Сафий ар-рахмана аль-мубаракпури
(с небольшими изменениями)
Хвала Аллаху, Господу людей и джиннов, Господу всего сущего! Мир и благословение Аллаха господину всех посланников Пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам и всем, кто последовал и последует его путем вплоть до наступления Судного дня!
Мое полное имя Абу Хишам Сафий ар-Рахман ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад Акбар аль-Мубаракпури аль-‘Азами. Я родился в середине 1942 г. в поселке Хусейнабад, расположенном в одной миле к северу от Мубакирпура. Этот город находится в одной из северных провинций Индии в области Азмагар и известен своим кустарным промыслом.
Я начал изучать Коран в родном поселке, где обучался у своего деда и своего дяди по отцовской линии. Затем я поступил в медресе “Арабиа Дар ат-Та‘лим” в Мубаракпуре, где получил начальное исламское образование на арабском и фарсидском языках.
В месяце шавваль 1373 г. по мусульманскому летоисчислению (июнь 1954 г.) я поступил в медресе “Ихйа аль-‘Улум” в Мубаракпуре, где продолжил изучать исламские дисциплины и арабскую литературу. Спустя два года, в месяце шавваль 1375 г. по мусульманскому летоисчислению (май 1956 г.) я поступил в медресе “Файд ‘Аам” в Маунат Банджане (область Азамгар), где получил высшее образование.
После семи лет изучения исламских дисциплин, в месяце ша‘бан 1380 г. по мусульманскому летоисчислению, я получил степень фадилат вышеуказанного института. Сдав с высокими отметками экзамены Государственного Управления по образованию, в 1959 г. я получил степень маулви, а в 1960 г. – степень алима. После изменения в системе арабских школ я дважды в 1976 и 1978 гг. сдал с высокими отметками экзамены Государственного Управления по образованию для получения степени фадил.
Закончив обучение в медресе “Файд ‘Аам” я начал преподавательскую деятельность. Начиная с 1961 г., я давал уроки, читал лекции, выступал с проповедями. Неблагоприятные обстоятельства не позволяли мне долго оставаться на одном месте. С марта 1963 г. я преподавал в медресе “Файд ‘Аам” в Маунат Банджане. В феврале 1966 г. я перевелся в медресе “Дар аль-Хадис” в том же городе. В январе 1969 г. я был назначен на должность директора медресе “Файд аль-‘Улум” в городе Сеони. В 1972 г. мне предложили должность директора моего родного медресе “Арабиа Дар ат-Та‘лим”. Еще через два года мне предложили должность преподавателя в университете “Салафийа Банарас”, в котором я проработал с шавваля 1394 г. по мусульманскому летоисчислению (октябрь 1974 г.) до зу-ль-хиджжы 1408 г. по мусульманскому летоисчислению (июль 1988 г.).
В 1408 г. по мусульманскому летоисчислению при Исламском Университете в г. Медина был создан исследовательский институт “Центр по изучению жизнеописания Пророка”. Меня отобрали для работы в этом институте, где мне было поручено подготовить экциклопедический труд по жизнеописанию Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В этом институте я работаю по сегодняшний день.
По милости Аллаха я начал писать труды богословского характера уже в самом начале моей карьеры. В течение моей преподавательской деятельности я написал около семнадцати книг на языке урду и на арабском языке. Когда в 1980 г. при Университете “Салафийа Банарас” начал издаваться ежемесячный журнал “Мхаддис”, выходящий на языке урду, меня назначили главным редактором этого журнала. Я занимал эту должность вплоть до 1988 г., пока не поступил на работу в Исламский Университет в г. Медина. За этот период я написал целый ряд статей о социологии, истории, политике и религии, которые одобрены общественностью. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!
Господи! Прими наши благодеяния и приумножь их самым прекрасным образом!
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Вечная хвала Аллаху за все зримые и незримые милости! Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам, которые посвятили свои жизни служению религии своего Господа, а также всем, кто последовал их путем и унаследовал от них знание. Воистину, обладатели знания являются наследниками пророков. Прекрасны те, кто оставил такое наследство, и прекрасны наследники!
Этот небольшой труд посвящен хадисам, на которые опирается мусульманское право. Каждый из хадисов я подверг тщательному анализу, дабы всякий, кто заучит их наизусть, отличался от других своими глубокими познаниями. Я сделал все возможное для того, чтобы эта книга стала полезной как для начинающих студентов, так и для знатоков ислама.
