когда он найдет воду, то пусть устрашится Аллаха и позволит воде прикоснуться к его коже». Этот хадис передал аль-Баззар. Ибн Каттан назвал его достоверным, с чем не согласился ад-Даракутни, который назвал хадис отосланным. В любом случае, ат-Тирмизи передал похожий хадис от Абу Зарра[125] и назвал его достоверным. Того же мнения был аль-Хаким.[126]
131. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Двое мужчин отправились в путь, а когда наступило время намаза, у них не оказалось с собой воды. Они совершили очищение чистым песком, а затем нашли воду до того, как вышло время намаза. Один из них совершил омовение и повторил намаз, а другой не стал делать этого. Тогда они пришли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказали ему об этом. Тому, кто не повторил намаз, он сказал: «Ты поступил в соответствии с моей Сунной, потому что твоего первого намаза было достаточно». А другому он сказал: «Ты получил двойное вознаграждение». Этот хадис передал Абу Давуд и ан-Насаи.
132. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, истолковывал слова великого и могучего Аллаха «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то искупайтесь. Если же вы больны или находитесь в поездке, если кто-либо из вас справил нужду или имел близость с женщиной и при этом не может найти воду, то совершайте очищение чистым песком, обтирая им лицо и руки» (5:6) и сказал: «Если человек, который получил ранение на пути Аллаха или страдает от ран, окажется в состоянии полового осквернения и будет опасаться, что он умрет, если искупается, то пусть очистится песком». Ад-Даракутни передал прерванную версию этого хадиса, а аль-Баззар – восходящую. Ибн Хузейма и аль-Хаким назвали его достоверным.
133. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «У меня сломалось предплечье, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел мне обтирать руку поверх лубка». Этот хадис передал Ибн Маджа с очень слабой цепочкой рассказчиков.[127]
134. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во время поездки один мужчина ударился головой об камень и разбил голову. Во сне у него произошла поллюция, и он спросил у своих спутников: «Могу ли я очиститься песком?» Они ответили: «Мы думаем, что ты не должен очищаться песком, если можешь искупаться водой». Он искупался и умер. Вернувшись, люди рассказали об этом Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Они убили его! Пусть же Аллах убьет их! Почему они не спросили о том, чего не знали?! Воистину, исцеление невежества – это вопрос. Ему было достаточно очиститься песком, перевязать рану, обтереть повязку и помыть все остальное тело». Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков. Мусульманские богословы расходятся во мнениях по поводу рассказчиков этого хадиса.[128]
135. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Согласно Сунне, человек после очищения песком может совершить только один намаз, а перед следующим намазом он должен вновь совершить очищение песком». Этот хадис передал ад-Даракутни с очень слабой цепочкой рассказчиков.[129]
Глава 10
Менструация
136. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что у Фатимы бинт Абу Хубейш были хронические кровотечения, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей: «Менструальная кровь – темная, и ее можно определить без труда. Когда будет выделяться такая кровь, то воздерживайся от намаза. А когда будет выделяться другая (т.е. алая) кровь, то совершай омовение и молись». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Тем не менее Абу Хатим назвал хадис неприемлемым.[130]
137. Передают, что Асма бинт ‘Умейс,[131] да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сядь над тазом, и если увидишь на поверхности воды желтизну, то искупайся один раз для полуденного и послеполуденного намазов, один раз – для закатного и вечернего намазов, а также один раз – для рассветного намаза. А между ними ты можешь совершать омовение». Этот хадис передал Абу Давуд.[132]
138. Передают, что Хамна бинт Джахш,[133] да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что у нее было очень сильное хроническое кровотечение, и она обратилась за советом к Пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир. Он сказал: «Это – удар дьявола. Придерживайся правил, касающихся менструации, в течение шести-семи дней, а затем искупайся. После того как ты очистишься, совершай намаз и соблюдай пост в течение двадцати трех или двадцати четырех дней, и этого для тебя вполне достаточно. Поступай таким образом каждый месяц, подобно остальным женщинам. Если у тебя хватит сил, то откладывай полуденный намаз и переноси вперед послеполуденный намаз, после чего купайся и объединяй эти намазы. Затем откладывай закатный намаз и переноси вперед вечерний намаз, после чего купайся и также объединяй эти два намаза. Затем еще раз купайся и совершай рассветный намаз». Он добавил: «Из двух способов этот мне нравится больше». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, а аль-Бухари – хорошим.[134]
139. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Умм Хабиба бинт Джахш[135] пожаловалась Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на кровотечение, и он сказал: «Пережди, пока не закончится менструация, а затем искупайся». После этого Умм Хабиба купалась перед каждым намазом. Этот хадис передал Муслим. В версии аль-Бухари говорится: «…и совершай омовение перед каждым намазом». Абу Давуд и другие богословы также передали хадисы с похожим содержанием.[136]
140. Передают, что Умм ‘Атиййа,[137] да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «После очищения от менструаций мы не придавали значения ни мути, ни желтизне». Этот хадис передали аль-Бухари и Абу Давуд, и текст хадиса принадлежит последнему.
141. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что иудеи не садились есть вместе с женщиной, у которой была менструация, и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Делайте все, что угодно, но не вступайте с ними в половую связь». Этот хадис передал Муслим.
142. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Когда у меня была менструация, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, просил меня надеть изар, а затем начинал ласкать меня». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
143. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, сказал о мужчине, который вступил в половую связь с женой во время менструации: «Пусть раздаст динар или полдинара в качестве милостыни». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Аль-Хаким и Ибн Каттан назвали его достоверным, но многие богословы считали, что эти слова принадлежат самому Ибн ‘Аббасу, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.[138]
144. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что то ли в праздник жертвоприношения, то ли в праздник разговения Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел из дома и направился к месту молитвы. По пути ему встретилась группа женщин, и он сказал им: «О женщины, раздавайте милостыню, потому что мне было дано увидеть, что вы составляете большинство адских мучеников!» Они спросили: «Почему же, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Потому что вы часто проклинаете других людей и проявляете неблагодарность по отношению к близким, и я не видел никого из тех, кому недостает ума и совершенства в делах религии, кто более вас был бы способен лишить благоразумного мужчину его разума!» Женщины спросили его: «А в чем же заключается наше несовершенство в делах религии и недостаток нашего ума, о Посланник Аллаха?» В ответ он сказал: «Разве свидетельство женщины не приравнивается к половине свидетельства мужчины?» Они ответили: «Да». Он сказал: «Это из-за того, что у нее не достает ума. А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?» Они ответили: «Да». Он сказал: «А это свидетельствует о ее несовершенстве в делах религии». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
145. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Мы отправились в путь вместе с Посланником Аллаха и не говорили ни о чем, кроме паломничества. Когда мы достигли местечка Сариф, у меня началась менструация и я заплакала. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, зашел ко мне и спросил: “Отчего ты плачешь?” Я ответила: “Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году”. Он сказал: “Наверное, у тебя началось кровотечение”. Я сказала: “Да”. Тогда он сказал: “Воистину, Аллах предписал это всем дочерям Адама, посему делай все, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
146. Передают, что Му‘аз ибн Джабаль, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, что разрешается мужчине, когда у его жены начинается менструация. Он ответил: «Все, что выше изара». Этот хадис передал Абу Давуд, и он же назвал его слабым.[139]
147. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Во времена Пророка женщины с послеродовым кровотечением воздерживались от намаза в течение сорока дней». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит Абу Давуду. Ему же принадлежит и другая версия хадиса, в которой говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказывал нам восполнять намазы, пропущенные по причине послеродового кровотечения». Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным.[140]
Книга 2
Намаз
Глава 1
Сроки намазов
148-150. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Время полуденного намаза начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до того, как длина тени человека станет равна его высоте. Оно продолжается вплоть до наступления послеполуденного намаза. Время послеполуденного намаза длится до тех пор, пока не пожелтеет солнце. Время закатного намаза продолжается вплоть до исчезновения вечерней зари. Время вечернего намаза длится до середины ночи. А время рассветного намаза заходит с началом рассвета и длится до восхода солнца». Этот хадис передал Муслим.
Передают также, что Бурейда,[141] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что некий мужчина спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о временах намазов. Он сказал ему: «Совершай намаз вместе с нами эти два дня». Когда солнце прошло зенит, по его повелению Биляль возвестил призыв на намаз. Затем по его повелению он объявил о начале полуденного намаза. Когда солнце стояло высоко в небе и оставалось белым и ясным, он повелел ему объявить о начале послеполуденного намаза. Когда солнце закатилось, он повелел ему объявить о начале закатного намаза. Когда исчезла вечерняя заря, он повелел объявить о начале вечернего намаза. Когда стала заниматься утренняя заря, он повелел объявить о начале рассветного намаза. На следующий день он повелел объявить о начале полуденного намаза, когда жара начала спадать. Он одобрил откладывание этого намаза до тех пор, когда жара начинает спадать. Он совершил послеполуденный намаз позже, чем в прошлый раз, но солнце все еще находилось высоко в небе. Он совершил закатный намаз перед тем, как исчезнет вечерняя заря. Когда миновала первая треть ночи, он совершил вечерний намаз. А когда заблистала заря, он совершил рассветный намаз, после чего спросил: «Где тот, кто спрашивал о временах намазов?» Мужчина ответил: «Я здесь, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Вы должны совершать намаз в промежутках между этими временами». Этот хадис передал Муслим.
Передают также, что Абу Муса аль-Аш‘ари,[142] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что некий мужчина спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о временах намаза. Он ему ничего не ответил, а когда начала заниматься заря и люди еще почти не узнавали друг друга, он велел объявить о начале рассветного намаза. Когда солнце прошло зенит, он велел объявить о начале полуденного намаза. Кое-кто говорил, что еще полдень, но ему было виднее. Когда солнце находилось высоко в небе, он велел объявить о начале послеполуденного намаза. После заката солнца он велел объявить о начале закатного намаза. А когда исчезла вечерняя заря, он велел объявить о начале вечернего намаза. На следующий день он отложил рассветный намаз почти до восхода солнца. Кое-кто даже говорил, что солнце уже взошло или почти взошло. Затем он отложил полуденный намаз и совершил его незадолго до того времени, когда в прошлый раз совершил послеполуденный намаз. Затем он отложил послеполуденный намаз почти до заката солнца. Кое-кто даже говорил, что солнце уже покраснело. Затем он отложил закатный намаз и совершил его незадолго до исчезновения вечерней зари. Затем он отложил вечерний намаз до истечения первой трети ночи. На утро он позвал того, кто задал ему вопрос, и сказал: «Времена намазов – в промежутках между этими временами».[143]
151-153. Передают, что Абу Барза аль-Аслами,[144] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал послеполуденный намаз, и некоторые из нас успевали возвратиться к себе домой на окраину Медины, когда солнце еще не теряло своей яркости. Он предпочитал медлить с вечерним намазом и неодобрял сон до этой молитвы и беседу после нее. А когда он заканчивал рассветный намаз, молящийся мог узнать сидящего рядом. В этом намазе он обычно читал от шестидесяти до ста аятов». Этот аят передали аль-Бухари и Муслим.[145]
Они же передали хадис Джабира, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором говорится: «Иногда он торопился с вечерним намазом, а иногда медлил с ним. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал намаз пораньше. Когда же люди запаздывали, он задерживал намаз. А рассветный намаз он совершал, когда еще было темно».
Муслим передал хадис Абу Мусы, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором говорится: «Когда начала заниматься заря и люди еще почти не узнавали друг друга, он велел объявить о начале рассветного намаза».