После каждого хадиса я указал имена богословов, в чьих сборниках приводятся эти изречения, и надеюсь, что это принесет пользу мусульманам.
Эту книгу я назвал “Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам” (“Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право”). О Аллах, пусть наши знания не будут нам в тягость! И пусть наши деяния помогут нам снискать Твое благоволение!
Книга 1
Очищение
Глава 1
Вода
1. Передают, что Абу Хурейра,[1] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что некий мужчина подошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берем с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?» Он сказал: «Морская вода чиста и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Абу Шейба, и текст хадиса принадлежит последнему. Ибн Хузейма и ат-Тирмизи назвали хадис достоверным. Этот хадис также передали Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад.[2]
2. Передают, что Абу Са‘ид аль-Худри,[3] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Можно ли совершать омовение водой из колодца Буда‘а?» В этот колодец бросали запачканное менструальной кровью белье, дохлых собак и гнилые продукты. Однако в ответ он сказал: «Вода – чистая, и ничто не способно осквернить ее». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а Ахмад назвал его достоверным.[4]
3. Передают, что Абу Умама аль-Бахили,[5] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ничто не способно осквернить воду, пока не изменятся ее запах, вкус или цвет». Этот хадис передал Ибн Маджа, а Абу Хатим назвал его слабым. В версии аль-Бейхаки говорится: «Вода остается чистой, пока попавшие в нее нечистоты не изменят ее запаха, вкуса или цвета».[6]
4. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар,[7] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили, можно ли пользоваться водой в пустыне, у которой собираются хищные звери и другие животные. Он сказал: «Если воды достаточно, чтобы наполнить два кулла (кувшина), то ее невозможно осквернить». В другой версии говорится: «...то она остается чистой». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным.[8]
5. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не купайтесь в стоячей воде, будучи в состоянии полового осквернения». Этот хадис передал Муслим. В версии аль-Бухари говорится: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду, которая не течет, а затем купаться в ней». В одной из версий Муслима говорится: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду, а затем купаться ею». А в версии Абу Давуда говорится: «Вам запрещается мочиться в стоячую воду и купаться в ней, чтобы очиститься от полового осквернения».[9]
6. Передают, что один из сподвижников[10] Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил женщине купаться водой, оставшейся после мужчины, а мужчине – водой, оставшейся после женщины, и велел обеим черпать воду обеими руками вместе. Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи с достоверной цепочкой рассказчиков.[11]
7. Передают, что Ибн ‘Аббас,[12] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, купался водой, оставшейся после [купания] Меймуны,[13] да будет доволен ею всевышний Аллах. Этот хадис передал Муслим. В версии Абу Давуда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи сообщается, что одна из жен Пророка, мир ему и благословение Аллаха, искупалась в тазу. Тут вошел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, который собирался искупаться водой из этого таза. Тогда его жена сказала: «Я была в состоянии полового осквернения». А он ответил: «Вода не оскверняется». Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали хадис достоверным.[14]
8. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Посуду, которую облизала собака, следует мыть семь раз, и первый раз – землей». Этот хадис передал Муслим, и в одной из его версий также сказано: «Если собака облизала вашу посуду, то ее следует опорожнить, а затем помыть семь раз». А в версии ат-Тирмизи говорится: «...первый или последний раз – землей».[15]
9. Передают, что Кабша бинт Ка‘б ибн Малик рассказывала, что однажды к ней вошел Абу Катада,[16] да будет доволен им всевышний Аллах, который был отцом ее мужа. Она налила ему воды для совершения омовения, но тут к воде подошла кошка. Она принялась пить воду, и Абу Катада наклонил сосуд для того, чтобы ей было удобно пить. Он заметил, что Кабша смотрит на него и спросил: «Ты удивлена, племянница?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о кошках: “Они не являются нечистыми. Они суть одни из тех, кто ходит вокруг вас”». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали хадис достоверным.[17]
10. Передают, что Анас ибн Малик,[18] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что некий бедуин начал мочиться в углу мечети и люди принялись криком прогонять его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, остановил их, а когда бедуин перестал мочиться, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел вылить туда ведро воды. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[19]
11. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «Нам разрешается [употреблять в пищу] два вида мертвых животных и два вида крови: мертвую саранчу и мертвую рыбу, а также кровь печени и селезенки». Этот слабый хадис передали Ахмад и Ибн Маджа.[20]
12. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если муха попала в ваше питье, то окуните ее в него полностью, а затем выбросите ее, ибо в одном из ее крыльев – недуг, а в другом – исцеление». Этот хадис передали аль-Бухари и Абу Давуд, и в версии последнего также говорится: «...и муха защищается тем крылом, что несет в себе недуг».[21]
13. Передают, что Абу Вакид ал-Лейси,[22] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Любая часть, отрезанная от живого животного, является мертвой». Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим. Ему же принадлежит и текст хадиса.[23]
Глава 2
Посуда
14. Передают, что Хузейфа ибн аль-Йаман,[24] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из таких блюд, поскольку они – для них (т.е. для неверующих) в этой жизни, а для вас – в будущей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[25]
15. Передают, что Умм Салама,[26] да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В животе у того, кто пьет из серебряного сосуда, клокочет адское пламя». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[27]
16. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда шкуру дубят, она очищается». Этот хадис передал Муслим, а в версии Абу Давуда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджи говорится: «Любая шкура после дубления очищается».[28]
17. Передают, что Салама ибн аль-Мухаббик,[29] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: «В результате дубления шкура подохшего животного становится чистой». Ибн Хиббан назвал этот хадис достоверным.
18. Передают, что Меймуна, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прошел мимо людей, которые волочили по земле барана, и сказал: «Лучше бы вы взяли себе его шкуру». Они ответили: «Он подох». Он же сказал: «Вода и листья акации очистят ее». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи.
19. Передают, что Абу Са‘лаба аль-Хушани,[30] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Мы живем на земле людей писания. Можем ли мы есть из их посуды?» Он ответил: «Не ешьте из нее, если вы можете найти другую посуду. А если нет, то помойте ее, а затем уже ешьте из нее». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[31]
20. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн,[32] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Однажды я отправился в поход вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха. В одну из ночей мы шли так долго, что незадолго до рассвета сделали привал и заснули. Для путешественника нет ничего слаще подобного привала. Мы спали так крепко, что разбудил нас только солнечный жар. Первым проснулся такой-то, потом такой-то, потом такой-то, а потом проснулся ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Он оказался четвертым. Что же касается Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то когда он спал, его не будили, пока он сам не просыпался, ибо мы не знали, что с ним происходит во сне. ‘Умар был строгим человеком. Проснувшись, он увидел, что произошло, и громко закричал: “Аллах превелик!” Он продолжал громко выкрикивать эти слова до тех пор, пока от его крика не проснулся Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Когда люди стали жаловаться ему на то, что случилось, он сказал: “Не беда! Отправляйтесь в путь”. Люди тронулись с места, но через некоторое время он спешился и велел принести ему воды для омовения. Он завершил омовение, а затем прозвучал призыв на намаз, после чего он помолился вместе с людьми. После намаза выяснилось, что один человек оставался в стороне и не молился вместе с остальными. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: “Что помешало тебе совершить намаз вместе с остальными?” Мужчина ответил: “Я осквернился, а воды нет”. Он сказал: “В таком случае ты должен очищаться песком, который заменит тебе воду!” После этого он тронулся в путь, но вскоре люди стали жаловаться ему на то, что их мучает жажда. Тогда он спешился, подозвал к себе одного человека, а также ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими всевышний Аллах, и сказал: “Отправляйтесь на поиски воды!” Они тронулись в путь и через некоторое время встретили какую-то женщину с двумя бурдюками воды, навьюченными на верблюда. Они спросили: “Откуда эта вода?” Женщина ответила: “Я была у воды вчера в это же время, а наши люди идут следом”. Они сказали: “Тогда пошли с нами”. Она спросила: “Куда?” Они ответили: “К Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”. Она спросила: “Это – тот, кого называют отступником от веры отцов?” Они сказали: “Да, это – тот, кого ты имеешь в виду. Пойдем же!” Так они привели женщину к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказали ему о случившемся. Затем женщину попросили сойти с верблюда, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал принести ему какой-нибудь сосуд. Он наполнил его водой из бурдюков женщины, а затем закрыл их верхние отверстия и открыл нижние, сказав людям: “Поите животных и берите воду для себя”. Одни напоили животных, а другие набрали воды для себя, и когда все напились, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дал осквернившемуся сосуд с водой и сказал: “Ступай и облейся этой водой”. Все это время женщина стояла рядом и смотрела на то, что происходит с ее водой. Клянусь Аллахом, когда мы перестали брать у нее воду и заглянули в бурдюки, нам показалось, что воды в них стало еще больше, чем прежде. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал нам: “Соберите для нее что-нибудь!” Люди собрали для нее фиников, муки, савика и сложили все это в тюк, сделанный из одежды. Затем они усадили женщину на ее верблюда и положили этот тюк перед ней, после чего Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Знай, что мы не тронули твою воду, ибо сам Аллах напоил нас!” Вернувшись к родственникам, женщина заперлась у себя в комнате. Они стали спрашивать: “Почему ты уединяешься?” Она ответила: “Я поражена случившимся. В пути меня мне встретились двое мужчин, которые отвели меня к тому, кого называют вероотступником, и он совершил то-то и то-то. Клянусь Аллахом, либо он является величайшим из чародеев, которые живут между этим и тем, либо он действительно является Посланником Аллаха”. При этом она подняла средний и указательный пальцы вверх, имея в виду небеса и землю. После этих событий мусульмане стали совершать набеги на многобожников, живущих поблизости от поселения этой женщины, но обходили стороной ее поселение, а через некоторое время эта женщина сказала своим соплеменникам: “Я вижу, что эти люди не трогают нас неслучайно. Так может быть у вас появится желание принять ислам?” Они послушались ее и обратились в ислам». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[33]
21. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, что, когда у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сломалась чаша, он заделал место трещины серебряной проволокой. Этот хадис передал аль-Бухари.[34]
Глава 3
Нечистоты и их удаление
22. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросили, можно ли изготавливать уксус из вина, и он ответил: «Нет». Этот хадис передали Муслим и ат-Тирмизи, и последний назвал его хорошим и достоверным.[35]
23. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что в день Хейбара Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел Абу Тальхе[36] возвестить людям о том, что Аллах и Его Посланник запрещают им употреблять в пищу мясо домашнего осла, потому что оно – скверное. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[37]
24. Передают, что ‘Амр ибн Хариджа,[38] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь в Мине, сидя на своей верблюдице, а ее слюна стекала по моему плечу». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.[39]
25. Передают, что ‘Аиша,[40] да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Посланник Аллаха смывал семя и в этой же одежде выходил на намаз, а я все еще видела на ней следы мытья». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, а в версии Муслима также говорится: «Я соскабливала семя с одежды Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал в ней намаз». Другая его версия гласит: «Когда семя высыхало, я соскабливала его с одежды ногтями».[41]
26. Передают, что Абу ас-Самх,[42] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мочу грудной девочки надо смывать, а мочу грудного мальчика достаточно окропить водой». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал его достоверным.[43]
27. Передают, что Асма бинт Абу Бакр,[44] да будет всевышний Аллах доволен ею и ее отцом, рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говоря об одежде, на которую попала менструальная кровь, сказал: «Она должна поскаблить ее, постирать в воде и прополоскать, и только после этого она может совершать в ней намаз». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
28. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, сообщил о том, что Хаула[45] спросила: «О Посланник Аллаха! А что если [следы] крови не сойдут?» Он ответил: «Достаточно [смыть] ее водой, а следы крови не причинят тебе вреда». Этот хадис передал ат-Тирмизи, но цепочка рассказчиков хадиса признана слабой.[46]
Глава 4
Омовение
29. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы я не боялся обременить мою моих последователей, то велел бы использовать зубочистку при каждом омовении». Этот хадис передали Малик, Ахмад и ан-Насаи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. Аль-Бухари передал подвешенную версию этого хадиса.[47]
30. Передают, что Хумран,[48] вольноотпущенник ‘Усмана,[49] да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывал, что ‘Усман велел принести ему воды для совершения омовения. Затем он трижды помыл кисти рук, затем прополоскал рот и нос и высморкался, затем трижды помыл лицо, затем трижды помыл правую руку до локтя и то же самое сделал с левой рукой, затем [мокрыми руками] обтер голову, затем трижды помыл правую ногу до щиколотки и то же самое сделал с левой ногой, после чего сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил омовение таким образом, а затем сказал: “Если человек совершит омовение так, как это сделал я, а затем совершит молитву из двух рак‘атов, в которой не станет беседовать с самим собой, то Аллах простит ему совершенные ранее грехи”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
31. Передают, что Абу Хабба рассказывал, что во время омовения ‘Али ибн Абу Талиб,[50] да будет доволен им всевышний Аллах, помыл дочиста кисти рук, затем трижды прополоскал рот и трижды прополоскал нос, затем трижды умыл лицо и трижды помыл предплечья, затем один раз обтер голову, а затем трижды помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: «Я хотел показать вам, как очищался Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи с достоверной цепочкой рассказчиков. Ат-Тирмизи сказал, что это – самое достоверное сообщение по этому вопросу.
32. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд ибн ‘Асым,[51] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что один человек попросил его: «Можешь ли ты показать мне, как совершал омовение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Он ответил: «Да». Затем он велел принести ему воды, а когда ее принесли, то слил немного воды на руки и дважды вымыл их, затем трижды прополоскал рот и нос, затем трижды умыл лицо, затем дважды вымыл каждую руку до локтей, а потом обтер голову, проведя обеими руками спереди назад и в обратном направлении». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В другой версии хадиса говорится: «Он начал обтирать голову с передней части, пока обеими руками не достиг затылка, а затем провел ими в обратном направлении, пока не достиг того места, с которого начал».
33. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр,[52] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывая о том, как следует совершать омовение, сказал: «Затем он (т.е. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) обтер голову и вставил указательные пальцы внутрь ушей, а большими пальцами обтер заднюю поверхность ушей». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.
34. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть высморкается трижды, потому что сатана проводит ночь у него в ноздрях». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна и совершает омовение, пусть высморкается трижды, потому что сатана проводит ночь у него в ноздрях».[53]
35. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо ему не ведомо, где ночевала его рука». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.[54]
36. Передают, что Лакит ибн Сабира,[55] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершай омовение надлежащим образом, мой места между пальцами и тщательно полоскай нос, если только ты не постишься». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. В другой версии Абу Давуда говорится: «Совершая омовение, полоскай рот».
37. Передают, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что во время омовения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочесывал бороду пальцами. Этот хадис передал ат-Тирмизи, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.
38. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли две трети мудда [воды для совершения омовения], и он принялся тщательно растирать руки. Этот хадис передал Ахмад, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.[56]
39. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, брал воду для обтирания ушей, не довольствуясь той, что осталась после обтирания головы. Этот хадис передал аль-Бейхаки с достоверной цепочкой рассказчиков. С этим также согласился ат-Тирмизи. В версии Муслима говорится: «Он прополоскал рот, а затем прополоскал нос и высморкался. Затем он трижды умыл лицо, затем трижды помыл правую руку и трижды помыл левую руку. Затем он взял воду для обтирания головы помимо той, что оставалась у него на руках. Затем он дочиста помыл ноги». Из хадисов известно, что он старался всегда поступать таким образом.[57]
40. Передают, что Ну‘ейм ибн ‘Абдуллах рассказывал, что однажды увидел, как совершал омовение Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах. Он умыл лицо и помыл руки чуть ли не до плечей. Затем он помыл ноги и часть голени, а затем поведал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения мои последователи придут с белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на руках и ногах, сияющими от следов омовения. Если кто-либо из вас может увеличить это сияние, пусть сделает это». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.[58]
41. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, надевая обувь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие дела, любил начинать с правой стороны. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
42. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Надевая одежду и совершая омовение, начинайте с правой стороны». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.
43. Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба,[59] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время омовения обтер переднюю часть головы, чалму и кожаные носки. Этот хадис передал Муслим.[60]
44. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах,[61] да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что во время хаджа Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Начинайте с того, с чего начал Аллах». Ан-Насаи передал эти слова в побудительной форме, а Муслим – в повествовательной.[62]
45. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая омовение, лил воду на локти. Этот хадис передал ад-Даракутни, но цепочка рассказчиков хадиса признана слабой.[63]
46-48. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Намаз не засчитывается тому, кто не совершил омовения, а омовение не засчитывается тому, кто не упомянул имени Аллаха». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и Ибн Маджа со слабой цепочкой рассказчиков. Ат-Тирмизи передал похожий хадис от Са‘ида ибн Зейда[64] и Абу Са‘ида аль-Худри, а Ахмад сказал, что ни одно сообщение на эту тему не заслуживает доверия.[65]
49. Передают, что Тальха ибн Мусарриф[66] рассказывал со слов своего отца и деда[67] о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, полоскал рот и нос раздельно. Этот хадис передал Абу Давуд со слабой цепочкой рассказчиков.
50. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, во время омовения трижды прополоскал рот и высморкался, набирая воды в рот и нос из пригоршни, которой он черпал воду. Это – отрывок длинного хадиса, переданного Абу Давудом и ан-Насаи.
51. Передают, что ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах, налил воду из сосуда на руки и помыл их. Затем он прополоскал рот и нос из одной пригоршни и повторил это три раза. Затем он трижды помыл лицо и дважды помыл руки до локтей. Затем он обтер переднюю и заднюю части головы и помыл ноги до щиколоток, после чего сказал: «Так совершал омовение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[68]
52. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел мужчину, на стопе которого остался участок величиной с ноготь, которого не коснулась вода, и сказал ему: «Вернись и соверши омовение, как следует». Этот хадис передали Абу Давуд и ан-Насаи.
53. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при омовении расходовал один мудд воды, а при купании – от одного са‘ до пяти муддов. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[69]
54. Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб[70], да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник” (ашхаду ан ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху), – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них». Этот хадис передали Муслим и ат-Тирмизи, причем в версии последнего говорится: «Если кто-либо из вас совершит омовение надлежащим образом, а затем скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. О Аллах! Сделай меня одним из тех, кто кается и очищается” (Ашхаду ан ляя иляяха илляллааху вахдаху ляя шариика ляху, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюху. Аллаахумма-дж‘алнии минат-тавваабиина, вадж‘алнии миналь-мутатаххириина), – то перед ним непременно раскроются восемь райских врат, дабы он мог войти туда через любые из них».
Глава 5
Обтирание кожаных носков
55. Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Я находился возле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он совершал омовение, и нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, а он сказал: “Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу”. А затем он обтер поверх их». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.[71]
56. Передают, что аль-Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обтер верхнюю и нижнюю часть кожаных носок. Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа со слабой цепочкой рассказчиков.[72]
57. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, сказал: «Если бы религия основывалась на суждении, то обтирать нижнюю часть кожаных носков было бы логичнее, чем верхнюю, но я видел, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обтирал верхнюю часть своих кожаных носков». Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков.
58. Передают, что Сафван ибн ‘Ассаль,[73] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал: «Когда мы отправлялись в поездку, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказывал нам не снимать кожаные носки в течение трех дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения». Этот хадис передали ан-Насаи и ат-Тирмизи, и текст хадиса принадлежит последнему. Ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали хадис достоверным.
59. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил обтирать кожаные носки в течение трех дней и ночей тем, кто находится в поездке, и одного дня и одной ночи тем, кто находится у себя дома. Этот хадис передал Муслим.
60. Передают, что Саубан,[74] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил военную экспедицию, которая испытала большие трудности от холода. Вернувшись к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, мусульмане пожаловались ему на это, и тогда он повелел обтирать чалму и кожаные носки. Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, а аль-Хаким назвал его достоверным.
61-62. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас совершит омовение и наденет кожаные носки, то пусть обтирает поверх их и совершает в них намаз. А если он не окажется в состоянии полового осквернения, то может не снимать их, если захочет». Этот хадис передали ад-Даракутни и аль-Хаким, и последний назвал его достоверным. Они же передали похожий прерванный хадис со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им всевышний Аллах.
63. Передают, что Абу Бакра,[75] да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил обтирать кожаные носки, надетые после очищения, в течение трех дней и ночей тем, кто находится в поездке, и одного дня и одной ночи тем, кто находится у себя дома. Этот хадис передал ад-Даракутни, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.[76]
64. Передают, что Убей ибн ‘Имара[77] рассказывал, что он спросил Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир: «О Посланник Аллаха! Могу ли я обтирать поверх кожаных носков?» Он ответил: «Да». Он спросил: «В течение одного дня?» Он сказал: «Да». Он спросил: «А в течение двух дней?» Он сказал: «Да». Он спросил: «А в течение трех дней». Он сказал: «Да, ты можешь обтирать их так долго, как пожелаешь». Этот хадис передал Абу Давуд и назвал его несильным.[78]
Глава 6