154. Передают, что Рафи‘ ибн Хадидж, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда кто-нибудь из нас заканчивал закатный намаз, который мы совершали вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он еще мог ясно видеть места падения своих стрел». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
155. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, задержал вечерний намаз до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: “Это – подлинное время этого намаза, и если бы только я не боялся обременить моих последователей…”» Этот хадис передал Муслим.
156. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если жара станет сильной, то отложите [полуденный] намаз до тех пор, пока не будет прохладнее, потому что сильная жара наступает от дыхания ада». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
157. Передают, что Рафи‘ ибн Хадидж,[146] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте рассветный намаз, когда уже заблистает заря, и ваше вознаграждение будет еще большим». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.[147]
158-159. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел совершить один рак‘ат рассветного намаза до восхода солнца, успел совершить рассветный намаз. А тот, кто успел совершить один рак‘ат послеполуденного намаза до заката солнца, успел совершить послеполуденный намаз». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что ‘Урва ибн аз-Зубейр рассказывал, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто успел совершить земной поклон послеполуденного намаза до заката солнца или рассветного намаза до восхода солнца, тот успел совершить намаз». Затем один из рассказчиков хадиса сказал: «Под земным поклоном подразумевается рак‘ат». Этот хадис передал Муслим.[148]
160-163. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После рассветного намаза нет намазов до тех пор, пока не взойдет солнце, и после послеполуденного намаза нет намазов до тех пор, пока не закатится солнце». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что ‘Укба ибн ‘Амир,[149] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил нам совершать намаз и хоронить покойников, когда солнце уже начало появляться до тех пор, пока оно полностью не взойдет; когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; когда солнце клонится к закату». Этот хадис передал Муслим.
Имам аш-Шафи‘и, да смилостивится над ним всевышний Аллах, передал хадис Абу Хурейры, да будет доволен им всевышний Аллах, в котором также запрещается намаз в то время, когда солнце находится в зените, но говорится: «…кроме пятницы». Цепочка рассказчиков хадиса слабая, но похожий хадис также передал Абу Давуд со слов Абу Катады, да будет доволен им всевышний Аллах.[150]
164. Передают, что Джубейр ибн Мут‘ым,[151] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О потомки ‘Абд Манафа! Не мешайте никому, кто хочет совершить обход вокруг Каабы или помолиться в любое время дня и ночи». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а ат-Тирмизи и Ибн Хиббан назвали его достоверным.[152]
165. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вечерняя заря – это краснота». Этот хадис передал ад-Даракутни, а Ибн Хузейма и другие богословы признали, что этот хадис является прерванным.[153]
166-167. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Заря бывает двух видов. Это – заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать [рассветный] намаз, а также заря, при которой еще нельзя совершать рассветный намаз и разрешается есть». Этот хадис передали Ибн Хузейма и аль-Хаким, и оба назвали его достоверным.
Аль-Хаким передал похожий хадис со слов Джабира, в котором сообщается, что заря, при которой запрещается есть, «простирается вдоль всего горизонта», а другая заря «появляется в форме волчьего хвоста».
168. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самое лучшее деяние – это намаз, совершенный в начале отведенного для него времени». Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-Хаким, и оба назвали его достоверным. Суть хадиса также передали аль-Бухари и Муслим.[154]
169-170. Передают, что Абу Махзура,[155] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начало отведенного для намаза времени – это благоволение Аллаха, середина его – это милость Аллаха, а конец его – это прощение Аллаха». Этот хадис передал ад-Даракутни с очень слабой цепочкой рассказчиков. Ат-Тирмизи передал похожий хадис от Ибн ‘Умара, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, в котором не говорится о середине отведенного для намаза времени, однако этот хадис также признан слабым.[156]
171-172. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «После того, как забрезжит заря, следует совершать только два рак‘ата». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.
А в версии ‘Абд ар-Раззака говорится: «После наступления рассвета следует совершать только два рак‘ата перед рассветным намазом». Похожий хадис также передал ад-Даракутни от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом.
173-174. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил послеполуденный намаз, а затем зашел в мой дом и совершил еще два рак‘ата. Когда я спросила его об этом, он ответил: “Я был занят и не смог совершить два рак‘ата после полуденного намаза, поэтому я совершил их сейчас”. Я спросила: “Должны ли мы восполнять эти рак‘аты таким образом, если пропустим их?” Он ответил: “Нет”». Этот хадис передал Ахмад, а Абу Давуд передал хадис с похожим содержанием со слов ‘Аишы, да будет доволен ею всевышний Аллах.[157]
Глава 2
Призыв на намаз
175-177. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Абд Раббих,[158] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял решение бить в колокол, хотя это ему было неприятно, потому что именно так поступали христиане, во сне ко мне явился мужчина, на котором было два зеленых покрывала. В руках он нес колокол, и я спросил его: “О раб Аллаха! Не хочешь ли ты продать колокол?” Он спросил: “А что ты будешь делать с ним?” Я сказал: “С его помощью мы будем призывать людей на намаз”. Он сказал: “Не подсказать ли тебе нечто лучшее?” Я ответил: “Конечно”. Он сказал: “Тебе следует сказать: “Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!” (Аллааху акбар! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах!) Затем он помедлил некоторое время, после чего сказал: “Затем тебе следует сказать: “Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Намаз начинается! Намаз начинается! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!” (Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Кад кааматис саляях! Кад кааматис саляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах!) На утро я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о своем сновидении. Он сказал: “Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха. Ступай вместе с Билялем и расскажи ему о своем сновидении, потому что его голос выше твоего”. Я встал вместе с Билялем.[159] Я начал говорить ему эти слова, а он стал призывать людей к намазу. ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, услышал это, находясь в своем доме. Он вышел, волоча за собой накидку, и сказал: “Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной! Я увидел во сне такой же сон”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Хвала Аллаху!”» Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд. Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали его достоверным, причем текст хадиса принадлежит ат-Тирмизи.
В версии Ахмада сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этот сон окажется вещим, если на то будет воля Аллаха». Затем он повелел призывать людей к намазу этими словами, и вольноотпущенник Абу Бакра по имени Биляль стал возвещать призыв на намаз и приглашать Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к намазу. Однажды на рассвете он позвал его на рассветный намаз, но ему ответили, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, все еще спит. Тогда Биляль изо всех сил крикнул: «Намаз лучше сна!» (Ас-саляяту хейрун мин ан-наум). Са‘ид ибн аль-Мусейиб сказал: «Это выражение стало частью призыва на рассветный намаз».
А в хадисе, который Ибн Хузейма передал со слов Анаса, да будет доволен им всевышний Аллах, говорится: «В соответствии с Сунной муэдзин, призывающий на рассветный намаз, после слов “Спешите к успеху!” (Хаййа ‘аляль фаляях) должен сказать: “Намаз лучше сна!” (Ас-саляяту хейрун мин ан-наум)».[160]
178. Передают, что Абу Махзура, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил его призыву на намаз следующим образом: «Аллах превелик! Аллах превелик! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!» (Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах). Затем следует еще раз сказать: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха! Спешите к намазу! Спешите к намазу! Спешите к успеху! Спешите к успеху! Аллах превелик! Аллах превелик! Нет божества, кроме Аллаха!» (Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду ан ляя иляяха илляллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Ашхаду анна мухаммадан расуулюллаах! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляс саляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Хаййаа ‘аляль фаляях! Аллааху акбар! Аллааху акбар! Ляя иляяха илляллаах). Этот хадис передали Муслим, Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. В версии Муслима сообщается, что слова «Аллах превелик!» (Аллааху акбар) в начале призыва на намаз повторяются дважды, а в остальных версиях они повторяются четыре раза.[161]
179. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Билялю было велено произносить слова призыва на намаз четное число раз, а слова объявления о начале намаза – нечетное, кроме слов “Намаз начинается” (Кад кааматис саляях)». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, но последний не упомянул об исключении. В версии этого